Шифровка

  В жизни случаются иногда совершенно неожиданные вещи.
  Однажды, возвращаясь с семинара усталая и голодная, хотела заглянуть в «Гастроном», но не успела. Идущая навстречу машина резко затормозила, взвизгнув и проехав юзом несколько метров. Из нее выскочил чиновник немалого ранга, которого я в жизни видела всего два раза. С криком «Как хорошо, что я Вас встретил! Скорее на помощь!», втолкнул меня в машину, и мы помчались на другой конец города.  По дороге, он рассказал, что в городе устраиваются международные соревнования шифровальщиков. Соревнования неофициальные, так сказать, дружеская встреча. Участвуют те команды, чьи корабли стоят в порту. Я слушала и не могла понять, при чем здесь я. Он продолжал, что соревнования должны начаться с минуты на минуту, а наш шифровальщик попал в аварию возле самого дворца культуры, где все должно происходить. Условия игры такие: В каждой команде есть шифровальщик, который должен передать свою шифровку каждой команде и комиссии. За стеклянной перегородкой сидят те члены команды, которые должны прочитать полученные шифровки от всех команд, в том числе и своей. Общаться передающему и принимающим между собой нельзя. Я не могла понять, какую роль в этой ситуации отвели мне. Мой собеседник закричал: «Вы же математик! Соображайте! На Вас Родина смотрит! Если от нас не будет шифровки, команда получает автоматическое поражение». Господи, где математика, а где шифровки! Там же должны быть какие-то ключи, я не знаю, дополнительные условия, что ли.
 Мы вошли в зал. Мне отвели место в конце зала за столиком. А на сцене за установленной стеклянной перегородкой находились те, кто должен расшифровать послания, каждый под своим флагом по два человека от команды. Под чужими флагами сидели сравнительно молодые мужчины, а под нашим два старика, лет за семьдесят. Я смотрела на них и думала, как выйти из дурацкого положения. Покоя не давали усы одного из дедов. Почему они мне мешают? Поняла! Это люди из моего детства!
  Я вспомнила, как в детстве мама посылала меня в магазин за хлебом. В те времена хлеб продавали по весу. Я помню, как продавец резал буханки и к основной массе хлеба клал довески. Сколько там килограмм или грамм должно было быть, я уже не помню, но очереди были огромные. Пока стоишь в очереди, выучишь все цены на витрине. Почему-то над хлебом была витрина спиртного. Хочешь – не хочешь, а цены на водку и вино все время у тебя перед глазами. Память у меня всегда была хорошая, поэтому все, что читалось – запоминалось. А еще я запомнила двух ослов. Они всегда стояли перед магазином. Люди, выходящие из магазина, отдавали им довески хлеба. Наевшись досыта, животные шли к парикмахерской, расположенной на противоположной стороне улицы. Уборщица выносила им ведро воды. Напившись, ослики уходили. Однажды я увидела их хозяина. Это был старик в тельняшке с усами.
  Сидя в ДК за столиком, я поняла, что один из членов команды очень напоминает хозяина осликов. В голове родилась озорная мысль. Не может быть, чтобы моряки советского времени не пили водку! Цены в СССР были фиксированными, они не прыгали так, как теперь. Шифровка родилась сама собой.
3,07
6,20
3,50
4,70
3,50
4,70
2,75
1,97
  Я передала свою шифровку и стала ждать. В ней были цены на советскую водку.
Столичная
Лимонная
Анисовка
Водка
Анисовка
Водка
Московская
Фетяска (молдавское вино, на «Ф» водки в магазине не было). По первым буквам названий читалось: Слава ВМФ.
  Я стала наблюдать за своей командой. Сначала старики смотрели с недоумением на мое послание. Потом тот, который с усами, выпрямился и так вкусно разгладил усы, как только это могут мужчины перед получением огромного удовольствия. Он улыбнулся и с наслаждением стал писать. Как только работа закончилась, оба деда расхохотались. Время вышло. Соревнования окончились. Улыбки с уст стариков не сходили. Мое послание не расшифровала ни одна чужая команда. Мы получили первое место. После подведения итогов и поздравлений оба деда меня долго обнимали, приговаривая: «Вот это наш человек! Это ж надо до такого додуматься!»


Рецензии