Очерки о художниках и картинах. Образы Византии

"Добрый пастырь" Музей Ватикана, Рим, около 300 г. н.э.. мрамор, 92см

Рождению новой эры, новому летоисчислению, способствовало распространение монотеистической религии, возникшей из иудаизма. На заре своего появления христианство познало и эпоху гонений при императорах: Домициане, Антонинах, Северах, Диоклетиане и полного признания при императоре Константине I Великом, который в 330 году перенёс столицу римской империи подальше от охвативший Рим смут в город Византий и переименовал его в Константинополь. Естественно, что формирование культуры произошло под влиянием эллинизма и набиравших силу христианских догматов. Эта новая культура впоследствии стала называться византизмом, философская идея которой определяла «понимание бытия, как совершенство».
 Образ мужчины, несущего ягнёнка был заимствован христианами из греческого искусства, где существовал особый тип скульптуры, который изображал бога Гермеса, как «Криофора, Агнценосец др.-греч. ;;;;;;;;; несущий барана (для пожертвования)»
Одна из таких скульптур находится в музее древнего искусства в Риме « Barracco » и изображает молодого сильного человека, который, не зная жалости, крепко удерживает в своих руках несомую им жертву. Нет возможности спастись из этих смертельных объятий. Печальная участь агнца – превратиться в шкуру, согревающую чужое тело.
 В эпоху гонений молодая религия переосмыслила этот образ, как аллегорическое изображение Доброго пастыря ( символ Христа). Этот образ походил на изображение языческих божеств, не являл очевидное христианство и был более безопасен от преследования. Одновременно образ выражал идею особого покровительства избранным и «являлся прообразом грядущего Царства Божия ознаменовал ту мысль, что Спаситель спасает».
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин. 10:11-16 )»

Все выраженные свойства, приведённые в этих строках, являет собой скульптура « Добрый пастырь». Молодой человек стоит впереди опоры ( образ веры). Взгляд его, уверенно смотрит вперёд. Мягкий характер складок хитона, юный возраст подчёркивают единение носителя и носимого. Его объятия так же крепки, но другого качества. Он поднял своего подопечного не для совершения смертельного обряда, а наоборот, чтоб оградить от опасности и приблизить к новой духовной высоте.

Используемые материалы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусство_Византии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Добрый_Пастырь
https://ru.wikipedia.org/wiki/Криофор



«Оранта» Софийский собор в Киеве XI в. Высота фигуры 5 м 45 см

 В Х веке нашей эры для объединения разрозненных племён Киевской Руси возникла необходимость в создании единой религиозной системы и согласно «Повести временных лет», « приблизительно в 988 году н. э киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви». Опять же, согласно «Повести временных лет», во время крещения была произнесена князем молитва: «Боже великий, сотворивый небо и землю! При;зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»

 В первой половине XI века, в честь победы над печенегами, князем Ярославом Мудрым в центре Киева был сооружён Собо;р Свято;й Софи;и (Софи;йский собо;р).В соборе сохранены с тех далёких времён подлинные фрески и мозаики, выполненные византийскими мастерами. Одной из таких мозаик является изображение Богоматери, прозванной « Нерушимая Стена» с поднятыми вверх и обращёнными к нам ладонями рук. Этот тип изображения Богородицы встречающийся ещё в римских катакомбах, характерный при заступнической молитве, получил определение - Оранта (от лат. orans — молящийся)

Богоматерь изображена в окружении золотого фона, обозначающего нескончаемое сияние Верхнего царства. Она стоит между нимбом, вобравшим в себя святость Всевышнего и вытянутой изогнутой площадки, символизирующей землю. Она даже не стоит, она воплощение доброты и материнства, ниспосланная для установления мира и милосердия, нисходит на нашу бренную Землю. А мы не ведающие, что творим, в своих наивных потугах похожие на эмбрион, столь малы и ничтожны, что как малая светлая тряпица безвольно свисаем с охватывающего её синего цвета небесной непорочности тунику пояса. И она, осознающая нашу нескончаемую греховность, из под покрывающего её пурпурного с золотыми лучами мафория, символизирующим её муки, простёрла к Всевышнему руки в заступнической молитве в надежде на наше осознание и покаяние.

