49. Последствия дискуссии в Доме актёра
В книге Михаила Аронова я нашёл свидетельство ещё об одной дискуссии, которая проходила в Доме актёра.
Видимо, об этом написал Роман Гершгорин, которого Аронов именует Гориным.
Впрочем, он часто и сам себя так называл.
Я его знал, – он впоследствии некоторое время был режиссёром Театра-студии Академгородка. Потом уехал в Америку.
Сначала приведу текст из книги Михаила Аронова.
«На следующее утро после одного из концертов Галича в Новосибирском доме актёра состоялось обсуждение его песен (сам автор при этом отсутствовал).
Собралось много народу — актёры, поэты, прозаики. Присутствовали, конечно, и сотрудники КГБ.
Почти все нападали на песни Галича, и тогда в его защиту выступил театральный критик Роман Горин.
Через два дня после дискуссии ему позвонил знакомый сотрудник газеты «Вечерний Новосибирск» и сообщил, что зарезали его рецензию на театральный спектакль «Блуждающие звезды», после чего посоветовал пойти и выяснить, в чем дело, в Новосибирский обком партии к секретарю по идеологии Виктору Алёхину.
Горин послушался совета, и между ними состоялся такой диалог:
«Алехин выхватывает из стопки бумаг несколько листков:
– Это тоже шуточки? Вы были на так называемом конкурсе бардов? Слышали это?
— Там было много выступающих.
— А Галич? Что поёт Галич?
– В Доме актёра было обсуждение творчества бардов. Спорили и о Галиче. Я говорил, что в его творчестве развивается сатирическое начало. Он как бы продолжает традиции Маяковского…
— Великий пролетарский поэт и это… — Алехин потряс листками. — Это же галиматья… А песенка о прибавочной стоимости? Или эта… если все шагают в ногу, мост что? Обрушивается? Так? Пусть каждый шагает так, как ему хочется? К этому призывает Галич советскую молодёжь?
— Наверное, поэт хочет призвать каждого солдата не только честно исполнять свой воинский долг, так сказать, шагать вместе, но и стараться в строю сохранить свою человеческую индивидуальность.
Только все это подано в шутливой манере.
— И «Лекция о международном положении» тоже шутка?
— Но это же сатира, Виктор Степанович… это юмор…
— С таким юмором нам не по пути с Галичем. И с теми, кто делает вид, что не понимает мерзкие песенки Галича… <…>
Чувствую, что совсем погибаю, - говорю:
– Природа его творчества такова, что он не может без шуток.
Алехин буравит меня глазами:
– Вот и напишите, как вы относитесь к этим шуткам Галича. Напишите, что это антисоветские, злопыхательские песенки.
Мелкотемье, блатной словарь, зубоскальство вместо юмора, клевета на советских людей, а не сатира — вам и карты в руки!
Я дам вам с собой экземпляры, если вам нужно…
— Мне кажется, нельзя так рубить сплеча…
У Галича есть хорошие, настоящие песни…
Алехин, не выдержав, стукнул ладонью по столу:
– Ступайте! Нам больше не о чём с вами говорить!».
Я привожу этот очерк, но сомневаюсь в его правдивости, поскольку нет ссылки на первоисточники, в Гугле я не нашёл следов секретаря горкома КПСС Виктора Степановича Алёхина и не сумел ничего уточнить.
Кстати, у Галича нет песни под названием «Лекция о международном положении». Она есть у Высоцкого и у Яблонского.
Песня Гриши совершенно не похожа на песню Высоцкого. Приведу первый куплет песни Высоцкого:
Я вам, ребяты, на мозги не капаю,
Но вот он - перегиб и парадокс:
Ковой-то выбирают римским папою
- Ковой-то запирают в тесный бокс.
Высоцкого на фестивале бардов не было, а Гриша Яблонский пел свою песню на конкурсе бардов.
Так что Алёхин ошибся, приписав её Галичу, а Горин этого не заметил. Или не знал.
Ещё один «ляп» Михаила Аронова, а их у него немало.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/26/508
Свидетельство о публикации №217092600541