Плохой человек

Сегодня утром, по своему обыкновению, я заглянул в почтовый ящик. Не знаю, зачем я делаю это каждый день по пути на работу – мне никто не пишет настоящих писем, счета приходят в установленные дни, посылки и мелкий stuff, заказанный из интернета, не ошеломляют своим неожиданным появлением. Не знаю зачем. Рука будто не принадлежит мне; она тянется к маленькой перекошенной дверце израненного ящичка; глаза заглядывают внутрь, шарят по стенкам и …  ничего не находят. Быть может, где-то в тёмных водах собственного подсознания я верю в то, что однажды найду там послание из прошлого или будущего.
Сегодня утром, по своему обыкновению, я заглянул в почтовый ящик. И там, к моёму неподдельному удивлению, находилось письмо! Рука вцепилась в бумагу, словно рука ребёнка – в тёплую руку матери. Напряжение сковало моё тело: электрический разряд пробежался по спине и до кончиков пальцев. Быть может, это просто чья-то ошибка, а может, шутка? Кажется, прошла вечность, прежде чем я решил достать заброшенное кем-то письмо. Как известно, чтобы поймать рыбу, рыбаку нужно закинуть удочку – вне всяких сомнений, я был на крючке неведомого мне рыбака.
Конверт. В моей руке. С виду невзрачный, обычный почтовый конверт, правда, без марок и адресата. На лицевой стороне дрожащая надпись. Сделана криво: «Мы незнакомы, но это тебе». Конверт запечатан.
Внутри меня почти неконтролируемое желание его вскрыть; хаотичные мысли, нарушающие космос сознания. Вневременное небытие ускользающего сущего. Сотканное из пустоты и наполненное этой пустотой существующее. Пространство и Хронос – два атрибута существования этого конверта. Сам конверт – единство материи и духа, связь прошлого и будущего, бесконечно ускользающего настоящего. Наш мир создан ради него, мы – лишь слова, облечённые в плоть, проекции невысказанного существующего. Мы не наполняем мир смыслом, мы обессмысливаем его, заполняя несозданную пустоту своим присутствием.
Мысли возникали из ниоткуда; я ощущал себя многофункциональным приёмником информации извне. Неперсонифицированный голос вещал, что проекция (в том числе, человека) не имеет цели, она лишь отражает видимые свойства пространства и времени. Но что есть пространство и время как не ускользающие атрибуты сферы невысказанного существующего? Данные атрибуты невозможно вербально наполнить в их внутреннем содержании, но возможно вербально определить. Запечатанное письмо в конверте и есть сфера невысказанного существующего; послание, доступное для интерпретации в границах известной языковой среды.
Проекция-интерпретатор, человек видимого будущего, суть модификация современной проекции, которая гонится за неуловимым Хроносом в лице настоящего-прошлого-будущего. Устремление в будущее изначально заложено в сфере невысказанного существующего, в границах которой проекция стремится отражать окружающий мир, и даже больше, интерпретировать его, в желании достичь осмысленности своего существования. Но осмысленность бессмысленности бытия приводит к сложно разрешимым вопросам, с которыми сталкивается проекция-интерпретатор. Поиск наиболее подходящего угла отражения фактически является универсальным ответом, который, более того, доступен для многоуровневых толкований. При условии не нахождения правильного угла отражения проекция-интерпретатор не может дальше выполнять свою основную функцию, испытывает эмоциональный стресс, и её существование сводится к нулевой стадии квази-существования. На уровнях ниже нулевой отметки, так называемые минусовые ярусы, проекция-интерпретатор самоустраняется из всех доступных и недоступных областей невысказанного существующего.
Прошло несколько мгновений, прежде чем я пришёл в себя. Голос исчез, скрылся в ближайшем переулке моего самосознания. Я вскрыл конверт – внутри несколько исписанных листов бумаги. Неровный почерк на второй странице ознаменовал их содержимое одной фразой:
«Я – плохой человек».

