Социализм как система. Политика, ч. 4-2

СОЦИАЛИЗМ КАК СИСТЕМА или ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ "СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРАДОКСОВ"

4. ПОЛИТИКА

4.5. "ИДЕАЛИСТОКРАТИЯ"-2 (ОКОНЧАНИЕ)

Негативный опыт советского и иных "социализмов" прошлого века плюс интенсивная антисоветская пропаганда заставили большинство людей принять как факт, что однопартийная политическая система – это нечто однозначно мерзкое и преступное. В действительности, однако, всё не так просто. Основы «советского тоталитаризма», как и основы «буржуазной демократии», закладывали "идеалисты", преследуя безусловно благие цели, причем зачинатели обеих этих общественных систем совершили одну и ту же ошибку. Они искренне стремились к демократии, хотя и несколько по-разному понимаемой, вместо того чтобы стремиться установить ДИКТАТУРУ "идеалистов" как ЕДИНСТВЕННУЮ реальную альтернативу диктатуре "карьеристов" и/или "эгоистов", двумя конкурирующими формами которой как раз и являются «буржуазная демократия» и «тоталитаризм» советского типа.

На всякий случай отметим, что здесь и сейчас НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ вопрос о перспективах и условиях ПЕРЕХОДА к диктатуре "идеалистов". Обсуждению ЭТОГО вопроса, уже затронутого вскользь в конце первой главы (proza.ru/2017/05/17/433), предполагается посвятить заключительную главу данного сочинения. А здесь речь идет всего лишь о необходимых условиях стабильного функционирования власти "идеалистов", когда и если она будет установлена. К числу таких необходимых условий и относится ОДНОПАРТИЙНАЯ политическая система с партией "идеалистов" в качестве «руководящей и направляющей силы общества». Однопартийная по той простой причине, что люди, искренне желающие добра своей стране и своим соотечественникам, должны не мешать, а помогать друг другу воплощать в жизнь свои благие намерения.

Но как быть, если цель у всех общая, а путь к ее достижению каждый видит по-своему? Во всяком случае, не стоит выносить подобные разногласия на суд избирателей, в массе своей некомпетентных в политических вопросах. Намного больше пользы принесло бы обсуждение всех спорных вопросов в своем кругу, где каждый мог бы проверить критикой со стороны обоснованность собственных воззрений и заодно лучше понять позицию оппонентов. Для чего и нужна единая организация "идеалистов", отношения внутри которой обеспечивали бы возможность такого конструктивного диалога. Так, программа партии "идеалистов" НЕ МОЖЕТ опираться на какую-то одну «единственно верную» социологическую доктрину типа марксизма, и вообще должна строиться на постулатах скорее этического, нежели теоретического характера, поскольку истинность любой теории может быть окончательно доказана ТОЛЬКО ПРАКТИКОЙ. Пожалуй, справедливость лишь одного теоретического положения не может вызывать сомнений у подлинных сторонников социализма: общество, основанное на сотрудничестве и взаимопомощи, ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ (в том числе, отметим особо, и с чисто экономической точки зрения) предпочтительнее общества, основанного на конкуренции и эксплуатации. Поэтому КАЖДЫЙ, кто в принципе согласен с этим положением, может рассматриваться как потенциальный кандидат в члены партии "идеалистов".

Но, с другой стороны, партия "идеалистов" – не дискуссионный клуб (или, точнее, НЕ ТОЛЬКО дискуссионный клуб), а прежде всего инструмент коллективного решения практических революционных задач, вытекающих из ее программы. И задачи эти таковы, что их решение требует СИСТЕМНОГО подхода, т.е. должно опираться если не на законченную теорию, то, по меньшей мере, на добротную рабочую модель объекта революционного преобразования. Вообще, для члена партии "идеалистов" способность системно мыслить – такое же необходимое качество, как порядочность и преданность социалистической идее. Поэтому принципиальное отсутствие в программе партии "идеалистов" ссылок на какую-то ОДНУ теоретическую модель общества означает лишь то, что она, в отличие, например, от ленинской РСДРП, может и даже должна иметь «про запас» НЕСКОЛЬКО альтернативных моделей. При этом одну из них партия большинством голосов принимает в качестве рабочей, а все прочие теоретические наработки нужны на тот вполне вероятный случай, если со временем выяснится, что модель, поддержанная большинством, несостоятельна. Покуда же это не случилось, приверженцы других моделей имеют законное право открыто критиковать принятое большинством решение, но, вместе с тем, ОБЯЗАНЫ добросовестно работать над его претворением в жизнь, чтобы как можно скорее все смогли убедиться на практике в его правильности либо ошибочности.

