Философия музыки 178-200

178. Над головой Оливье Мессиана простирается христианское Небо.

Орган Мессиана звучит торжественно и мощно в храме вселенной.

Лирика Мессиана омывает душу Небесной чистотой и свежестью.

В одухотворённой лирике Мессиана отражается образ Пресвятой Девы Марии.

Мессиан с сердечной теплотой повествует о младенце Иисусе Христе. Этот образ порождает необыкновенно трогательную музыку. В ней встречаются эпизоды умиротворённого покоя, тихого созерцания бескрайних просторов неба, её нежные мелодии по-ангельски чистые и кроткие.

Когда в экспрессивных пьесах Мессиана зубной скрежет дьявола оглашает вселенную, делается страшно.

Оливье Мессиан – Франциск Ассизский в музыке: композитор и проповедник славят Отца Небесного и красоту Божьего мира.

Создавая оперу о Франциске Ассизском, Мессиан пишет музыку Небесной святости.

Для чего Мессиан сорок лет записывает пение экзотических птиц? Чтобы узнать, как поют целомудренные души.

Когда магические звуки Мессиана погружают нас в состояние нирваны, чувствуешь себя индийским мудрецом.

Произведения Оливье Мессиана наполнены глубоким религиозно-философским смыслом.

Музыка для органа Мессиана ассоциируется с Небесной твердью и звоном колоколов.

Творчество Мессиана – это готический собор. Величественная органная музыка композитора имеет такой же прочный фундамент, такие же лёгкие несущие конструкции и такую же неудержимую устремлённость в небо.

Музыка Мессиана многогранна: её изобразительность символична, её эмоциональность одухотворённа, её религиозность поэтична, её колорит утончён, прозрачен и светел, как утренняя роса на траве. Вера в Бога Мессиана распространяется на всё мироздание от цветка до Бога.

Говорят, что Оливье Мессиан – Иоганн Себастьян Бах XX столетия. Это верно. Но есть и отличие между Бахом и Мессианом: немецкий композитор повествует о земной жизни Иисуса Христа, французский мастер переносит жизнь Сына Человеческого в небесное пространство: именно там, а не в знойной пустыне сатана искушает Иисуса Христа, именно там сталкивается непоколебимый дух Богочеловека со злобой и ненавистью сатаны. Мессиан проецирует Святое Писание на вселенную.

В творчестве Мессиана запечатлён Божий мир во всём его богатстве и многообразии. Действительно, Мессиан – Иоганн Себастьян Бах, однако с собственным творческим лицом. Его музыка, с одной стороны, воистину религиозная, с другой, - опирается на реальную жизнь, которую он воспринимает в свете христианской веры. Разница между Мессианом и Бахом состоит в том, что Бах воспринимает мир через призму библейской истории, тогда как Мессиан видит мир глазами рационально мыслящего человека. Вера Баха опирается на библейские легенды, Мессиана – на реально существующий мир.

Музыкальное созерцание Оливье Мессиана вбирает в себя религиозную музыку Баха, театрально-изобразительную – Георга Телемана и Георга Фридриха Генделя. При этом Мессиан принадлежит своему времени. Он использует лаконизм Эрика Сати, логику Клода Дебюсси, красочность Дариюса Мийо, лирику Франсиса Пуленка, театральность Артюра Онеггера.

Непредвзятый человек услышит в фортепианных пьесах Мессиана черты музыкального языка Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Игоря Стравинского. Это свидетельствует о том, что Мессиан выступает как художник, обобщающий прошлый музыкальный опыт.

Дебюсси созерцает мир, Мессиан – Бога, сотворившего мир.

Мессиан – Редьярд Киплинг в музыке, открывающий экзотический Восток.

Оливье Мессиан – самый грандиозный и самый могучий композитор Франции!

В творчестве Мессиана воплощается мощь и величие духа французского народа!

179. Сэмюэль Барбер созерцает родную американскую природу.

180. Джон Кейдж неутомим в демонстрации новых выразительных средств. С его легкой руки музыка превращается в звучащую паузу!

