Европеизм фельдмаршала Б. П. Шереметева

ЕВРОПЕИЗМ ФЕЛЬДМАРШАЛА Б.П. ШЕРЕМЕТЕВА

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»
А.С.Пушкин
Обращение к историко-культурным корням современного российского общества нередко наталкивается на ряд противоречивых положений, касающихся определения национального и привнесенного в культуре России. Зачастую в характеристике своего национального мы не замечаем или не знаем, что это национальное есть результат принятия или влияния элементов другой культуры, нередко, западноевропейской. Это влияние имеет свои исторические корни. В данном случае мы не стоим на позиции евроцентризма, ибо в таком случае мы можем скатиться к положению «Иванов непомнящих своего родства». Но не замечать этого влияния было бы тоже неправильным, ибо это приводило бы к замкнутости общества и искусственному выпячиванию надуманных национальных элементов в культуре общества. Процесс осмысленного приобщения элементов западноевропейской культуры, уклада и этикета мы определяем понятием «европеизм».

     Европеизм как конкретно историческое понятие, используемое для оценки развития российского общества, характеризуется процессом приобщения отдельных личностей или части общества к образцам европейского социально-экономического уклада и и образцам культуры, признание их в качестве доминирующих в своей жизнедеятельности. Для русского общества это явление имеет чисто историческое значение и содержание, оно было обусловлено реформами Петра I, ломающими традиционный феодальный русский уклад жизни и определявшими дальнейшую стратегию развития русского общества. И, несомненно, среди представителей общества должны были выделяться личности, которые вобрали в себя всю гамму этих преобразований. К таким личностям относился Б.П.Шереметев, выходец из старинного русского рода Шереметевых, жизнь и деятельность которого проходила в условиях великого перелома России в направлении европеизации российского общества.

     В истории славных имен сынов России, в галерее сподвижников Петра I особое место занимает фигура Б.П.Шереметева. Пушкинская фраза «…и благородный Шереметев» содержит в себе одновременно и загадку, и ключ к описанию социально-психологического портрета нашего славного предка и исследования его деятельности во благо Отечества.

     В отечественной историографии деятельность Б.П.Шереметева занимает заметное место, как в литературе до 1917 года, так и в новейшей истории России. Первые исторические публикации о роде Шереметевых и о самом фельдмаршале мы находим в трудах В. Левшина (Жизнь, анекдоты, военные и политические деяния российского генерала-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева, любимца Петра Великого и храброго полководца. СПб.,1808), Д. Бантыш-Коменского (Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. СПб. 1840), Н.Устрялова (История царствования Петра Великого. СПб., 1863), А.Барсукова, «домашнего» историографа Шереметевых (Род Шереметевых. СПб., 1881-1904).  Довольно интересный материал о Б.П.Шереметеве отражается в переписке Петра I со своими «птенцами» и самого фельдмаршала с императором (Письма и бумаги Петра Великого. СПю.,1887), а также в переписке Б.П.Шереметева с Ф.Головиным (Переписка фельдмаршалов. М.,1851). Небезынтересными и сами записки фельдмаршала в ходе Северной войны, сделанные в его Военно-походном журнале (Материалы Военно-учетного Архива Главного штаба. СПб., 1871). В 1899 году выходит книга С.Д.Шереметева «Фельдмаршал Б.П.Шереметев».

