Не верь и не будет исполняться!

Суеверие – это греховное верование в то, чего нет, не имеющее ничего общего с истиной и правдой. По словам святителя Тихона Задонского, «суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера». Однако даже атеисты нередко предают серьезное значение приметам, гороскопам и другим лжепророчествам. Большинство суеверий вытекает из глубокой языческой старины, когда народ, забывший Бога, поклонялся вместо Творца творению, обожествляя природные стихии, камни, деревья, предметы… Человек верил в придуманных им же добрых и злых духов, не ведая о том, что за этими обманом и фальшью стоят реальные духи – адские. Например, чтобы иметь везение и получить защиту «духов», язычники стучали по дереву. Теперь этот ритуал, трансформировавшийся в постукивание по столу, исполняют не только и не столько люди простые, но, как не странно, и высокообразованные. Множество таких пустоверий появляется, как галлюциногенные грибы после дождя, в настоящее время. Как-то в теленовостях демонстрировалось видео: сотрудники «гаи» терли денежными купюрами по жезлам, чтобы те «притягивали» финансы. Но их полосатые «волшебные» палочки возымели обратный «эффект» и, к потехе лукавого, «обещанная» приметой прибыль после ареста преступников обернулась для них миллионными штрафами. Умопомрачительной трудноизлечимой болезни подобны пришедшие из язычества и фольклора «сглазы» и «порчи». Панический страх перед ними, а также лжепредсказаниями, приметами… постоянно сопровождает суеверов. Они, например, панически шарахаются от черных кошек, в ужасе столбенеют от «сулящих беду» гороскопов и т.д. Смех и только. Но как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Суеверие – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не только смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся».
Когда человек, воспитанный в суеверной атмосфере, переступает порог храма, не оставляя за спиной накопленных пороков и заблуждений, то уподобляется фарисею с фальшивым благочестием. Ибо истинный христианин искренне верует в Господа, исполняет Его заповеди любви к Богу и ближнему, полноценно живет литургической жизнью, участвует в таинствах, священнодействиях, через которые подается благодать Святого Духа или спасительная сила Божия. Он стремится к главной цели – Царству Божию, прилагая духовные усилия. Суеверный же посетитель церкви внешне тоже как бы верует в Господа – крестятся в сторону алтаря. Но стоит на такого мнительного человека «не так» взглянуть и тут же росточек возрождающейся православной веры в его сердце напрочь увядает. Он снова вместо Бога начинает «служить мамоне» – обольстителю. И уж вовсе доходит до непозволительного кощунства, когда утопающий в грехах суеверный посетитель храма, не боясь Бога, начинает наивно высказывать глупые греховные «страшилки» истинно православным прихожанам. От этого действительно страшно, только не от высказанного им вздора, а за него, подошедшего к крайней черте неверия и безумства.
Попадая под власть врага рода человеческого, суеверный прихожанин часто оказывается не способным очиститься от грехов – принести покаяние. Он вместо этого принимается обвинять своих ближних, которые якобы его «сглазили», навели на него «порчу» и даже «довели плохие его, хорошего», до порочной жизни... Говорит, что во всем виноваты обстоятельства, «слепая судьба» и т.д. Более того, не желая слушать пастырское вразумление, суевер, порою начинает поучать священника, то есть, сваливаясь в адскую пропасть, в горделивом безумии отвергает руку помощи.
Случается, люди, поработившие себя суеверным глупостям, обходят стороной приходского священника.  Зато ищут особых монастырских старцев, которые бы дали готовые рецепты для жизни и на себя взяли ответственность за духовное состояние их, таких «чад»… Да и самих старцев суеверы воспринимают по-язычески, как шаманов – самодостаточных божков, забывая о Боге – Вседержителе, Промыслителе и Дарителе самой жизни.
Как еще один вид суеверий религиозного оттенка, на что нельзя не обратить внимания, – это когда люди носят при себе крестики, иконки (чаще в кошельках), пояса с текстом 90-го псалма, не молясь Богу и абсолютно не ведая о сути святынь, но убежденно утверждают, что те «оберегают их от бед». То есть для таких далеких от Церкви людей святыни, предназначенные для молитвенного обращения к Богу, – не что иное, как языческие «обереги», которые, по их убеждению сами по себе обладают некой таинственной защищающей силой…
Невозможно привести всех множественных суеверий, да и не к чему в этой грязи копаться. Главное, надеюсь, удалось, в предостережение, проиллюстрировать: там, где суеверие, нет места спасительной вере в Бога.
На вопрос: «Как можно в такие глупости верить?», суеверы, оправдываясь, отвечают, что приметы и все предсказания сбываются.
Как-то в разговоре с одной женщиной услышал классическое объяснение, как и по какому принципу сбываются суеверия. Она поведала, что, когда в сильный мороз стояла на автобусной остановке, то к ее ногам упал оброненный кем-то фантик и она на следующий день тяжело заболела, неделю пролежав в кровати. Ослепленная суеверием собеседница даже не допустила мысли, что могла заразиться инфекцией через чьи то чихание, кашель, разговор... Подобным образом, находясь в другой обстановке, она могла бы обвинить увиденное число «13» или, на худой конец, заявить, что не с той ноги встала… То есть суеверные люди видят только то, что хотят видеть. Тут уж все по Пушкину: «Обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Или еще один классический пример. Если примета для суевера сегодня не «оправдалась», то он будет ждать день, два, три… и обязательно дождется из 99 девяти не сбывшихся явлений одно «сбывшееся». Для суевера, подверженного самообману и внушению, любая несусветная глупость, в которую он поверил, становится реальной. Он под примету, «предсказание» будет подстраивать весь свой образ жизни и доведет сам себя до того, что они сбудутся. О таком обольщении, отступлении от спасительного учения Господнего апостол Павел писал: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут… и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3-4). Как хочется надеяться, что люди суеверные отрекутся от своих греховных «басен» и обратятся к «здравому учению», которое гласит: «Кто будет веровать (иметь веру воистину православную – Авт.) и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Ин.10, 9). А еще по поводу того, что «суеверия исполняются», очень важно запомнить назидание преподобного Серафима Саровского: «А ты не верь – и не будет исполняться!»


Рецензии
Замечательно. Поучительно. Зелёную дорожку, чтобы прочли многие и сделали соответствующие выводы. Спасибо.

Анна Леун   29.10.2018 07:25     Заявить о нарушении