Глава 12 Коммуникации

Глава 12  КОММУНИКАЦИИ.
  Отдохнувший Сергей принял туалетный массаж и кольцевым коридором прошёл в лабораторию программирования. Румо и Лоба работали здесь по набору реставрационной программы дисплея для телескопа. Они сидели в шлемофонах интровидения перед включённым экраном дисплея. Сергей присоединился к работающим и стал наблюдать. Через боковой компьютер они вызывали на экран дисплея известную картину поверхности планеты, накладывали на неё реставрационную сетку, которая в регулярном порядке стирала мелкие фрагменты картины. Компьютер дисплея по образу полной композиции восстанавливал её прежний вид со всеми деталями, оставляя в своей памяти реставрационную программу. Картины менялись.
  В первой серии это были фрагменты поверхности Земли: горные, равнинные, с водными зеркалами и реками - одним словом самые разнообразные земные ландшафты. В последующих сериях восстанавливались картины поверхности Луны, Марса, Венеры и других планет солнечной системы, а также ландшафты Ялмеза, взятые из видеоотчётов первой экспедиции. Проделав нужную часть работы, Румо и Лоба сделали технологический перерыв, сняли шлемофоны и вступили в беседу с Сергеем. Румо обратился: - Косер, Вам понятен характер нашей работы, что мы делаем и с какой целью?
  Сергей подтвердил: - Я понимаю, что вы занимаетесь программированием компьютера дисплея, вкладываете в его память программы, по которым дисплей будет восстанавливать утраченные фрагменты обозреваемых в телескопе поверхностей.
Коллеги рассмеялись, одобряя сообразительность презента.
  Он продолжал: - В моё время программирование компьютеров было самым трудоёмким и кропотливым занятием. Армии программистов неделями сидели у аппаратов, и цифра за цифрой набирали на клавиатуре программы. Создавалось парадоксальное явление - люди неделями, месяцами набирали программу расчетов, а компьютер в считанные минуты выполнял предложенную вычислительную работу и с готовностью ждал новую программу. На лицо было явное несоответствие звеньев человек-компьютер.
  Румо объяснил: - Сейчас программирование компьютеров осуществляют совсем иначе.
  С помощью мировой памяти, в данном случае по информации бортового компьютера, создают на дисплее нужные образы, вносят в них закономерности требуемых изменений и трансформаций, по которым компьютер проводит все необходимые операции и выдаёт результат в виде образов. Больше того, обычно программы создают специальные программирующие компьютеры. Им ставят задачи, конечные цели программирования, связывают их с другими компьютерами, в которых имеется необходимая исходная информация, и они совместно создают программу, обеспечивающую поставленную задачу.
  В данном случае, мы тоже могли бы связать компьютер дисплея с памятью бортового компьютера, поставив задачу разработки программ реставрации всех ландшафтов. Затем, по вскрытым закономерностям реставрации картин, компьютер дисплея будет дорисовывать на своём экране утраченные фрагменты поверхностей, наблюдаемых в телескоп. Тем самым реализованы программы взаимо- и самообучения компьютеров.
  Человек, с его ограниченными возможностями, пользуется только результатами этой работы и ставит компьютерам новые задачи.
  - А как же программируют и управляют роботами? - поинтересовался Сергей.
Румо развивал свою тему: - Наши роботы для наружных работ имеют обширные программы, их можно корректировать и взаимодействовать с роботом по каналам интровидения. Сейчас мы посмотрим и проверим одного из таких роботов.
  Румо одел шлемофон и вызвал в лабораторию робота. Через минуту дверь-шторка лаборатории распахнулась и в неё вошел робот. Сергей удивился - перед ним был шар диаметром 60-70 см. Из него выступали четыре конечности, которые поочередно сокращаясь, изгибаясь, создавали шагательные движения и легко перемещали шар по поверхности пола. С боковых сторон из шара выходили в разные стороны ещё четыре конечности, которые заканчивались захватами, повторявшими формы и функции рук человека. Сверху и по периметру в поверхности шара виднелись технологические отверстия окуляров, источников света и других датчиков.
  По мысленным командам Румо, робот-шар стал демонстрировать свои способности. Он приседал, вытягивался вверх до двух метров, брал в "руки" различные предметы, показывал их Сергею и возвращал на прежние места. Румо включил музыкальную мелодию танца, и робот с невероятной ловкостью стал танцевать. В такт мелодии он проделывал невероятные па и грациозно выводил рисунок танца. Потом робот вобрал в себя все конечности, превратился в идеальный шар и покатился по палубе. При этом он катался осмысленно, совершая круги и возвратно - поступательные перекаты.
  В таком состоянии робот умудрялся брать пальцами рук отдельные предметы, передавать их из "руки" в "руку", переносить и ставить на другое место. Наконец, робот поднял с пола оброненную кассету, подкатился и протянутой "рукой" подал её Сергею.
  Молодой презент машинально принял кассету у робота, остолбенело смотрел на него, не сообразив даже закрыть удивленного рта.