     Большое внимание военной деятельности Б.П.Шереметева  уделяли военные истории XIX века Д.Масловский (Записки по истории русского военного искусства в России. СПб.,1891),  и А. Мышлаевский (Северная война: Летняя кампания 1708 года //Военный сборник. СПб., 1901, N10). О деятельности Б.П.Шереметева свидетельствуют документы о петровской эпохе (Документы, относящиеся к истории царствования императора Петра Великого. Юрьев. 1903) и по истории дипломатии (Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. СПб., 1871). В 1920-е – 1930-е годы большую исследовательскую работу о фельдмаршале Б.П.Шереметеве осуществил историк А.Заозерский. Свое исследование автор выстроил на многочисленных архивных документах семьи Шереметевых, а также трудов, посвященных фельдмаршалу до 1917 года. Им были введены в оборот сочинения иностранных авторов, касавшихся деятельности Б.П.Шереметева (Г. Миллера, английского посла в Москве Витворта, путешественника И.Корба, донесения католических священников, сопровождавших Шереметева по Италии, кардиналов Спадье и Оттобини). Однако монография Заозерского «Фельдмаршал Б.П.Шереметев», пролежав в качестве машинописной рукописи в архивах АН СССР, вышла (посмертно) лишь через 50 лет в 1989 году. В 1984 году вышла в свет историко-художественная книга Н.Павленко «Птенцы гнезда Петрова», в которой выделен раздел, посвященный Б.П.Шереметеву. В 2001 году была издана книга «Шереметевы в судьбах России» с подборкой документов эпохи фельдмаршала и его личной перепиской. И, наконец-то, к 350-летию со дня рождения Б.П.Шереметева вышел красочный каталог «И Шереметев благородный» (2002), в котором представлены мебель, оружие, фарфор семьи Шереметевых, хранящиеся в настоящее время в Фонтанном доме.

     Исторические публикации о Б.П.Шереметеве до 1917 года в основном отражали оценки деятельности фельдмаршала в годы Северной войны (1700-1721 гг.), в  реформах Петра I, формировании отечественной дипломатии.  В меньшей степени в них отражалась личная жизнь Бориса Петровича, мировоззренческие и духовные аспекты его жизни, хозяйственная деятельность в вотчинах, а ведь это был один из крупных землевладельцев-вотчинников в России. Довольно интересное описание функционирования вотчины Шереметевых в селе Иванове в XVIII-XIX вв. сделал известный экономист М.И.Туган-Барановский в своей знаменитой работе «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1893), переизданной в 1994 году. В новейшей истории России рядом историков была сделана попытка осмысления личности самого фельдмаршала и рода Шереметевых, исходя из анализа крепостного права в России (К. Шепетов. Крепостные Шереметевых. М.,1949; он же Крепостное право в вотчинах Шереметевых (1708–1885). М., 1947; он же Из  жизни  крепостных  крестьян  России  XVIII–XIX вв. По материалам шереметевских вотчин. М., 1963).

     Выводы многих историков касательно личности фельдмаршала Б.П.Шереметева позволяли характеризовать его как человека, заслужившего своим военным опытом и военно-стратегическим талантом звания первого (главного) фельдмаршала, при созданной Петром I русской регулярной армии. Участвуя в Северной войне Б.П.Шереметев как официальный глава русской армии повлиял на дальнейшую историю России. Его мировоззрение было широким, воспринимавшим все новое в общественной жизни, что сближало Шереметева с европейскими крупными личностями. Находясь в центре преобразований страны, Б.П.Шереметев способствовал формированию в обществе социально-культурного облика «новых» людей в России с мировоззрением европеизированного индивида, новым менталитетом и социально-психологическим складом мышления. В некотором роде это была уникальная личность среди современников Петра I, а для историков удобный объект исследования петровской эпохи.   Вместе с тем по своему статусу он являлся крупным землевладельцем-вотчинником, человеком здравого практического ума, что сказывалось на положении вотчинных крестьян (он разрешал крестьянам заниматься предпринимательским делом, не отрицал возможности выкупа их из крепостного состояния). Конечно, Б.П.Шереметев отличался от фонвизинских типажей скотининых, простаковых, салтыковых. В облике его был представлен человек нового европеизированного времени и уклада, просвещенного вотчинника-крепостника.

     Как проявилось приобщение Б.П.Шереметева к европейской культуре, и в каких чертах европейского человека выразился этот выходец из старинного русского рода? О молодых годах будущего фельдмаршала биографы не дают пространной информации. Однако Г.Миллер (первый биограф фельдмаршала) оставил нам следующие замечания, характеризующие молодого Бориса Петровича. «Он, казался, рожден к военным подвигам, к коим отец (Петр Васильевич) с 1660 года его приучил (с 14 лет)» и далее тот же автор писал «…Борис Петрович не токмо воинскими подвигами, но и любовными предупредил несколько свои лета» (женился он в 17 лет). Сам Борис Петрович нередко о себе говорил «…не испытлив дух имею». Чем подчеркивал отсутствие склонности к теоретическим рассуждениям, но не исключал в своем понимании здравого смысла, что проявилось позднее на дипломатическом  поприще и в обустройстве своих вотчин.

