Исследование Тайной Доктрины глава Автор Тайной До

1. «Теософия является субстратом и основой всех мировых религий и философий, которые преподаются и практикуются несколькими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом».
  «Теософский словарь» «Теософия» (оригинальное издание, 328)
2. «РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ всегда была одной, и, будучи последним словом возможного человеческого знания, тщательно сохранялась. Она существовала уже за века до александрийских теософов, дождалась современных и переживёт любую другую религию и философию». 

«Ключ к теософии» (перв. изд., 7-8)

3. «Доказательства её распространенности, достоверные записи её истории, целая цепь документов, проявляющих её характер и наличие её в каждой стране, вместе с учением всех её великих Адептов, существуют по сей день в тайных святилищах библиотек, принадлежащих оккультному Братству».
«Тайная Доктрина» (перв. изд., I. xxxiv)
 
4. Члены некоторых эзотерических школ…претендуют на обладание всеми сокровенными и философскими трудами в манускриптах и печати, одним словом, всеми трудами, которые когда-либо написаны были на языках и в начертаниях с самого начала возникновения искусства письма, от иероглифов до алфавита Кадмуса и Деванагари.

«Тайная Доктрина» (перв. изд., I. xxiii)
 
5. «Работа, представленная на суд общественности, является плодом некоторого близкого знакомства с восточными адептами и изучения их науки». 
«Разоблачённая Изида» (перв. изд., I. V.)
6. Пишущая эти строки (ЕПБ) тоже любит их (Древних) и потому верит в этих древних и в современных наследников их Мудрости. И веря в тех и других, она сейчас передает то, что получила и чему сама научилась, всем тем, кто могут воспринять.
«Тайная Доктрина» (перв. изд, I. xxxvii)
7. Я верю в то, что (1) нерушимое устное учение, открытое живыми божественными людьми во времена младенчества человечества избранным среди людей; что (2) оно дошло до нас неизменным; и что (3) УЧИТЕЛЯ хорошо сведущи в науке, основанной на таком непрерывном обучении. 
«Люцифер» (октябрь 1889 г., стр. 157)
8. Тайная доктрина не есть трактат или же ряд туманных теорий, но заключает всё то, что может быть дано миру в этом столетии. 
«Тайная Доктрина» (перв. изд., I. xxxviii)
9. Ни один Учитель Мудрости с Востока Сам не появится и не отправит никого в Европу или Америку ... до 1975 года.
 «Предварительный меморандум» Цитируется в  «Теософии».  I, стр. 456
Эти девять заявлений вышли из-под пера русской женщины, которая заслужила звание «величайшей самозванки XIX века» и заставила «научных исследователей» заявить, что «основой всего её теософского учения является просто ложь». 
Это было более четверти века назад.  Более чем когда-либо пользуются большим спросом её философия или учение, ради которого она отказалась от всех прав собственности. Она приписывала все заслуги и всю мудрость своим восточным Учителям. 
Эта русская женщина носила имя Елены Петровны Блаватской. Едва ли найдётся другое имя, вокруг которого бушуют ураганы с 1875 года и по сей день.  Не просто критика, не только нападения, но смертельные удары обрушивались на её характер, учения и труды, но они выжили, чтобы вдохновлять и освещать сердца и умы людей, хотя сама она стала невидимой для плоти. 
Е. П. Блаватская написала два больших труда, каждый в двух томах, состоящих из тысяч страниц - «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина». В них обсуждаются устаревшее богословие и современная наука; в них рассматриваются умозрительная и практическая философия, а также символы, эмблемы и мифы, все отрасли прогрессирующей «точной» науки, рождение и эволюция солнечных систем, происхождение или генезис совокупного человечества, этнографических и психологических рас, физический, психический и духовный человек, материя, разум и душа, неизвестные, малоизвестные или неправильно понятые языки и ремёсла, древние традиции и современная культура, боги и атомы, физика солнца и оккультная химия, древние и новые хронологии и календари, наука о числах,  индийские пураны и египетские пирамиды, потерянные континенты и легенды о выживших людях – взгляните на содержание этих четырех томов и на указатель для каждой из двух работ.  Более того: Е. П. Блаватская была автором потрясающих журнальных и газетных статей на французском и английском языках, а также на своём родном русском языке. Она писала статьи не только о спиритизме и мистицизме, оккультизме и оккультных искусствах, но также о магии и масонстве, о йоге и йогах, о вымирающих племенах тодов и мулакурумбов, о современных движениях, таких как Арья и Брахма Санта, об индийской метафизике и европейских иерофантах, о сновидениях и фактах, о физических и психических феноменах, об иудеях и язычниках, дикарях и христианах.  Прочитайте её «Новый Панарион», «Пещеры и джунгли Индостана», перелистайте многочисленные тома журналов «Теософ», «Люцифер», «Путь» и ряд других периодических изданий и увидите разнообразие предметов и  их профессиональное знание.
