Глава 3. Путь и время

               

               

                ( Глава о том, может ли быть цель у вечности?)


        - Ну, что ж, мой преданный ушастый друг, в утренних лучах солнца уже видны на горизонте вершины Арарата, а мы по-прежнему одни. С кем только ни доводилось общаться на длинной извилистой дороге нашего странствия, но никто не подвизался с нами. И это понятно, у каждого свой путь, пусть и выбранный случайно. Увы, нет знающих причины нашего появления в данном месте и времени, с такими, как есть, попутчиками. И кто бы, как долго, ни шёл с нами рядом, душа вновь будет одна на распутье вечности.   
     Сколько жизней и миров прошла она, знает ли то, что ищет, или у нее просто тяга к развлечениям? Но если путь бесконечен, то какая разница? Тогда ценности жизни не должны равняться на конечную цель, какой бы многообещающей она ни была. Тогда важнее богатство чувств, мил и радостен ли доставшийся путь? Тогда благо цели - лишь в удачно взятом направлении. Ведь не смотря на то, что мне была поставлена задача и у этого путешествия есть чёткая цель, я сам решаю, как действовать. Какой бы ни был сценарий, талантливый артист имеет право исполнить его на свой лад. 
     Учитель намерено дал моему другу и мне духовные имена, принадлежащие трёхликому Богу. Он поручил Брахме и Вишну найти изменника Шиву. Не знаю, отыскал ли его Брахма, думаю, это безнадёжное занятие. Шива прячет свое лицо за тысячами масок и, даже если он считает себя спасителем человечества, то вряд ли когда-нибудь получится увидеть его, как хирурга, удалившего руки или ноги жертве аварии. Брахма, Вишну и Шива, олицетворяют процессы созидания, сохранения и разрушения, они должны действовать сообща, и сами по себе теряют смысл.  Богу нравятся контрасты, он Мастер чувств, и то, что мы называем развитием, движением к высшему состоянию, на самом деле расширение игры света и тьмы, радости и печали, экстаза и боли.  Борьба добра со злом - интрига для глупцов и данность для мудрых.  Все три лика Бога присутствуют в каждом из нас,  не получится избрать какой-то один, быть только творцом или созерцателем, разрушитель тенью следует за нами, ведь созидаем или бездействуем, в любом случае, губим другие возможности.
    Вероятно, непрестанное вращение барабана миров, осуществленных в вечности, перекатывает сознание увлеченных наблюдателей от одного варианта судьбы к другому? И невольные путешественники, если их не устраивает данная им версия, по своей воле, однако незаметно для себя, попадают на другую ветвь событий, из-за чего и возникает иллюзия возможного участия в переменах? Но и бездеятельное созерцание не может оставить всё, как есть, ибо сознание всегда в движении. 
      Как бы ни было жаль, мы не в силах испробовать все предложения мира, а точнее, следовать по нескольким мирам одновременно. Не можем охватить и понять все его проекты, а точнее, узреть разветвление миров. И тем более не способны изменить общий ход событий, запечатлённых в вечности, но благодаря намерению способны продвинуться к версии желанных обстоятельств. Куда бы ни стремились, чего бы ни хотели, какие бы смыслы ни искали, мы никогда не вытащим себя за волосы из бесконечной череды странствий. Очевидно, через нас бытие обретает сознательность на любой лад, удивляясь собственной многоликости. Выглядя изменчивым и куда-то направленным, оно вряд ли стремится к совершенной форме пребывания, скорее - к празднованию бесконечного кружения, великому разнообразию вечно манящего танца.
    Мир самодостаточен для каждого мига бытия, неизбежное чувство нехватки - лишь привкус бесконечности нашего путешествия по мириадам возможностей. Нет - и не будет - окончательного блага, ибо мир, а точнее многослойное я нашего сознания, не стоит и никогда не будет стоять на месте, движение - суть существования. Жизнь - дыхание вечности, и незачем бытию  увековечивать себя в каком-либо окончательном состоянии, оно не ваятель, ищущий идеала, скорее актер, неустанно играющий сознанием и формой.
