пока время ещё окончательно не съело события

События не совпадают с временем. Время съело события. От них не осталось косточек.(с)

Иногда я бываю ужасной занудой (в моей семье это качество называли упрямством и пытались выколотить его из меня радикальными способами, чем способствовали ещё большему укреплению этого безобразия). Поэтому приведу ещё одну цитату из Хармса.

>>> Кто бы мог посоветовать, что мне делать? Эстер несет с собой несчастие. Я погибаю с ней вместе. Что же, должен я развестись или нести свой крест? Мне было дано избежать этого, но я остался недоволен и просил соединить меня с Эстер. Еще раз сказали мне, не соединяйся! — Я все-таки стоял на своем и потом, хоть и испугался, но все-таки связал себя с Эстер на всю жизнь. Я был сам виноват или, вернее, я сам это сделал. Куда делось ОБЭРИУ? Все пропало, как только Эстер вошла в меня. С тех пор я перестал как следует писать и ловил только со всех сторон несчастия. Не могу ли я быть зависим от женщины, какой бы то ни было? — или Эстер такова, что принесла конец моему делу? — я не знаю. Если Эстер несет горе за собой, то как же могу я пустить ее от себя. А вместе с тем, как я могу подвергать свое дело, ОБЭРИУ, полному развалу. По моим просьбам судьба связала меня с Эстер. Теперь я вторично хочу ломать судьбу. Есть ли это только урок или конец поэта? Если я поэт, то судьба сжалится надо мной и приведет опять к большим событиям, сделав меня свободным человеком. Но может быть, мною вызванный крест должен всю жизнь висеть на мне? И вправе ли я даже как поэт снимать его? Где мне найти совет и разрешение? Эстер чужда мне как рациональный ум. Этим она мешает мне во всем и раздражает меня. Но я люблю ее и хочу ей только хорошего. Ей, безусловно, лучше разойтись со мной, во мне нет ценности для рационалистического ума. Неужели же ей будет плохо без меня? Она может еще раз выйти замуж и, может быть, удачнее, чем со мной. Хоть бы разлюбила она меня для того, чтобы легче перенести расставание! Но что мне делать? Как добиться мне развода? Господи, помоги! Раба Божия Ксения, помоги! Сделай, чтоб в течение той недели Эстер ушла от меня и жила бы счастливо. А я чтобы опять принялся писать, будучи свободен, как прежде! Раба Божия Ксения, помоги нам! <<<
Даниил Хармс
(28 июля 1928 года)

В должных пропорциях присутствуют в этой дневниковой записи: вопль истерзанного законным браком нежного мужского сердца; жалоба на вечную нехватку справедливости для всех; призыв к высшим силам, наконец, заняться своими прямыми обязанностями и поскорее; необременительное чувство лёгкой вины; заманчивое предложение любимой женщине -- от..., то есть разлюбить; утонченное лицемерие; небрежное предательство; неизбывная жалость к себе и преходящая жалость к ушедшему чувству; досада на неожиданные жизненные заморочки, да ещё случившиеся так некстати; трусливая просьба к жене взять на себя все метафизические расходы по урегулированию ситуации с неудачным браком да и вину -- тоже. Внушительный перечень, сомнительных с точки зрения общечеловеческих добродетелей, качеств, совершенно компенсируется так мощно звучащим в тексте стремлением к той свободе, которую я принимаю за единственно верную -- свободе творческого воплощения устремлений человека. И это сразу всё меняет. Во-первых, оправдывает автора по всем пунктам, при этом, всё равно, не делая его образ настолько привлекательным, чтобы с ним захотелось отправиться в разведку и тем более в путешествие. Во-вторых, и это следует из во-первых, ещё раз убеждает меня, что в поездки лучше отправляться одной, а ещё лучше с Марусей. И в-третьих, совершенно необходимо руководствоваться в принятии важных решений только собственным опытом и свободой, не отягощая плечи близких людей тяжелой ношей ответственности за свои возможные промахи.

Ну вот, кажется, я выгребла, наконец, на поверхность потока размышлений. И могу вспомнить и записать события некоторых наших поездок в Финляндию с Марусей, что, собственно, и было с самого начала целью этой записи. Финляндию представлять не надо, а о Марусе немного поясню. Любой путешественник, каким бы продвинутым в смысле самостоятельного формата поездок он не был, всегда стремится найти спутника для своих странствий. Возможно оттого, что мы двое так неотличимы друг от друга, в следствие идентичных генетических программ, доставшихся каждой из нас по прихоти Природы, мы совпадаем и в том главном, от чего зависит успех такого хрупкого предприятия, как путешествие -- в предпочтениях, привычках и реакциях. Однако есть одно качество. которое присуще только одной из нас. Непостижимым образом Маруся притягивает к себе энергию человеческой деятельности любого рода. В обиходе это проявляется в том, что поезда опаздывают, рейсы отменяют, электроприборы обесточиваются и очереди образуются даже там, где их отродясь не бывает. Не стоит и говорить, что, как только Маруся покидает территорию внезапных аномальных явлений, всё приходит в норму.
Поэтому по Финляндии мы всегда путешествуем на машине вдвоём, тогда мне удаётся частично компенсировать последствия марусиной черты характера такой разрушительной силы. Долго едем по трассе с сакральным названием Скандинавия, постепенно покрываясь липкой грязью, летящей из под колёс многочисленных лихих большегрузов, несущихся в сторону границы. Останавливаемся только, чтобы купить грин-карту, помыть машину и заправиться. Для этого заезжаем в пром. зону Выборга, свернув с трассы километров на пять в сторону города. Обычно заезжаем на одну и ту же СТО, где хорошая большая мойка и мало машин. И уже через полчаса продолжаем путь. Лишь однажды моих сил по каким-то причинам не хватило для нейтрализации марусиной энергии разрушения. Прямо перед нами к мойке подъехали одиннадцать большегрузов. Мы не стали ждать, а стали искать другую. И в этот момент произошла авария на подстанции, и весь Выборг оказался обесточен на неопределённое время. Вот именно в таких ситуациях можно определить насколько хорош ваш спутник. И тогда его способность к молчаливым согласованным с вами действиям трудно переоценить. Мы молча доехали до ближайшего таможенного пропускного пункта, быстро прошли две границы и уже после получасового пробега по привычно нежно принявшей нас в свою колею финской дороге оказались на любимой заправке АВС недалеко от Хамины. О финских заправках можно слагать баллады и петь их, например, в городских пробках или электричках. Результатом посещения этих благословенных заведений становится восстановленный боевой дух всех членов команды, полная заправка их баков и желудков и отмытые до блеска основные части тела и кузова участников пробега.
А потом наступает ночь, вдоль королевской дороги включается сплошное освещение, и ещё через час мы въезжаем в Эспоо -- уютный пригород Хельсинки.

Продолжу в следующий раз -- рассказы о поездках в Финляндию слишком длинны и неспешны, чтобы вместиться в одну дневниковую запись


Рецензии
О, да! Время - оно такое.......

Артур Грей Эсквайр   25.09.2017 12:54     Заявить о нарушении
Какое? Ненасытное? ))

Саша Ронин   25.09.2017 19:07   Заявить о нарушении