Сипайлова Н. В

Сипайлова Нина Викторовна (Дуброва)- на фото слева


ОШИБКА РАДИСТА

Наша партия вела поисковые работы на нефть по реке Маймиче под Хатангой.
Прошли заданный маршрут, работа окончена. Разбили последний лагерь на широкой косе с тем, чтобы устроить взлетно-посадочную полосу. Но надо еще уладить дела с радистом от НИИГА, с которым держали связь. Еще в Хатанге перед началом маршрута я знала, что в этом районе работает Лида Аникеева. Очсень хотелось встретиться с ней.

И утром, позавтракав, я и наш радист Толя отправились пешком в Гули – лагерь ниигаишников. Расстояние вроде бы небольшое, часам к пяти вечера будем в гостях. Пошли налегке, взяли только перекусить по паре кусков хлеба, по 5-6 кусочков сахара, компас, карту, спички, топорик.

Ночью выпал снег (конец августа), кстати уже не первый. Идти по мокрой гальке трудновато, скользко. Днем выглянуло солнышко, снежок подтаивает, а при впадении мелких ручейков в Маймичу образуются озерца и даже бурные потоки. Часа в 2-3 дня прошли две трети пути по берегу Маймичи.

Привал, заправились хлебом, сахаром. По карте видим, что путь можно сократить, если идти не по извилистому берегу реки, а подняться на плато. Так и сделали.  Это было нашей ошибкой.  Мы попали в болото, и путь был то вверх, то вниз.
Вымокли почти до пояса, но светило солнышко, тишина первозданная. Хорошо!


Только вот часа через 4 захотелось снова есть, стали мечтать, как придем в лагерь к ниигашникам, они нас накормят, обогреют, напоят горячим чаем. Наконец, добрались до нужного притока Маймичи, свернули по нему налево к устью, где должен быть лагерь, как говорил радист. Ну, до цели уже рукой подать, правда, солнышко скрывается, темнеет, а вот и изба в устье ручья. Ура1 Дошли!

Но… все здесь заброшено, нет никаких следов пребывания людей!  Вот тут уже ошибка радиста – вместо истоков ручья он указал на устье. Развернулись и потопали в обратном направлении по ручью.

Становится темно, снежная дорога, правда, видна. И на снегу видны четкие следы собаки, но скорее волчьи. Одолевают не очень приятные чувства! Все! Устали. Темно. Решили ночевать. Собрали ветки, хорошо – захватили топорик. Развели костер. Сели спинами друг к другу, чтобы теплее было, и стали греть то один бок, то другой, сушить обувь, носки. Подпаленные кеды потом долго еще мне служили напоминанием об этом походе.

Наконец, светает. Мы что-то кричим в надежде, что лагерь ниигашников близко, и нас услышат. Но… тщетно. Тишина. Рассвело, костер погас, надеваем обутку и – О, ужас! Толю прихватил радикулит, почти не м ожжет двигаться. Растерла ему поясницу, прарень волевой – из березок соорудил себе подобие костылей, идти надо! Тем более, что наши –то волнуются из-за нас: мы не вышли на связь, и у ниигашников нас нет. Значит, пойдут нас искать по нашим следам. Надо как-то добраться до того места, где мы свернули на плато, иначе они тоже попадут в болото, а уже и следов нет.

Плетемся снова к избушке в устье ручья. По дороге я собираю горсточки черники, питаемся ею, много пьем из лужиц – снежок подтаял. А день разгорается солнечный, и небо чистое, лазурное. Вдруг, видим летящий самолет, через некоторое время  - второй.  Неужели они летят в наш лагерь, чтобы увезти в Хатангу, а мы вдвоем ждесь, среди полесья. Мы видим самолеты, а нас-то не видно: хоть и редкие березки, но они нас скрывают. Неужели нас оставят в этой лесотундре? Вот такие невеселые мысли! Но нет, не может этого быть! Будут нас искать!
Нам надо, во что бы то ни стало, дойти до места на берегу Маймичи, где мы свернули на плато. Часам к двум мы с Толей дошли до цели, рухнули на землю и заснули. Проспали около часа, вдруг, что-то толкнуло изнутри – почти одновременно мы проснулись. На излучине реки мелькнули люди. Опять мысли: что за люди? Наши? Чужие? Не дай бог!
Залегли за бугорок и эдем, кто идет Ур-ра, ура! Наши, наши! Трое с лодкой (без собаки). Встреча бурная! Ребята развели костер, варят пшенку, но мы с Толей не дождались, чтобы она сварилась, с наслаждением слопали недоваренную.
Затем нас усадили в лодку и, как бурлаки, потащили против течения. На перекатах мы, конечно, выползали из лодки.

В наш лагерь приехали в 3 часа ночи, темнота. И тут ракетницы салютовали о нашем прибытии. Наши спасители пошли искать нас, уже вооружившись и ружьями, и ракетницами.
Нас, конечно, накормили, напоили, спать уложили. Отсыпались сутки. Ох, как хорошо и уютно в спальнике!

Через день самолеты доставили нашу партию в Хатангу.

Вот как важно не спутать устье и исток!!!


Рецензии
Как мы раньше жили без связи! Двое суток ужасных скитаний только для того , чтобы найти радиста! Или ехать за десятки километров, чтобы кому-то что-то сообщить. Другое дело сейчас: телефоны сотовые, спутниковые...

Александр Пругло   26.01.2018 13:25     Заявить о нарушении