Совок. Аркадий Славоросов

Аркадий Славоросов- талантливый поэт, яркая личность. Но всего несколько сухих строчек о нём "жил- творил- ушёл".
Нет, не ушёл. Человек жив, пока мы помним о нём.

1. Представления героя или немного любви
.........................................
Канон. Дети Подземелья, 1982.

"Вместо предисловия - отступление для слабоумных. Рок - не искусство, не неискусство. Слово РОК здесь используется в своём наиболее общем значении - от музыки до манеры сплёвывать сквозь зубы - как некоторая величина, определяющая единство стиля и видения, форма существования, частота вибрации."
Аркадий Славоросов, Сергей Шутов

Был такой, Аркадий Славоросов, по кличке Гуру. Собственно, он меня Умкой и назвал. Очень яркий был человек, замечательный поэт.

Он был одним из первых, кто эти песни оценил. Послушал и сказал: «О, это – артефакт. Надо записать, сделать альбом».

Я к нему очень серьёзно относилась. А он ко мне — не очень серьёзно. И получилась такая несчастная любовь, которая является питательной средой для появления самых чудных произведений.

Как потом выяснилось, песня действительно пошла в «народ». Многие до сих пор её поют. Даже в переходах.

Пока меня слушали, в основном, какие-то хипповые элементы, постоянно были вопросы: «Какой Марс? Нагасаки?»

А это же одна из самых ходовых цитат из Северянина, из его «Ананасов в шампанском». Я не люблю Северянина, он такой игрушечный и пафосный… Но вот сам ход, чувство, что можно просто подняв руку на дороге доехать из Москвы и в Нагасаки, и в Нью-Йорк… Весь мир распахивается, и ты со своей этой свободой можешь хоть на Луну. Такое было самоощущение.

Я всегда говорю, что главное – это интонация. То есть, если человек поёт с убедительной интонацией, то совершенно всё равно на каком языке он поёт. За границей я спокойно пою по-русски. И люди врубаются. Ну, в крайнем случае, говоришь: «Эта песня называется «Hitchhikin` Blues». Общий посыл ясен и всё прекрасно.

Автостопный блюз.
Ты – попутный груз.
Из Москвы в Нагасаки,
Из Москвы в Нагасаки,
Из Нью-Йорка на Марс.

Кури понемногу, улыбайся,
Смотри на дорогу и врубайся,
Смотри на карту,
Смотри на карту,
Ты едешь в Тарту.

Ни дома, ни года,
Ни дня, ни часа,
Есть только свобода,
Есть только трасса.
Ты молишься марту,
Ты молишься марту,
Ты едешь в Тарту.


2. Рождение героя или знаменитые одноклассники
..............................................
Канон. Дети Подземелья, 1982.

"Словечко РОК, в государстве не прижившееся толком, полуподпольное, идиотское и полуругательное, оказалось наиболее ёмким, чтобы вместить в себя глубокую бессмыслицу, истошный шёпот улицы, сохранив набивший оскомину скандальный привкус конфронтации. Не мы выбрали его, а оно выбрало нас."
Аркадий Славоросов, Сергей Шутов

Славоросов, Аркадий Алексеевич- прозаик, поэт, эссеист, сценарист и автор текстов многих популярных песен. Псевдонимы: Гуру, Аркадий Богданов, Аркадий С., А.С.

Учился в средней школе № 9 г. Люберцы. Вместе с ним там учились певец Александр Барыкин , композитор Олег Молчанов, певец и композитор Виктор Дзансолов. Уже в школе Аркадий писал стихи для песен своих друзей:

"Я тебе, мой друг, напомню, о тебе самом:
Как балдели мы в 68!
Как играли в бит – квартете, в городском ДК,
Как валяли мы дурака.

Где ты теперь старый друг?
Как поредел этот круг!
Нам бы аккорд удержать,
Нет, мы не можем слажать!

Я тебе мой друг напомню о тебе самом,
Как любили мы в 68,
Как хипповые девчонки обнимали нас.
Соло, ритм и бас - высший класс!"

И для себя:

"Я тебя травинкою потрогал.
Что ж, сестрица-лаковая-спинка,
Я ведь тоже вышел из суглинка,
Я ведь тоже только полукровка.

