Штейнберг Д. Павел Бажов и уральские сказы

Штейнберг Д. Д.

                ПАВЕЛ БАЖОВ И УРАЛЬСКИЕ СКАЗЫ

               
                Сказка– ложь, да в ней намёк,
               
                Добрым молодцам урок.
               
                А.С. Пушкин

                ВВЕДЕНИЕ

В жизни каждого встречается много радостных и печальных событий, но если среди них выделять те, которые имеют Общее Значение, то их число резко сокращается. Моя детская память в качестве Общего радостного события зафиксировала фейерверки в День Победы, а в качестве Общего печального события – день похорон П.П. Бажова. Позднее был зафиксирован в памяти и траур в день похорон Сталина, но в нём была явная театральность, отрежиссированность. В день похорон Бажова преобладала стихийность.

Позднее, в “оттепель” 60-х годов, в народе проявилась скрытая до того стихийная тяга к церкви. Я вспоминаю массовые ночные походы молодёжи в Пасху на Ивановское кладбище. Мы, тогдашние студенты, приходили к церкви и смотрели на представление, в котором главные роли играли попы и наёмные атеисты, выкрикивавшие лозунги в стиле Остапа Бендера: “Бога нет! Почём опиум для народа?” – Попы с непроницаемыми лицами возглавляли обрядовый поход (“пасха” = поход), махали кадилами и крестили толпу. Посмотрев на это шоу, мы стихийно шли дальше, к могиле П.П. Бажова, где театр кончался, и мы от души “базарили” на всякие темы. И, как это ни странно, среди этих тем Бажов и его творчество не присутствовали. Просто дух Бажова собирал нас и призывал поговорить о наболевшем “от души”. Около церкви желанной свободы душа не получала, а около памятника Бажову – получала. Почему?

Хотя вопрос “почему?” у меня постоянно возникал с Детства, но ответы на детские вопросы я научился находить намного позднее. А рассказывать об этих ответах письменно я научился совсем недавно. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

                ПАВЕЛ БАЖОВ

           Бажов родился в те времена, когда именины легко отличали от дня рождения, когда первое, телесное рождение отличали от второго, духовного рождения. В те времена имя Павел выбиралось в честь апостола Павла, того самого Павла, биография которого породила известную пословицу: Был Савлом, стал Павлом.  Апостол Павел поначалу был активным профессиональным священником-иудеем и жестоко преследовал христиан, считая их опасными сектантами-раскольниками. Но после внезапного озарения он перешёл из профессионалов в любители и, работая по найму обойщиком, стал проповедовать учение Христа. Апостол Павел известен и знаменитым обращением к коллегам: “Кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест!” (2Сол, 3:10). Во времена раннего христианства, когда свяшенники именовались Учителями, учение Христа объединяло только трудящихся. Все виды нетрудовых доходов ранние христиане осуждали как безнравственные. И отнюдь не беспочвенно утверждение Энгельса (см. “Социализм и раннее христианство”), что разговоры ранних коммунистов воспроизводят разговоры ранних христиан. Бажов отнюдь не поперек души пошёл учиться сначала в духовное училище, а потом в духовную семинарию. Но по окончанию учёбы он не пошёл “в Савлы” (профессионалы), а остался Павлом, то есть стал служить трудящимся ОТ ДУШИ. Или, говоря иначе, Бажов стал тем неформальным священником, который в Библии называется “священник по чину мелхиседека” (“мелхиседек” по-еврейски – царь праведников). Или, применяя терминологию Христа, можно сказать, что Павлу Бажову талант священника дан от Бога. И, естественно, божий помазанник не будет якшаться с рукотворными священниками. И если Бажов был единомышленником ранних коммунистов, то с профессиональными марксистами – “савлами” - он общего языка тоже не нашёл. Если ранние коммунисты, как гласит анекдот, в минуту опасности прятали под стол книги и ставили на стол водку, то поздние коммунисты-профессионалы в подобных случаях прятали под стол водку и клали на стол книги. Бажов принадлежал к первым.

