Гребенщиков и Майк. Музыкальные фантазии

ДВА КРАНА. ВСТУПЛЕНИЕ.

"Приятель привел с собой такого небольшого человека, который себя ничем не зарекомендовал.

А если его к нам привели, значит хороший человек, к тому же его именно так и представили.

А у меня в тот вечер, насколько я себя помню, была общая идея о том, что если на мир смотреть с башенного крана, то все будет гораздо лучше и менее печально, поэтому я залезал на башенный кран, который стоял во дворе этого дома и смотрел на мир.

Больше башенным краном интересовался.
И уже потом как-то оказалось, что Майк еще и что-то пишет.

И как-то потом само собой выяснилось, что Майк очень хорошо ориентируется в рок-н-ролле.

Однажды он мне сыграл то, что он написал, и там, по-моему, была песня "Все мы живем в Зоопарке".

И рассказ новый прочитал - был такой оптимальный случай, когда два человека, которые что-то делают, встречаются и обмениваются тем, что у них нового появилось.

Это был огромный кайф - светило солнце, мы пили что-то такое легкое или не легкое - эта встреча мне запомнилась нестандартной, замечательной такой, интересной."

Борис Гребенщиков


1 Б.Г. и Майк. Общее. Русские в ООН
..................................
Русский форум чуть не лопнул от такой информации:
"Лидер культовой рок-группы "Аквариум" Борис Гребенщиков даст концерт в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

В анонсах распорядка дня ООН Гребенщиков представлен как Пурушоттама - таково духовное имя, данное рок-музыканту его учителем Шри Чинмоем, буквально означающее в переводе с санскрита "выходящий за пределы ограничений". Более известный на родине как Б.Г., лидер "Аквариума" даст концерт в качестве человека, способствующего сближению различных культур и взглядов".

Форум кричал:

"Рутман, где твоя голова?
моя голова там где Джа...."

Б.Г. и Майк не скрывали, что ориентированы на западную музыкальную (текстовую) традицию.

Огромное количество ссылок на "чужие" имена в песнях:

Брайан Ино, Клинт Иствуд, Сартр, Брюс Ли - у Гребенщикова.
Боб Марли, «Стрэнглерз», Бах, Джордж Харрисон - у Науменко.

Иностранщина в словах:
«Нажав ногой своей на мощный фуз» («Мочалкин блюз») - у Гребенщикова.

«Поехали на флэт на красный свет» («Страх в твоих глазах») - у Науменко.

Калька англоязычных выражений:

"Вот идёт мой поезд,
И скоро меня здесь уже не будет"
(«Вот идёт мой поезд» Науменко)

«Here my train are comin`.
I`m will leave this town»
("Hear My Train A Comin'" Джимми Хендрикса)

«Всё, что я хочу,
это ты»
(«Всё, что я хочу» Гребенщикова)

«All I what is you»
(«Dig a pony» Леннона-Маккартни).

Майк Науменко пошёл ещё дальше и просто перевёл песню Rolling Stones» «Dear doctor».
А теперь послушайте миленькую песенку "Милый доктор" про невесту- корову и пьяницу - жениха.

Б.Г. записал альбом на английском языке.

Это народу будет скучно. А посвященным- понятно.

"Что-то не заснуть - а засну, все мне снится,
Что вот еще чуть-чуть, еще едва-едва;
А как проснусь - опять пью, как бы мне не спиться -
Voulez-vous coucher avec moi?"
......................................................
А может мы сейчас говорим, как слепые?

Гребенщиков :
" Я помню какое-то утро, когда мы с восьми часов утра какие-то колонки перевозили с Майком, какие-то ящики таскали. Темно было, едем мы вдвоем и обсуждаем ситуацию, и соглашаемся на том, что вот это и есть настоящая жизнь.
Мы ухитрились создать себе здесь все - Вудсток, Нью-Йорк, Лондон, все, что угодно. Года два-три в Ленинграде это держалось. Все было в полный рост.

И мы могли получать двадцать рублей за концерт, но какие это были двадцать рублей!
И какой это был концерт!..
Все было стопроцентно настоящее."


2 Б.Г. и Майк. Общее. Утоплю тебя в Иронии
..........................................
Ирония - едва ли не единственный инструмент, позволяющий сохранить сознание в безумном мире, при необходимости отражать внешние удары и относиться слегка отстранёно к самим себе.

