Сбор макулатуры. Одноклассники

    Когда мама привела меня первого сентября в первый класс, нас выстроили всех на школьном дворе около школы. Рядом с собой я увидела такую же высокую девочку, как и я; у неё были черные, коротко остриженные волосы, а вверху небольшой пучок волос был перетянут бантом. Волосы были не очень длинные и торчали вертикально вверх. С такой причёской она ходила почти весь первый класс. Ее звали Инесса Сапожкова. Учительницу звали Анриетта Ивановна Лaпина. С ней нам очень повезло: в меру строгая, пользовалась у всех огромным уважением. Весь класс её любил.
 
    Школа находилась недалеко от дома. Надо было выйти из двора и через перекресток перейти на другую сторону улицы. Это было четырёхэтажное здание, недавно построенное, с большим двором около школы. С Инессой мы подружились с первого дня. Её дом стоял немного подальше нашего, и когда мы шли со школы вместе, то получалось, что она провожала меня до подъезда и шла дальше, но иногда я ходила ее провожать до ее подъезда и, конечно, заходила к ней домой, так как расставаться не хотелось. А, разойдясь по домам, мы уже через несколько минут звонили друг другу, соскучившись.

    Мы учились в одном классе с ней четыре года, и в этот период это была моя самая любимая и единственная подруга. Мы, конечно, часто ссорились, тогда за наличие такого чудесного хвоста из волос, который стоял вертикально у неё на голове, я обзывала её «фонтан тюльпан». Мы сидели за одной партой, и, несмотря на то, что обе были отличницы, умудрялись болтать и отвлекаться, за что периодически обе стояли в разных углах, одновременно, которые находились за столом Анриетты Ивановны. У Инессы всегда был чудесный цвет лица, кожа чистая, а на щеках появлялся яркий румянец, особенно когда она гневалась. Ссорясь в очередной раз, сидя за партой во время урока, я от обиды нарисовала пару сапог и подписала: «сапоги пляшут» и тут же мы обе оказались в наших чудесных углах, каждый в своём.

***

    Во все годы популярными являются различные мероприятия по сбору вторсырья, к которым привлекают учеников абсолютно разного возраста, младших и старших классов.

    Подобные мероприятия устраиваются в игровой соревновательной форме, они не обременяют школьников какими-то заботами и обязанностями, но позволяют почувствовать свою значимость в обществе, а также проявить лидерские качества. За участие в таких мероприятиях, как правило, награждают всех участников, а лидеров поощряют подарками.

    В нашем классе оказалось несколько детей, родители которых работали в проектном институте. В те годы, дети постоянно собирали металлолом и макулатуру. На территории школьного двора находился большой каменный сарай, на входе которого стояли большие весы. На них взвешивали макулатуру, металлолом и записывали, кто сколько принес. Макулатуру складывали в сарай, а металлолом складывали тут же во дворе, в кучу, недалеко от весов.

    В школе было объявлено соревнование по сбору макулатуры и металлолома, а те, кто займут призовые места, получат подарки. Мы старались изо всех сил. Собрав всю макулатуру у себя дома, обойдя всех соседей, и, выпросив всю лишнюю бумагу, мы стали просто ходить по квартирам других домов и дворов. Когда уже и там ничего не осталось, мы призадумались, где ее брать. Вдруг Инесса предложила:

    -А давай пойдем в проектный институт, в котором работают наши отцы, и попросим у них ненужную использованную бумагу.

    Мы пошли к родителям на работу, тем более, что институт стоял параллельно нашему дому, в ста метрах от него. Дом, в котором жила Инесса, тоже находился рядом.

    Бумаги там было очень много. На первом этаже института была отведена специальная небольшая комната, куда складывали всю отработанную макулатуру. Это были обрезки от документов, старые ненужные проекты, ненужный материал. Они потом тоже сдавали эту макулатуру, но для нас не пожалели ненужной бумаги и решили с нами поделиться. Мы даже не обращались к родителям за такой просьбой, а просто подошли к завхозу Марии Петровне и она нам разрешила взять столько, сколько надо, как детям сотрудников, тем более, что к нашим родителям она относилась очень уважительно. Нам были выданы даже мешки, в которые мы набивали бумагу и потом волокли по улице, так как нести на себе было очень тяжело.

    Слава богу, школа была недалеко. Надо было пройти через двор. По дороге мы встретили двух своих одноклассников Мишку Заславского и Витьку Котлова, рыскающих по дворам в бесполезных поисках металлолома или макулатуры. Они открыли рот, от удивления увидев, что у нас у каждой в руках по мешку макулатуры. Лица у них были такие, будто они застукали нас не со старой бумагой, а как минимум с сундуками, набитыми золотом и бриллиантами.

    -Это где вы взяли столько бумаги?- ехидненко пропел Мишка

    -Гляди, Витьк, да это же из института бумага, во дают!