     Детские и юношеские годы Б.П.Шереметева прошли в Киеве, где были заложены основы его духовности и миропонимания. Его духовной alma mater ялялась в течение ряда лет Киевская коллегия (академия), она никогда не забывала своего ученика и во время его приезда в город по государственной службе засвидетельствовала особое уважение к нему преподнесением «Тезиса» (программы диспута), посвященного Борису Петровичу с изображением герба Шереметевых (подобный документ преподносился только царствующей особе).  Через академию у Бориса Петровича  установились близкие отношения  с митрополитом киевским И.Кроковским, ректором этого учебного заведения. Не забывал об этой дружбе и сам Борис Петрович. Будучи генерал-фельдмаршалом , в сложной для  обстановке, связанной с делом царевича Алексея, он принимал киевского митрополита в своем доме. В Киеве Борис Петрович, посещая Печерский монастырь, часто  проводил живо беседу с духовными лицами. Приезжая в город он находил время для посещения Киевской лавры. Документы тех лет свидетельствуют: «…братией он был принят с великой любовью и с подобием многих удовольствий духовных, и был отпущен от них с радостью их духовной и провожанием с великим гонором». Много позднее в своем духовном завещании, составленном в 1718 году, Шереметев завещал быть похороненным в Киевской лавре, «…хотя бы смерть застигла в Москве или ином от Киева отдалении». Духовное влияние Печерского монастыря на Б.П.Шереметева сказалось на том, что им был основан женский Богородицко Тихвинский монастырь, устав которого  был написан самим фельдмаршалом, исходя из уклада Киевско-Печерской лавры. Этот факт снимает обвинения, которые приписывали ему некоторые историки к симпатиям католицизму. Его толерантное отношение к католической церкви означало, что он признавал ее как ветвь христианства и культурно-исторический институт в жизни Западной Европы.

    В молодые годы в доме своего отца Борис Петрович воспринимал элементы западноевропейской культуры посредством общения с поляками, он знал латинский и польский языки. В московском доме Шереметева было много иностранцев, иноземец Ф.Вист являлся его личным секретарем, близкими друзьями были Я.Брюс и П.Гордон. В кругу его интересов был интерес к западной литературе того времени, быту, этикету, различным видам искусства. О приобщении к западноевропейской культуре свидетельствует его манера одеваться по-европейски. Демонстрация его европеизации проявлялось и в том, что во время посещения домов иностранцев или приема иностранцев у себя дома Шереметев одевался «во французское убранье или в немецкое платье». Английский посол Витворт оставил замечание о Б.П.Шереметеве «…Шереметев – самый вежливый человек в стране и наиболее культурный». Другой иностранец отмечал образованность Шереметева «…он образованнее других, он – украшение России». Знание европейского этикета и тонкая учтивость Шереметева открывали ему двери аристократических обществ за границей во время его путешествия в 1696-1697 гг.

    Современники отмечали совершенство речи и письма Б.П.Шереметева, его широкую осведомленность о международных событиях и наличие самостоятельной точки зрения  на происходящие события в Европе и России. Так, однажды после частной аудиенции у польского короля тот пожелал «…чтобы боярин к нему часто ездил», а воеводы Мазовецкий и Калийский высказывали свое положительное мнение о беседах с Шереметевым «…зело поступили любо и многие часы говорили пространно». Все это отмеченное о Б.П.Шереметеве свидетельствует о европеизации представителей высшего слоя русского общества.

