Веха зрелости

«Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла – все кипит!»
А.С.Пушкин
Меня могут упрекнуть в пристрастии, но промолчать и сделать вид, что в нашей жизни ничего особенного не происходит – не могу (и не хочу): у Зейского народного театра нынче праздник – ему исполняется 40 лет.
…Далекий теперь уже 1967 года. В «Амурской правде» появилось объявление, гласящее о том, что Зейскому районному Дому культуры требуется режиссер-постановщик. Студент-заочник Благовещенского училища культуры Сергей Логуненко, которому в то время было 23 года, прочитав объявление, решил, что это именно как раз то, что необходимо ему. И, недолго раздумывая, прибыл в наш город.
А при районном Доме культуры в то время не было ни только режиссера, но не было и руководителя этого учреждения и, само - собой разумеется, не было и никакого театрального кружка. Молодой режиссер стал одновременно и руководителем Дома культуры, и создателем нового театрального кружка.
Справедливости ради надо заметить, что наш город богат театральными традициями. Еще в 1895 году в Зее появился первый самодеятельный театр. Существовали драматические кружки с перерывами и в последующие годы. Но в тот момент, когда молодой режиссер прибыл в наш город, никакого театрального кружка при районном Доме культуры не существовало, и Сергею Логуненко пришлось все начинать с нуля. А первыми актерами нового театрального кружка были Анастасия Миногина и Эделев Михаил. Произошло это 28 ноября 1967 года. Эта дата и считается днем рождения Зейского театра.
Первыми спектаклями нового театра были: «Вечер русского водевиля» и «Служебные встречи», которые очень тепло были восприняты зрителями. А вскоре после этого в Зею приехала комиссия из областного центра, просмотрела эти спектакли, дала им положительную оценку, и присвоила Зейскому театру звание – народного, которое дало право иметь этому коллективу две оплачиваемые штатные единицы: режиссера-постановщика и художника-постановщика. За это время художников сменилось много – не меньше десяти, а вот режиссер – бессменный, прошагав эту дистанцию, длиною в 40 лет вместе с театром.
Но, а за двумя первыми спектаклями было поставлено и много других: «Рядовые» - А. Дударева; «Правда хороша, а счастье лучше» - А. Островского; «Баня» - В. Маяковского; «Развод по-французски» - Ф. Кампо; «Бесприданник» - Л. Разумовской; «Люкс № 13» - Рея Куни, - и много других.
За это время сменилось много актеров: «Одних уже нет, други – далече». Но сохранен костяк коллектива. Это прежде всего: Владимир Ляшенко, Виктор Савельев, Валентина Филлипович, Наталья Шапран, Валентина Корниенко, Татьяна Тарасова, супруги Людмила и Виктор Горшковы, Татьяна Дремина, Андрей Якушенко….
А молодой режиссер, ставя один спектакль за другим, продолжает одновременно и учиться. Вначале он заочно окончил Благовещенское училище культуры, а после этого – Хабаровский и Московский институт культуры, режиссерские отделения – тоже заочно.
…Я заядлый театрал. И, бывая во многих городах России, прежде всего старался посетить тамошние театры. В Благовещенске смотрел «Тартюфа» и «Смех Лангусты»; в Иркутске – «Отелло»; во МХАТЕ им Горького – «Скамейку» с участием Татьяны Дорониной; в театре Советской Армии – «Павла I» где роль императора играл Олег Борисов. Так что мне есть с кем сравнить игру наших актеров. И заявляю со всей ответственностью, что игра актеров нашего театра мало чем отличается от знаменитостей.
…Сорок лет! Это, конечно же, праздник зрелости, это знаковая веха в истории театра. Давно наблюдаю за работой Сергея Михайловича. И часто поражаюсь: откуда в этом режиссере столь неукротимый дух, жажда рисковать, искать, взмывать своей безудержной фантазией ввысь, или закапываться вглубь жизни? Посмотрите, он весь – натянутая струна. Откуда он черпает силы, блеск творческого азарта, шалости и озорства? Личность. Удивительная индивидуальность – с множеством замыслов и идей. И никогда не знаешь, какую штучку он выкинет в очередной раз. В его постановках много импровизации, новизны, бесшабашности.
Удивляет и еще одна особенность режиссера Логуненко: умение очень точно подобрать актера на роль. Подтверждением этому может служить роль комиссара полиции в спектакле «Ловушка», которую с блеском сыграл ныне покойный Виктор Сомов. А главная роль Даниэля Корбана в этой же постановке больше всего подходила именно Владимиру Ляшенко.