181. Симфоническая музыка Витольда Лютославского бушует, словно пламя в ядерном реакторе.

182. Оптимизм музыки Тихона Хренникова праздничный, ликующий!

Хренников бьёт в литавры оптимизма!

Хренников воспевает сентиментальную любовь и рыцарскую доблесть.

Хренников – советский Александр Гурилёв.

20-летний Тихон Хренников пишет известный в стране и за её пределами Первый концерт для фортепиано с оркестром, 20-летний Дмитрий Шостакович – знаменитую Первую симфонию, 20-летний Георгий Свиридов – замечательный вокальный цикл на стихи А.С. Пушкина. Эти композиторы впоследствии становятся ведущими фигурами советской музыки.

Тихон Николаевич Хренников возглавляет Союз композиторов СССР, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов – Союз композиторов РСФСР. Между ними складываются далеко непростые, если не враждебные, отношения. Гении знают себе цену!

183. Англия Джона Дона, Генри Пёрселла и Англия Бернарда Шоу, Бенджамина Бриттена – это одна и та же страна, но в двух ракурсах: традиционная и современная, степенная и праздничная, державная и трагическая. Эта Англия – величественная, как колонна адмирала Нельсона в центре Трафальгарской площади.

Музыка Бенджамина Бриттена даёт пример обновлённой тональности, позволяющей выражать бесконечное разнообразие чувств.

Музыка Бриттена погружает в атлантические глубины души.

Музыка Бриттена – пейзажно-морская, тёрнеровская. Это подтверждает его опера «Питер Граймс».

Бенджамин Бриттен в музыке реалистичен и многогранен, как Уильям Шекспир.

Музыка Бриттена содержит мощный шекспировский дух.

Бриттен, подобно Шекспиру, трагедиен.

В музыке Бриттен драматичен, как Гамлет и лиричен, как Офелия!

Трагедийная музыка Бриттена по-шекспировски жизнеутверждающая.

Бенджамин Бриттен продолжает традиции музыки Генри Пёрселла в XX веке.

Музыка Бриттена и Уильяма Уолтона принадлежит экспрессионистскому романтизму.

Ставя Бриттена рядом с Сергеем Прокофьевым, мы подразумеваем, что их музыка находится в процессе непрерывного обновления.

От сдержанной лирики до вулканических чувств – такова амплитуда колебания эмоций в музыке Бриттена и Дмитрия Шостаковича: у них горестная, страдающая и страждущая музыка!

Действующие лица романов писателя-гея Марселя Пруста и опер композитора-гея Бенджамина Бриттена – зачастую гомосексуальные люди. Каков художник, таковы его герои!

Благодушно-сентиментальным рассказам Германа Гессе соответствует благозвучно-сентиментальная музыка Бриттена.

Рядом находятся гуманно настроенный Джон Голсуорси и Бриттен.

Бенджамин Бриттен заслуживает уважение людей как выдающийся композитор-просветитель.

Бриттен – композитор-пацифист, призывающий к миру.

Бриттен – гуманист и друг человечества.

184. «Душа грустит о Небесах», - вот те слова Георгия Свиридова, которые определяют сущность музыки композитора.

Мелодии Свиридова белыми лебедями уносятся в Небо.

Небесную музыку Свиридова оглашает журавлиный клёкот.

Творчество Свиридова – это орлиный размах крыльев над просторами России.

Георгий Свиридов – истинно русский композитор, чья музыка от первой до последней ноты принадлежит русской культуре.

Музыка Свиридова рисует типично российские картины: по снежной равнине несётся тройка с бубенцами; вокруг бескрайние просторы; над головой высокое небо; в памяти всплывают давно минувшие счастливые летние дни: бал, радостная встреча, пение двух молодых женщин, парадный военный марш – всё это означает, что судьба русского человека неотделима от судьбы отчизны.

Для Свиридова нет высшей святости, чем Россия и русский народ.

Свиридов питает горячую любовь к России. Он принимает Россию, как высшую духовную ценность, как святость, как Божественную ипостась.

Композитор завещает людям: «Не потеряйте Россию, не сгубите родину, сберегите её для будущих поколений»!