Среди верующих в Бога русских писателей при желании легко выделить писателей-Проповедников и писателей-Исповедников. К первым относятся в первую очередь Пушкин, Тютчев и Блок. Писатели Исповедники – Гоголь, Достоевский и, ярче всех, Лев Толстой. Их труды вызывают желание исповедаться. Точно такое желание возникает у трудящихся при чтении сказов П. Бажова. И не удивительно, что смерть Бажова вызвала в среде трудящихся уральцев неподдельную печаль: в партком и к попам исповедаться горняки не ходят. Исповедническим талантом П. Бажова и всеобщим желанием исповедаться объясняется и феномен СТИХИЙНОГО притяжения его могилой всех желающих “побазарить от души” в ночь Пасхи. А теперь пришла пора дополнить стихийность сознанием. Если Христос открыл Новую Эру заменой мифов на притчи, то теперь наступает Эра научных терминов. В Новой Церкви будут и новые святые. К старшему поколению святых отнесут вышеупомянутых Пушкина, Гоголя, Тютчева, Достоевского, Толстого и Блока. А Павла Бажова (исповедник) и Владимира Высоцкого (проповедник) отнесут к младшему поколению святых. А профессиональные священники, как и профессиональные коммунисты, бессмертия не заслужили. Когда есть Солнце, то в окружающей Землю среде возникают и “ложные солнца”. Не случайно имя Сатаны – Люцифер (т.е. светоносный). Если Солнце светит само, то люциферы лишь блестят в отражённом свете. Павел Бажов светил собственным светом и в блестящих одеждах не нуждался.

                УРАЛЬСКИЕ СКАЗЫ

        Если человек умет складно писать, то из этого не следует, что он писатель. Ньютон, Эйнштейн и множество других людей Науки писать умели, но никто их писателями не считает. То же самое можно сказать и об ораторском Искусстве. Тот, кто слышал выступления А. Сахарова в Верховном Совете, заметил, что он явно не Цицерон. Так же следует отличать письменные труды талантливого человека Искусства от письменных трудов талантливого человека Науки. Первый опишет любой пустяк, и все будут восхищены талантом писателя (пример – Чехов). А человек Науки будет считаться талантливым лишь тогда, когда его труд будет явно СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ. И вторая сторона медали - когда читатель или слушатель будет читать или слушать человека Науки со вниманием. Слушать так, как это следует делать ИСПОВЕДНИКУ. Если сейчас, как и во времена Бажова, людей Науки большинство населения не слушает и не читает (скучно, сухо, непонятно и т.д.), то Павел Бажов таким большевиком не был. Как это ни покажется странным, но фольклор первично создаётся людьми Науки, а его подготовка к публикации – заслуга влюблённых в фольклор людей Искусства. Наивно думать, что сегодня трудящиеся глупее, чем при Бажове. Но кому интересны их внешне косноязычные исповеди, когда идёт борьба за нетрудовую приватизацию произведённого косноязычными трудящимися имущества? А поскольку сколь-нибудь ценного неприватизированного имущества сейчас не осталось, то неизбежно протрезвление празднующих мнимую победу над Большевизмом ораторов и писателей.

          Большевизм есть машина для голосования. Победить его можно только Наукой. Если ещё вчера большинство людей верило своим глазам и Коперник числился раскольником, то сегодня Наука разрушила сей большевизм: хотя мы и говорим о “восходе” и “заходе” Солнца, но подумав, скажем и Истину. Все представления большинства об Истине рано или поздно заменяются её Научным Понятием, которое поначалу осеняет одного или немногих. Было время, когда Наука содержалась в форме мифов, сказов и сказок. Затем Наука стала выражаться в виде притч (примеров). Теперь наступает Время, когда любой человек Науки получит от Бога разрешение публично выступать на любую тему. Для этого человеку Науки необходимо и достаточно возлюбить Искусство. Рано или поздно такая любовь даст ПЛОДЫ, и самый косноязычный до этого матерщинник-мастеровой вдруг заговорит на ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ.

              Время фольклора кануло в Лету, и те, кто вчера нуждался в НЕПОСРЕДСТВЕННОМ КОНТАКТЕ с Исповедником, сегодня может дополнить его контактом ОПОСРЕДОВАННЫМ (через книги). Автор сей статьи – человек Науки в четвёртом поколении. Мои три предка были докторами наук в психиатрии (прадед), в физике (дед) и геологии (отец). И не просто имели высшую учёную степень, а были основателями собственных научных школ. Естественно, что при жизни эти заслуги не признавались и, наоборот, возникали гонения и преследования. Действие вызывает противодействие. Нет противодействия – нет, следовательно, и самого действия. Но поначалу действующий человек воспринимает ОППОНЕНТА как врага. Если, однако, гонения продолжаются не одно поколение, то рано или поздно кто-то задумается: а не воюю ли я с самим Богом? Ведь говорит же Христос: “Гоняли и бывших до вас!” Христос не плакал, не объявлял голодовок, не призывал к забастовкам, но говорил: “Возлюби оппонента своего;”. Нет злобы и в уральских сказах. “Дурдом” в России и на Урале в те времена был, судя по сказам, ничуть не слабее сегодняшнего. Но жалоб, стонов, призывов к борьбе в сказах нет. “Дурдом” куда-то исчезает: Народ в любых сказах МУДРЫЙ. Он исповедуется не в ГРЕХАХ, а в понятии Истины. Или, говоря иначе, для каждого из нас Богом указан УЗКИЙ ПУТЬ (вектор по-научному), идя по которому “вихри враждебные” сменяются Попутным Ветром. Соответственно, отпадает необходимость в телохранителях, ибо их заменяют ангелы-хранители. Искомый “узкий путь”, судя по фольклору, есть путь поисков и развития данного человеку Богом таланта (см. “Живинка в деле”). Если предки мои спасались от гонений в тоннеле Научных Классификаций, то и мой тоннель оказался их продолжением. Если отцу моему свет виделся при классификации Горных Пород, то мне свет показался при классификации родов горнозаводских сказов и их сказителей.