    Сдав макулатуру и увидев, что показания весов показывают большую цифру, мы обрадовались и воодушевились. Решили на следующий день, с утра пораньше, отправиться опять за добычей, но, подойдя к этой волшебной комнате, набитой не просто ненужной бумагой, а нашими успехами, нашими достижениями, нашей победой в сборе макулатуры, мы с ужасом увидели, что из неё торчат ноги трёх школьников. Их туловища до пояса были в мешках, где руки усердно утрамбовывали добычу. Вдруг из одного мешка вынырнула знакомая физиономия Мишки Заславского. Широко выпучив глаза, он с виноватым видом, чуть-чуть заикаясь, пролепетал:

    -П-п-проходите всем хватит.

    Из второго мешка вынырнул Витька Котлов, а из третьего Лёшка Рачков, которого они притащили с собой, так как его отец тоже работал в этом институте.

    Мы с Инессой, как первооткрыватели, чувствующие себя хозяевами этой макулатуры, с гордым презрительным видом вошли в подсобку и молча, принялись набивать свои мешки.

    Жадности нашей не было предела. Мальчишки закончили свою работу чуть пораньше и отправились в путь дорогу по направлению к школе, волоча свою поклажу по тротуару. Я набила свой мешок и увидела, что Инесса, раскрасневшись от работы, достает второй мешок из-за пазухи, при этом ноздри её сопят от восторга и предвкушения премии за лучшего участника сбора макулатуры, и она начинает его набивать. Тут уже округлились мои глаза. Мы в прошлый раз еле-еле дотащили по одному мешку.

    -Ты что, с ума сошла, надорвешься.

    Инесса молча, упрямо продолжала свою работу. Когда мы выбрались из подсобки, двигаться дальше было очень трудно. Тогда я оттащила свой мешок на десять метров и вернулась к ней, это расстояние мы тащили ее добычу вместе. Следующие десять метров повторилось всё, то же самое, и так продолжалось очень долго, пока мы не доползли до школы. Поставив свои мешки на весы, и увидев цифру, которую нам записали в журнал, мы подпрыгнули от счастья. Нашему восторгу не было предела.

    Так продолжалось весь период сбора макулатуры, а когда стали подводиться итоги, Инесса заняла первое место по школе, ее показатель был двести килограммов, а я второе, у меня было собрано шестьдесят килограммов. У мальчишек было, что-то порядка тридцати килограмм у каждого, а все остальные либо были не очень увлечены этой работой, либо были не так инициативны, но у них было по три-четыре килограмма и совсем мало у кого в пределах десяти килограммов.

    Потом была линейка, на которой нас всех поблагодарили за активное участие и вручили призы. Инесса получила большую коробку цветных карандашей в количестве тридцати шести штук (мечта каждого школьника, так как карандаши были всех цветов, даже с промежуточными оттенками, одних розовых было четыре цвета: розовый, бледно-розовый, ярко-розовый и тёмно-розовый). Инесса, с гордо поднятой головой, стояла на своём пьедестале. И я даже увидела, как у неё за плечами появились два маленьких белых крылышка, и она поднялась к облакам и с таким глупо-восторженным выражением парила там.

    Мне, как победителю, занявшему второе место, было подарено домино, в которое я играю, и по сей день. Сначала играла со своими детьми, а теперь играю со своими внуками. Мой подарок оказался более долговечным, так как Инесса исписала свои карандаши за полгода, а на верхней деревянной крышечке от домино и сейчас находится надпись: «Наташе К., ученице четвертого класса, за второе место в сборе макулатуры»

    Но дело не в макулатуре, дело в том, что к любому вопросу в жизни мы подходили так же: всегда стремились быть первыми. Инесса в нашей паре всегда была ведущей, а я всегда была на вторых ролях, но она так всегда взлетала высоко, что когда она, вдруг ушла в другую школу, моё второе место в моём классе мгновенно превратилось в первое, и я до окончания школы его не выпускала.

   
   


Рецензии
Добрый вечер, Наталия! В Вашем коротком рассказе хорошо передана атмосфера и дух времени учёбы в советской школе. Забавно наблюдать за соревнованиями в группе из двух девочек и трёх мальчиков- желающих быть первыми. Такой накал эмоций бывает только у прирождённых лидеров. Понравилась связка времени призовым домино. Надо же, сохранили как память. Я помню такое домино с тех времён. Хорошая тема- навеяло детством от прочитанного.
Благодарю за творчество,

Владимир Араба   09.02.2024 18:32     Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир!
Спасибо за внимательное прочтение и замечательную рецензию! Вас всегда интересно читать даже в отзывах на произведения!
Да, "Домино" моё молодец! Столько лет проживает в нашей семье! Сначала я играла в него с родителями и другими родственниками, потом мои сыновья, а сейчас внуки,если вспомнят про него, то просят меня, чтобы я с ними поиграла!!!
Желаю хорошего настроения, здоровья и , конечно, творческих успехов!
С уважением и симпатией,

Наталия Тимченко   11.02.2024 12:26   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Наталия! За приятный и тёплый отзыв. А ведь и в самом деле- это сложный вопрос- рецензия: хочется сообщить более чем коротко на интересный рассказ. Благодарю за понимание и поддержку.

Владимир Араба   11.02.2024 13:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.