Улетай же, Божия коровка!
Мы живем (одна земля под нами),
Различаясь только именами.
Имя существительное — мнимость.
Имя прилагательное — милость.
В хляби мирового бездорожья
Я — разумный (sapiens). Ты — Божья.

Но и мне, невольнику идеи,
Так хотелось зваться Homo Dei.
Мы б тогда, забыв о бренном теле,
В голубое небо улетели.
Полетели бы на небо,
Принесли бы деткам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

3. Образование героя или на истёртых ступенях лестниц
.....................................................
Канон. Дети Подземелья, 1982.

"ХИП живёт на грани восприятия - кто из нас не узнает его в лицо? Великий и могучий! Даже смертельный ночной вздох на незнакомом языке (языке ли) - хиппи - лёгкий, как пыльца бабочки на губах умирающего, он обратил во что-то тёплое и родное - в звук раздавленного клопа - хиппак, в базарное сморкающееся словцо - хиппарь - нет жизни от волосатых пидарасов."
Аркадий Славоросов, Сергей Шутов


Блестяще поступил в литературный институт им.Горького на отделение прозы, но бросил, предпочитая самообразование образованию официальному.

Проехал автостопом и навсегда полюбил Азию, кайфовал в Ташкенте, гулял в горах Памира, бродил по берегу Пянджа, в нескольких шагах от афганской границы.

Псковские Печоры, Питер, Рига, Валаам, Бахчисарай…

Создал два цикла рассказов, повести «День», «Аттракционы», «Посетители», роман «Рок-н-ролл», (последний его роман "Калифорния" утерян), сценарии «Любовь-7», «Мираж», "Дом поэта La maison" и другие, эссе, книгу стихов.

Читал их в прокуренных квартирах, на истертых ступенях лестниц, за столиками в «Вавилоне», «Туристе» и «Джалтаранге». И само его прозвище — Гуру. Он никого и ничему не учил. Просто чувствовалось, что знал истину.

Сам Гуру очень любил рассказывать одну притчу, о Мастере.
Поселился-де некий Мастер у подножия горы. И забредают к нему в хижину разные люди. Спускается с горы отшельник — и они вместе молятся. Бежит из города убийца — и Мастер помогает ему закопать уже начинающее смердеть тело. Является блудница — и они занимаются любовью несколько суток напролет. Приходит священник — и Мастер правит пару слов в его проповедях. А в паузах лишь свист ветра, шум дождя, птицы поют, маленькая девочка ставит у дверей хижины корзинку с ягодами…

Социальный мир интересовал Гуру только в той мере, в какой нужно было отвечать на его вызовы. В 70 — 80-е годы, когда требовалось тотальное неучастие, он и не участвовал «в делах зла».

В 90-е, когда понадобились хоть какие-то реальные деньги, сочинял попсовые песенки для Салтыковой, Булановой и Валерии. В сущности, Мастеру все едино…

"Приметы времени - газовые зажигалки, презервативы, одноразовые шприцы.
Приматы времени - конвертируемые давалки, каа-операторы, уличные бойцы.
Примяты временем - кончик моей либидной песенки и не(на)видящее выражение глаз.
При этом ври не мне - норка моей любимой надежно спрячет весь мой негритянский джаз!"

Аркадий Словоросов. Опиум

4. Герой в кино или поглядывание за реальностью
...............................................

Канон. Дети Подземелья, 1982.

"РОК, появившийся из ритуальных отправлений городской биомассы, паники и кайфа, любви и агрессии. РОК не искусство.
По своему действию марихуана, РОК-Н-РОЛЛ, опиум для народа, бензиновая вонь ДАО противоположны всякому творчеству."
Аркадий Славоросов, Сергей Шутов


- Так что же ты хотел всем этим сказать? - спрашивает Гуру за кадром фильма «Мираж».

- Если бы я хотел что-то сказать, то работал бы конферансье, - голос Сашикузнецова, прогуливающегося в кадре по территории последнего в Узбекистане, пионерского лагеря, с четырнадцатилетней дочерью от первого брака, найденной им в пионерском лагере под Самаркандом.

- Так что же ты хочешь?

- Снимать КИНО.

- Что же это такое, КИНО?

- Подглядывание. Подглядывание за реальностью, когда она думает, что на неё никто не смотрит...



Дуня Смирнова : "Мы жили среди «персонажей наших будущих воспоминаний».