  Робот достал из кармана Сергея носовой платок, утёр ему нос и положил платок обратно в карман. Затем он немного откатился, поднялся на ноги и, сделав грациозные реверансы, вежливо удалился. Румо снял шлемофон и вопросительно смотрел на Сергея, желая получить его оценку. Сергей не находил слов для выражения своего состояния. Он беспомощно разводил руками и, наконец, опомнившись произнёс: - Да-а! С такими помощниками можно творить чудеса! Как это ловко он всё проделал?!
  Румо и Лоба весело улыбались и шутили над озадаченным новичком. Румо примирительно сказал: - Успокойтесь, Косер, скоро Вы привыкнете к нашим роботам и будете взаимодействовать с ними точно также, как общаетесь с нами. Я с ним взаимодействовал по интровидению, всё что я видел, думал, робот воспринимал и выполнял мои команды. Я также видел и воспринимал окружающее "глазами” робота.
  - Так не далеко и до того, что роботы начнут командовать нами, - предположил Сергей, - И не ясно, кто здесь будет робот, а кто человек.
  - Румо подтвердил: - Это действительно можно осуществить. Связь человек - робот двухсторонняя, и давая нам свою информацию робот влияет на наши решения и команды. Но всё-таки, ведущим звеном в этой цепи остаётся человек. Мы не ставили задачу поменять местами человека и робота. Нам это не нужно.
  Сергей оживился и высказал предположение: - Такая задача может пригодиться на планете Ядмез. Представьте себе, что нужно будет взять какого-нибудь ялмянина. Мы посылаем робота, он вступает с ним во взаимодействие, навязывает ему свою волю и "добровольно” приводит этого человека к нам.
  Румо и Лоба от души рассмеялись над предложением Сергея.
  - Вы оказывается дерзкий фантазёр, Косер, - отозвался Румо. - Мне нравится это. Человек без фантазии всё равно, что птица без крыльев, он бесплоден и пресен, одним словом, не интересная личность. Всякая творческая деятельность начинается с постановки задачи, и чем богаче воображение, фантазия, тем масштабнее будет задача и выше потенциал её творческого решения. Нужно ещё добавить умение переходить от фантазии к реальности, находить пути решения фантастических задач. Для этого требуются знания и творческое приложение их к решению данной задачи. При наличии этих двух факторов может состояться творческая личность, которой по плечу осуществление фантастических задач, что не доступно и не понятно человеку без крыльев фантазии.
  В данном случае, чтобы реализовать Ваше предложение необходимо как-то захомутать иностранца, то есть надеть ему на голову шлемофон интровидения, либо найти способ передавать интровизионную информацию человеку без шлемофона. Этого мы пока делать не умеем. Что касается программы управления робот -человек, то я не вижу препятствий и могу разработать такую программу, если она потребуется. Попробуйте, Косер, сами управлять роботом.
  Сергей подумал и согласился: - Надо же когда-то учиться.
Он надел шлемофон интровидения и мысленно вызвал шар-робота в лабораторию. Через минуту робот снова вошёл в помещение. Сергей мысленно видел себя и окружающее не только своим зрением, но и зрением робота. Эти две картины накладывались друг на друга и могли осмысленно восприниматься.
  Сергей внутренне приказал роботу пойти в жилую комнату, найти там и принести статуэтку "Ледовой королевы". Робот отправился выполнять задание. При этом Сергей наблюдал меняющуюся обстановку, которую видел робот на своём пути, и мысленно руководил его действиями, как будто сам совершал их.
  Робот вошёл в жилую каюту, обвёл её "взглядом", задержав его на "Ледовой королеве". Он как бы совместно с индуктором взял статуэтку и понёс её в лабораторию. Робот, шаг за шагом исполняя команды Сергея, принёс статуэтку и вручил её Румо. Сергей отправил робота на штатное место, снял шлемофон и поделился своими впечатлениями от упражнения: - Действительно, совсем не трудно управлять роботом, впечатление такое, как будто я управлял самим собой. Румо, во всём этом я не могу понять, на каком принципе робот катается по поверхности. Он ничем и ни от чего не отталкивается и в то же время совершает ускоренные перекаты. Как это возможно?
  Румо ответил шутливо: - Вы большой фантазёр, Косер, а там, где всё совершенно ясно не можете догадаться. Принцип передвижения робота катанием совсем не выходит за пределы Ваших знаний. Сергей высказал предположение, что робот изменяет центр тяжести внутри шара, всё время поднимает его над геометрическим центром шаровой оболочки и поэтому катается.
  Румо возразил: - Вы ошибаетесь, Косер, такой способ передвижения был бы малоэффективным и не пригодным в условиях невесомости. В центре шара этого робота установлен гироскоп, который быстро вращается. Хорошо известно свойство гироскопа удерживать направление оси вращения. Оболочка шара внутри отталкивается от оси гироскопа и, таким образом, робот может кататься с ускорениями в любых направлениях, а также принимать в пространстве любое требуемое положение.
  Сергей подивился, как просто решена задача. Действительно, он мог бы вполне догадаться и осуществить такой принцип движения. Вслух Сергей выразил мнение, что достижения в области управления роботами по значимости не уступают "Ледовой королеве". Все согласились с оценкой, и Румо подтвердил, что управление роботами на расстоянии по каналам интровидения приумножило возможности человека.


Рецензии