Свиридов воплощает в музыке идеальную, а не реально существующую Россию. Для него Россия – это икона в золотом окладе!

Музыка Свиридова пробуждает воспоминания о славном прошлом Отечества.

До чуткого уха Свиридова доносится многовековой плачь Руси.

Свиридов воплощает в музыке страдание русского народа, разливающееся во всю ширь России.

Свиридов всецело растворяется в трагической истории русского государства.

Музыка Свиридова олицетворяет самое ценное, что есть в русском человеке – веру в Бога.

В кантатах и ораториях Свиридова звучит покаяние русского человека перед Всевышним.

Песни Свиридова оглашают небесные просторы, в которых царят духовная чистота и святость!

Музыка Георгия Свиридова возвращает нас к творчеству Модеста Мусоргского.

Мусоргский и Свиридов с болью в сердце откликаются на горе и слёзы России.

Мусоргский отображает страдающую Россию, Свиридов – Россию накануне её гибели.

Возвращая к жизни русскую мелодику, Свиридов опирается на крестьянскую Россию Мусоргского и дворянскую Россию Рахманинова: в первом случае заявляет о себе энергия духа, во втором – скорбь души.

Секрет эмоциональной глубины свиридовских мелодий состоит в том, что они представляют собой органичный сплав музыкальных интонаций эпического Александра Бородина, драматического Модеста Мусоргского, лирического Сергея Рахманинова. Произведения композитора содержат несколько пластов русской музыки.

Небесная чистота свиридовской музыки уже присутствует в печальной, но светлой лирике позднего Рахманинова.

В музыке существует родственная близость: Игорь Стравинский – духовный сын Римского-Корсакова, Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Валерий Кикта – духовные дети Мусоргского.

Кантатно-ораториальное творчество Свиридова не является неким исключением. В таком же стиле создаёт музыку немецкий композитор Карл Орф. Можно даже сказать, что Свиридов – Карл Орф бескрайних русских просторов.

Георгий Свиридов не сочиняет, а воссоздаёт русскую музыку на новом историческом этапе.

Песни и романсы Свиридова имитируют народные песни. Это стилизация, а не самостоятельное творчество.

Свиридов – большой мастер, возвращающий к жизни русскую музыку.

Что мы имеем в музыке Свиридова: новый стиль или перевоплощение старой русской мелодики? Если верно второе, то Свиридов – композитор-реставратор, композитор-постмодернист.

Свиридов обновляет дореволюционную русскую музыку, принимает за основу старое русское мироощущение. Поэтому его нужно считать типичным композитором-постмодернистом.

Перенося в новое время русское музыкальное творчество, Свиридов создаёт «вторичное» искусство, принадлежащее эпохе постмодернизма. В противоположность Свиридову, Сергей Прокофьев и Арам Хачатурян – действительно оригинальные современные композиторы.

185. Балетная музыка Кара Караева чарует изяществом и грацией восточных красавиц.

186. Музыка Моисея Вайнберга льётся бурными эмоциональными потоками.

Лирика Вайнберга вытекает из доброй, мягкой души композитора.

Если чем-либо примечательна романтическая музыка Вайнберга, то, прежде всего, еврейским мелодизмом.

Вайнберг – композитор с горячим еврейским сердцем.

Из сердца Вайнберга кровоточит вековая скорбь разбросанных по всему миру евреев.

Вайнберг отображает в музыке страдания еврейского народа.

В инструментальной музыке Вайнберг погружается в глубины мироздания.

Оперные спектакли Вайнберга – динамичны, увлекают зрителей острыми сюжетными коллизиями.

У Вайнберга есть предшественник – еврейский композитор Симон Лакс, а также друг и наставник – Дмитрий Шостакович. Всех троих объединяют общие польские корни и экспрессивный музыкальный язык.

187. Лирическое чувство Галины Уствольской покоится в глубинах мироздания.

188. Александр Локшин одухотворяет музыку поэзией и поэзию – музыкой.

189. Красота музыки Астора Пьяццоллы – фантастическая, неземная: это красота садов, растущих на морском дне!