Б.Г. делает это играючи:

«И друзья меня спросят: “О ком эта песня?”
И я отвечу загадочно: “Ах, если б я знал это сам”»
(«Электрический пёс»).

Посмотрим на Майка серьёзно.
Что хорошего можно ждать от того, кого принято называть "люмпеном": студент-недоучка, сторож на складе древесины, пьяница?.. А ведь именно так и судили (и судят) о музыкантах «любительского рока» обыватели.

Человек не на своём месте, человек, занимающийся не своим делом – вот каков бытовой Майк; именно такому он посвятил своё самое масштабное полотно «Уездный город N».
Но хватит об этом, посмотрим лучше на творчество Майка, которое и было подлинным его существованием.

Кто его друзья? Никуда не выходящий из мирка ПТУшника, из своей кочегарки глядящий и мечтающий о «звезде по имени Солнце», Цой.

Вот Кинчев, упорно пытающийся взлететь, машущий руками, постоянно отталкивающийся от Земли, да вот беда, он отталкивается от разных мест: то от язычества, то от ницшеанства, то от христианства. Но никак не взлетает.

А что же Майк? Он не рвет связей с Землёй.

Поэтические краски могут быть разные, но самая симпатичная для Майка – конечно, ирония. Нет показных страстей в мире его, нет явной и безоговорочной агрессии, но ирония Майка ярче всякой агрессии покажет своё отношение. Будет горячая, искренняя любовь, обрамленная в рамку иронии, менее звериной, более человечной…

У Майка ирония всегда конкретна:

«Но время текло слишком быстрой рекой,
Ты не стала женой, я не стал звездой,
Но я часто вспоминаю те времена,
Когда я знал тебя совсем другой»
(«Когда я знал тебя совсем другой»).

И самая классная ирония от Майка:

«Нам всем бывает нужно поплакаться кому-то в жилет.
И если хочешь - ты можешь взять жилет у меня»
(«Если ты хочешь»).

3 Б.Г. и Майк. Общее. Созерцание мира
....................................

Ассоциативность вкупе с ироничностью приводят к различным формам созерцательного отношения миру. Мир можно изменить? Они лишь скептически улыбаются.

Б.Г. уходит в «буддийскую» нирвану. Коль реальность - непонятно что, то и переделывать её не имеет смысла:

«Держись сильней за якорь
Якорь не подведёт;
А если поймёшь, что сансара - нирвана,
То всяка печаль пройдёт»
(«Не пей вина, Гертруда»).

Майк замыкается в самом себе и существует по принципу: раз нельзя изменить мир, то надо изменить своё отношение к нему. Люди слабы, и мир несовершенен, но это вызывает не отчаяние или раздражение, а всепонимающую улыбку, поскольку лирический герой, подчёркивая свою независимость, не отделяется от людей вообще.

«Я обычный парень, не лишён простоты,
Я такой же, как он, я такой же, как ты.
Я не вижу смысла говорить со мной,
Это точно то же самое, что говорить с тобой.
Я такой, как все»
(«Песня простого человека»).

Гребенщиков рассказывал про Майка: " У него с детства, с юности сложилось определенное понимание, что такое рок-н-ролл, определенное понимание, что значит быть звездой рок-н-ролла, и он с начала до конца жизни ничем другим никогда не был - он был звездой рок-н-ролла сразу.

Абсолютно незамутненной ничем другим - ни координацией с внешним миром, ни какой-то попыткой понимания, что вообще в этом мире происходит, ему на все это было глубоко наплевать. Он жил жизнью звезды рок-н-ролла, он был ею с самого начала."

4. Б.Г. и Майк. Отличия. Тело и Любовь
.....................................
БГ- фигура романтическая.

Идеальный мир для него интереснее и реальнее, чем собственно реальный. Всё смешивается. Вы когда-нибудь понимали песни БГ?

Нет. Это всё равно, что навести фокус в полуфантастическом пространстве.

Вас окружают неясные очертания каких то людей, их тени. Смутные чувства.

«О, они идут на зелёный свет;
О, они идут на зелёный свет;
Они не скажут им “нет”,
Когда они идут на зелёный свет»

(«Аристократ»).

Майк - скептик, очень трезвый.

Его мир можно потрогать руками, если не боитесь испачкать ваши ручки.
А персонажи- ваши знакомые. Если вы захотите признаться , а не отвернуться.

Майк очень просто говорит. Он открыт, но до известного предела: лезть к нему в душу не позволено никому.