Ближайший друг Александр Шутов сделал сценографию легендарного фильма «АССА».

Саша Кузнецов:

"Вспоминаю, как в 90-ом году последнем при советской власти, я умудрился снять первый свой видео-фильм в комнате Гуру, где с ним жила Лизка (Оля Спиридонова) - в квартире гуриного папы, на краю капустного поля возле люберецких очистных.

Сломав дверь, мы с оператором Максом Осадчим, - ведь ключа-то Аркадий не нашёл, - сняли гонки Гуру (телеги-монологи по укурке дела вместе с поддакивающей Лизкой, мол, - Да!... Скажи, какой у тебя есть роман! Роман «Рок-н-нролл» есмь мьюзик! – вопила она с гуриной шконки, зачем-то оголив худые плечи и сиськи-торчки.

Сняли всё одним кадром, с последующим, изначально присутствовавшим замыслом монтажных перебивок лозунгами-титрами, напечатанными на листочке из тетрадки самим автором.

Уже тогда, как-то ночью я читал гурины рассказы - на маленькой кухне горит газ - покурив прежде с Гурой и Лизкой марихуаны и выспавшись на гуриной узкой шконке у голой бетонной стены, расписанной художником – огромная бабочка ярких цветов красной масляной краской - свободный и размашистый знак анархии с буквой «А».

Потом Аркадий Славоросов написал закадровый текст к моему фильму «МИРАЖ»

Дуня Смирнова, работавшая тогда редактором в объединении Сергея Соловьёва, сказала мне от давая машинопись романа «Рок-н-ролл»: «Ты осторожнее с ними, власть их (хиппи) не любит».

Николай Соколов-Данелия (1959-1986, псевдоним «Гудвин»), режиссёр, поэт, художник, написал ироническое стихотворение, посвящённое другу юности Аркадию Славоросову

ХОТЬ УМРИ,
ХОТЬ ОБОССЫС -
ТЫ НЕ ГУРУ,
ТЫ НАРЦИСС...

СЛИТ С ОТРАЖЕНЬЕМ -
ЛЕГКИЙ МИГ ОДИН.
ЭТО ПРИТЯЖЕНЬЕ МЫ НЕ
ПОБЕДИМ.

И ИСЧЕЗНОВЕНЬЯ МЫ НЕ
ИЗБЕЖИМ.

ОТ НАРЦИССА ГУРУ МЫ
НЕ УБЕЖИМ.
+ ОМ +[31]


Фильмография Аркадия Славоросова:

«Мираж» (1992), сценарий Саша Кузнецов, Аркадий Славоросов, режиссёр Саша Кузнецов, оператор Алишер Хамидходжаев.

«Прохожий» (1994), режиссер Саша Кузнецов, оператор Алишер Хамидходжаев. Участвуют Аркадий Славоросов, Андрей Полонский, Катрин Ровет. Песня "Дай мне, доллар, толстый брат!" на стихи Аркадия Славоросова.

Сценарий Аркадия Славоросова "Дом поэта La maison" по мотивам рассказа Хулио Кортасара (использован текст романа "Рок-н-ролл"), при участии Саши Кузнецова был утверждён в студии "Дебют" киностудии "Мосфильм" её художественным руководителем Юрием Арабовым (1996)

"А ребята с Гоголей (Гоголевского бульвара и кафе "Вавилон"), где собирались хиппи, читали его "Канон". Они и стали его называть Гуру.

"Мне у Тебя ничего не вымолить
Даже за гнойный стигмат стиха.
Имя Твое недостоин вымолвить
Устами чёрными от греха.

Окостенел от ступни до темени
В самой промозглой из вольных воль.
Мозг мой — как сгусток ползучей темени.
Мне о Тебе и помыслить — боль.

Хоть проползти по кайме, по краю мне
Мира (не то, чтобы к алтарю),
Точно хула. Как на праздник в храме
Вечно вонючему золотарю.

Звезда, чадя, догорит ракетою,
Вычертив путь пальцеглазой судьбе.
Гортанью, съеденною спирохетой,
Молитву мою промолчу Тебе.

Нет у меня ни лица, ни имени.
Истаю — воск от лица огня.
Но Ты, Милосердый, Благой, Любимый мой,
Помысли о мне, назови меня."


