Человек верующий и человек религиозный разные поня

DOI: 10.12737/article_5976f1e6f016a6.08514770              Получено: 05 апреля 2017 г. / Одобрено: 06 мая 2017 г. / Опубликовано: 25 августа 2017 г.
С.С. Оганесян Д-р пед. наук, профессор, государственный советник РФ 1-го класса, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, член экспертного совета Комитета ГД по общественным объединениям и религиозным организациям, e-mail: ossduma@mail.ru

S.S. Oganesyan Doctor of Pedagogy, Professor, Senior staff scientist of the Federal Penitentiary Service research institute, the first class state counsellor of the Russian Federation, the member of council of experts of the State Duma of the Russian Federation in charge of civil movements and religious establishments, e-mail: ossduma@mail.ru

Аннотация В статье раскрываются причины, в силу которых слова «религия» и «вера», а также словосочетания «человек верующий» и «человек религиозный», бывшие в недавнем прошлом полными синонимами, приобрели в современном мире разные смысловые значения. Обосновывается, что в числе основных причин можно назвать смену ментальных эпох (цивилизаций). Ибо сегодня основная масса человечества находится в стадии перехода от религиозных ментальных цивилизаций (язычества и единобожия) к научному мировосприятию со всеми вытекающими отсюда последствиями для изменения значений многих слов и выражающих их понятий.
Abstract The article reveals the reasons, by virtue of which the words “religion” and “faith”, as well as the words “a believer” and “a religious person, which were in the recent past complete synonyms, have acquired various meanings in the modern world. It is proved that among the main reasons can be called a change of mental ages (civilizations). For today the bulk of humanity is in the stage of transition from religious mental civilizations (paganism and monotheism) to a scientific worldview.
Ключевые слова: религия, вера, человек верующий, человек религиозный, ментальные цивилизации, язычество, единобожие, научное мировосприятие.
Keywords: religion, faith, a believer, a man of religion, mental civilizations, paganism, monotheism, a scientific worldview.
УДК 291.12
Перед данной статьей мы поставили цель показать, что словосочетания «человек верующий» и «человек религиозный», выступавшие до недавнего времени в русском языке в качестве полных синонимов,
 в последние десятилетия в связи с процессами смены ментальных цивилизаций приобрели совершенно разные смысловые значения. И поскольку в ряде ситуаций они по-прежнему употребляются в качестве синонимов, так же, как, впрочем, слова «вера» и «религия», то это не только передает недостоверную информацию, например, о числе людей, исповедующих ту или иную религию, но и искажает данные о месте и роли религий в современном мире, причем как в каждой отдельной стране, так и в мире в целом. О негативных последствиях этого как для самой социологии, так и политологии, теологии, философии, политики и геополитики, думается, нет нужды пояснять?! Обратимся к фактам. Так, в широко известных социологических исследованиях приводятся следующие статистические данные о количестве людей, исповедующих такие религии, как христианство и ислам. Из 7 млрд 68 млн 607 тыс. 554 человек в мире к христианам в 2015 г. социологи относили 2,2 млрд
человек (свыше 30%), а к мусульманам — 1 млрд
 757 млн 292 тыс. 623 человека (около 25%) [1]. Численность же людей, не исповедующих никакой веры, размещается на третьем месте в мире, уступая христианам и мусульманам, и составляет 14–15%. Последние опережают индуистов (вайшнавов) почти на 5%. К буддистам относят себя 7% населения мира [1]. Таким образом, по данным социологических исследований, в процентном соотношении практически каждый третий человек, живущий на планете, является приверженцем христианства, а каждый четвертый — ислама. Однако так ли это? Действительно ли приведенная статистика отражает реальную ситуацию, связанную с религиозной картиной мира, в котором пребывает современное человечество? Позволительно ли сегодня относить к христианам и мусульманам тех, кто называет себя таковыми? Для ответа на эти вопросы обратимся к базовым компонентам названных словосочетаний, определяющих их смысловое содержание. Толковые и специальные словари русского языка (философские, социологические и пр.) солидарно утверждают, что под словом «религия» понимается специфическое мировосприятие и соответствующая ему жизнедеятельность, которая, во-первых, признает существование «сверхъестественных сил», управляющих окружающим человека миром и влияющих на жизнь и быт людей, во-вторых, определенные нормы и правила поведения людей (законодательные системы, изложенные в Священных Писаниях) или в виде традиций и обычаев, завещанных богами, или ниспосланных Единым Богом, в-третьих, специальные обряды поклонения и почитания богам или Богу [2–6]. Например, с точки зрения Священных Писаний единобожия (Торы, Нового Завета и Корана), все воззрения язычников следует отнести к измышлениям невежественных людей, так же как являются ложными и греховными обряды, которые соблюдают язычники. Более того, воспринимаются как скверна и подлежат уничтожению, с точки зрения тех, кто исповедует единобожие, молельные дома язычников, их капища, идолы и пр. И само словосочетание «вера в сверхъестественное» можно найти лишь в современных словарях, поскольку для людей верующих все явления, которым они поклоняются, не являются ни мистическими, ни сверхъестественными. Они вполне естественны и реальны, хотя и обладают возможностями и способностями, которых нет у обычных людей. Причем эти «силы», называемые «богами» или «богом», существуют, как правило, в состоянии, которое