    Прежде всего скажем, что прилагательное “уральский” объективно может прилагаться лишь к тем сказам, которые могли быть созданы только на Урале. Очевидно, что это сказы с горнозаводской тематикой. Такие сказы, как, к примеру, “Ермаковы лебеди”, могли возникнуть и не на Урале. Но и среди действительно уральских сказов Бажова следует различать, как это принято в классификации библейских сказаний, сказы КАНОНИЧЕСКИЕ (законные) и АПОКРИФИЧЕСКИЕ (изобретённые). В первом случае Бажову принадлежит форма (оформление), а содержание сказа – фольклорное. Во втором случае Бажову принадлежит не только форма, но и содержание сказов. Это, к примеру, сказы так называемой Ленинианы, созданные Бажовым в годы Отечественной Войны. И подобно тому, как каноническими сказами в Библии по очевидным причинам признаются только ранние их варианты, так и в бажовских сказах канонические сказы - суть ранние, т.н. хмелининские сказы. Но наивно думать, что какие-либо сказы, в том числе греческие, библейские и бажовские, не охватываются формулой Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!” Хотя и в неканонических сказах есть зерно истины, но зачем “оцеживать комара”, когда в канонических сказах “духовное молоко” не слишком разубожено словесной водой исповедника. Если канонический сказ создаётся ДВУМЯ РАВНОПРАВНЫМИ ЛЮДЬМИ, то в апокрифическом сказе права исповедующегося страдают. И, в конечном итоге, страдает Природа. Почему?

    Дело в том, что исповедник имеет дело с человеком, а исповедующийся говорит с Природой: в бажовских сказах – с Хозяйкой медной горы. Самому Бажову Природа непосредственно не говорит ничего, а язык птиц, шорох трав и шёпот камней понимает тот, кто исповедуется любящяму его Бажову. Сам по себе исповедующийся – КОСНОЯЗЫЧЕН, ибо он переводит слова с природного, божественного языка, который один и тот же для людей всего мира, на разные человеческие языки. Косноязычным был и читавший “каменные скрижали” Моисей, и понимавший Бога Платон Каратаев (в “Войне и мире” Толстого). Косноязычны и сами по себе герои бажовско-хмелинских сказов. Да и сегодня любой говорун (“парламентарий”, по-французски) заведомо не понимает Природу и, соответственно, не находит общего языка с “тупыми” геологами и крестьянами. Отсюда и разорение Базиса России, но обогащение Верхов. Причина, как говорилось во “Введении”, в подмене канонических, то есть законных, талантливых священников-исповедников, беззаконными, апокритическими “священниками”, отлучающих Толстого и Бажова от Церкви: “Церковь”, по-гречески, есть “дом божий”, а истинный “дом божий” – Природа. Рукотворные храмы – вторичны (апокрифичны). Узаконить рукотворный храм может лишь РАВНОПРАВИЕ священников и обращающихся к ним естествоиспытателей: геологов и крестьян. Лучше других писателей крестьян понимал Лев Толстой (откуда “толстовцы” и их коммуны), а геологов лучше других понимали Хмелинин и Бажов. Если столыпинские реформы рождены трудами Толстого, то расцвет русской геологии в 30 – 60-х годах - заслуга П.П. Бажова. В эти годы геолог был уважаемым человеком, и его энтузиазм создал тот огромный прирост запасов полезных ископаемых, который пока не могут промотать и полчища презирающих геологов и крестьян “новых русских”. Я тот геолог, который возлюбил истинных священников и научился от них говорить по-книжному. Теперь я могу продолжить дело Бажова и сделать последний шаг к понятию Законов Природы, или, по-старому, закона Божьего.