Используемые материалы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Софийский_собор_(Киев)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оранта
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси
http://www.obraz.org.ua/Cvet.htm



Донская икона Божией Матери. Третьяковская Галерея,Москва

 Время написания иконы Донской Богоматери приходится на период 1380—1395 г. г. Впервые упоминается в летописных известиях ХVI века. Считается, что была преподнесена донскими казаками из городка Сиротина князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Есть сомнения по неопровержимому авторству, но большинство искусствоведов склоняется к мнению, что она была написана или самим Феофаном Греком или одним из его учеников. Но кто бы, ни был создателем, несомненно, что человечество, вне зависимости от конфессиональной принадлежности и духовной ориентации, приобрело ещё один бриллиант, украшающий её духовный слой.

 Иконографический стиль изображения, когда ребёнок прижимается щекой к матери сложился в искусстве Византии в ХI – XII в.в. и называется Умиление. Основная идея иконы -всепрощающая любовь, которая объединяет «небесное и земное, божественное и человеческое», а также готовность к безропотной жертвенности, идущая ещё от Авраама. В этой скупой, двух фигурной композиции заложены сложные пласты взаимоотношений между творцом и его детьми: носителями божьего света своим духовным сыном, посланным на заклание ради нашего спасения, его матери и нами - заблудшими и падшими.
Ещё один образ Богоматери это – церковь, олицетворяющая доброту и милосердие. На правой, со стороны сердца , ладони восседает, благословляющий её деяния Христос. Большой палец кисти поднят вверх к царству Божьему. Икону Донской Божьей матери отличает от других икон подобного стиля обнажённые, спущенные ноги младенца. Они, перевязанные тонкими путами у ступней символизируют предстоящие истязании. И как олицетворение трагедии – искривленные складки нижнего края гиматия у ребёнка и поддерживающая их печально изогнутая левая кисть матери.

 Большое смысловое значение придано цвету.
Мария изображена в покрывающем тело, указывающего на муки, вишневого цвета мафорий. Её волосы скрыты под, окрашенный в синий цвет, символизирующий небесную бесконечность, чепец. В синий цвет, кроме чепца, окрашены клав на гиматие Христа, свиток с посланием, принесенного им в мир учения и кайма на нарукавнике у Богоматери. Этот цвет, спущенный сверху, объединяет в единое: небесное и земное, духовное и, прощённое грешное. Рядышком, с голубой каймой на нарукавнике есть ещё одна - розовая кайма, и этого же цвета кайма обрамляет край мафория. Этот цвет указывает на кровь Христову, пролитую во имя спасения человечества.

Используемые материалы:

http://iconworld.ru/products/180
http://www.pravoslavie.ru/put/050831145915.htm
http://iconworld.ru/products/85
https://ru.wikipedia.org/wiki/Донская_икона_Божией_Матери




"Спас в силах". Андрей Рублев, 1408 г., Третьяковская галерея.

 Небольшая икона «Спас в силах» поступила в Третьяковскую галерею на хранение в 1934 году. Считается, что она около 1411 года была изготовлена Андреем Рублёвым. Икона относится к иконографии Пантократора. (Пантокра;тор от греч. ;;;;;;;;;;; — всевластный, всесильный) «… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…(Откр. 1:8)» И в ней выражен образ Второго пришествия Иисуса Христа в славе и в силе в конце дней наших для суда над мёртвыми и живыми "Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа".
 Он восседает на престоле посреди небесного свода, изображённого в виде изумрудного, овала, в окружении небесных сил. Он облачён в, цвета царей, багряную далматику, сияющую от золотых божественных лучей. Его правая рука благословляет, раскрытое, ниспосланное Евангелие. В низу небосвода, в форме подножия – наша Земля, на которую он должен ступить и утвердиться, распространяя во всех её четырех сторонах животворную энергию, выраженную красного цвета ромбом, цвета победы жизненных сил над смертью.
 «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет. (откровения Иоанна) »
Эти животные помещены в углах красного прямоугольника и подразумевают четырёх евангелистов, распространяющих на севере и юге, на западе и востоке Слово Божие: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Слово это, как углы прямоугольника, похожие на наконечники стрел, должны вырваться и достигнуть цели за пределами двухмерной плоскости.

Используемые материалы:

http://mirikon.org/ikonografiya/iisus_hristos/spas_v_silah/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спас_Вседержитель
http://andrey-rublev.ru/andrey-rublev-4.php
http://azbyka.ru/znakomstva/spas-v-silah-d110800.htm


Рецензии