День рождения

В промозглые ноябрьские дни, когда подгоняемый порывами ветра мелкий дождь до костей пронизывает тело, приятно побыть в тёплом кругу друзей. В тот понедельник почти все сотрудники были в сборе и о чём-то увлеченно разговаривали. Вдруг тихо отворилась дверь, и в помещение вошёл Владимир Петрович, человек лет пятидесяти, среднего роста, коренастый. Разговор стих на полуслове, а Владимир Петрович снял мокрую шапку, и его непослушные седые волосы приподнялись ёршиком.
— Мир честному народу! — легко стряхивая шапку и немного наклонившись в знак приветствия, проговорил он, одарил каждого улыбкой и тёплым внимательным взглядом.
— Здрасьте, — чуть ли не хором выпалили сотрудники.
— А на улице что творится! — заметил Виктор Петрович и направился было к столу, но бойкий женский голос остановил его.
— Куда же вы пошли? Идите к нам! Будем поздравлять вас с днём рождения.
Лицо Виктора Петровича сделалось серьёзнее и он, возвращаясь к собравшимся, с удивлением спросил:
— У кого день рождения?
— Так у вас же! — отвечал всё тот же голос Аллы Михайловны, она была небольшого роста и даже сделала шаг вперёд, напоминая ему об этом.
Действительно, её памяти можно было позавидовать, она помнила не только номера домашних телефонов, но и памятные даты сотрудников, их детей и внуков. Была авторитетом отдела, на который никто не покушался.
— Алла Михайловна, — подойдя к ней вплотную и легко дотронувшись до руки выше локтя, спокойно проговорил Владимир Петрович, — вы плохо обо мне думаете. Разве мог я забыть свой день рождения? Нет-нет, у меня он будет ровно через восемь дней.
Недоумённые взгляды сотрудников упёрлись в Аллу Михайловну, а та стояла растерянная и обескураженная. Ещё ни разу она не была в таком дурацком положении.
— Как же так, неужели у меня начались сбои с памятью? — бросилась она к своему столу что-то ища. Быстро нашла толстую тетрадь и начала судорожно листать. Наконец, остановилась на нужной странице и своим маленьким пальчиком провела по строчке.
— Вот она запись! Точно, в ней значится сегодняшнее число. Сегодня двенадцатое?
— Да, да. Двенадцатое, — почти хором ответили сослуживцы.
Алла Михайловна победоносно обвела всех взглядом и особо остановилась на Владимире Петровиче.
— Минуточку, — воскликнул тот и поспешил к своему столу.
Через минуту он вернулся, держа в руках документ.
— Алла Михайловна, вот случайно не забрал домой своё свидетельство о рождении. Можете удостовериться!
Та взяла бумагу, сосредоточенно её прочла и растерянно протянула:
— Действительно, двадцатого числа.
О чём-то раздумывая, словно ища сбои в своей памяти, она взяла ручку и исправила цифру двенадцать на двадцать.
— Извините, Владимир Петрович, что-то у меня заклинило, и ввела всех в заблуждение, — сконфуженно проговорила она и положила тетрадь к себе на стол.
— Алла Михайловна, ничего страшного, у всех у нас заморочки, — ответил Владимир Петрович и тоже направился к своему рабочему месту.
Через восемь дней Владимир Петрович принимал свою порцию поздравлений, а сослуживцы с удовольствием лакомились вкусным тортом, испечённым его женой в форме Скорпиона — знака новорождённого.
Всё было бы хорошо, если бы через год, то есть двенадцатого числа, Владимир Петрович, войдя всё в ту же комнату и видя, что сотрудники не стоят как в тот раз в кругу друг перед другом, громче обычного воскликнул:
— Что же вы не встречаете новорождённого? Я уже и торт принёс, а тут тебе никакой радости. Или вы не рады моему появлению на белый свет?
Сотрудники всполошились, понимая свою оплошность, но их выручил звонкий голос всё той же Аллы Михайловны:
— Какой день рождения, Владимир Петрович? Он у вас двадцатого числа, это у меня в памяти врезалось.