не подвластно ни зрению, ни слуху, ни другим органам чувств человека. Поэтому отнюдь не случайно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, который был создан за полстолетие до возникновения СССР, где стала царить идеология «воинствующего атеизма», в словарной статье «религия» не существует упоминания о «вере в сверхъестественное и мистическое». Более того, слова «религия» и «вера» употребляются в качестве синонимов с полным совпадением их лексического (смыслового, семантического) значения [8]. Думается, нет нужды доказывать, что одно дело — попытаться исследовать и определить место религий в жизнедеятельности людей по их вере в существование так называемой «сверхъестественной и мистической силы», высшего, всемогущего, вселенского разума, или трансцендентной космической силы, предопределяющей все и вся во Вселенной, другое дело — по соблюдению заповедей, законов и установлений, изложенных в Священных Писаниях,
 и третье — по исполнению или неисполнению обрядов поклонения и почитания «сверхъестественной и мистической силы». Общеизвестно, что сами религии расходятся между собой в понимании того, что является верованием истинным, а что ложным, какое правило надлежит считать законным, а какое
противозаконным, какой обряд поклонения Богу и почитания Его можно считать правильным, а какой неправильным и греховным. Более чем убедительно о том, что лишь в единстве всех трех компонентов (элементов), составляющих понятие «религия», позволительно судить о религиозности самого человека, а также достоверно определять роль и место религий в жизнедеятельности прошлых и современных социумов (родов, племен, этносов и народов), говорят сами Священные Писания. Так, в Торе (Пятикнижии Моисеевом Ветхого Завета) вера в Единого Бога, а также необходимость безусловного соблюдения законодательства и обрядов поклонения всесильному Богу Израиля представлены в нерасторжимом единстве. Поэтому отнюдь не случайно Тору называют Законом Моисея или просто Законом, т.е. законодательной системой, изложенной в Торе. Причем в Торе ясно сказано не только то, что все заповеди, законы и установления даны сынам Израиля на вечные времена, но и специально указано, что те личности, которые не придерживаются всего ниспосланного через Моисея, не могут считаться истинными верующими в Единого Бога, и поэтому на них лежит проклятие всемогущего Бога народа Израиля: «Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если послушаете заповедей Бога, всесильного вашего, которые я заповедую вам сегодня; а проклятие —
 если не послушаете заповедей Бога, всесильного вашего, и сойдете с пути, который я указываю вам сегодня, и пойдете за богами чужими, которых вы не знали» (Дварим 11 Ръэ, 26–28). Более чем убедительно о мировоззренческой, идейно-идеологической, правовой и исполнительной неразрывности и целостности всех трех «компонентов», составляющих понятие «религия», говорят и тексты книг Нового Завета. Напомним соответствующие слова Иисуса Христа: «Не всякий говорящий мне: “Господи, Господи”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени пророчествовали? и не Твоим ли именем пророчествовали? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21–23) В полном согласии с Иисусом апостол Иаков сообщает: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь:
ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь;
 и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва <…> Видите ли, человек оправдывается делами, а не верою только? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:20, 26). Надо ли говорить, что не только верой в существование Единого Бога (по-арабски, Аллаха) и признанием Мухаммеда Его пророком, но и исполнением нормы шариата, т.е. законодательной системы, изложенной в Коране, человек может считать себя мусульманином. Ибо уже в первой суре Коран возвещает: «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Всемилостив и милосерден (Он один), Дня Судного Один Он властелин. Мы предаемся лишь Тебе. И лишь к Тебе о помощи взываем: «Направь прямой стезею нас, стезею тех, кто милостью Твоею одарен, а не стезею тех, на ком Твой гнев, не стезей заблудших» (Сура 1:1–7). Таким образом, в самом общем виде под словом «религия» понимается достаточно сложное явление с тремя взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами (элементами). Соответственно, ни один из них сам по себе в отдельности не является достаточным для того, чтобы человек относил себя к тому или иному вероисповеданию или утверждал о своей принадлежности к определенной религии. Отсюда со всей определенностью вытекает, что словосочетание «человек религиозный» несет информацию о том, что та или иная личность не только искренне верует в существование Бога (богов), не только соблюдает соответствующие своей религии нормы и правила поведения, но и соблюдает надлежащие обряды поклонения и почитания Богу (богам). Действительно, позволительно ли человеку утверждать, что он исповедует христианство, если в повседневной жизни он не исполняет основополагающих «заветов» (норм и правил жизнедеятельности), заповеданных Иисусом Христом, хотя и верует, по его словам, в Святую Троицу? Более того, позволительно ли относить человека к категории «человек религиозный», если он не соблюдает обрядов поклонения Богу, которые установлены для данного религиозного вероисповедания? И, наконец, позволительно ли считать человека религиозным, если он не только терпим к супружеским изменам и постоянным «половым контактам» с разными «партнерами» (прелюбодеянию), но и, будучи «толерантным» к «содомскому греху», благосклонно относится к геям и лесбиянкам, допускает однополые браки, хотя добросовестно носит нательный крест и не забывает посещать храмы?!
