Былинные земли. А за лугами - Гать

                (Документальный рассказ)


И тут приходит на ум невероятная мысль. Почти пятьсот лет назад эта местность имела совсем другой вид. Видимо, поток Эссы (Ясы) растекался широким фронтом, образуя огромный водоем, и смыкался с тем, что «под носом» у Лепеля. Может быть, именно такой расклад наблюдали писцы Ивана Грозного? Обнаруженная протока, многочисленные сажалки вдоль западной гряды - это несомненные «следы» единой  разверстной глади. Или мы наткнулись на старое русло Эссы, которая изменила свой профиль?

Налицо одно: местность необычайно преобразилась. Если Берещица стерта с лица земли за каких-то пятьдесят лет, то что говорить о пяти веках?

Если взглянуть на карту-трехверстку 1866 года, то отметим еще одну примету. На подступах к Лепелю обозначена речушка Гать, огибающая Луги с севера. Она вытекает из озера Луконец и вливается в Эссу в паре верст от города. А что, если она была начальным звеном Уллы? Подобных примеров, когда одна и та же река пронизывала целый ряд озерных водоемов, уйма. Взять хотя бы Туровлянку (недаром ее нарекли фантастическим именем Дива), которая берет начало неподалеку от Лепеля, а впадает в Западную Двину, минуя десяток ушачских озер.

…Уже не выглядит странным утверждение Низовцова: Яса «впала в Улу ниже Лепельского озера 2 версты». Может, так и было тогда.

Но где мог быть тот город, поставленный «литовскими людьми»?

(Продолжение следует).

На снимке: дуб в Лугах, который, наверняка, был свидетелем преобразований, спросить бы его...
25.09/17
 


Рецензии