«Серый туман и дождь.
Светает, шесть утра.
Вот и наступило то самое завтра,
О котором я что-то слышал вчера»
(«Шесть утра»).

А что у них с любовью?

БГ мечтал (и похоже мечтает и ныне) о «десяти прекрасных дамах», полностью игнорируя дам земных. (да !)

У Цоя основной объект чувств в лучшем случае – «у-у-у-у, восьмиклассница».

У Кинчева......... Вообще не понимаю за что его девчонки любят. Для него идея важнее чувств.

Дамой же сердца майковского героя может оказаться либо «сладкая N», либо попросту «дрянь», но он любит их так, как никто никогда никого не любил, он в своей поэзии поднимает их на высоты поднебесные, они для него те, ради кого и пишутся все эти прекрасные стихи.

А если это «Мария», которая «светлый ангел забытья», то симфонии «для двух хоров, шоссе и дождя» звучат в душе сами по себе…

5. Б.Г. и Майк. Совсем не братья.
................................
Б.Г. часто противоречит сам себе. Трудно его поймать за рукав. Трудно сказать- какой он и во что верит.

При этом он постоянно менялся, заставляя своих поклонников и последователей испытывать неприятное чувство, какое испытывает любой пассажир скоростного самолета при совершении фигур высшего пилотажа: растерянность, испуг, физический и душевный дискомфорт.

Находясь в состоянии глубокого кризиса, БГ сам себе напророчил:

«Лети, летчик, лети,
Лети высоко, лети глубоко,
Лети над той стороной дня.
Неси летчик, неси,
Неси мне письмо,
Письмо из святая святых,
Письмо сквозь огонь —
Письмо от меня.»

Какой то большой и толстый критик писал, что Гребенщиков постоянно чувствует себя в России эдаким чужаком. БГ не был бы БГ, если бы боялся признаться в этом.

Потрясающим образом «чужак» болеет сердцем за «чужую» ему страну и любит ее, как дай Бог любить ее каждому. В 2006 году вышел в свет очередной альбом «Аквариума» «Беспечный русский бродяга» с новым хитом «Мама, я не могу больше пить», где БГ сам расставляет все точки над «i» в отношении своей чужеродности:

«Патриоты скажут, что я дал слабину,
Практически продал родную страну.
Им легко, а я иду ко дну,
Я гляжу, как истончается нить.
Я не валял дурака:
Тридцать пять лет от звонка до звонка,
Но мне не вытравить из себя чужака...»

Майк всегда адекватен самому себе. Людская суета (деловая активность, политические игры, сексуальные похождения, брожение тусовки) воспринимается им как демонстрация человеческой потерянности, по большому счёту - как неумение жить:

«Мне недоступна вся ваша спешка,
Мне непонятен ваш ажиотаж.
Я не вижу причин суетиться,
Я не знаю, зачем входить в раж»
(«Белая полоса»),

«О боже, как хочется быть кем-то! <...>
Святым, пророком, сумасшедшим,
Или хотя бы самим собой.
Самим собой... Это сложно.
Это возможно
Только здесь.» («Ода ванной комнате»).


6. Б.Г. и Майк. Отличия. Сноб и простак.
........................................
Б.Г. - сноб.

Да, да, именно, что сноб, что не упускает возможно продемонстрировать свои эзотерические познания.

Особое удовольствие ему доставляет игра со всякого рода культурными кодами и знаками, кажущаяся непосвящённым неким сакральным обрядом, тогда как на самом деле это лишь перформанс:

«Он весь блещет, как Жар-Птица,
Из ноздрей клубится пар
То ли Атман, то ли Брахман,
То ли полный Аватар»
(«Инцидент в Настасьино»).

Мы делаем вид, что посвящены ко всему этому и догадываеися о кодах. Игра в интеллектуалов.

Изначально кажется, что Майк простоват. Но как говорится в народе, "простота, что хуже воровства. "

Он не выделяется из среды. Но что это за среда? Место, где все озабочены самовыражением, имиджмейкерством. Каждый индивид и особенный.

Этот просточек Майк очень ловко поддел нашего Гуру (Б.Г.), дав сатирический портрет полуграмотного доморощенного гуру:

«Здрасьте, я родом из Бобруйска!
Я гуру, по-вашему, значит, учитель.
Я щас вам расскажу о смысле жизни.
Я, в натуре, профессионал, а не любитель»
(«Песня гуру»).