Другое дело, если человек считает себя «верующим», т.е. личностью, которая верит в существование некоего «вселенского разума» или «космической трансцендентной силы» и пр., называемых в Писаниях,
 в его понимании, Богом (богами). Тем не менее, веруя в существовании «Бога», этот «верующий человек» живет не по нормам и правилам, которые даны в Писаниях, а по законодательству страны своего проживания или пребывания. При этом он не соблюдает обрядов поклонения Богу, не забывая, однако, по мере внутреннего состояния «своей души» (для успокоения и самоудовлетворения) посещать церковь, мечеть или синагогу. Постоянно, по его словам, помня о Боге, этот «верующий человек» время от времени произносит понравившиеся ему молитвы, прося у Всевышнего помощи и защиты, и уповает «на высший суд». Как правило, этот «верующий человек» не утруждает себя чтением,
 а тем более изучением, Священных Писаний и знает о постулатах своего вероисповедания лишь понаслышке. Здесь вполне уместно еще раз напомнить вышеприведенные слова апостола Иакова — «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:20, 26). Естественно, верующие в Бога «бесы» никак не могут считаться христианами и мусульманами, хотя они и «трепещут» перед Всевышним, как и те «верующие» в Бога личности, уповающие в трудную для себя минуту, на Высшую и нелицеприятную для всех и вся Силу. Каковы причины того, что слова «вера» и религия», равно как «человек верующий» и «человек религиозный», из некогда полных синонимов «разделились» в своем смысловом значении, приобретя новые? В ряде публикаций мы уже говорили о том, что все мировосприятие людей, а также нормы и правила их поведения с незначительными отклонениями укладываются в три ментальные цивилизации: язычества, единобожия и «научного мировосприятия». Первые две — цивилизации религиозные. Последняя цивилизация связана с активной интеллектуальной деятельностью самих людей, причем деятельностью, предусмотренной Священными Писаниями и более чем ясно изложенной в Торе, Новом Завете и Коране, которую Коран считает тремя Посланиями от Единого Бога человечеству, ниспосланными разным народам по мере их созревания для принятия единобожия [9; 10]. Народы и этносы Европы, а следом за ними и все остальные народы мира, начали вступать в новую для себя цивилизационную ментальность «научного мировосприятия», начиная с эпох Возрождения, Просвещения и Реформации [9; 10]. Для каждой ментальной цивилизации характерны не только свое мировосприятие, но и свой ценностный мир, своя картина мира, свои нормы и правила
поведения как в социумах, так и во взаимоотношениях людей с внешним миром [9; 10]. Причем сведения обо всех трех ментальных цивилизациях также более чем ясно изложены в названных Писаниях [9; 10]. Так, при язычестве (многобожии) нормы и правила жизнедеятельности людей, которые считаются завещанными умершими предками, ставшими после смерти богами, как правило, ограничиваются рамками каждой отдельной семьи, рода и племени. Их соблюдение строго обязательно для каждого члена семьи, рода и племени, т.е. для каждого потомка по мужской линии бога-предка. Традиции и обычаи предков категорически запрещалось нарушать или видоизменять под угрозой отлучения от семьи, рода и племени, а также под угрозой смерти [2]. При единобожии безальтернативные нормы и правила существования людей, включая моральнонравственные устои человечества и его ценностный мир, предопределяются заповедями, законами и установлениями, ниспосланными Единым Богом для всех людей Земли вне зависимости от их расовой, семейной и этнической принадлежности, а также пола, возраста, сословного положения и имущественного состояния. Язычество, единобожие и «научное мировосприятие» отражают сугубо определенные этапы истории развития человечества [11]. Однако надо специально напомнить, что как язычество не разом и не одномоментно уступало свои мировоззренческие, идейно-идеологические, морально-нравственные и правовые позиции единобожию, а растянулось на долгие «кровавые» тысячелетия, так и единобожие постепенно, но неуклонно в разных странах и на разных континентах мира под воздействием принципиально новых условий жизнедеятельности уступает свои позиции научному мировосприятию. Разумеется, уступает не без колоссального психологического перенапряжения, ментальных сдвигов, разломов и расколов как внутри социумов, вплоть до семьи, так и между этносами и народами. Современный процесс смены ментальных эпох, так же как и в прежние времена, происходит не без перегибов и притирок в мировосприятии и организации быта, не без вооруженных конфликтов, терактов и войн в разных частях нашей планеты. Здесь вполне уместно напомнить слова Иисуса Христа, принесшего Новый Завет Бога с людьми,