— Алла Михайловна, я не знаю, каким инструментом вам память нарезали, но день рождения у меня двенадцатого числа.
— Как?! — удивилась она, – ведь в прошлом году мы исправили двенадцатое на двадцатое.
— Я не помню, что вы там исправляли, но я могу показать документ.
Алла Михайловна бросилась искать свою тетрадь, а Владимир Петрович направился к столу искать свой документ. Вернулись они одновременно, держа в руках доказательства.
— Как вы думаете, это документ? — и протянул ей паспорт.
— Ещё бы! — и развернув его, открыла рот. — Действительно, двенадцатое число.
С широко открытыми от удивления глазами она ещё раз, заглянув в паспорт, принялась исправлять цифру двадцать на двенадцать.
— Или я начинаю сходить с ума, или… — и махнула рукой.
За обедом, поедая вкусный торт, начальник отдела Иван Викторович всё же спросил:
— Владимир Петрович, а ведь действительно в прошлом году вы показывали документ, удостоверяющий ваш день рождения. Как получилось? Что, у вас два паспорта?
— Да нет, — видимо давно ожидавший этого вопроса, оживился Владимир Петрович. — Дело в том, что в прошлом году я показывал вам метрику, то есть свидетельство о рождении, а сегодня паспорт.
— Так паспорт же даётся на основании этого документа, — не сдавался Иван Викторович, — не написано же там два разных числа?
— Не написано, — легко согласился Владимир Петрович, — но у меня так получилось.
— Как?
— Это длинная история, но если хотите, я вам её поведаю. Дело в том, что в нашем посёлочке, в котором я жил, сгорело около тридцати домов со всеми постройками. Наш дом тоже сгорел, как был на замке, так и замка не нашли. Сгорело всё. Когда мне исполнилось восемнадцать лет, пришел получать паспорт. В паспортном столе попросили свидетельство о рождении, и я им объяснил, что все документы сгорели. К слову сказать, такой пожар был, что знали и помнили люди со всей округи. Начальник паспортного стола всё же разрешил выдать паспорт, но надо было уточнить дату рождения.
Владимир Петрович немного отхлебнул уже остывшего кофе и продолжал:
— Я спросил у мамы, когда мой день рождения? Она, постоянно озабоченная, чем прокормить детей и как построить дом (отец к тому времени умер), долго вспоминала и наконец сказала: «Как бы не обмануть, но, кажись, двенадцатого числа». Так в паспорте и появилось двенадцатое число.
— Откуда же появилось двадцатое? — допытывалась Алла Михайловна.
— Хороший вопрос, — заметил Владимир Петрович. — После смерти мамы я перебирал её вещи — заповедный сундук, куда я никогда не имел права заглядывать, ибо там лежали не только праздничные наши одежды, но и нужные документы. И на самом дне сундука я вдруг обнаружил своё свидетельство о рождении. Видимо, при пожаре оно не сгорело, потому что лежало на дне под горой одежды без доступа воздуха. Это, конечно, похоже на чудо, но так все и было. А в свидетельстве, как вы догадались, была указана моя истинная дата рождения.
— Получается, юридически всё же твой день рождения двадцатого числа?
— Во взрослой жизни все документы выдавались с датой, указанной в паспорте — дипломы, военный билет и другие документы.
— Так какого же числа ты празднуешь свой день рождения? — поинтересовался Иван Викторович.
— В прошлом году праздновал двадцатого, а в нынешнем — двенадцатого.
— Я знаю, как выйти из положения! — вскочила со стула Алла Михайловна. — Вот за то, что вы нам морочили головы со своим днём рождения, то будете торты нам носить с двенадцатого по двадцатое. Все восемь дней.
— Я не возражаю, — рассмеялся Владимир Петрович, — но я всё же хотел проверить вашу, Алла Михайловна, память. Крепка ли она?


Рецензии
Помню, помню, дорогой Коленька!
Это у тебя были разные записи Дня Рождения в разных документах.
Вот ты и обыгрывал эту ситуацию.
Я тебя два раза всегда поздравлял.
С Днём Рождения!
"Зелёная"!
Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   29.08.2023 08:06     Заявить о нарушении