Человек и общество

Писатель и критик Виссарион Белинский утверждал: «создает человека природа, но развивает и образует его общество». Идея высказывания состоит в различии человек как просто живого организма и человека как неотъемлемой части общества. Проблема становления человека в обществе была затронута многими писателями.
Чем же отличается человек в обществе от человека, который, скажем, этого общества был лишён? Ответы напрашиваются сами собой – человек без общества лишён человеческих качеств: гуманизма, сострадания, уважения, вежливости, понятия о духовных и материальных ценностях, ощущения одиночества нехватки драгоценного общения.
Но всегда ли общество воспитывает в человеке только положительные качества? Образовывает как стоящую личность? В произведении И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» общество воспитало существо работящее, которое охотится за деньгами с нездоровым азартом. Общество не воспитало в господине высоких моральных качеств, но оно и не воспитало в нём ненависть, злобу или хроническую грусть. Оно выработало определённую систему мышления, не дающую сбоя, в которой уважение было равно богатству. Герой рассказа не живёт, он существует, общество «загубило» в нём человека, зато вырастило машину, которая зарабатывает и тратит деньги на то, что в ней «запрограммированно»: банкеты, одежда, путешествия.
Но почему происходит так? Мне кажется потому, что обществу так проще – видеть перед собой красивые оболочки, не углубляясь во внутренний мир человека, его проблемы, переживания и в его таланты и успехи, ведь талант – предмет зависти. Можно ли сказать, что общество губит человека специально? Зависит от общества. Но пример негативного влияния на формирование личности есть не только у И.А. Бунина.
В романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» показана разница, между тем, что видит (хочет видеть), и тем, что на самом деле представляет из себя человек. Вечно молодой Дориан, предмет охоты художников, сверкает в обществе в то время, как в дальней комнате под покрывалом гниёт его портрет. Чем красивее становился сам Дориан, тем страшнее был его портрет. В конце концов общество перестало контролировать его – он стал считать себя лучше всех своих собеседников, лучше всех, кого он когда-либо видел. И он возненавидел это общество.
Я считаю, что высказывание Белинского абсолютно верно. Мы рождаемся равными перед природой, но воспитывает нас общество. Именно от него зависит, станем мы человеком и личностью или лишь единицой без имени и звания.


Рецензии