Тропинки детства

    За окнами осенняя ночь и тьма. В темноте стройными горизонтальными и вертикальными гирляндами мерцают далёкие огни окон высоток за пустырём, который отделяет наш микрорайон от нового, Звёздного, и активно застраивается жилыми домами и зданиями объектов культурно-массового назначения. Нам обещан и детский и юношеский театр, и спортивный комплекс с бассейном. Две школы в новом районе уже построены, (и очень крупные,)приняли учеников. Но поскольку проживает здесь в основном население из молодых семей, спальный район, то детей школьного возраста так много, что школы всё-равно перегружены.

    У нас сейчас около двух часов ночи. Детвора давным-давно, посапывая, спит
в своих тёплых постельках и просматривает десятые сны... А с наступлением уже прохладного утра потянутся вереницы и стайки учащихся по направлению к своим
школам и лицеям, кому подальше - те поспешат к остановкам на автобусы, кого-то родители заботливо подбросят в школу по пути на работу. И закрутится новая учебная неделя... с недосыпами и усталостью, с непонятыми уроками, заданиями, закономерно невыполненными, с нездоровой конкуренцией за лидерство и естественными стремлениями понравиться какому-нибудь мальчишке или девочке, хотя у того голова отвёрнута совершенно в противоположную сторону, и дышит он неровно по отношению к другому субъекту. Школа - это не просто здание, где учат наукам, это целая жизнь, именуемая детством. Кажется, что она трудная и очень длительная, школьная пора, но по прошествии вспоминается как самая прекрасная и светлая, а главное, неповторимая и безвозвратная.

    Я часто в мыслях путешествую по школьным своим годам. Эти воспоминания невольно приходят теперь, когда за плечами такая длинная жизненная дорога.
Они стали как заместительная терапия... от бессонницы. Настроение сразу улучшается, наступает покой и выравнивается сердечный ритм. Незаметно теряешь связь с реальностью и погружаешься в приятные воспоминания детства, когда ничто не омрачало по-настоящему, не знали боли обид и утрат, стираются все границы пространства и времени... и ты погружаешься в счастливый детский сон.

    Когда ночами одолевает бессонница, а я вас уверяю, что такое состояние у всех когда-либо случается, тут возраст или занятие не имеет значения: одним не спится от перенапряжения на работе, другим от душевного неравновесия чувственной и эмоциональной натуры, кто-то одержим новой идеей, а кто-то соседкой Люськой... Тяжко проводить бессонные часы наедине с болезнью, больно
от одиночества бессонных ночей, когда предают любовь, и не приведи Господь познать холодную, леденящую и опустошающую бессонницу, когда теряешь навсегда близких людей.

    Ещё бессонница бывает разная в зависимости от сезонов года...
Весной она характерна трепетным стремлением... неизвестно куда, весенней  взбалмошностью и ожиданием, (тоже неведомо чего!) Вот рвётся куда-то душа за ветреной ночной свежестью вместо того, чтоб сосчитать звёзды и отойти ко сну.
Осенняя бессонница полна грусти, томления и сожаления о чём-то уходящем, ускользающем, она зябко вкрадчиво пробирается ночью в кровать, чтоб не слышать шорохов промозглого ветра и шуршания сорванных с деревьев листьев, монотонного стука дождевых струй по подоконникам и карнизам, скрипа уличного одноглазого фонаря. Она боится быть изгнанной отарой овец...
Про летнюю и зимнюю бессонницу трудно что-либо сказать. В эти сезоны людям не до глупостей... Летом столько различных дел, что к ночи с ног валишься, и сон вперёд тебя "летит на крыльях ночи", успеть бы наскоро в душ... А зимой так холодно и тоскливо, даже поговорка есть - "налей да выпей!" Ну, и на боковую с удовольствием "под музыку Вивальди... под завыванье вьюги..."