5. Герой в шкафу или Плейбой рядом со мной
..........................................

Канон. Дети Подземелья, 1982.

"Главное в РОКе - резонанс. Если первый же дребезжащий аккорд гитары ещё не зонг, не мелодия, не игра - вызывает волну дикого кайфа и мир меняется - это РОК.
Звуковой ряд РОКа неотъемлем от остальных его проявлений. Общество может ассимилировать единицу Моцарта, Бетховена, но попытки поглотить РОК ни к чему не приводят - уж очень страховидные эти волосатые."
Аркадий Славоросов, Сергей Шутов


Аркадий принялся писать тексты песен для Свиридовой, Гулькиной, Барыкина и других исполнителей, чтобы работать, ведь у него рождались дети, слава Богу… благодаря невысокой миловидной женщине, похожей, как говорил Аркадий, на ассирийку – трое!

Нечёсаный длинный хаер до пояса уравновешивал всю бездомность обстановки его жилища и прекрасно рифмовал огромный пацифик намалёванный во всю бетонную стену узкой комнаты окном в поле, где две, три мелкие фигурки воруют капусту, несмотря на моросящий дождик.

В те времена Гуру иногда приходилось собирать бычки в подъезде, а его стихов, не говоря о прозе, нигде не печатали. Вообще – нигде.

Но уже начинали появляться музыканты - с просьбами написать текст песни. Сегодня ожидался Молчанов, но Аркадий ничего не сочинил и, когда раздался звонок в дверь, он крикнул помчавшейся открывать Лизке: «Если Молчанов, меня нет!»

Он ушёл во вторую комнату, появился застенчиво улыбающийся юноша небольшого роста с подобающими музыканту, русыми, аккуратно расчёсанными волосами до плеч. Лиза принялась поить чаем и вскоре он ушёл.

И тут с бешеным матом влетел потный Гуру. Представь: с лицом бешеного индейца племени сиу, черные волосы распущены до жопы, де ещё правый глаз косит от волнения!

Всё это время он просидел в шкафу, ну а Лизка как-то расслабившись, совсем не подумала, что он находится в тесном и душном деревянном ящике.

Говорят, что в эпоху безверия бывшие хиппи по части стилизованного цинизма оставляют далеко позади стихийных словотворцев злосчастной современности.
Те просто пытаются подладиться под вкусы простого народа, а бывший аристократ духа хочет еще и отомстить ему за свое вынужденное унижение. Дескать, не хочешь требовать меня к священной жертве — ну и жри свой гнилой тухляк, сучий потрох! И Славоросов создает беспрецедентный по своей бесстыдной отрефлексированности перл поп-поэзии — «Плейбой».

Плейбой, рядом со мной
Мой милый бэйби.
Плейбой — клевый такой,
Одет, как денди.
Плейбой, просто герой,
С тобой я леди.
Сладкий мой бэйби,
Я так люблю тебя...

Но в этой же песне прорывается неистребимая гениальность Славоросова: обыгрывая образ Ветлицкой, для которой создавался этот текст, Аркаша пишет следующие строчки:

В марте странные мечты
Бродят ночью, как коты...

— и вы легко представляете себе человека, мечты которого уподобляются мартовским котам. Что тут скажешь? Гений.

Для себя и о себе пишет:

"Я живой — пока. Один из многих
Земноводных и членистоногих.
Дышащее братство. Биомасса.
Все бредем, не зная дня и часа,
Сколько б смерть свою не торопили —
Поперек вселенской энтропии.
Мы с тобой, сестрица, плоть от плоти.
Наш ковчежец — на авиапилоте."

6. Когда фанаты Черного Обелиска и Сектора Газа вместе
......................................................

Если бы "Наше Радио", которое тогда могло раскрутить что угодно, сделало бы из нее звезду "альтернативной женской песни", а потом пригласило на "Нашествии", то сейчас бы имели отличную рок- вокалистку Татьяну Буланову.

Какая Мельница? Она просто отдыхает рядом с "Иванов день".

Альбом "Стая удивил всех в 1999 году.

Но Таня Буланова стала известна широкой публике благодаря песне "Ясный мой свет". Зря. Аркадий много другого написал для этой певицы.