7 . Братья? У них один отец, но разные матери
.............................................
Итог для тех, кто в "теме": что же свойственно лирическим героям Гребенщикова и Науменко?

Б.Г. - слишком открыто говорит, что он не парень из народа. Он другой. Есть некоторое самодовольство и лукавая оглядка на стороннего наблюдателя (как я выгляжу?). Да замечательно:)

Нормальное желание производить эффект. Тонкая игра из рассчитанности жеста и внешней таинственностью.

Б.Г. - рокер постмодернистского типа, новатор( внизу читайте пояснение)

Интересно, что не ему, а Майку принадлежит едва ли не самое первое в отечественной традиции значительное поэтическое произведение, выдержанное в духе постмодерна - «Уездный город N», ёрнический коллаж из обломков культурных стереотипов, расхожих цитат и навязчивых образов:

«Все лица знакомы, но каждый
Играет чужую роль».

Помните, как начинала группа Аквариум?

Гребенщиков и команда на знаменитом выступлении «Аквариума» в Тбилиси всячески стремились поразить публику (внешний вид, «таинственные» чёрные очки солиста, скандальное шоу и т.д.): «Когда Борис начал играть на гитаре стойкой от микрофона, а затем лёг на сцене <...>, жюри в полном составе покинуло зал <...>

«Хозяин, да, я веду странную жизнь, и меня не любит завхоз,
Твои слуги, наверное, милые люди, но тоже не дарят мне роз.
И я иду мимо них, как почетный гость, хотя мне просто сдан угол внаем,
Но, Хозяин, прости за дерзость, я не лишний в доме твоем».

А у Майка другая ситуация. Скромное стремление «быть как все», не выделяться, но не из толпы, а из своей тусовки.

Майк – частный, независимый человек, индивидуальность, не нуждающаяся в экстравагантных жестах ради самоутверждения, что делает его фигуру нетипичной в отечественной рок-поэзии.
При этом он вписан в определённое время и пространство, вне которых не существует.
Майк - лирик традиционного типа, «архаист», новаторство которого выявляется подспудно, не заявляя о себе громко.

Б.Г. и Майк реализовали две возможные творческие стратегии, обе из которых были актуальны для своей эпохи. Нельзя сказать, что та или иная модель для культуры более предпочтительна.

Творчество Гребенщикова и Науменко отвечало запросам публики, которой одинаково нужен был и таинственный певец, манящий загадочностью и недоступностью профанному уровню, и «свой парень», выделяющийся интеллектуальными качествами из среды, но не кичащийся этим.

"Б.Г. и Майк - братья!!!! ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

"Я вспоминаю вечер, когда мы сидим у Майка на кухне, и он поет "Дрянь", только что написанную, и нет ощущения, что мы находимся в какой-то рок-н-ролльной провинции, что ТАМ они умеют, а мы не умеем - ни фига!
Тот комплекс, которым страдало большинство наших советских рок-музыкантов, так называемых - они-то мол умеют, у них там фуз и квак, и обработка, и все... - нам это было не нужно. Это были какие-то прилагающиеся детали, и только это и было правильное ощущение, что если написал правильную песню, правильно ее спел один раз - все! Остальное уже должно прикладываться.

Один музыкант сказал: "Рок-н-ролл - это отношение. Совсем не обязательно быть лучшим в мире гитаристом".

У Майка, как раз, именно это и было - какое имеет значение, кто как играет на гитаре, главное - отношение. Все интересуются, как пробиться на телевидение, как заработать деньги, как найти студию или что-то еще, а это рок-н-роллера не может интересовать, потому что все это прилагается. А как прилагается - это уж, простите, вопрос каждого человека."
Б.Г.

Светлой памяти великого музыканта -Майка Науменко.

Справка: не совсем понимаю полностью термин "постмодернист" и пользуюсь объяснением Умберто Эко.
Он просто сказал, что это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму). Дословно: «Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»".
Мне очень нравится такое объяснение:)


Рецензии
Большое спасибо за столь замечательный и многогранный обзор! Очень люблю обоих исполнителей!

Денис Ганин   30.09.2017 10:28     Заявить о нарушении
Денис, спасибо вам за добрый отзыв.
Я уверена, что вы отлично разбираете в музыке, так как понимаете ценность этих музыкантов.

Альбина Сберегаева   09.10.2017 16:16   Заявить о нарушении