      Какую истину ищет человек, когда все двери открыты? Иллюзия и действительность - разве не братья близнецы? Все, что с нами происходит, спим или бодрствуем, есть реальность, в той или иной форме. И сумасшедший, и считающий себя здравым, с головой погружены в свой мир. Массовое безумие рассудительных не рассыпалось только потому, что они смогли удержать внимание на одних и тех же иллюзиях. Ах, если бы они думали не о костюмах и призах, а о танце, то не наступали бы друг другу на ноги! Танцевать и не сталкиваться лбами - вот искусство из искусств, вот на что следовало бы направить свой разум! Выгадывать на раздорах, и надеяться ими управлять, пожалуй, самое пагубное из безумств. Разве будут пирующие во время чумы искать лекарство, когда вино власти вскружило им голову?
       Служители Шивы пьяны от безнаказанности, но жаля других, они отравляют самих себя, ибо человечество - единый организм. На какой другой рассчитывают паразиты, когда его совсем оставят жизненные силы? На бездушные машины? Устраивая конфликты и войны, они думают, что очищают планету,  но от хорошей ли жизни люди  сильно расплодились на земле, может на самом деле от страха перед завтрашним днём?
    Не авантюра ли - дёргать ниточки инстинктов и направлять слабых духом людей лишь на плотские удовольствия и мелкие цели, а сильным – подсовывать внеземные смыслы, обесценивающие глубину земной жизни? Управляет ли разум волей к власти, тех, кто относит себя к свету человечества, разве она, на самом деле, не обжорство их страстей? Конечно, если человеческий род в их глазах не более чем стая саранчи, то не удивительно, почему они, во что бы то ни стало, спихивают друг друга с вершины пищевой цепочки. Но даже, если наверху удержится кто-то один, страх так и останется верховным пожирателем. Ох, не завидна судьба жертв собственной хитрости! Трон не заменит потерянного величия души.
   Что самое ценное в бытии на земле? Неужели похоть и кусок мяса, или может плеть и меч? Допустим, дороже собственной жизни ничего нет, однако почему кто-то идёт на самоубийство? Выходит, она только шанс нечто найти и не потерять, чтобы не подкатывали муки разочарования и желание забыться? Одни считают, что важнее всего цель и призвание, другие - творчество и самосовершенствование, но, положив руку на сердце, надо сознаться, что всё это подмена, игра в жизнь.  Разве вокруг только спектакль, и счастливое пребывание на земле зависит от того, какую роль мы себе изберём или сочиним?
       Некоторые верят в самоценность развития, думая, что совершенствуя себя и способствуя общему прогрессу, идут в ногу с миром. Но совершенствуется ли природа, или просто изменяется? Есть ли у неё тяга к какому-то высшему идеалу, или она только приспосабливается к обстоятельствам? Не являются ли сами обстоятельства – неизбежностью версий  возможных миров? Коза останется козой и через миллионы лет, если луга, на которых она пасётся, сохранят тот же вид. Однако у человека есть Божий дар - одержимый целями и смыслами разум, который бывает настолько перевозбуждён, что находит в своих проявлениях великий замысел  бытия. Неужели человек, ведомый капризами неустойчивого ума, венец творения?
      Но не важно, за какой живой формой стоит наблюдатель, главное, что он всегда   в центре бытия? Впечатления - вот единственные сокровища жизни, они и есть жизнь. Какие ищешь, такой она и становится, чем шире и глубже они, тем увлекательнее странствие, тем меньше потребности в заменителях. Конечно, есть и такие, кто считает, что можно заменить качество количеством и собрать сокровища даже на небе. Но душа не сундук, и её не напоить слезами памяти, богатство и счастье - ни одно и то же.  Разве не безумие - купаться в сокровищах бытия и чувствовать себя нищим? Разве не безумие - искать смысл, когда он бьется в твоём сердце, топтаться по счастью - и не находить его? Знать и не сознавать, понимать и не делать, искать и отворачиваться – может хватит  прятаться от себя? Ты и есть путь, где каждый шаг - откровение.
