Детский сад. воспоминание 1. В Воркуте

Когда Жора был маленький, то, как и все дети, ходил в детский сад. У него был большой опыт посещения этого заведения для детей.
Довелось ему посещать детские сады в Ленинграде, Воркуте и посёлке Чертково, что в Ростовской области. Ходить он в детский сад  не любил. Но делать это, скрепя сердце, приходилось, так как маме нужно было идти на работу, а папа, будучи геологом,  по большей части пропадал в экспедициях.  Как ни уговаривал Жорик свою маму по дороге в садик, чтобы она позволила ему быть с ней на работе – ничего не получалось. Это было запрещено правилами, и она, уходя,  со слезами на глазах оставляла его на попечение воспитательниц.
В каждом детскому саду были свои правила и свои неофициальные порядки.  Была и внутренняя иерархия мальчишек. Верх держали естественно те,  что старше и сильнее. Сказывалось это незначительно. Еду никто не отбирал. Обидно было, просто, когда облюбованный тобой грузовик забирает парень, что постарше, просто вырвав его из рук.  Были ещё моменты, которые отрицательно сказывались на желании идти в детский сад.
В садик везли на санках Жорика, закутанного поверх мехового воротника шарфом. По заснеженному тротуару два километра он бы шёл часа два.  В раздевалке с него снимали валенки и шубу, а он получал возможность разлепить смёрзшиеся ресницы.
  В Воркуте раздевалка была прямо по коридору от входа. Идти нужно было мимо кухни, в которой готовилась еда для малышей. Поэтому  зимой, когда обледенелую входную дверь открывали, из неё вырывались клубы тошнотворно пахнущего пара.
 Это варились щи. Пахло крепкой смесью гниющих тряпок  и мороженой гнилой капусты. Хуже чем суп из подмороженной картошки был только суп из сухой.  Впрочем, на вкус это варево получалось после заправок томатом и жареным сушёным луком вполне съедобное. Животом никто не маялся.  К  этим запахам добавлялся ещё запах из горшечной, поскольку унитаз был только для воспитателей. В группе пахло не так свирепо, но зимой проветривания не было (мороз минус сорок) и волей неволей приходилось привыкать к запахам. Получить подзатыльник от старшего воспитанника или воспитателя - было в порядке вещей. Так что нужно было крутиться и не зевать с детства.  Эта мера, как и стояние провинившихся в углу по приказу воспитательниц, применялись в полной мере во всех дошкольных заведениях. Было ещё запрещённое занятие, которое большинству детей нравилось. Стёкла садика были покрыты толстым слоем льда. Если отломить кусочек, то получается почти как мороженое, точнее несладкий леденец. Но после того,  как один из пацанов, для отколупывания льда использовав детскую лопатку, разбил стекло, это развлечение пресекалось строго вплоть до дёрганья за уши.
Жорику немного везло. Когда он достиг четырёхлетнего возраста, то овладел азбукой, а потом и чтением с листа. Воспитательницы умилялись, когда он самостоятельно читал сказки или журнал «Весёлые картинки». Вскоре из этого они научились извлекать выгоду. Собирали детей вокруг маленького чтеца, который сказки Пушкина таким же детишкам вслух читал, а они пили чай с горячими булочками. Так что угол и затрещины его миновали. А щелбан в лоб от старших товарищей кто из нас в детстве не получал?


Рецензии
Очень интересно! невольно сравниваю со своим- уральским. У Вас ощущается именно Север. Садик жутко не любила, особо днём спать, тупо ковырять лопаткой грязный снег. Зато нравилось маршировать и читать речевки, стишки.
С признательностью!

Татьяна Немшанова   16.06.2023 18:00     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Татьяна! Только сейчас удалось добраться до интернета. Ваши отклики и рецензии всегда ценны.

С уважением.

Евгений Пекки   26.06.2023 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.