 о ментальном разломе даже внутри семьи: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что
 Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить чело
века с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его»
 (Мф. 11:32–36). История развития человечества более чем убедительно показывает неизбежность, с одной стороны, смены ментальных цивилизаций, с другой — особую нетерпимость и непримиримость к иному мировосприятию именно носителей религиозных воззрений. Ибо, как хорошо известно, прежде всего, для религиозного мышления характерно полное отсутствие колебаний и сомнений в правоте своего вероисповедания и безоговорочное подчинение «своему» вероисповеданию при абсолютном отсутствии терпимости (толерантности) к иному восприятию мира и нормам поведения [11]. Терпимость к инакомыслию — характерная черта нарождающейся ментальной эпохи «научного мировосприятия». Ибо, как известно, наука не признает «истин в последней инстанции», не может обойтись без разных концепций и точек зрения, без споров и дискуссий, без критического осмысления имеющегося опыта и т.д. [11]. Таким образом, практика более чем убедительно показывает, что в современном мире отнюдь не случайно произошло смысловое разграничение понятий «человек верующий» и «человек религиозный», ибо основная масса людей, этносов и народов находится в переходном периоде от одной ментальной эпохи (цивилизации) к другой. И поэтому внушительная часть людей называет себя христианами, мусульманами, буддистами или индуистами, скорее, в память о религии своих предков, чем по реальной жизнедеятельности, которая ничего общего с жизнью по заповедям, законам и установлениям, изложенным в Священных Писаний, не имеет. Проиллюстрируем сказанное на примере тех людей, которые относят себя к мусульманам. Известно, что в нашей стране около 10% людей считают себя мусульманами, тогда как все они живут не по законодательству Корана, т.е. по нормам шариата, а по законодательству РФ. Такая же картина складывается и с «мусульманами» во всех не только европейских странах, но в США, Австралии и других государствах мира. Более того, даже те страны, которые относят себя к государствам с коранической правовой системой (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Ливан, Турция, Пакистан, Судан и др.), вынуждены приводить свое законодательство в соответствие с существующими международными нормами и правилами. Не только потому, что они являются членами ООН, но и потому, что в Коране не прописаны, например, формы государственного устройства мусульманской «уммы» (общины), в частности, разделения на ветви власти, на региональные
структуры, на взаимоотношения с банковскими структурами других (немусульманских) стран и т.д. Кроме того, сегодня в мире насчитывается свыше 232 млн официально зарегистрированных мигрантов, в числе которых внушительная часть из стран арабского мира, т.е. так называемого исламского мира. Разумеется, все они вынуждены подчиняться законодательству стран своего проживания, а не шариату. Таким образом, вышеприведенные обстоятельства более чем убедительно говорят о том, что религия в жизнедеятельности современного общества занимает отнюдь не то место, которое она занимала в недалеком прошлом. Причем ослабление влияния ре
лигий на жизнь и быт людей проявляется, прежде всего, в том, что каноническое законодательство и обрядовость постепенно ушли из жизни людей. Поэтому многие социологические исследования, не учитывая реалии, происходящие в современном мире в так называемой духовной (религиозной) жизни человечества и с изменением значений «религиозных» понятий, терминов и терминологизированных словосочетаний, к сожалению, не только сами находятся в заблуждении, но и предоставляют недостоверные сведения мировой общественности со всеми вытекающими отсюда последствиями для многих сфер жизнедеятельности современных людей.

Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. — 1375 с. 2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. — 7-е изд. — Т. 1–4. — М.: Русский язык, 1978. 3. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.slovopedia.com/15/1920.html 4. Коран. Перевод смыслов и комментарии иман Валерии Пороховой [Текст]. — 10-е изд., доп. — М.: Рипол Классик, 2008. — 800 с. 5. Новейший философский словарь [Текст]: 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. — 1280 с. 6. Оганесян С.С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (часть 2) [Текст] / С.С. Оганесян // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2013. —
 № 4. — С. 27–31. 7. Оганесян С.С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (часть 3) [Текст] / С.С. Оганесян // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2013. —
 № 5–6. — С. 43–52. 8. Оганесян С.С. О «новом» семантическом значении слова толерантность [Текст] / С.С. Оганесян // Современная коммуникативистика. — 2016. — № 2. 9. Под каким богом ходят люди Земли? [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 12.03.2017). 10. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам [Текст]; под ред. Зюбера, Ж. Потэна; пер. с франц. Е.А. Терюковой / под ред. М.М. Шахнович, Т.В. Чумаковой. — СПБ.: Питер, 2008. — 656 с. 11. Тора (Пятикнижие Моисеево) [Текст]; с русским переводом; ред. русского перевода П. Гиль / Под общ. ред. Г. Бранновера. “ШАМИР”, ИЕРУСАЛИМ *5753*1993*, М.: АРТБИЗНЕС-ЦЕНТР. — 1136 с. 12. Фюстель де Куланж Н.-Д. Древний город. Религии, законы, институты Греции и Рима [Текст] / Н.-Д. Фюстель де Куланж; пер. с англ. Л.А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2010. —
 С. 414. 13. Dunn R.S. The Age of Religious Wars, 1559–1689. — New York: W.W. Norton & Co., 1970.
References
1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta [The Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testament]. Mezhdunarodnyy Izdatel’skiy tsentr pravoslavnoy literatury Publ., Moscow, 1995. 1375 p. 2. Dal’ V.I. Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory dictionary of the living Great Russian language]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1978, V. 1–4. 3. Efremova T.F. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Available at: http://www. slovopedia.com/15/192-0.html 4. Koran. Perevod smyslov i kommentarii iman Valerii Porokhovoy [The Koran. Translation of meanings and comments by Iman Valeriya Porokhova]. Moscow, Ripol Klassik Publ., 2008. 800 p. 5. Noveyshiy filosofskiy slovar’ [The newest philosophical dictionary]. Interpresservis Publ., 2001. 1280 p. 6. Oganesyan S.S. K voprosu o periodizatsii mental’nykh tsivilizatsiy v istorii razvitiya chelovechestva [On the Periodization of Mental Civilizations in the History of Human Development]. Predstavitel’naya vlast’ — XXI vek: zakonodatel’stvo, kommentarii, problem [Representative Power — XXI Century: Legislation, Comments, Problems]. 2013, I. 4, pp. 27–31. 7. Oganesyan S.S. K voprosu o periodizatsii mental’nykh tsivilizatsiy v istorii razvitiya chelovechestva [On the Periodization of Mental Civilizations in the History of Human Development]. Predstavitel’naya vlast’ — XXI vek: zakonodatel’stvo, kommentarii, problemy [Representative Power — XXI Century: Legislation, Comments, Problems]. 2013, I. 5–6, pp. 43–52. 8. Oganesyan S.S. O «novom» semanticheskom znachenii slova tolerantnost’ [On the “new” semantic meaning of the word tolerance]. Sovremennaya kommunikativistika [Modern communicativistics]. 2016, I. 2. 9. Pod kakim bogom khodyat lyudi Zemli? [Under what god do people of the Earth walk?]. Available at: http://internetsobor. org/tserkov-i-mir/tserkov-i-mir/statistika-v-mire (accessed 12 March 2017). 10. Slovar’ religiy: iudaizm, khristianstvo, islam [Dictionary of religions: Judaism, Christianity, Islam]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 656 p. 11. Tora (Pyatiknizhie Moiseevo) [The Torah (the Pentateuch of Moses)]. “ShAMIR” Publ., IERUSALIM *5753*1993*, Moscow: “ART-BIZNES-TsENTR” Publ., 1136 p. 12. Fyustel’ De Kulanzh. Drevniy gorod. Religii, zakony, instituty Gretsii i Rima [Ancient city. Religions, laws, institutes of Greece and Rome]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2010, p. 414. 13. Dunn R.S. The Age of Religious Wars, 1559–1689. — New York: W. W.


Рецензии