            Вишну посмотрел на осла и сказал ему:
     - Друг мой, вижу в твоих глазах усталость. Да,  ты очень хочешь пить. Мы уже вышли из пустыни, вода близко - если это не галлюцинация - я чую запах влаги, слышится далёкое журчание. Ага, ты и сам, смотрю, оживился, неужели я, как и ты, уже могу чувствовать воду на расстоянии?
        Они  шли ещё около получаса, когда увидели в низине узкую, но бурную речку с двумя по краям большими отмелями, наполненными искрящейся прозрачной водой. Осёл во весь упор засеменил ногами и вскоре, достигнув желанной цели, начал утолять свою жажду. Безнадёжно отставший Вишну был ещё в пяти минутах хода от реки. Пока осёл, неотрывно от воды, жадно пил, его донимала маленькая серебристая рыбка, которая плавала под носом и пощипывала его верхнюю губу. Удивляясь её назойливости, он фыркнул своими широкими ноздрями, так что по зеркалу воды пошли отчётливые круги.
     - Ну вот, я пытаюсь его поприветствовать, а он фыркает на меня!
     - Неужели ты? Тебе, как всегда, удаётся изумить меня своими перевоплощениями! - усмехнулся осёл.
     - Плохо выглядишь, совсем отощал, какое настроение у тебя и твоего хозяина?
     - Мне кажется, он сильно расстроен, ну и я, соответственно.
     - Сейчас он попьёт, и всё у него – уверен – настроится.
     - Не знаю, вода вряд ли утолит его жажду.
     - А чего он жаждет?
     - Толком не пойму. Всю дорогу говорил о пути без цели, что у каждого он свой и не имеет конца.
     - О, мне знаком этот чисто человеческий вопрос: «Кто выбирает: путь – меня, или я – его?»
     - По-моему, он не ставил так вопрос, говорил, что я и есть путь.
     - На мой взгляд, я это я, а путь это путь, - вильнула хвостиком рыбка и, балансируя  боковыми плавниками, продолжила, - Я это сознание, путь – всё остальное, через что сознание обнаруживает себя. Да, без  отражаемого нет и зеркала, но всё же не стоит их смешивать, ибо они две совершенно разные составляющие Околооки: вечность и время.
    - И всё же,  они не могут быть друг без друга, - сделав последний глоток, возразил осёл, - Вечность и время – две стороны одной медали! То, что временно, вечно в своей основе, а то, что всегда отражает, привязано к временному.
    - Да ты просто уже философ! Но не обольщайся словами. В них уж точно всегда есть отражение, причём искажённое. Они – подделки отражений в сознании. Эта река с двумя отмелями – наглядный пример неурядиц человеческой разумности. Представь, что река – бурный поток информации, проходящий сквозь разум человека. Некоторая её часть остаётся по левую и правую стороны, вода там уже спокойная - почти зеркало. Ландшафт правой отмели сильно отличается от левой, в правой множество торчащих больших и малых камней, они испещряют зеркальную поверхность своими тенями и отражениями. В левой же отмели мало камней, они похожи на чуть извилистую тропинку, проложенную по зеркальной глади сознания. И вот, правая и левая сторона всё время спорят, в ком больше содержания: то ли там, где  всего много, то ли там, где мало, и поэтому нет помех для ясного отражения действительности? Но действительность глубока и бурна. Если бы отмелей, пусть и меньших, было три или четыре, тогда была бы очевидна бессмысленность перетягивания каната, они бы, наоборот, осознанно искали друг в друге дополнение, ведь глубина это и объём.
    - Так разве понятия вечности и времени – не результат перетягивания каната?
    - Именно. Из-за того что человек старается смотреть то левее, то правее, возникают два кажущихся разными понятия времени и вечности. А надо бы смотреть прямо, и тогда будет видно, что они разные имена одного и того же.
     - Ну, ты же сам вначале разговора сказал, что они две совершенно разные составляющие Околооки!
