Я больше не стану шуметь...

ЭССЕ К СПЕКТАКЛЮ "ГЕДДА ГАБЛЕР" ТЕАТРА "КРАСНЫЙ ФАКЕЛ".

Но я надеюсь не услышать отзыв резкий,
что перевел я вам Шекспира на одесский.

Те, кому не удалось побывать на прогоне, задавали один и тот же вопрос:
- А про что спектакль?
А действительно, про что?
Да как всегда, про любовь.
Вернее,  про обратную, темную ее сторону - про ненависть.
Это история о девчонке, которую когда- то обидел парень.
Не говорится, чем обидел, но известно: она его чуть не застрелила.

Гедда..".Женщина- загадка.." Так сказано в аннотации.
Возможно. Должно быть, аннотацию писал мужчина.
Но я смотрю на нее глазами женщины и , наверно, потому для меня в ней особой загадки нет.
 А еще глазами  матери, имеющей двух взрослых  дочерей...
И вижу подростка- подранка!
Непримиримого и беспощадного в своей обиде,
еще не научившегося видеть полутона окружающего мира
и по- детски делящего его на черное и белое!
Бескомпромиссного подростка, достоверно сыгранного Дарьей Емельяновой!

Можно все пережить и жить дальше. Гедда не может.
Она отравлена ненавистью.
Ненависть ищет выхода, и вся жизнь подчинена плану мести.
А жизнь у Гедды красивая: влиятельный перспективный муж, дом- просто сказка наяву.
Но Гедда ничего этого не видит и не ценит, она словно спит. И как будто чего-то ждет...
Нет, у Емельяноврй это вовсе не скучающая в золотой клетке красотка,
от нечего делать плетущая интриги, как сказано в аннотации.
Жизнь ее подчинена цели! И люди впускаются в нее не просто так.
Чужие люди, по сути ненужные.

Почему-то всплывает в памяти "Маскарад", поставленный так же Тимофеем Кулябиным.
 Должно быть, потому что и он повествует о том же:
о разрушительной силе ненависти.

Но вернемся к премьере. Что же наш герой?..
Левборга (артист Павел Поляков), как выясняется, в последнее время отметил Бог.
 Повезло парню: обрел свою Музу.
Остепенился, бросил пить, раскрылся как талантливый писатель.
- " Я слышал, ты богат, женат, стал - барин?"
Но..."И мне подумалось : за что ты счастлив?!"

"Опаснее мужчины в контузии страха - только женщина в горячке ревности."

Главное- отыскать болевую точку, нажать только одну нужную кнопочку
один- единственный раз...
И вот уже Музы нет, есть плачущая  потерянная женщина.
А что есть Талант без Музы? - Спившийся неудачник,
которому протягивают пистолет: на, застрелись сам!

До последнего надеешься на хэппи- энд: что все еще обойдется,
что в этой девочке, все- таки, одержит верх Доброта.
И зло будет наказано не коварством, а благородством!..
 -  "Я тебя прощаю"...
Но нет:-  "Рыдай, рви платье и кричи..."

Да, он когда-то обидел тебя...Он , конечно же, - негодяй.
Привык смеяться над людьми, привык их обижать.
Пойми, он тоже человек. И он не абсолютно черный, каким кажется тебе -
в нем, как и в любом другом, много чего намешано.
 
Когда-то очень давно его просто не долюбили! Вот он и мстит всему свету.
Ты же и так его проучила. Так не бей лежачего! Протяни ему руку!...Поверь, он оценит, он раскается.
Тогда и только тогда, ты сможешь  наконец простить его,
а значит и сможешь жить дальше.  Без горечи.

Хочется отметить, что Дарья Емельянова обладает исключительным драматическим даром:
ей, как никому, удается передать состояние
душевного надлома, нравственного умирания.
 
В памяти так и стоит фрагмент спектакля "Без слов", где она, с остановившимися, уже как бы невидящими глазами, окаймленными  безжизненной чернотой, разрывает судорожно красную подушку( считай, сердце свое), и из нее сыпится на землю черный пепел.

Этот же мертвый, холодный взгляд, присутствует и в этом спектакле.
Но чаще всего, она прячет глаза. И от этого всем вокруг страшно.
Уж лучше бы смотрела.

Хэппи- энда, увы, не получилось. Все умерли...

..И вновь передо мною во всей красе предстал мир подростка...
 Кругом чужие, взрослые. Чуждый, враждебный, скучный мир!
У них свои интересы и никому до тебя нет дела.
- "Деточка, убавь музыку, у тети такое горе..."
 -   "Хорошо, я больше не стану шуметь"...Я лучше уйду. Насовсем.

Одиночество. Некому взять за плечи:- Да что же с тобой происходит?!
Нет рядом матери... Нет даже подружки, чтобы вместе напиться,
выплакаться, обругать ненормативной лексикой этих  грубых, бессердечных
мужчин, которых надо бы пристрелить, да жалко тратить на них патроны.
Этих никчемных, легкомысленных особей, без которых почему-то( вот несправедливость!) 
белый свет не мил,  просто жизни нет!
Но рядом никого...
Что поделать, ты сама очертила себя этим кругом чужих равнодушных людей.
Им не за что тебя любить- ты же их не любишь, они платят тебе той же монетой!

Цель достигнута, надо жить дальше: находить свой путь, заводить друзей,
искать Любовь...Сначала отскулив, зализав раны, как подстреленный зверь.
Нет сил на Жизнь...Не осталось. Все ушли на Ненависть.

О ней и спектакль. Он учит Доброте.


Рецензии