    Вот и сегодня ночь выдалась... туристической. Как замечательно, что в детстве было столько событий, что память никогда без воспоминаний не останется. Только у взрослых людей на вопрос: - Что у тебя новенького? -
звучит в ответ, - да, всё по-старому. У детей всегда всё новое и интересное,
самый незначительный, на взгляд взрослых, случай или абсолютно будничное событие превращаются в СОБЫТИЕ! И ничего в этом нет глупого, смешного или ещё какого-то... - просто все дети так устроены с рождения, что у них в душе заложен праздник, а цветовой спектр, различимый их глазами, не состоит из чёрного и белого цветов. Они могут увидеть радугу ещё до её появления, когда вокруг тучи и льёт дождь, но по логике... РАДУГА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ!

    Забрела я сегодня на таёжную тропинку своего детства, когда училась в пятом классе. Мы жили на руднике Надёжный, название-то какое! Это в Кыринском районе Забайкалья. Он являлся горно-рудными предприятием «Надёжный», был ещё Былыра и рудник Любовь, работавших в составе Хапчерангинского комбината.
В 1982 году деятельность комбината была остановлена из-за выработки запасов. Наш Надёжный располагался в таком красивейшем уголке природы, что навеки память и любовь сохранились в моём сердце.
 
    Кыринский район расположен на юге Забайкальского края, граничит с Монголией. Рельеф большей части территории горный, в районе распространены резкие формы  с горными вершинами и перевалами.  Высшая точка (2500 м) — гора Сохондо (хребет Хэнтэй). Горные хребты покрыты тайгой из лиственницы и предгольцовым редколесьем, часто сменяющимися гольцами, на вершинах хребтов и высоких плато — кедровниками с примесью лиственницы и сосны.  По долинам рек Онон и Кыра расположены Среднеононское и Кыринское межгорные понижения. Для понижений характерен луговой, лугово-степной и степной типы местности. Имеются месторождения золота, олова и другие: Мордойское месторождение бурых углей, Любавинское месторождение золота, Пегматит № 36 — проявление мориона, Сохондинское проявление горного хрусталя, Талача — проявление горного хрусталя, Три Осины — проявление халцедона и агата, Угдыри — месторождение горного хрусталя, мориона, раухтопаза, Хавергинское месторождение золота, Хапчерангинское месторождение олова, Шевартайское проявление агата и халцедона, Шивычинское проявление агата, халцедона и другие. (сведения из Википедии)
    Этот уголок Забайкалья был сундуком с драгоценностями Матушки ПРИРОДЫ. Район богат минеральными источниками. Наиболее популярны и известны уникальными свойствами Былыринский источник и 12 ключей. На территории района расположен профилакторий Былыра, в 1973 году организован Сохондинский заповедник с редкими и уникальными видами растений и животных.
    Согласно Всероссийской переписи населения 2010г. численность населения сельского поселения "Надёжнинское" составила 47 чел. (постоянно проживающих)

    Столько много лет прошло, половину жизни я прожила в других краях страны, но так явственно стоит перед глазами тот уголок земли, тот миг моего детства. Мы, дети той эпохи, (не побоюсь этой фразы,) не задумывались о том, насколько комфортно наше место проживания, престижно ли окружение общения, у кого богаче родители и семья. Мне вспоминается, что абсолютно было пофиг, кем работают у Вовки и Серёги папа с мамой, в каком доме они живут и что есть в их жилье. Нас касалась учёба, помощь по хозяйству маме и "побегать"...
Так было потому, наверное, что не было в обществе сильного разделения по материальному признаку. В школе мы ходили в форме, похвастаться могли иной раз какой-то обувью, купленной не в нашем магазине, а к примеру, в областном.

    Друзьями у меня были и мальчики, и девочки, из нашего и параллельного класса. Жили все близко друг от друга - село ведь. Собирались в холодное время на замёрзшей речушке, которая была небольшой и каменистой, и играли в игру-микс хоккей с футболом вместе. Во первых, на льду и с самодельными клюшками, а потому, как все были в валенках без коньков,(какие уж там коньки по камням?!) и вместо шайбы был подходящий камень или даже мёрзлая картошка, - то это уже почти футбол. Или походило на хоккей с мячом... Короче, нам было здорово и весело. Вечерами иногда удавалось сходить в кино, это на детский сеанс, но кино привозили не так часто, как хотелось бы.