Лист формата А4 номер два

«Существование – это плеяда последовательных пунктов, через которые проходит человек. Человеческая жизнь – это отрезок с множеством активных точек; событий, детерминированных в своём единстве. Не составит труда представить, насколько поверхностна эта мысль.
Я пишу это письмо в полном одиночестве и никак не могу понять, насколько моё одиночество является детерминированным. Связано ли оно с другими одиночествами во Вселенной и, если да, то является ли совокупность множества одиночеств одним весомым одиночеством с большой буквы О? И что есть эта пресловутая О, и где в этом О я?
Сказать по правде, я рад, что мы не знакомы. Дистанция, которую я избрал, поможет мне донести до тебя мысль о том, что я плохой человек. Считай это письмо своего рода исповедью без оформленного начала и, возможно, без адекватного конца; исповедью нерелигиозной и, тем самым, предельно чистой. Tabula rasa – популярная в философии концепция, так называемая «чистая доска», означает незамутненный разум, слои которого пропитываются неминуемым опытом нашего существования. Неслучайно первый лист моего письма в конверте ты нашел совершенно пустым. Пусть это будет метафора, воплощенная в жизнь».
Неплохая метафора. Я убрал все листы обратно в конверт. Чтение, казалось мне, будет незаурядным. Закинув конверт в сумку, я взглянул на часы и поспешил к автобусной остановке – у меня оставалось полчаса, чтобы успеть к началу рабочей смены на новом месте.
Автобус оказался наполовину пустым; мне всегда нравилось ездить в полупустых или почти пустых автобусах – отсутствие посторонних взглядов и запахов создавало впечатление, что общественный транспорт неплохое средство передвижения, однако подобное отсутствие случалось нечасто. Я думал, что мне не удастся закончить чтение даже одного листа по пути на работу, но обстоятельства сложились иначе. Я продолжил ровно с того места, где остановился:
«Знаешь, я нахожу определенную связь между двумя выше обозначенными понятиями. И одиночество, и tabula rasa являются одновременно и следствием, и причиной друг друга. Но, видит Бог (или зрит только Дьявол?) я не замечал ранее этой простой истины.
«Чистая доска» имеет определенные границы, и мы никогда не сможем выйти за их пределы – мы будем писать по горизонтали, вертикали, диагонали, сверху вниз и снизу вверх, расчерчивать круги и спирали, писать наоборот, маленькими и большими буквами, но правда в том, что нам не суждено написать хотя бы одну букву вне чистой, хотя и возможно уже исписанной доски. Одиночество тонко вплетено в tabula rasa; отделенное красной чертой оно теплится в одном из уютных уголков, и мы никогда не знаем в каком именно. Как только мы пытаемся от него избавиться, оно меняет своё местоположение на доске. Лукавит тот, кто говорит, что он не одинок. Никто и никогда не сможет нивелировать это чувство. Ни в этой жизни, ни в следующей. Каждый из нас обречён на одиночество».
Я отложил листок в сторону. Пристальный взгляд в окно не смог заглушить в моей голове отдельные слова и фразы: БОГ, ДЬЯВОЛ, он не одинок, обречён, обречён, обречён, это письмо, исповедью, зрит только Дьявол, незамутненный разум, избавиться, лукавит, обречён, обречён, круги и спирали, одиночество, круги и спирали, расчерчивать, одиночество, правда. Голос из автобусного динамика объявил: «Нивелировать!», лицо женщины-кондуктора расплылось в довольной ухмылке и через мгновение, капля за каплей, стало стекать ей на грудь. За окном невозможно было разглядеть хоть что-то, казалось, что автобус находился вне пространства и времени.
Динамик: Следующая остановка… НИВЕЛИРОВАТЬ!
Я: Этот чертов динамик так и будет произносить это чёртово слово?
Женщина-кондуктор: Юноша, нивелировать значит уничтожить. Я бы на твоём месте выкинула эти бумажки (её лицо отсутствовало ровно на треть).
Я: А я бы на твоём месте пошел к черту!
Женщина-кондуктор: Вечность – то место, куда мы неизбежно прибудем. Вечность – то время, за порогом которого буйствует жизнь.
Динамик: Следующая остановка… ВЕЧНОСТЬ.
Я: Иди к черту!
Женщина-кондуктор: Как жаль, что ты покидаешь нас на полпути к вечности (её лицо отсутствовало ровно на две трети).
Динамик: Следующая остановка…
…Городская юношеская библиотека!
Я открыл глаза. В дрожащих руках находилось всё то же письмо от незнакомого мне адресата. Дочитав первый лист его размышлений, я впал в глубокий транс, и по пробуждении не понимал, что со мной только что произошло. Я вышел из автобуса и прошёл ровно сто метров до своего офиса. Я был сконфужен и омрачён случившимся, и старался не думать ни о чём кроме работы до самого вечера.
Позже вечером, находясь дома, я всё ещё сторонился анонимного послания, но оно словно преследовало меня, поджидало, и будто случайно оказывалось на видном месте. «Я – плохой человек» провозглашало оно снова и снова. Руки, не принадлежащие мне, схватили новый листок письма, и глаза вновь забегали по строчкам, написанным неровным почерком.