Режиссер Логуненко учит актеров работать так, как если бы они были зрелыми, профессиональными мастерами. И это у него получается.
Страстный почитатель театра и его объективный критик А. Кугель как-то сказал: «Театральное искусство есть самое человеческое из искусств, и в этом вся его красота! Театральное искусство имеет дело только с человеком, имя которому – актер».
С категоричностью этого суждения можно было бы и поспорить. Но ведь, как ни суди, ни ряди, но все же оживает спектакль лишь тогда, когда на сцену выходит актер. А порой ему и сцены не надо – со всем её красочным оформлением. Актер даже на подмостках – это уже действо, это уже зрелище, это уже театр.
- Успех спектаклей зависит, в основном, от трех составляющих, - говорит Сергей Михайлович, - это: хороший литературный материал, талантливая игра актеров и хорошая режиссура. С двумя последними составляющими у нас проблем вроде бы нет. А вот с хорошим литературным материалом дела обстоят не совсем ладно. Бесконечно  питаться классикой Горького, Чехова, Островского, Достоевского – это, по меньшей мере, безнравственно. Должны появиться новые драматурги, которые сумеют талантливо и правдиво отразить сегодняшнюю нашу жизнь. А мы бы эту жизнь показали людям со сцены. Но, к сожалению, я таких драматургов не вижу, не знаю.
-Россия всегда была богата талантами, - продолжает свои рассуждения Сергей Михайлович. – Особенно щедрым в этом отношении был XIX век, давший нам великих писателей, поэтов, ученых, актеров. Сегодня, в XXI веке, нам надо возродить былую славу наших предков.
О своем труде Сергей Михайлович говорит так: «Для меня главное – всегда работать с полной отдачей, всегда нести в народ гуманные идеи – во славу и во имя любви к Отечеству, выявлять красоту души и поднимать её на пьедестал почета. Наш труд - глубочайшее осмысление времени. Наш театр – старейший в амурской области, а в этот период времени были и кризисные моменты. Но пройдя через испытания времени, мы выстояли.
Зачем люди ходят в театр? Однозначно на этот вопрос ответить трудно. Одни ходят насладиться игрой актеров, другие с головой готовы окунуться в события, происходящие на сцене, и вместе с актерами сопереживать, но а третьи идут в театр, чтобы найти ответы на волнующие их вопросы. А вот что по этому поводу говорит режиссер:
-Ходят в театр люди разные. И видят они происходящее действо на сцене, преломляя все через призму своего возраста, жизненного опыта, своего мировоззрения, своей профессии. Но кто бы то ни был, они - наши зрители, которых мы всегда рады видеть на своих спектаклях.
А от себя добавлю: есть среди жителей нашего города, и их, очевидно, много, которые не побывали ни на одном спектакле Зейского народного театра. Но есть и такие, которые не пропустили ни одного спектакля. И я очень горд, что отношусь ко вторым.
Сергей Михайлович не делает культа материальным благам. Но считает, что все самое необходимое для нормальной жизни должен иметь каждый человек: крышу над головой, пищу, одежду, хорошие условия для отдыха, достойную пенсию.
В последнее время у театра появилось много конкурентов: это и телевидение, и компьютеры с выходом в Интернет, и многое другое. Но театр жив, о чем свидетельствует хорошая посещаемость.
…У Приамурского поэта Олега Маслова есть такое четверостишье:
Гони залетную удачу,
Не верь в нежданную беду,
И не плетись покорной клячей
У времени на поводу.
В чем, в чем, а уж в этом Сергея Михайловича никак не упрекнешь, ибо он не покорной клячей, а лихим наездником несется на своем скакуне по времени.
…Да, время идет. Оно даже не идет, а - летит! Правда, есть гипотеза, что время - то как раз и неподвижно. А это мы движемся в нем, каждый со своей скоростью. Время – мера нашего дела. Нет дела – и все становится неподвижным, и время - остановилось. Но а дело Сергея Михайловича со товарищами – это новые спектакли, новые встречи со зрителями.
Великий Станиславский утверждал, что театр начинается с вешалки. А вот театралы нашего города уверены, что Зейский народный театр начинается с Сергея Логуненко. Ко всему вышесказанному обязательно необходимо добавить, что Сергей Михайлович – заслуженный работник культуры РСФСР, Почетный гражданин города Зеи.
…Но вот спектакль закончен. Аплодисменты. Цветы. Ни с чем несравнимый миг счастья и восторга. И, ей богу, ради этого стоит жить!


Рецензии