Ч. 17 Курсом к полюсу

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/09/21/1128

В надводном положении исправили аппаратуру доктора Лайена и одну из радиоантенн. Провентилировали помещения  арктическим воздухом. Избегая мощных льдов, Андерсон вёл подводную лодку на север.

Лёд представлял собой припай, который нёс на себе береговую грязь. «Наутилус» маневрировал, ища глубокие места. Достигли 72 градусов  24 минут северной широты. По-прежнему погружаться было рискованно. Опустившийся густой туман мешал наблюдению за льдом.

Подводная часть глыб льда, которые сверху были угольного цвета, достигала глубины почти 120 футов от поверхности воды. Андерсон меньше всего хотел попасть под их пресс. Когда туман рассеялся, увидели чистую воду на севере, поэтому увеличили скорость до 15 узлов. Но шли по мелководью. Глубины не попадались.
 
Тогда пошли к юго-востоку. Это была зона, контролируемая американскими ВВС и разведывательными судами, поэтому Андерсон приказал вести внимательное наблюдение за воздухом и горизонтом. В случае обнаружения «Наутилуса», секретность операции была бы нарушена.

Редкое явление в Арктике - пошёл дождь. Андерсон, ставший вдруг суеверным, стал гадать, хороший или это плохой признак. Оказалось, что не очень хороший. Неприятность не замедлила появиться: вышла из строя система удаления отходов. Это было очень серьёзно. 116 человек питались три раза в день, отбросов накапливалось много.

Система удаления отходов по своему принципу действия напоминала торпедный аппарат: две крышки, внутренняя и внешняя. Когда одна открыта, вторая, по понятной причине, закрыта. Оказалось, что во внешней крышке застряли два мешка с мусором. Их убрали, и давлением воздуха очистили это отделение.

Медленно, но неуклонно «Наутилус» продвигался к мысу Барроу,  где находился подводный проход в Арктический бассейн. Наконец подводники достигли района, в котором глубины были безопасны для подлёдного плавания.

Андерсон в последний раз посмотрел через перископ на небо. Солнце ещё не взошло, зато луна была во всей красе. Командир подал команду на погружение, «Наутилус» увеличил скорость до 18 узлов. Все чувствовали себя так, как будто с узкой, забитой транспортом, улицы, выбрались на широкое шоссе.

1-го августа шли под паковым льдом.  Командир отдал рулевому долгожданный приказ: «Следовать влево к северу». Прямо по курсу на расстоянии 1094 миль находился Северный полюс. Шли со скоростью двадцать узлов.

Новые приборы д-ра Лайена давали информацию более точную, чем предыдущие. Учёный не отходил от аппаратуры часами. Выяснилось, что паковый лёд толще, чем предполагалось. В некоторых местах льдины проседали на глубину до 125 футов.

 Собранной за время плавания информации оказалось столько, что когда  учёные покидали «Наутилус», они несли с собой два больших чемодана с записями аппаратуры. Но если гражданских исследователей интересовал только ледяной покров, то Андерсона беспокоило океанское дно.

Он опасался, и не зря, подводных гор. Вот, что он писал в своих воспоминаниях: «Я находился у эхолота несколько часов, внимательно наблюдая за неровностями поверхности под нами.

Видел невероятно высокие подводные скалы, возвышавшиеся на сотни метров над океанским дном. Несколько раз я приказывал уменьшить скорость, а затем вновь увеличить её, когда эти скалы также резко понижались, как и возвышались».

Их неровные формы напоминали командиру лунный пейзаж. На широте 83 градуса 20 минут  подводная лодка миновала географический центр пакового льда, «ледовый полюс», или, как его ещё называют, «полюс недоступности».

Каждый член экипажа остро ощущал  быстрое продвижение к северу. Приборы показывали путь, а телевизионная установка – лёд на поверхности воды, как будто облака над головой. Все были возбуждены, никто не мог спать.

Не мог спать и командир, который чередовал вахты со старпомом. Психиатр, д-р Кинси,  выборочно обследовал экипаж, выявляя тех, кто боялся. Но о результатах он не говорил даже командиру.

Андерсон в воспоминаниях признавался, что сам он боялся отказа материальной части, как случилось в 1957 году, когда пришлось повернуть обратно. Коммандер ходил по кораблю, с удовлетворением видя, что подчинённые проверяют и перепроверяют аппаратуру.

 Иногда он смотрел в перископ, и с удивлением отметил фосфоресцирующие полосы в воде, свойственные тропическим водам.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/09/24/1036


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.