Уединение и одиночество

                Уединения нам часто не хватает. Одиночества – всегда
                слишком много. Алла Даниленко ©

                Ты не должен путать одиночество и уединение. Одиночество
                для меня понятие психологическое, душевное, уединенность
                же – физическое. Первое отупляет, второе – успокаивает.
                Карлос Кастанеда ©

                О одиночество, как твой характер крут!
                Посверкивая циркулем железным,
                как холодно ты замыкаешь круг,
                не внемля увереньям бесполезным.
                Марина Цветаева ©

Уединение – это реализация потребности побыть наедине с собой, погружение в себя, в свои мысли, интересы и планы. Уединение наполнено смыслом. Оно позволяет осознать, оценить происходящее, использовать его в каких-то личных целях. Уединение особенно свойственно людям творческим. Уединение – открывает новые возможности, оно наполняет. Уединение также подразумевает наличие выбора – уединиться или нет. Человек сам выбирает, т.е. является активным началом в уединении. Это свобода выбора и свобода воли. Осуществляется такой выбор по желанию. Кроме того, уединение всегда выбирается для чего-то – то есть имеет цель. Уединиться можно даже находясь среди людей – просто погрузиться в мир собственных представлений или творчества. В таком уединении, окружающий мир как бы временно перестает для нас существовать, но, при этом, никто вокруг никуда не исчезает. В уединении периодически нуждается каждый человек.

Что дает нам уединение – отдых, умиротворение, покой, гармонию, радость, счастье, творческий поиск, полет фантазии, возможность самореализоваться, наполненность, удовлетворенность и т.д.

Уединение – это, часто, выбор человека самодостаточного. А одиночество как раз наоборот.

Одиночество – острая нехватка чего-то, неудовлетворенность. Синонимы одиночества – скука, тоска, печаль, уныние, боль, разлад, депрессия, бессилие, безысходность, пустота. Одиночество не дает, оно опустошает, истощает. Одиночество приходит независимо от желания.

Можно быть популярным человеком, окруженным толпой поклонников и быть одиноким – известное современное явление «одиночество в толпе». В то же время, одинокий человек может быть наполнен смыслом, общением с другими и не ощущать себя одиноким.

Психологи говорят, что одиночество бывает трёх видов:  экзистенциальное, интерперсональное (межличностное), интраперсональное (внутриличностное).

Мы приходим в мир, живём и покидаем его сами. Такое одиночество – экзистенциальную данность – можно только принять, как есть. В экзистенциальном одиночестве мы все едины –  общность одиночеств!

Когда мы ограничены  в контактах с другими – межличностное одиночество. Человек существо социальное. Длительное лишение человеческого общества или общения приводит к всевозможным нарушениям, отклонениям и последствиям. В первую очередь, человек начинает неадекватно воспринимать окружающее и самого себя. Получается своеобразный замкнутый круг. Чем больше человек себя недооценивает (или наоборот переоценивает), тем больше вероятность углубить то самое одиночество. Нам всем хочется близких тёплых отношений, любви, понимания, поддержки. Но мы не всегда умеем принимать и отдавать такую любовь, тепло и поддержку. Вот потому оно и возникает – это одиночество.

Интраперсональное или внутриличностное одиночество – это когда нас раздирают внутренние противоречия. Мы как будто в разладе сами с собой, изолированы от себя, не даём себе любви и поддержки, недооцениваем либо слишком высоко оцениваем (а иногда демонстрация высокой самооценки бывает гиперкомпенсацией недооценки – своеобразной защитной реакцией) – так или иначе – все это признаки нехватки любви и теплых доверительных отношений в жизни. Пока мы недовольны собой, нам практически невозможно установить удовлетворяющие нас отношения с другими людьми. А без нормальных или «нужных» отношений с окружающими, нам нельзя вернуться к адекватному оцениванию себя. Самостоятельно это сделать можно, но очень сложно.  В этом и проявляется тесная взаимосвязь (скорее даже взаимозависимость) межличностного и внутриличностного одиночества.

Может ли творческая личность чувствовать одиночество. Думаю, да. Только тогда, когда, по каким-то причинам, наступает кризис в творчестве, когда нечем заполнить пустоту. Или же, когда от несамодостаточности, как раз, эту пустоту заполняет творчество. По сути своей, творческий человек и так обречен на некоторое одиночество, поскольку много времени проводит в уединении и не всегда понят и принят окружающими, в связи с тем, что выходит в некотором смысле, за рамки их понимания «нормальности» обыденного существования. Поэтому часто можно услышать: «эти поэты, художники, музыканты – не от мира сего…». Да, часто бывает так, что доля, вот этого «не от мира сего», зашкаливает так, что человек действительно оказывается за рамками нормы. Не зря же говорят, что гениальность сродни безумию, она часто сопряжена с сумасшествием, психопатичностью, одержимостью или пороками, которые делают мир одаренных людей особенным, не похожим на привычный большинству людей. Впервые мысль о некоторой «ненормальности» гениев была высказана Чезаре Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство».

Однозначно можно говорить о том, что одиночество одиночеству рознь. Бывает такое одиночество, которое проявляется как острая социальная депривация (длительное, как правило, вынужденное лишение общения с другими людьми) – например, у людей старческого возраста (часто они восполняют ее вызовом врача на дом, преувеличивая недомогание, задерживая очередь в кассе, задавая вопросы продавцу или кассиру) или у людей с различными ограничениями, например, по слуху. Такое одиночество требует простого общения. И оно не избирательно – какую-то «живую душу» рядом. Совсем другое, когда человек испытывает избирательную потребность. Испытывает тоску, пустоту, тягу, но не к любому источнику общения, а к исключительно избранному – который разделяет его интересы и миропонимание, позволяет удовлетворять определенные потребности. В целом, такой человек не одинок, но в массе разнообразного общения он остро нуждается в общении избирательном – утонченно-гармоничном, возвышенном, высокоорганизованном, что ли. На высоком уровне понимания. Конечно, видимо, такой выбор сопряжен с обыденным (бытийным) и рефлексивным уровнями сознания. Большинство людей руководствуются бытийным сознанием. Люди творческие и духовно-интеллектуальные оценивают все с позиций рефлексивного сознания, потому уединение и своеобразное одиночество у них необходимый и сопутствующий компонент, но оцениваться он должен другими критериями.


Рецензии