    В школе постоянно работали активисты художественной самодеятельности. Артистов к нам никто не довозил в нашу глушь, поэтому старались доморощенные таланты: пели, танцевали, читали стихи, даже ставили постановки - это такие маленькие спектакли. Самой знаменитой красавицей и певуньей-танцовщицей была Люба Федотова из девятого класса. Девочки помладше завидовали ей всякой завистью, и белой, и чёрной, а мальчики и взрослые парни в селе были в неё влюблены.  Был даже случай, однажды из-за неё подрались ученик с педагогом: у парня, с которым Люба дружила, разыгралась ревность... Дело "замяли".

    Нас с пятого класса уже брали на смотр, проходивший обычно в новогодние каникулы в районном центре. От Надёжного до Кыр`ы 52 км. Возили нас по холоду в небольшом тесном автобусе, мы набивались в нём внутри, как селёдки в бочке, но зато было тепло и прикольно, всю дорогу шутили, смеялись. А когда после выступления в Кыр`е возвращались назад, обычно было уже поздно вечером. Водитель вёл машину осторожно и неторопливо, дорога ведь горная, зачастую переметена и ветрами отшлифована, скользко. Нас уже не брало никакое веселье, укачивало, и мы дремали, прислонившись друг к другу.

    Такого понятия, как теперь, "выезда на природу", не существовало. Мы в природе жили, обитали, росли и воспитывались. Родители день-деньской были на природе: кто на руднике, кто в лесхозе, кто трудился в сельском хозяйстве.
Надёжный располагался в межгорье, в низине протекала речка, а улицы взбегали на взгорок. Он был простым неказистым и небольшим поселением горнодобытчиков, но мы все его любили, как любят свой дом. Стоило перебраться по камням через речушку, взобраться на сопку, и мы оказывались в лесу, а перед нами, как на ладони, весь рудник.

    Весна начиналась задолго до календарного срока в природе у всех в домах - на подоконниках и на столах стояли букеты из сорванных веток багульника, в воду бросали сахар, веточки не могли устоять перед лакомством, и через определённое время появлялись нежные розово-алые цветочки. Сначала они были без запаха. Но потом, набрав силы из веток (и сиропа из баночек!), цветы становились более яркими и появлялся тонкий аромат. Это был аромат ВЕСНЫ. Внутри каждого цветка появлялась капелька прозрачного нектара, как слезинка или росинка чистоты, или как брызги алмазов. Потом, когда начинали зеленеть лиственницы, все окрестности охватывал розовым пламенем зацветающий багульник. Какая непередаваемая была красота! Мы всё свободное время проводили на сопках в лесу. Там дышалось даже как-то по-особенному...

    Прошло ровно полвека с тех пор. Это для всех очень много, и для человека,
и для природы, и просто для общества. Почти разрушился наш Надёжный, забытый
и заброшенный. И только в сердце и в памяти всё живёт то счастливое время,
мы тогда были счастливы в той чистой природе и доброй жизни.

                Память из детства
                с любовью хранит,
             Сердце теплом согревая,
             Как пламенеет, на сопках горит,
             Сверху по склонам сбегая,
             Символ родной
                Забайкальской земли,
             Гордость любимого края,
             "Рододендрон" мы сказать не могли,
             Просто багул называя...
             И, обогнув каменистый откос,
             С кручи сбежав на поляны,
             В вальсе кружит
                среди белых берёз,
             Сосен пушистых,
                от запаха пьяных...
             Алый цветок,
                не свести с него глаз,
             Полон дурмана и свежести,
             Капля нектара блестит, как алмаз,
             Лучиком трепетной нежности...

             Снимок из детства -
                багульник цветёт,
             Звонкое чистое небо...
             Может, как в песне,
                меня ещё ждёт
             Край, где давно я так не был...


    Эти стихи я посвятила родному Забайкальскому краю, а именно - Надёжному.

    25.09.2017г.

       


Рецензии