Лихачев Дмитрий Сергеевич

Кто такой Лихачёв? Что мы знаем о нем? Да ничего. Или почти ничего. Аллу Пугачеву знаем все. И знаем о ней всё. Знаем и М. Галкина, и Ф. Киркорова, и многих, многих других. Ещё А. П. Чехов в свое время сетовал, что в России знают кого угодно, а вот ученых, даже великих – не знают.
А ведь Д. С. Лихачёв и на самом деле был ученым с мировым именем: языковед, культуролог, интеллигент.
Как-то однажды в газетной статье я прочитал о том, что Д. С. был личностью конфликтной. Меня это очень заинтересовало: но, действительно, языковед, интеллигент. Но с кем он может конфликтовать? А главное – о чем? О культуре древней Руси? Или о российских памятниках? Но затем эта статья затерялась куда-то. Заела, как говорят, текучка, и о Лихачёве я забыл.
И вот сейчас, по случаю, что мы решили поговорить об этом человеке, меня снова заинтересовал вопрос: а с кем всё же конфликтовал Лихачёв? И о чём?
И надо откровенно признаться, что точного ответа в результате моих поисков на эти вопросы я так и не нашел. Имеются отдельные высказывания Даниила Гранина, Федора Абрамова о том, что Лихачёв всю жизнь с кем-то воевал, что его всю жизнь травили… и т.д. Но высказывания эти не конкретные, а обобщающие, и не вносят ясности в этот вопрос.
И все же кое-какие факты удалось найти, которые свидетельствуют о том, что не всегда спокойно, а быть даже – всегда неспокойно жил Дмитрий Сергеевич, сидя в своем уютном домашнем кабинете за письменным столом, писав свой очередной научный труд. Нет – иногда его жизнь штор-мило, и временами – очень сильно.
И здесь надо начать с того, что Дмитрий Сергеевич был выходцем из интеллигентной дворянской дореволюционной семьи. Это была личность, сформированная под влиянием старой, дореволюционной культуры. Поэтому он трудно вписывался в жизнь новой, молодой советской республики: одних он восхищал своей образованностью, культурой, а других этим раздражал. И в основном он раздражал власть, руководителей всех рангов, начальство, которые в основной своей массе были выходцами из народа, были малограмотные, или не имеющие никакой грамоты. Поэтому в этой среде он был, как инородное тело, сующее свой нос, куда его не просят. Очевидно, это и послужило причиной тому, что он угодил в Соловки – или, по крайней мере, способствовало этому.
А случилось это в 1928 году, когда в СССР настойчиво начали искать врагов народа. В то время это был мужчина в рассвете лет и творческих сил. А пробыл он в Соловках почти пять лет своей жизни. За что он туда всё же угодил, какую вину и статью ему приписали – не знаю. Но зато хорошо знаю, что это был патриот своей страны, который любил свою Родину, и который никогда не мечтал жить где-то, эмигрировать за границу. Он стойко пережил все невзгоды, которые выпали на его поколение.
Но и в Соловках он зря время не терял, вел дневники, в которых описывал лагерную жизнь. Две тетради ему даже удалось вынести на волю. Одну из них он смог передать отцу, который приехал к нему на свидание, а вторую вынес сам. Все мы понимаем, конечно, что всё это значит: писать дневники в лагере, и суметь ещё и на волю их вынести. Понятно, что это было сопряжено с огромным риском: тюрьмой, лагерем.
Свою каторгу Д. С. стойко пережил, и вышел на свободу больным, но живым, хотя многие его за это упрекали: мол, смирненько, тихо вел себя в лагере, а надо было, мол, протестовать, бунтовать и – погибнуть. Даниил Гранин по этому поводу сказал так: «Дмитрий Сергеевич выжил в лагере потому, что он был умен и осторожен». Стих.
Но а после лагеря была война, жизнь в блокадном Ленинграде. Но еще до войны, в 1941 году он, живя в одной комнате коммунальной квартиры, имея двоих детей, смог защитить кандидатскую диссертацию. А после войны – в 1947 году – докторскую. В 1952 году, еще при Сталине, ему была присуждена Государственная премия СССР за труд, который назывался : «История культуры древней Руси». В 1961 году он был избран депутатом Ленинградского городского совета. В 1969 году он вторично становится лауреатом государственной премии СССР. А в 1970 году был избран действительным членом академии наук СССО. Как мы из этого видим, послужной список Дмитрия Сергеевича очень солидный. А ведь были ещё, кроме этого, и ордена, и медали. Он становится ученым с мировым именем.
… Во все времена одной из самых болезненных и трудных проблем в России была проблема взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и ученых. В России времен Лихачёва на протяжении почти всей его жизни, малейшее противостояние власти означало, как минимум – лагерь, а как минимум – расстрел. Не был в этом отношении исключением и Лихачёв. Невежественная власть мешала работать, мешала жить, часто поддерживая научную серость, бездарных людей. Лысенко – Вавилов. О. Б. Лепешинская.
Вначале ему подожгли квартиру, затем его избили в подъезде собственного дома, затем сделали невыездным. У него было много друзей, доброжелателей. Но много было и врагов, злопыхателей. О нем ходили сплетни, слухи, ему устраивали козни – по принципу: моськи на слонов лаяли, лают, и будут лаять всегда.
Он был боец – одиночка. Никогда не состоял ни в одной из партий, в том числе и коммунистической. «Любая партия ограничивает человека в свободе» - говорил он. Это был его принцип, его кредо. Устав, линия, которым члены партии должны придерживаться.
Да, Лихачев был в последние годы своей жизни очень популярен, имел мировое признание. Но зато дома его три раза подряд провалили на выборах в академии наук СССР. И только с четвертого захода он стал академиком.
Но как бы жизнь его не гнула и не ломала, он до последних дней своей жизни оставался оптимистом. Он любил жизнь. Он по своему характеру был добрым. Он много раз помогал молодым ученым и делом, и советами. Он очень не любил злых людей. Он говорил, что злые люди всегда очень активные, очень агрессивные, крикливые, а самое главное, зло обладает удивительным свойством – умением атаковать. А добрые люди всегда тихие, спокойные. Я с этим вполне согласен.
Он не любил когда люди разговаривают по служебному телефону по пустякам. Он был не-удобен властям. Критиковал реконструкцию Невского Проспекта. Был против строительства в Ленинграде небоскребов. Заступился за Солженицына – когда его начали травить.
Лихачёв считал, что в демократическом государстве должны жить только культурные люди, высоконравственные, с высоким сознанием. И когда в марте 1985 года на пленуме ЦК КПСС Горбачев сказал, что теперь в нашей стране демократия, свобода слова, гласность – все мы знаем, что из этого получилось.
А Лихачёв еще тогда говорил, что демократия без высокой нравственности людей – абсурд.
Женой Лихачёва была Зинаида Александровна – женщина умная и добрая. Она свою жизнь посвятила мужу, жила его интересами и все делала для того, чтобы ему было комфортно. Вникала во все его проблемы, во все его замыслы. Они были дружной парой, прожившие вместе трудную, но интересную жизнь. И похоронены они рядом на Комаровском кладбище. Они были верующими.
О смысле жизни: «Природа создавала человека миллионы лет. Так давайте же уважать эту работу. Жизнь надо прожить достойно, поддерживая все созидательное, и противопоставляя себя всему разрушительному».
 Об увековечении.


Рецензии
Спасибо Вам. Не соглашусь, что академика Лихачева мало знают. пожалуй,все же он как-то присутствует в сознании людей.

Генрих Мак-Палтус   27.09.2017 01:02     Заявить о нарушении