Семь ковчегов ЧастиСвета от Гребенщикова. Танго

2. Танго сродни сексу, где есть он и она , их соприкосновение

Великий Борхес в рассказе „Мужчина из розового кафе“ пишет:

„Подружка в танцах досталась мне чуткая — угадывала каждое мое движение. Танго делало с нами все, что хотело, — и подстегивало, и пьянило, и вело за собой, и опять отдавало друг другу. Все забылись в танцах, как в каком-то сне, но мне вдруг показалось, что музыка зазвучала громче, — это к ней примешались звуки гитар с фургона, который подкатывал ближе. Тут ветер донесший бренчание, утих, и я опять подчинился собственному телу, и телу своей подруги, и велениям танца“.

Как вы представляете танцующих? Надвинутая на глаза шляпа, красно-черная гамма в костюме, провокационный разрез, чулки в сетку .

Смелый наряд. Танго зародилось в конце XIX века в портовых публичных домах Буэнос-Айреса.

Самые дипломатичные исследователи пишут, что танго зародилось на периферии города и общества и представляло собой сплав разных влияний: музыкального мастерства новоприбывших европейцев; андалусийских традиций внутренних переселенцев — перебравшихся в город гаучо; популярной среди черного населения кандомбе и хабанеры, завезенной моряками с Кубы.

Как бы то ни было, приличное общество долгое время не признавало этого танца. Лишь когда в 1910-х годах танго, завезенное в Европу эмигрантами, покорило сначала Париж, а затем и все остальные столицы.

Вместе с социальным статусом и пропиской (с окраин танго перебирается в респектабельный центр) постепенно меняется и манера исполнения: корпус и колени выпрямляются, резкие и вызывающие движения смягчаются и приобретают элегантность — так появляется tango liso («сглаженное») и tango de salon («салонное»).

Но даже в таком виде танец еще продолжал вызывать нарекания. В 1913 году европейские газеты писали о том, что кайзер Вильгельм II запретил своим офицерам позорить мундир, уподобляясь, по словам журналиста, «низменной чувственности негров и метисов».

В 1914 году архиепископ Парижский обещал отлучить танцующих от церкви.

Закончилось тем, что в 1924 году в библиотеке Ватикана перед папой Пием XI выступила аргентинская пара. Правда, танцевали они под танго «Аве Мария» (кстати, главный инструмент танго — бандонеон — изначально предназначался для исполнения духовной музыки), на партнерше была юбка до пят, а партнер тщательно выбирал фигуры. Такой танец папа не мог не одобрить, и вопрос о его допустимости и нравственности был закрыт.

На заре танго музыка была примитивна и полностью подчинена танцу. В XIX веке она исполнялась на скрипке, флейте и гитаре (или арфе). Чуть позже сюда добавился бандонеон, разновидность аккордеона, названный по имени немца-изобретателя Генриха Банда и завезенный в Аргентину в конце XIX века. Затем появились контрабас и фортепьяно, вытеснив флейту и арфу. Танго стало медленнее и перестало быть «бродячим»: возникли стабильные трио, квартеты или оркестры.

Кто же пишет музыку для танго?

Существует такое изречение, «… я все чаще прихожу к выводу, что готов отдать многое, чтобы услышать Хуана Хосе Мосалини».

Самого Хуан Хосе Мосалини имели честь слышать в Санкт-Петербурге гости фестиваля Часть Света.

Вот, что о нём известно русскоязычной публике:

«Родился в семье ремесленников, страстно увлеченных музыкой. Благодаря отцу, уже в возрасте восьми лет началось его знакомство с бандонеоном и народной аргентинской музыкой.

В 1977 году он переехал во Францию, которую избрал в качестве своей новой музыкальной родины. Там, вместе с другими аргентинскими музыкантами, он основал оркестр под названием «Tiempo Argentino».
За те годы, что он прожил во Франции, Мосалини успел поделиться своим искусством творить и обучать музыке со всей Европой и большей частью остального мира.

Затем, в поисках нового звучания, он записал альбом бандонеона с участием Хулио Кортасара, а также участвовал в создании знаменитого трио «Mosalini-Beytelmann-Caratini» (бандонеон / фортепиано / контрабас). Cоздал «Большой танго-оркестр» и квинтет «Mosalini-Agri», с которыми выступал по всему миру.

В 2010 году, совместно с певицей Сандрой Румолино и танцором Хорхе Родригесом, поставил спектакль «Душа танго», который приобрел огромный успех у публики по всей Европе.

За свою карьеру Хуан Хосе Мосалини записал около пятнадцати альбомов — как соло, так и в составе оркестра, квинтета, трио и дуэта.
Наряду с концертной деятельностью в 1989 году на базе консерватории Женевилье он создал первое отделение бандонеона в Европе.

Автор музыки к пятнадцати фильмам.
За свои заслуги он был удостоен награды Сената в день Латинской Америки и стран Карибского бассейна в 2014 году и Академии Шарля Кро в 2015 году."

Согласитесь, шикарный послужной список. Большая честь и везение слышать столь прославленного человека так близко и в такой естественной среде.

Русская публика мало знакома с музыкой танго, а классикой считает композицию Александра Зацепина и Георгия Гараняна , под которую Заяц с Волком танцуют на сцене мультфильма «Ну, погоди!»!

На самом деле, она оказалось глубокой, серьёзной и очень эмоциональной. Её трудно передать словами.

Не заметила, чтобы из присутствующих у сцены стали танцевать танго. Это не характерно нам, воспитанных с детства на Барыне, Яблочке и топотушках. Мы стояли и дышали в ритм этой музыке.

Рядом с прославленным музыкантом сидела красива скрипачка. Натали Груэ. О ней известно вот что:

«Начала учиться игре на музыкальном инструменте в возрасте девяти лет в Дордони, затем поступила в консерваторию Бордо, в класс Стефана Будо, где получила награды в категориях «Современная камерная музыка», «Чтение с листа» и «Флейта».

Она выступала в составе различных симфонических оркестров региона Бордо — таких как «Симфонисты Аквитании» и Аквитанский оркестр Верхней Гаронны . Также Натали Груэ является членом Духового оркестра Бордо .

Заинтересовавшись в смешении стилей, она приняла участие в спектакле труппы современного танца «Робинзон», пробовала себя в танго и традиционной гасконской музыке. На фестивалях танго в Бордо играла на флейте c Западным духовым оркестром ) и в дуэте флейта-бандонеон с Хуаном Хосе Мосалини.

Получила два государственных диплома по обучению традиционной музыке и игре на поперечной флейте. Ведет активную преподавательскую деятельность: на данный момент преподает в консерватории города Градиньян.

Согласитесь, участие таких прославленных и сложных музыкантов – это шикарный подарок от Бориса Гребенщикова.

Музыканты - полубоги.

Duo Mosalini-Grouet - это музыка эмоций. В ней всё: ревность, надежда, страсть, ненависть, страх, ярость. Она лёгкая.

Незнакомец, приглашаю тебя на танец.
Делаем шаг на каждую сильную долю музыки. На носок. Я поворачиваюсь голову вправо, а вы влево. Не нужно друг на друга смотреть, настроение и чувства через движения тела.

Да, вы правы. Танцевать под Duo Mosalini-Grouet так же нелепо, как плясать под Окуджаву. Извините. Приятного прослушивания)


Рецензии