Случайный взгляд - 10

     Может кому ночевать вне дома – это дело привычное, для меня же ночевать в чужом доме, не морщась переносить устойчивый запах чужого жилища, не вмешиваясь наблюдать за обычаями и нравами, пусть даже уважаемого мною семейства, лично для меня - немалое испытание, своего рода тест на выдержку и смирение. Именно эта причина гонит меня за порог, на природу, где я никому ничего не должна и моё понимание мира никто не оспаривает. Наоборот я напитываюсь покоем, радостью причастности к Божьему творению. Все житейские тревоги как бы остаются в стороне, не касаясь моего сознания. «Это не моё…»
     Вот в таком благостном состоянии души я вышла на крыльцо, чтоб посмотреть на волшебный ритуал захода солнца в новом для меня месте. Спустилась с крыльца и пошла тропинкой вдоль межи хозяйского огорода. Шла не спеша, рассматривая всё, что, на мой взгляд казалось интересным. Дошла до речной заводи, где вдоль берега пролегала более утоптанная тропинка. По ней идти я не решалась из боязни заблудиться в незнакомом месте. Я всего лишь попыталась поближе спуститься к воде. Но, сделав несколько шагов, остановилась и замерла перед новой, очень даже опасной неожиданностью. Я с детства боюсь собак, а тут собака была с телка величиной…
     Одним словом, тропинка из соседнего с этим огорода выбегала на добротно сколоченный мосток. На самом его краю сидит мальчик, лет семи. Поперёк мостка, отгораживая своего маленького хозяина от суши, поперёк мостка, шириной в шесть досок, лежит громадный лохматый пёс, свесив хвост с мостка и на передние лапы положил, чуть ли ни львиную голову. Мальчик рукой приобнял своего лохматого друга за шею. Оба смотрят вдаль по течению.
     Солнце зашло. Речную гладь затягивает лёгкий туман, дремотно притихли камыши, только где-то на том берегу всё ещё резко вскрикивает невидимая птица. На эти вскрики у собаки приподнимаются тяжёлые брови, шире открываются глаза, но чтобы голову поднять он не находил веской причины. Малыш сидел спокойно, задумавшись, даже ногами не болтал в туго зашнурованных ботиночках. Клетчатое пальтецо и кепка с козырьком говорили о том, что он из местных, и к вечерней прохладе подготовился основательно. Меня же наброшенный на плечи платок мало защищал от волглого дыхания реки. Передёрнув плечами, я, стараясь не привлечь внимание собаки, попятилась назад. Вышла на тропинку и затем уже быстрым шагом пошла к дому. Навстречу уже шла обеспокоенная хозяйка. Я рассказала ей, что видела на берегу, а она в свою очередь пожурила меня за мою беспечность…

                ***
     В летний полдень, когда всё живое, что может самостоятельно передвигаться, ищет прохладу, я и ещё две женщины с малыми детками ехали по дороге берегом реки, у которой название никак не похожее на хоть какое-то русское слово, чтоб можно было запомнить его. На мой вопрос, о значении этого слова, местный водитель только выпятив нижнюю губу, пожал плечами. Дескать, мы к нему привыкли и никогда не задумывались над этим.
     Сидеть впереди, рядом с водителем, я не люблю. Но женщин с детьми, которые хныкали и капризничали, конечно же лучше держать за спиной. Всё решилось как-то само собой. Я сидела рядом с водителем, разговор как-то не клеился. Угнетала жара, усталость и безразличие. Сквозь пелену уныния вяло прибивалась мысль, рождённая видом дороги, реки, островерхих елёй и самой речной воды, цветом своим напоминающей мокрый мех бурого медведя.
     - Интересная у вас река… спокойная, неторопливая. Наверно детишки любят в ней купаться?..
     На меня взглянули удивлённые глаза водителя, а потом последовал сдержанный вздох.
     - Какая река, такие у неё и берега, - сдержанно ответил средних лет мужик. – О человеке судят по характеру, а о реке – по норову.
     И заёрзал на сидении, словно ему  что-то мешало сидеть. Чтоб разгадать загадку его слов, я пристальнее стала всматриваться в поблескивающий речной рукав. Посреди реки тянется еле прикрытая водой коса из мелкой гальки. Иногда она проглядывала из воды белесым обсохшим илом. Даже редкий камыш рос на этой каменистой плеши. Но настораживали берега с подмытыми корнями елей. Видать не всегда река бывает такой спокойной… И тогда я вспомнила слова одного старичка, но, правда по другому поводу: «Не ищи покоя в мире живом…» Действительно, мир живой переменчив, что в природе, то и в народе. Одно проистекает из характера другого. Может даже не нарочно, а так складываются обстоятельства. Как знать, может быть так устроена жизнь для того, чтоб нечто новое имело возможность проявить себя…
     Так и ехали мы молча. Каждый думал о своём. Детишки уснули, мамочки дремали, склонив головы друг к дружке, а я смотрела дорожное кино, разбавленное неторопливыми размышлениями.

                ***


Рецензии