Лист формата А4 номер три

«Иллюзорность бытия – выдумка древних мыслителей. На мой скромный взгляд, все мы погрязли в дерьме, далеко не иллюзорном. Куда легче представить, что мы чистые воплощения идеального мира, на время заблудившиеся в многомерном пространстве. Куда легче сказать, что мы – это не мы, некие образы или проекции; мы – заблудившаяся паства в поисках Христа. Но куда сложнее признать, что мы топчемся в собственном безрассудстве, капая слюной, гонимся за желаемым и устраняем тех, кто встаёт на нашей дороге счастья. Мы захлебываемся собственным Я, возводим его в Абсолют, но не знаем, чем заполнить возникшую пустоту. И совершенно автоматически, божественным провидением, она заполняется одиночеством. Оказывается, одиночество гораздо ближе к дурно-пахнущему бытию, которое мы избрали, а мы так невинны в своем незнании. И знании того, что мы – венец творения, apex of creation.
Истина, о которой не перестает твердить человек, – сложившаяся детерминированная сущность, мистическая в своей основе. Я далеко не философ, но я убеждён, она никогда не будет принята людьми. Она есть иллюзорный идеал, недосягаемый, непостижимый, но так необходимый человеку, чтобы хоть как-то уходить из дурно-пахнущего бытия. О ней можно говорить, к ней можно взывать, но лишь на краткий миг, в перерывах между мифами, историями, ток-шоу, рекламными блоками.
Я хочу воззвать к истине! Хочу, чтобы ты услышал меня. Поверь, мы существуем в несправедливом мире, и этот мир не есть иллюзия, созданная нашим (или чужим) сознанием. Мы существуем там, где мы существуем. Это стоит признать.
Теперь ты понимаешь, почему я плохой человек. Во многообразии легенд и мифов я выбираю истину, и не боюсь говорить о том, что по-настоящему имеет ценность. Признавать ошибки и не говорить полуправду – это удел по-настоящему плохих людей, тех, кто чувствует пульсирующую кровь времени. Иллюзия рождает иллюзию, истина восстанавливает бытие».
Я отложил листок в сторону. Сказать о том, что это была бессмыслица, я не мог, но и согласиться со сказанным мне не позволяла совесть. Обвинять человека в грехах человеческих – не является большой заслугой. Говорить о том является ли наше бытие фантомным или нет – удел современных философов. Я был раздосадован прочитанным; пафос, отрешенность и личная исключительность автора – всё это вызывало ничего, кроме гнева.
Я схватился за голову – пронзительная боль в области виска, приглушенность звуков и размытость образов; пелена в глазах. Я потянулся за стаканом воды – он приглушенно упал на пол.
Голос в голове: ты – человек видимого будущего, проекция-интерпретатор.
Радиоприемник (после долгого поиска нужной волны): ВЕЧНОСТЬ!
Голос в голове: проекция-интерпретатор испытывает эмоциональный стресс. Поиск наиболее подходящего угла отражения. Окружающий мир. Интерпретировать его! Интерпретировать!
Я: АААААААА! – боль в голове нарастала с каждой секундой, заполняла собой каждою клеточку.
Радиоприёмник (женский голос): Поздравляем! Вы у порога вечности.
Голос в голове: сложно разрешимый вопрос, с которым сталкивается проекция-интерпретатор. Устремление в будущее. Желание достичь осмысленности.
Я схватил последний листок из анонимного послания; он был исписан только на треть. Я не понимал, что я делаю, но я должен был дочитать это письмо. Я пытался различать написанное, но буквы сливались в одно длинное размытое слово. Я не видел ни точек, ни запятых, но я должен был дочитать это письмо. Должен.

Лист формата А4 номер четыре
 
«Счастьенезнакомо плохимлюдям ониглубоконесчастны В тойжестепен иониодиноки
Еслисложить всёэтовместе то моёутверждение окажетсяпонастоящему справедливымаглавноеистинным Я негонюсь запониманием инеуверенчтожелаю получитьчейлибо ответнамоиутверждения Янеприверженецспоров идолгихдискуссий Ихтожеможно ознаменоватькаклегендыилисовременныемифы Я простонезнал скемямогу поделитьсясвоимимыслями Перстсудьбы указалнатебя Как яписалранее вмоейисториинет адекватногоконца но естьещёоднамысль (вкопилочку к темчтоявысказалранее) Яплохой человек но невсеплохиелюди по-настоящемуплохие».
В полубреду я слышал что-то. Я старался удержать всё в памяти, но память отказывала мне – она стирала все воспоминания за прошедшие сутки. Не знаю как, но я смог опередить её, и в полубреду написал то, что со мной произошло. Уже через мгновенье я забуду то, что было пяти минутами ранее. Перечитывать это письмо для меня не имеет смысла. Я закину его к Вам в почтовый ящик. Моё имя найдете на конверте. Если Вы сейчас читаете это письмо, я взываю к Вам:
Помогите мне! Прошу, помогите…

Я потерял сознание. И только звуки радиоприёмника нарушали повисшую тишину.
Радиоприёмник (женский голос): Вам доступна вечность. Ах, манящий аромат вечности и вечного возвращения! Выкиньте эти бумажки, юноша. Начало Вашего письма звучит так: «Я – плохой человек». Напишите то, что по-настоящему важно. Я помогу Вам. Пусть это будет анонимное послание для незнакомого Вам человека, человека страждущего и думающего. Помните, что мы существуем там, где мы существуем. Вам доступна вечность.


Опубликовано в журнале «Нева» 2015, №1 под псевдонимом Iguar Rofe
http://magazines.russ.ru/neva/2015/1/9i-pr.html


Рецензии