Если вы хотите иметь связанное, последовательное и ясное представление о её системе мышления, читайте «Ключ к теософии».  Не останавливайтесь на достигнутом.  Приобретите книгу «Голос Безмолвия». Эта карманная книга содержит мудрость высочайшей ценности.  Если её философия слишком глубока, подумайте над её нравственностью.  Если она также невозможна или трудна для практической реализации, читайте её как литературное произведение и будьте очарованы ритмической каденцией и красотой языка.  Сердце поэта, ум философа, сила пророка раскрывают свою красоту, проницательность и энергию.  «Величайшая мошенница XIX века!» - О!  Побольше бы нам таких людей! 
А эти девять заявлений?  Как может разумный человек 20-го века принять их?  Система, которая «столь же стара, как мыслящий человек», которая является «последним словом возможного человеческого знания», которая «дошла до нас неизменной», и всё через эту русскую женщину?  «Невозможно», - восклицает современный человек.  Как самонадеянно и нелепо, что книга из двух томов «содержит всё, что может быть дано миру в этом столетии», и что это за игра в пророка: «Ни один Учитель Мудрости с Востока Сам не появляться и не отправит никого в Европу или Америку ... до 1975 года!» 
И всё же она говорит о «доказательствах» и «достоверных записях» и «целой цепи документов» и о существовании «учения всех её великих адептов». Почему бы нам не поискать всего этого?  Не потребовать найти доказательства и записи, а также документы и учения, которые «существуют по сей день в тайных святилищах библиотек, принадлежащих оккультному Братству»?  Е. П. Блаватская не хотела бы, чтобы мы считали, что её доктрины носят характер откровений.  Она говорит: «Истины эти, ни в коем случае, не выдаются за откровение, также автор не претендует на положение разоблачителя мистического знания, впервые обнародываемого в истории мира». (ТД, I. vii).  В «Ключе к теософии» далее говорится: «Можно ли считать теософию откровением? Никоим образом — даже в смысле нового и непосредственного откровения со стороны неких высших, сверхъестественных или, по крайней мере, сверхчеловеческих существ; но только в смысле "снятия завесы" со старых, очень старых истин для умов, ранее пребывавших относительно них в неведении, и не знавших даже о самом существовании и сохранении этих древних знаний».
Таким образом, система мышления Блаватской, цитируя ее собственные слова, относящиеся к спиритуализму,
«дает нам факты, которые мы можем исследовать, а не утверждения, которым мы должны верить без доказательств». Она ясно и выразительно говорит в своем «Ключе к теософии»: 1. «Поскольку всех теософов нужно судить по их делам, а не по тому, что они пишут или говорят», поэтому все теософские книги должны приниматься по существу, а не по каким-либо претензиям на авторитет, который они могут представлять».  2. А в ТД* говорится: «Прежде всего, важно иметь в виду, что ни одна теософская книга не приобретает никакой дополнительной ценности по причине мнимого авторитета».
Вот, несколько новая позиция: нам предлагаются доказательства, нас просят их изучать и обсуждать, исследовать и убеждаться; просят не верить никаким откровениям, а проверять и проверять и проверять учения согласно их собственным достоинствам.  Если это не научное отношение, то какое?
  Верующие и скептики становятся слепыми верующими и необоснованными скептиками, когда они становятся жертвами фанатизма.  Наша задача –  учиться, изучать, обсуждать; неустанно и честно расследовать, не верить ничему, пока не будет найдено доказательство, но и не отвергать ничего, когда доказательство найдено.  Не с помощью феноменов, но с помощью философии, не под влиянием личности, но соблюдением принципов, не по слепой вере, но просветленным рассуждением, не аргументацией, но размышлением, не по глупой доверчивости, а благодаря разумному сотрудничеству, не от учителя к учению, а исследованием последовательности, логики, естественной истины, разумности и полноты самих учений. Пролейте свет всех доступных знаний на эти учения,  пролейте свет этих учений на все имеющиеся знания, судите об учение Е. П. Блаватской посредством взаимного сравнения и проницательной критики.