    Характеризуя черты приобщения Б.П.Шереметева к европейской культуре,  следует обратить внимание на его мотивацию в этом процессе, которая отражала большую его любознательность, побуждающую к путешествиям по Европе и установление связей с аристократическими кругами в разных странах. Другая черта фельдмаршала свидетельствовала о толерантным отношением к европейским конфессиональным кругам. Высказывая свой интерес и уважение к римской католической церкви, он дал повод считать себя со стороны католического духовенства «внутренним католиком». Об этом высказывались иезуит Вольф и кардиналы Спадье и Оттобиани, сопровождавшие Бориса Петровича в Вене, Риме, Флоренции. Подтверждение этого мнения мы находим и в высказываниях  иезуита Эмилиана, жившего в то время в Москве. Конечно, вряд ли можно и предполагать о переходе Шереметева в католичество. Это была демонстрация уважительного отношения к европейским конфессиям, характеризовавшее его в качестве «европейского человека». С другой стороны демонстративное отношение к католической вере со стороны Шереметева объяснялось как дипломатический маневр для достижения определенных целей (склонить европейских монархов к совместным действиям против турок и крымских татар).  К этому можно отметить и личное тщеславие Шереметева в стремлении получить звание мальтийского рыцаря и Крест этого ордена. Все это приближало его к западной аристократии.

     Европеизм Б.П.Шереметева характеризовался также и тем, что он стремился создать вокруг себя, в домашней обстановке, быт европейского уклада. Дом фельдмаршала обставлялся европейской меблировкой комнат, немецкой и английской мебелью, обязательным в доме были камин, орган и картины европейских художников. Современники свидетельствовали, что обстановка в доме Шереметева была великолепной. По воспоминаниям его второй жены Анны Петровны Салтыковой мебель приобреталась «…во Гданьске, Шленске и Гамбурге, вещи все хорошие, которых в Москве отнюдь невозможно было сыскать». Фельдмаршала отличала и любовь к европейскому стилю в архитектуре. Это воплотилось в постройке дома в подмосковном селе Мещеряковке – широкий фронтон был окружен башнями, расположение комнат в доме свидетельствовали о попытке перенести в русский пейзаж архитектурные формы Европы. Даже в далеком селе Борисовка, куда фельдмаршал заезжал лишь изредка, в его доме присутствовали предметы европейского комфорта. Дополняют портрет европеизма Б.П.Шереметева характеристика его психологического склада. Биографы и современники фельдмаршала описывают поведение его, которое отличалось дисциплиной и большой выдержкой, сохранением чувства собственного достоинства. Они же подмечали, что в поведении Б.П.Шереметева не было следа участия в диких потехах придворного круга. Так, во время похорон Лефорта в глаза бросалась разница в поведении Бориса Петровича и его окружающих – в то время как все бросились к поминальным столам, расставленным по пути похоронной процессии, он счел ниже своего достоинства предаваться обжорству наравне с прочими.

     Характеризуя черты европеизма Б.П.Шереметева, отметим, что он, как и другие сподвижники Петра I, чувство своего достоинства соизмеряли с безграничным  подчинением своих частных интересов царю, олицетворявшему национальное величие и национальную честь. Нормой политических отношений для Шереметева была преданность царю, и обладание мальтийским Крестом не меняло этого положения. В своих письмах к ПетруI во время путешествий  Борис Петрович подписывался немыслимой для европейского человека фразой, но как требовалось по московскому этикету: «раб твой Бориска челом бьет».  Вместе с тем, при всем своем европеизме Шереметев оставался глубоко верным традициям русской духовной жизни, свидетельством чему являлось составленные им Духовное завещание, а также Завет для женского Богородицко Тихвинского монастыря, по аналогии с традициями уклада Киево-Печерской лавры. Общественно-политическая жизнь и деятельность Б.П.Шереметева в меньшей степени отражает черты его европеизма, она была полностью подконтрольна Петру I. Началом заметному продвижению будущего фельдмаршала было его назначение в 1679 году в Большой полк товарищем воеводы, а уже через два года он сам становится воеводой Тамбовского военного округа. В 1682 году он уже пожалован в бояре, что позволило Шереметеву участвовать в заседаниях Боярской думы. В 1686 году, в возрасте 34 лет Борис Петрович вступает на путь дипломатической службы, участвует в польско-российских переговорах по вопросу о Турции и об окончательном закреплении Киева за Москвой. Биографы свидетельствуют о большом личном вкладе Б.П.Шереметева в подписании договора, за что ему было принесено звание «ближайшего боярина и наместника Вятского». Вслед за этим он был направлен в Польшу во главе посольства за ратификацией договора и в Вену для заключения мира в борьбе с Турцией. Как отмечали современники, Шереметев был непреклонен в переговорах и хорошо знал польский церемониал, что характеризовало его как представителя нового типа людей в московском государстве.   