     - Да, они порождают друг друга и составляют единое целое.
     - Это как?
     - Представь Околооку в виде необъятной сферы, в которой навсегда заключены все возможные миры и все  версии событий прошлого, настоящего и будущего. Она вращается, энергия  вращения стягивается к центру и, от сильного сжатия, излучается обратно по всей сфере, поддерживая её постоянное вращение. Можно сказать, Околоока – вечный двигатель Себя, Она непрестанно пульсирует от периферии к центру и обратно, вызывая тем самым своё вращение, а вращение создаёт пульсацию.
      - Тогда, что послужило первым толчком?
      - Наверное, Её сверх наполненность и есть Её первичный генератор. Лучи, исходящие из центра вращения, пронизывают все формы Околооки, делая трёхмерные срезы Её движущегося четырёхмерного тела. В этих срезах возникают трёхмерные отображения всегда надвигающейся действительности, люди называют их сознаниями. На самом деле, это одно  Сознание Околооки, покоящийся центр вечного движения, Её рассеянное внимание в каждой формальной сущности, живущей иллюзией своей отдельности и театра перемен. Время - бесконечные, замкнутые в огромный круг, стопки срезов вечности. Но не будь этих срезов, не было бы сознаний, а значит,  Околоока не имела бы самосознания, Её сознание было бы сознанием пустоты, а тело – однородным туманом смешанных возможностей. Поэтому я и сказал, что время и вечность, разные составляющие единой Околооки, вращающейся вокруг собственного лучезарного Ока.
     - Неужели всё, что я воспринимаю, всего лишь срез?
     - О, да! Например, эти круги на воде, последовательно расширяющиеся до краёв отмели, они в теле вечности – многоместная матрёшка насаженных друг на друга конусов, их количество  равно тому, сколько было, есть и будет перед твоим взором кругов на воде. Увеличивающийся со временем диаметр кольца, это след движения, проходящего через твоё сознание, вершиной вперёд, одного из конусов вечности. Существуя, только в настоящем, сознание видит лишь срезы движения вечности.
     - На мой взгляд, для сознания неуловим даже настоящий момент.
     - Почему же, выскальзывает из его внимания, именно тело вечности, оставляя лишь отпечатки в «здесь и сейчас». Миг для сознания, как раз постоянен, болтанка в картинках памяти и фантазии не отменяет настоящего момента. Если оно действительно сместится во сне или другой жизни в прошлое или будущее, то и они, на тот момент, будут его настоящим. Не обязательно знать истинную форму вещей и явлений, растянутых в вечности, иначе потеряется свежесть бытия, и унылое всезнайство уничтожит чудеса движения и загадки времени. Лучше предугадывать, чем знать, так ты сохранишь свободу выбора, а он, поверь, велик, в противном случае, ты будешь  обречен лишь на одну версию событий в том мире, где проявилось твоё сознание.
       В это время, Вишну уже стоял возле осла и наблюдал за тем, как тот пристально смотрит на маленькую рыбку и, будто, с превеликим интересом  общается с ней. Не удержавшись, он сказал:
      - Друг мой, извини, что вмешиваюсь в ваш разговор. Не знаю, как так может быть, но я почувствовал, что вы давние знакомые. Неужели у животных есть один на всех телепатический язык, который утерян человеком, а точнее подавлен в его разуме  искусственным миром слов? Мне кажется, после нашего долгого и тесного общения, я начинаю, сам не пойму как, слышать тебя. Прости, что невольно подслушал твой спор с рыбкой.
       Вишну отошёл от осла к бурлящим водам реки, наполнил  флягу и надолго приложился к её серебряному горлышку. Испуганный же осёл распрощался с рыбкой и подошёл к хозяину, уткнувшись мокрым носом ему в спину.


Рецензии
Маэстро вы превзошли самого себя, что тут сказать.... БРАВО...!
Надо еще походить с этими мыслями, эзотерическое послевкусие обещает только усиливаться.

Ницшеанский Заратустра обрел сильного конкурента .)

Александр Воронцов 7   27.03.2018 01:12     Заявить о нарушении