При условии строгого соблюдения данного правила, составляющего суть т.н. принципа демократического централизма, у подлинных сторонников социалистической идеи не будет никаких оснований разбегаться по разным партиям, чтобы ослаблять друг друга в междоусобной борьбе на радость их общим врагам. Но если, паче чаяния, в их единой партии всё же появятся "оппозиционеры", открыто игнорирующие волю большинства либо тайно саботирующие принятые большинством решения, то их надлежит НЕМЕДЛЕННО исключать из партии, невзирая на «высоту положения» и былые заслуги. И точно так же надлежит поступать с теми представителями большинства, которые захотят ущемить право меньшинства на критику либо каким-то иным способом ограничить внутрипартийную демократию. Дело в том, что такие выходки вообще не свойственны "идеалистам", зато весьма характерны для "карьеристов" и "эгоистов". Поэтому сам факт возникновения подобных эксцессов – явное свидетельство проникновения в партию чуждых ей элементов и подмены ими открытой и здоровой внутрипартийной борьбы МНЕНИЙ закулисной и порочной борьбой ИНТЕРЕСОВ или АМБИЦИЙ. В случае обнаружения таких симптомов реакция партии должна быть адекватной таящейся за ними угрозе, т.е. молниеносной и жесткой: необходимо решительно избавляться от всех, пренебрегающих требованиями партийного устава, иначе они превратят партию "идеалистов" в КПСС-2. 

Чтобы минимизировать вероятность такого поворота событий, систему партийного самоконтроля на основе принципа демократического централизма необходимо дополнить внешним контролем со стороны независимых от партии, но ответственных перед обществом СМИ. Каждый попавший в их поле зрения случай неподобающего поведения членов партии должен предаваться гласности, а каждая публикация такого рода должна становиться предметом открытого расследования соответствующих парторганизаций, желательно при участии авторов публикаций. И если в ходе расследования обнародованные СМИ сведения подтвердятся, надо без малейших колебаний исключать из партии лиц, подрывающих ее авторитет в глазах общества.

Но, с другой стороны, и СМИ должны нести строгую ответственность, вплоть до уголовной, за распространение в обществе недостоверных сведений, порочащих членов партии "идеалистов". Это необходимо еще и потому, что другая, самая агрессивная часть "карьеристов" и "эгоистов" будет пытаться использовать свободные СМИ для атаки на власть "идеалистов" извне под демагогическим лозунгом «защиты демократии». Тем более что формальный повод для обвинений власти в «тоталитаризме» у них будет, поскольку при однопартийной системе многие "демократические" институты и процедуры (в том числе "даже" всеобщие выборы) являются попросту излишними. Уместно вспомнить в этой связи о вдвойне бессмысленном советском ритуале "выборов" безальтернативных кандидатов от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных» в бутафорские "представительные органы власти", включая Верховный Совет СССР – синекуру для полутора тысяч всегда во всем единогласных "народных избранников". 

Оптимальные при однопартийной системе и честные отношения между народом и партией можно сравнить, например, с отношениями между посетителями ресторана и его персоналом. Последний отвечает за качество перечисленных в меню блюд, но при этом не "нагружает" посетителей информацией о рецептах их приготовления. Конкретный же выбор из предложенного меню – прерогатива посетителей. Примерно так же должны определяться приоритетные направления социальной политики государства. Подавляющему большинству граждан непонятны и неинтересны подробности функционирования политической и экономической "кухни" (те, кому они РЕАЛЬНО интересны, могут и должны идти в партию), но им небезразлично, насколько ее конечный продукт соответствует их собственным ожиданиям. Поэтому именно здесь необходимо обеспечить интенсивное взаимодействие власти с народом (в том числе и посредством всенародного голосования), чтобы известный лозунг советских времен «Планы партии – планы народа!» наполнился реальным содержанием. И, само собой разумеется, принятые таким способом планы должны быть реалистичными и всегда выполняться в полном объеме. Это будет служить наглядным подтверждением честности власти, а также ее компетентности в экономических вопросах, т.е., ее способности реализовать на практике экономические преимущества социализма, о которых и пойдет речь в следующей главе.


Рецензии
А вам разве не известно, к чему приводит однопартийная система?

Даже в Сингапуре есть правящая партия и оппозиционные и никто их не запрещает, не говоря уже о странах находящихся в первом десятке по уровню жизни населения страны, а Россия до сих пор на девяностом месте. -

http://www.proza.ru/2017/09/20/855

Аникеев Александр Борисович   25.09.2017 10:21     Заявить о нарушении
Если исходить из аксиомы, что все политики – канальи, то тогда, конечно, многопартийная система – меньшее зло, хотя она и служит инструментом раскола и одурачивания общества. Но умные, ответственные и честные политики не могут не стремиться к сотрудничеству и взаимопониманию, невзирая на возможные разногласия между ними. Поэтому всё сводится к вопросу о перспективах интеллектуального и морального прогресса в политике. Если он так же неизбежен, как научно-технический прогресс, то будущее – за однопартийной системой.

Юный Ленинец   26.09.2017 08:40   Заявить о нарушении
И в какой социально развитой стране вы видите однопартийную систему, как пример для России?

Аникеев Александр Борисович   26.09.2017 13:37   Заявить о нарушении
Всё когда-то случается впервые. Иногда лучше не искать примеры у других, а самим их создавать.

Юный Ленинец   26.09.2017 16:44   Заявить о нарушении