Сочинитель книги живота вечного

Аввакум Петров (протопоп) известен нам, прежде всего, как глава старообрядчества, идеолог раскола в православной церкви,  и менее всего, как создатель языка и стиля «новой» русской литературы. Нетленным памятником древнерусской литературы остается «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» в 1672 – 1675 гг., другие его сочинения. Он автор свыше 50 бесед, поучений, богословских сочинений, толкований библейских книг и т.п. Ему удалось живым, разговорным языком показать картину реального быта, насыщенную злободневными страстями и полемическим пафосом. Всё это он обогатил яркой образностью, поговорками и пословицами.

Аввакум сумел передать своеобразие того сложного времени, и в этом его немалая заслуга перед последующими поколениями русских людей.

"Житие" Аввакума было издано в 1861 г. Н. С. Тихонравовым, и вскоре оно не только вышло за пределы старообрядческого чтения, но и было признано всеми как одна из вершин литературного творчества. У Аввакума учились литературному языку Тургенев, Достоевский, Лесков и многие другие писатели вплоть до нынешнего времени. Высоко ценил Аввакума-писателя Лев Толстой.

Суть взглядов Аввакума состояла в следующем. Боголюбцы (к ним относился и Аввакум) считали, что государство и церковь нуждаются в преобразовании. Они возродили личную проповедь, толковали "всяку речь ясно и зело просто слушателям простым", помогали бедным, заводили школы и богадельни. Епископы видели в этом посягательство на их духовную власть, бунт стада против пастырей: ведь боголюбцы представляли низшее духовенство, которое было гораздо ближе к народу, нежели архиереи.

Но когда началась реальная церковная реформа, боголюбцы не приняли ее. По мнению боголюбцев, Никон (который раньше принадлежал к их числу и при помощи боголюбцев был избран патриархом) предал главную идею движения - идею соборности (т. е. общности, единения людей в вере), согласно которой управление церковью должно принадлежать не только архиереям, но и бельцам (т. е. низшим священнослужителям), "а также и в мире живущим и житие добродетельное проходящим всякаго чина людем".

Вторая причина - национальная. Патриарх Никон мечтал о вселенской православной империи. Эта мечта заставила его сблизить русский обряд с греческим. Резко возросшее влияние западноевропейской культуры («немецкие поступы», «польские обычаи», «латинство») делает «никоновскую» Русь окончательно «чужой землей». Введение новых церковных обрядов рассматривалось Аввакумом как наступление католичества на Православие.

Не совместимыми с «чистой верой» Аввакум считает учения Сократа, Платона, Протагора, Диагора Милисийского. «Нынешних философов», под которыми Аввакум, очевидно, понимал «латинствующих», он называет «песьими сынами». А тех роди-телей, которые отдают детей учиться философии, риторике и диалектике, он обвиняет в том, что они обрекают детей на «вечную погибель».

«Свое отечество» в трактовке всех идеологов раннего старообрядчества и в понимании протопопа Аввакума в частности ассоциируется с прошлым, с той Россией, которая была единственной в мире хранительницей истинной православной веры. Именно благодаря своей вере Россия заняла выдающееся место в мире и была «сподоблена благодати». В этом отношении особенно важной для старообрядцев была идея России как «Третьего Рима», всех в мире превосходящей своим благочестием, а русский царь считался единственным во всей вселенной истинным христианским царем. Эта Русь и мыслилась Аввакумом в качестве своеобразного идеала.
 
Еще одной важной характеристикой «своего отечества» в творчестве Аввакума становится идея равенства. Это равенство определено уже самим устройством Вселенной, поэтому в «своем отечестве», где всем «одинаково светит» солнце, все равны перед Богом: «Если богатому кланяешься в пояс, то нищему по-клонись в землю». Более того, Аввакум утверждает, что «меньшие» наравне с «большими» имеют право решать те вопросы, от которых зависит и судьба отдельных людей, и судьба «отечества» в целом.

По этим причинам начался раскол православия Московского царства. За открытое сопротивление церковным нововведениям патриарха Никона в 1653 г. Аввакум был сослан с семьей в Тобольск, затем в Даурию, на границе Монголии. В черновом от-пуске проезжей грамоты намечены пункты, через которые про-следовал Аввакум из Москвы в Тобольск: Переяславль-Залесский, Ярославль, Вологда, Тотьма, Устюг Великий, Соль Вычегодская, Кайгород, Соль Камская, Верхотурье, Туринский острог, Тюмень.

В 1663 г. по вызову царя протопоп Аввакум явился в Москву, но с официальной церковью не примирился.

Вторая ссылка Аввакума была в Пустозерск в 1664 году (жил полтора года в Мезени).
В 1666 г. на церковном соборе был лишен сана и предан анафеме. В 1667 г. в  Пустозерском остроге был  заточен в земляной тюрьме, откуда еще в течение 15 лет продолжал борьбу, обмениваясь посланиями со своими последователями. Отстаивая «старую веру», Аввакум обличал пороки официальной церкви, придав оппозиционный характер массовому движению раскольников.

Аввакума сослали в Пустозерск вместе с другими приверженцами старообрядчества - соловецким иноком Епифанием, священником из г. Романова Лазарем, дьяконом Благовещенского собора Федором Ивановым. Они составили "великую четверицу" писателей. Первые годы узники жили сравнительно свободно, наладили литературное сотрудничество, обсуждали и правили работы друг друга и даже выступали в соавторстве (например, так называемая пятая челобитная, которую в 1669 г. Аввакум сочинил вместе с дьяконом Федором). Они искали и находили контакты с читателями на Мезени, где пребывала семья Аввакума, в Соловках и в Москве.

Власти прибегли к карательным мерам. В апреле 1670 г. над Епифанием, Лазарем и Федором учинили "казнь": им отрезали языки и отсекли правые ладони. Аввакума пощадили. Условия заключения резко ухудшились. "Обрубиша около темниц наших срубы и осыпаша в темницах землею... и оставиша нам по единому окошку, куды нужная пища принимати и дровишек приняти".

Но и в этих невыносимых условиях "великая четверица" продолжала литературную работу. Аввакум написал множество челобитных, писем, посланий, а также такие обширные произведения, как "Книга бесед" (1669-1675), состоящая из десяти рас-суждений на вероучительные темы; "Книга толкований" (1673-1676) - она включает толкования Аввакума псалмов и других библейских текстов; "Книга обличений, или Евангелие вечное" (1679), содержащая богословскую полемику с дьяконом Федором. В "земляной тюрьме" Аввакум создал и свое знаменитое "Житие", которое несколько раз перерабатывал.

Аввакум впервые в русской литературе много пишет о собственных переживаниях. Он дерзает сравнивать себя с первыми христианскими писателями - апостолами. Аввакум называет свое "Житие" "книгой живота вечного".

Он нарушает сложившиеся в писаниях традиции, оправдывая тем, что возвращается к апостольским истокам христианской традиции.

Аввакум и его ближайшие сподвижники по указу царя Федора Алексеевича за «хулы» на царский дом были сожжены в срубе в Пустозерске Архангельского края 14 апреля 1682 года.

Биография Аввакума Петрова (протопопа), его «Житие…» опубликованы в книге третьей «Через Котлас и далее…», составитель В.И.Плотников, Котлас, 2014 г. стр. 11 – 81.


Рецензии