Кстати, в альбомах "Моё русское сердце" (1996) и "Стерпится-слюбится" (1997) саунд-продюсером и участником записи #Игорь_Жирнов (Егор)
Да, вы правильно поняли, поклонники #Черного_Обелиска , #Сектора_Газа и «Э.С.Т.».
Нужно объединить ваш фан-клуб с фан-клубом групп «Блестящие», Игорь Николаев, Наташа Королёва, Ирина Салтыкова.

Кстати, может по этому альбом #Черного_Обелиска «Ещё; оди;н день» такой попсовенький получился? Хотя, талантливые люди талантливы во всём.

О своих "подопечных" Жирнов говорит так: "Многие люди и побездарней сейчас работают на эстраде".

Да, а его работы с Аркадием Славоросовым великолепны.

7.Нестерпимо знакомым почерком стремительно выведено: Я ЛЮБЛЮ ВАС

Чуть не десятилетие Алла Борисовна прощалась со сценой. Проехала пол мира, но каждый концерт начинала с шикарной песни "Я пою".

"Ничего я не жду, в мире целом,
У любви на виду, под прицелом...
У судьбы на краю, в зимнем поле,
Все стою и пою, я от боли...
От боли я пою, люблю... "

Все в восторге: "Какая фантастическая песня на стихи и музыку Барыкина. Это песня помяти."

Так вот, «Я пою» на стихи Аркадя Славоросова.

Барыкин умер в 2011 году, Славоросов в 2005 году. Так что, никакая это не песня памяти двух талантливых людей, что так рано ушли. Обычная заказная песня, но одна из лучших в исполнении Аллы Борисовны.

Аркадий Славоросов писал:

«Я переступаю через чьи-то ноги, пробираюсь, словно сквозь заросль, теряющую имена, имя за именем — прощайте! прощайте! — и выхожу в коридор.

Здесь совсем тихо — бархатная осязаемая тишина, светящийся вкус холодной минеральной воды — и я иду по теряющемуся в темноте коридору вперед: но что это?
Звук?
Тень звука?
Словно по натянутому бархату слуха пробежали легкие темные волны — в разные стороны — «слушаницы», и я знаю, застыв возле двери в ванную, кого увижу сейчас, обернувшись: колокольчик вкрадчиво, серебряно тренькнул за спиной раз, другой, ближе.

Будто нестерпимым солнечным жаром обдало из распахнутой печи, от стены Света, вечного Света (Огонь Пожирающий — вот я), и тьма не объяла его, вот же Он между нами, между тобой и мной.

Я медленно оборачиваюсь: коридор пуст. Никого нет. Только слабо мерцает зеркало на дальней стене, в густеющей пустой комнате. Тихо и холодно.

Я как-то странно застыл между ванной и уборной, точно пойманный за каким-то мелким и стыдным делом, но никого нет.

И вдруг я вижу (видеть и значит помнить), и вдруг я вспоминаю (помнить и значит любить), и вдруг я люблю: зеркало на дальней стене перечеркивает надпись губной помадой (?) по пыльному светящемуся стеклу; я делаю шаг, полшага навстречу, напрягая глаза. На зеркале чьей-то случайной губной помадой (и сам огрызочек вишневого карандаша лежит здесь же между баночкой из-под вазелина, резинкой и заколками для волос) нестерпимо знакомым почерком стремительно выведено: Я ЛЮБЛЮ ВАС»

(«Рок-н-ролл»).

"Когда меня крюком железным
Потащит дьявол в жерло тьмы,
Я воззову к Тебе из бездны.
Внемли же дерзостному "Мы".
В дурном бессмертии мытарства
Душа из мрака воззовет:
"Казни! Но дай же видеть Царства
Мне и отсюда горний свет!"
Тень тени вопиет беззвучно.
Лишь эхо эха глас её.
Но там, где даже гибнуть - скучно,
Со мной, во мне Лицо Твоё.
Я - мёртвый пёс. Не знаю лада.
Но вечной пытки пригубя,
Из раковой палаты Ада
Хриплю: "Я так люблю Тебя!""
......................................................
Аркадий Славороссов был полон творческих планов, готовился писать большой роман, основанный на истории своей семьи, когда его настигла тяжёлая болезнь. Он умер 29 июня 2005 года от лимфосаркомы.

Вечная Память.
Любите жизнь и друг друга.

Для Spirit Оf Rock/Рок-культура


Рецензии