     Однако не дипломатия стала основным поприщем Б.П.Шереметева, историческую известность он приобрел в военном деле. В 1688 году он принимал участие в походе В.Голицина в Крым. С приходом к власти ПетраI Б.П.Шереметев был направлен в Белгородчину, где не был востребован до 1695 года. С начала азовских походов Петра I стала восходить военная слава будущего фельдмаршала. К началу Северной войны в 1700 году 40-летнему Борису Петровичу было поручено формирование дворянского ополчения, с этого же года ему был положен военный статус генерала. Оценивая шансы на фельдмаршальство со стороны Б.П.Шереметева на начальных этапах войны, по оценкам Витворта, они были невелики, так как он еще не имел опыта военных действий с регулярной армией Карла XII.  Первоначально чин генерала-фельдмаршала  получил Ф.Головин, однако это не давало ему права командовать армией, командовал же ею в военных действиях наемный генерал герцог фон Кроа.

     Нарвское сражение 23 сентября 17000, в которой Россия получила жестокий урок ведения серьезных военных действий, против регулярной шведской армии опустошило офицерский состав. Рядом с Петром I   из числа титулованных генералов оставался только Б.П.Шереметев. С июня 1701 года он стал называться в официальных документах «генерал-фельдмаршал». Неудача под Нарвой  не изменила общего плана ведения войны. Уже 3 июля 1701 года Б.П.Шереметев с 30-тысячным войском выступил в Ливонию и Лифляндию, а в декабре этого же года произошло сражение с группировкой шведского генерала Шлиппенбаха, победа была за русскими войсками. В июне 1702 года был совершен набег на шведскую армию, опять-таки на группировку Шлиппенбаха, шведы потерпели поражение. Затем был осажден город-крепость Мариенбург, в ходе взятия которого в качестве добычи фельдмаршала оказалась Марта Скавронская. Эти победы русских войск над шведской регулярной армией имели широкий резонанс в европейских странах. Урок поражения, полученный русской армией  под Нарвой, был использован ею как опыт военных действий, в дальнейшем русские войска завершали  военные действия против армии Карла XII  победоносно, это означало то, что военная инициатива находилась в руках войск Петра I. Осенью того же года были предприняты военные действия на побережье Невы, и, по описанию Т.Стрешнева, дали России «пристань морскую, врата отворенные, путь морской». Программа, с которой вступила в войну Россия, была выполнена. Как следствие побед над шведами и выход к Балтике 16 мая был заложен город Санкт-Петербург, будущая столица российской империи.

     Военные похода Б.П.Шереметева в 1703-1704 гг. были направлены на окружение шведской армии в Эстонии, Лифляндии, были взяты города Ракобор, Панда, Вильнев, Руин, Карнус.  В ноябре 1703 года Москва пышно встречала Петра I и фельдмаршала Б.П.Шереметева, центральное место в этой церемонии принадлежало фельдмаршалскому кортежу. Победы на северо-западе способствовали подъему национального сознания , русская армия оправилась от пораженческих настроений, а непобедимость армии Карла XII  ушла в прошлое. Военные действия в 1704 году принесли новую славу Б.П.Шереметеву, под его руководством был взят город Дерпт, а в сентябре сдалась Нарва. В том же 1704 году военные действия были перенесены в Литву и Польшу. Последнее обстоятельство было важным политическим маневром русских войск, так как Карл XII хотел сменить польского короля Августа, принадлежащего к пророссийской ориентации, на шведского ставленника, что для России было невыгодно.