  Истина священна и поэтому может выдержать кощунственное и суровое нападение.  Е. П. Блаватская приглашает к пытливому исследованию.  Слепые верующие делают ей плохую услугу, когда
1 «Разоблачённая Изида», т.  I, стр. ХI. 
2 «Ключ к теософии», оригинальное издание, стр. 300 (2-е индийское издание, стр. 298). 
* ТД, т. 2, стр. хix,
они по примеру или предписанию отрицательно относятся к критике.  Наша миссия заключается в том, чтобы изучать и пересматривать свидетельства оккультного мира древних Адептов. Наша задача заключается в том, чтобы попытаться опровергнуть её доказательства, и побудить других сделать то же.  Если приведенные выше девять утверждений не доказуемы, то, как честные люди, мы должны отвергнуть такого «посланника» и предать огню её ложь и мошенничество. Так как, если эти учения недоказуемы, то по её собственному свидетельству, согласно её собственному принципу и мнению, она и её «синтез науки, религии и философии» хуже, чем бессмыслица.  Как она сама писала: «Но это является личною точкою зрения писательницы, и её ортодоксальность не может иметь большего веса, чем любая иная «доскональность» – в глазах тех, для кого каждая новая теория является ересью до тех пор, пока не будет доказано обратное» (ТД, II, 438).
Знание, а не вера, именно это предлагала Е. П. Блаватская. Если сегодня мир знаний исследует её учения не в должной степени, то только потому, что её многочисленные последователи являются обитателями мира веры. Увы! И ещё большее число последователей, признавая её систему мышления, демонстрирует грубое невежество относительной этой системы.
Беспристрастное и критическое исследование её системы мышления, а не желание доказать её правоту или неправоту, исследование её учения – вот, что нужно.  Решают ли они сложные проблемы, с которыми нам приходится сталкиваться?  Просвещают ли они наш разум?  Удовлетворяют ли они стремления человеческого сердца?  Вдохновляют ли они нас к благородной жизненной борьбе, к ещё большему альтруизму, к абсолютному бескорыстию?  Прежде всего, находятся ли они в гармонии с установленными фактами древней науки, проверенными законами древней этики и глубокими истинами античной философии?  Освещают ли они неясное и сообщают ли о том, что неизвестно сегодня, но что было хорошо известно в прошлом?  Совершая такое чудо, ясно ли передают эти учения через их врожденную и неотъемлемую природу то, что они избежали недостатков и связанной с ними дегенерации аханкары и эгоизма их учителя, которые воплощаются в учении?  Немецкий мыслитель Рихтер однажды написал: «Я слышал, что некоторые философы в поисках Истины, чтобы воздать ей дань уважения, смотрели на своё отображение в воде и поклонялись ему».  Поступала ли так Блаватская?  Таковы критерии.  В соответствие с ними следует искать доказательств. 
Метод такого тестирования нам показала г-жа Блаватская.  В «Люцифере», т. I, стр. 431, она говорит: «Теософия – это божественное знание, а знание есть истина; любой истинный факт, любое искреннее слово, таким образом, являются неотъемлемой частью теософии.  Тот, кто владеет божественной алхимией или хотя бы приблизительно благословлен даром понимания истины, найдёт и извлечёт её как из ошибочного, так и из правильного высказывания.  Как бы ни была мала частица золота, затерявшаяся в тонне мусора, этот благородный металл достоин того, чтобы его откопали даже ценой некоторых дополнительных усилий.  Как уже было сказано, часто так же полезно знать, чем вещь не является, как знать, чем она является.
  Она «величайшая самозванка XIX века»?  Или она посланник Древнего Братства тому веку, который зародился в 1875 году?  Ответы на эти вопросы не следует искать в событиях её жизни, в критике её оппонентов или в похвалах её последователей и даже не в благоприятных или неблагоприятных отзывах рецензентов на её книг, но в самих её доктринах.  Если хотите получить ответ, то прислушайтесь к следующим словам:
«Для ленивых умом или тупых теософия должна остаться загадкой, ибо в мире мысли, как и в мире духовном, каждый должен продвигаться своими собственными усилиями. Писатель не может думать за читателя, да и читатель не станет сколько-нибудь лучше, будь такое мышление за другого возможно». («Ключ к теософии» Предисловие)


Рецензии