190. Исаак Шварц отвечает на любовь женщин нежными, романтическими мелодиями.

191. С какой математической точностью Янис Ксенакис не создавал бы музыку, в ней сохраняется греческий национальный колорит.

Интеллектуальная музыка Ксенакиса по-своему прекрасна: она гармонична, в ней присутствует дух античности.

В музыке Ксенакиса зарождаются и гибнут цивилизации. Сегодня лишь громкие удары барабанов и тихий шелест гирлянд напоминают о жизни древних греков.

Музыка Яниса Ксенакиса – это синтез физики и биологии, материи и духа. В ней предметы физического мира обладают психикой!

Ксенакис вдыхает жизнь в неодушевлённый мир.

В музыке Ксенакиса материальные предметы дышат и чувствуют, как живые существа.

Ксенакис наделяет объекты физического мира эмоциями.

У Ксенакиса материальные предметы имеют разум.

Ксенакис – учёный-биофизик в музыке!

192. Оперная музыка Отара Тактакишвили доносит до современного человека эхо древней Грузии.

193. Хоровая музыка Владимира Рубина растекается широкими реками народного пения.

194. Дьёрдь Лигети виртуозно владеет техникой композиторского письма. Он не ремесленник, а самобытная творческая личность.

Лигети непредсказуем в художественных «изобретениях». В нём присутствует оригинальный и, главное, светлый талант.

Тихая, застывшая музыка Лигети успокаивает душу, словно предрассветный туман над озером. Нас завораживает тончайшая постимпрессионистская картина звуков и тембров.

Экспрессивная музыка Лигети не ранит душу. Но если она спокойная и созерцательная – это сама утренняя свежесть, капли росы на лепестках ландыша.

 Медленные пьесы Лигети хрупкие и нежные: перед глазами возникает узкая ленточка бытия, которая дрожит на ветру и в любую минуту может оборваться.

«Ужасы» в музыке Лигети скорее театрально-декоративные, чем разрушительные, и поэтому они легко воспринимаются. У композитора в целом светлое и ясное мироощущение.

Сарказм в опере абсурда «Великий Мертвиарх» Лигети – это безудержный хохот сатаны-подагрика!

В музыке Лигети отсутствует всеохватывающая панорама жизни, какую находим у Артюра Онеггера и Сергея Прокофьева.

По своеобразию и яркости музыка Лигети не уступает музыке Прокофьева. Новаторство этих композиторов не уничтожает живую музыкальную речь.

Лапидарность и рельефность музыки характерны двум венгерским композиторам – Дьёрдью Лигети и Дьёрдью Куртагу.

195. Авангардные композиции Пьера Булеза – это музыкальный космос.

Музыка Булеза – это звуковой микромир.

Структуру произведений Булеза определяют материя, пространство и время.

В музыке Булеза интеллект «вычисляет» орбиты атомов, электронов и протонов.

В основе музыки Булеза лежит симметрия микро- и макромиров, атомов и звёзд.

Математические произведения Булеза эмоционально окрашенные, вследствие чего возникает эффект одухотворённой материи.

Несмотря на атомную структуру музыки Булеза, она – духовна.

Музыка Булеза – это Божественно прекрасное бытие бесконечно малых и бесконечно больших миров.

196. Творчество Андрея Эшпая – классический пример музыкальной всеядности.

197. Борис Чайковский – композитор-интеллигент. Он задумывается о смысле жизни человека.

Чайковский с редкой деликатностью поднимает вопросы о назначении человека в жизни.

В музыке Чайковского эмоции – умные, а ум – эмоциональный.

В музыке Чайковского мысли возвышенные и красивые.

Чайковский мыслит категориями добра, благородства и красоты.

Логика музыкального развития в произведениях Бориса Чайковского не подавляет их светлую лирику.

Музыка Чайковского трогает возвышенными лирическими откровениями.

Лирика Чайковского имеет одухотворённый характер.

В основе музыки Бориса Чайковского лежит красота.

Благородная музыка – красива, красивая музыка – благородна. Вот квинтэссенция творчества Чайковского.