     Последующие события на театре военных действий в Северной войне складывались уже в пользу России. Вместе с тем, следует отметить, что в ходе военных действий оттачивался полководческий талант самого Петра I и его окружения. Документы тех лет (переписка фельдмаршала с Петром I,  А.Д. Меньшиковым, Я. Брюсом и Ф.Головиным)  свидетельствуют и о не простых отношениях между самими первыми лицами в окружении царя (особенно это касалось отношений между Б.П.Шереметевым и А.Д. Меньшиковым). Нередко бывало и так, что сам Петр I высказывал недовольство по отношению к фельдмаршалу, обвиняя его в медлительности или  неспешности выполнения тех или иных военных операций.

      Венцом военной славы Б.П.Шереметева являлось Полтавское сражение, начало которой в генеральной баталии поручалось именно ему. 29 июня 1709 года Петр I обратился к Б.П.Шереметеву со следующими словами: «Господин фельдмаршал, вручаю тебе мою армию, изволь командовать и ожидать приближения на сем месте». Осуществляя это действие, Петр I делал Б.П.Шереметева не символическим, а действительно центром власти и управления для всех чинов армии, выступающей как единое целое. Это признание заслуг Б.П.Шереметева, оцененное Петром I, имеет еще и другой подтекст, характеризующий благородство Б.П.Шереметева по отношению к солдатам и офицерам, который выразился в эпитете «душа армии».  Подобный эпитет закрепился за А.В.Суворовым и М.И.Кутузовым. На стороне Б.П.Шереметева была его моральная сила, которая признавалась в армии и нашла отражение в солдатском песенном фольклоре, проникнутым бодрым и оптимистическим содержанием. По замечанию исследователей этого фольклора образ Б.П.Шереметева наполнялся былинным содержанием, характерным для русской ментальности.

     После победоносной Полтавы Б.П.Шереметев участвовал во взятии Риги, которая капитулировала 4 июля 1710 года, фельдмаршалу были преподнесены два золотых ключа от ворот города, вес этих ключей составлял по 3 фунта каждый. В начавшейся русско-турецкой военной компании опять-таки был призван Б.П.Шереметев. В этой войне известен факт, характеризующий личное мужество фельдмаршала. Он оказался свидетелем действия, при котором турок на коне, догнав отставшего русского солдата, занес саблю над его головой,  фельдмаршал бросился из-за куртины на помощь солдату и убил турка, при этом была также захвачена его турецкая лошадь.

      Последующие годы 60-летнего фельдмаршала складывались довольно сложно, и это было связано с его нездоровьем и сильной психологической травмой вследствие смерти его любимого старшего сына Михаила, взятого в качестве аманата (заложника крови по договору) к туркам. В его организме развилась сердечная болезнь. Дальнейшую жизнь Б.П.Шереметев хотел связать с монашеством в Киево-Печерской лавре. Однако Петр I по-своему распорядился судьбой стареющего фельдмаршала, он настоял на его вторичной женитьбе на Анне Петровне Салтыковой, вдове одного из приближенных царя и, одновременно его родственнице по линии Нарышкиных. Брак этот состоялся в 1712 году. Петр I и после этого не дал успокоения Б.П.Шереметеву, он призвал его в армию для участия в русско-турецкой кампании.

       В 1719 году 17 февраля фельдмаршал Б.П.Шереметев скончался в Москве, его тело по приказу Петра I было перевезено и погребено в лавре Санкт-Петербурга. Как-то в кругу своих сподвижников Петр I, вспоминая Б.П.Шереметева, сказал: «Нет уже Бориса Петровича, скоро не будет и нас, но его храбрость и верная служба не умрут и всегда будут памятны в России». 
 
       В наши дни, в приближении 300-летия успения фельдмаршала Б.П.Шереметева, имя этого славного сына  России не пропало. В городе Иванове в честь русского рода Шереметевых один из центральных проспектов так и называется Шереметевским, сформирован кадетский корпус имени фельдмаршала Б.П.Шереметева, функционирует творческий Шереметев-центр, на площадке которого ежегодно проводятся шереметевские научные ассамблеи, в которых нередко участвует один из потомков рода, граф П.П.Шереметев, почетный гражданин города.


Рецензии