Судя по музыке, Борис Чайковский – тот же Дмитрий Шостакович, только с положительным отношением к миру.

Чайковский – высоконравственный Шостакович.

Творческий метод Бориса Чайковского можно определить как этический реализм.

198. В музыке Мортона Фельдмана эмоции находятся в состоянии невесомости.

199. Карлхайнц Штокхаузен достигает апогея катастрофизма в музыкальном искусстве!

В авангардной музыке Штокхаузена вселенная разбивается на осколки!

Музыка Штокхаузена иллюстрирует «звёздные войны» будущего.

Музыка Штокхаузена отображает интенсивные процессы в ядерном реакторе, в котором электронные пушки расстреливают атомы.

Штокхаузен – физик-ядерщик в музыкальном искусстве.

Штокхаузен – гений техномузыки!

Штокхаузен создаёт музыку агрессивной монотонности, которую невыносимо слушать: она давит на психику, как непрерывно грохочущий бульдозер во дворе!

В качестве авангардиста Штокхаузен ограждает себя от классической музыки стеной грохота, в качестве постмодерниста – воспевает райские кущи.

В основе «всемирной музыки» Штокхаузена лежат два противоположных мира: атональный ад и тональный рай, огнедышащее жерло вулкана и вечное блаженство.

Штокхаузен – основоположник «вельтмузык», - музыки всех народов и всех времён.

Карлхайнцу Штокхаузену кажется, что на куполе храма искусств стёрлась позолота, и он решает набросить на него шёлковую материю звёздного неба. Преемник Рихарда Вагнера мыслит вселенскими категориями!

Штокхаузен – величайший архитектор музыки XX столетия. Он воздвигает гигантские звуковые конструкции, достойные новаторских идей Владимира Татлина и Ле Корбюзье.

Писатель Генри Миллер и Штокхаузен не без сексуального цинизма воплощают идею рождения мира из женского чрева.

Не всякий великий художник обладает культурой фантазии. Прилично ли поступает Штокхаузен, связывая рождение мира с женской плотью? аналогично действуют писатель Генри Миллер и кинорежиссёр Паоло Пазолини.

Идея сотворения мира лежит в основе грандиозных полотен художника Давида Сикейроса и композитора Штокхаузена. Их с полным основанием можно относить к гениям вселенских проектов!

200. Эдисон Денисов вслушивается в глубины вселенной.

Музыка Денисова погружает нас во вселенское звуковое пространство.

В произведениях Эдисона Денисова присутствуют красочные пятна, оживляющие абстрактное музыкальное полотно.

Денисов – музыкальный художник-абстракционист. Он мыслит звуковыми красками и красочными звуками.

Абстрактная музыка Денисова – акварельно-колористична. Для её восприятия нужно иметь цветной слух или музыкальное зрение.

Денисов сочиняет острую, «колючую» музыку: иногда она напоминает стоящий на подоконнике кактус или его алый цветок.

Денисов – композитор богатой звуко-живописной палитры. Он «рисует» тщательно продуманные звуковые картины. При этом оркестр композитора всегда по-моцартовски либо по-веберновски прозрачен.

Музыка Денисова находится в одном ряду с картинами художников-абстракционистов. Денисов – Василий Кандинский в музыке, что ещё раз подтверждает его оркестровая пьеса «Живопись».

Музыке Эдисона Денисова свойствен воздушный, эфирный импрессионизм, возникающий при лёгком соприкосновении тональности и атональности, мелодии и серии.

Денисов – эфирный мальчик, порхающий между традиционной и авангардной музыкой, между классикой и джазом.

Денисов, прежде всего, теоретик, а затем – композитор. Он стремится достичь тотальной организации звуков.

Свои лучшие произведения Денисов пишет в стиле музыкального абстракционизма.

Денисов использует мало нот для того, чтобы «слышать» их умом.

Денисов обладает веберновским музыкальным интеллектом. Денисов более эмоционален, чем немецкий композитор. В музыке Денисова присутствует душа вселенной, Веберна – вселенский дух.


Рецензии