    Если читатель ухватил суть различия между каноническими и апокрифическими сказами, то следует идти дальше и учиться критиковать (= “различать”, по-гречески) в канонических сказах ДВЕ противоположные их разновидности. Кроме сказов Исповеднических в сказах Бажова есть сказы Проповеднические. Если среди писателей есть исповедники и проповедники, то и среди сказов встречаются соответствующие их виды. Если исповеднические сказы говорят о Природе, то в проповеднических сказах фиксируются результаты обсуждений тех или иных социальных тем, заданных талантливыми ПРОПОВЕДНИКАМИ (агитаторами, пропагандистами и т.п.). Так, к примеру, сопоставление “Малахитовой шкатулки” с Ветхим Заветом показывает множество явно не случайных совпадений тем. К примеру, в результате глубокой переработки библейских мифов деревянный “Ковчег Завета” превратился в заветную “Малахитовую шкатулку” (“ковчег”, по-еврейски, - ларец, шкатулка). Содержимое шкатулок в обоих случаях – одно и то же: драгоценные украшения. Если в “Ветхом Завете” изготовитель украшений – мастер из колена Дана, то в уральских сказах имя мастера – Данила. Золотой светильник в виде цветка из “Ветхого Завета” в уральских сказах превратился в Каменный Цветок. В обоих случаях форма цветка определяется СВЫШЕ. То есть, в сказах мы видим влияние на горщиков канонических проповедников Библии. Такое же влияние “мелхиседеков” можно заметить и в русских сказках. Если в уральских сказах Дан переделан в Данилу, то в русских сказках Соломон переделан в Соломана (от “соломы”). И так далее… Эти переделки – эффект “испорченного телефона”, возникающий при длительном обсуждении в народе каких-то интересных для него тем. Форма меняется, а содержание – остаётся.

           Продемонстрируем этот закон и на следах новозаветных легенд в уральских сказах. Формально город Екатеринбург получил своё название по инициативе Татищева в честь жены Петра Великого. Но, в действительности, истинный смысл названия не в жене Петра, а в Св. Екатерине, в честь которой Пётр перекрестил Марту Скавронскую в Екатерину Василевскую (“царскую”, по-гречески). И для Петра и для Татищева Св. Екатерина была Женским Идеалом. Поэтому Пётр и Татищев День города отмечали в день Св. Екатерины (24 ноября), а не в день рождения жены Петра или день заложения города. Тема выбора имени города обсуждалась и в миру горщиков. Это становится очевидным, когда распознаёшь в сказах содержание легенды о Св. Екатерине.

           Канонизированная в качестве святой Екатерина родилась в Александрии. Имея знатное происхождение, она имела и высшее по тому времени образование. Обладая даром исповедника она чётко отличала искренних людей от апокрифических лицемеров и легко побеждала в публичных диспутах модных в то время профессиональных философов и священников. По этой же причине она отвергла всех “выгодных” женихов, демонстративно заявив, что достойных женихов нет, и она будет ждать воскресения Христа, назвав себя его невестой. Неудивительно, что титулованные профессионалы стали её преследовать. Катерина Александрийская скрывалась от гонений на горе Синай. На той самой горе, в каменных документах которой Моисей когда-то распознал Закон Божий. Её преследователи, смеясь над ней, прозвали Катерину “мертвяковой невестой”. Потом Катерину поймали и подвергли мучительной казни. Вскоре, через полвека, была формализована христианская церковь, которая признала Екатерину Святой. Но одновременно эти же священники сожгли “языческую” александрийскую библиотеку, которая и дала миру Катерину. Да и вообще первые официальные христиане поступали так, как поступают сжёгшие партбилеты коммунисты: “Я сжёг, чему поклонялся, и поклонился тому, что сжигал”.
         
            Канонический священник жечь не будет ничего и, тем более, никого! Человек, который заявляет, что “хотелось выпить за здоровье, а пить пришлось за упокой” – ПЬЯНИЦА (не святой!). И, соответственно, любой насильник (а поджигатель – насильник) не может быть каноническим (законным) священником. Речь, естественно, идёт не о рукотворных законах, которые меняются законниками-фарисеями как перчатки, а об объективном, Божьем Законе. Катерина из новозаветных легенд и невеста Данилы-мастера с тем же именем из уральских сказов, как, впрочем и Катерины из трудов А. Островского и Льва Толстого – святые КАНОНИЧЕСКИЕ. Несмотря на то, что форма описания у разных авторов разная, но содержание – одно и то же. Изменение формы при неизменном содержании в геологии называется МЕТАМОРФИЗМОМ: в уральском сказе можно разглядеть Катерину из новозаветных легенд. Дело не только в сходстве имён, но и в одинаковости поведения. Обе Катерины на равных соревнуются с мужчинами и побеждают их. Обе хранят верность умершему жениху и ждут его воскресения: обеих зовут “мертвяковыми невестами”. Обе отбиваются от назойливых женихов и скрываются от их преследований в горах. Так что не видеть метаморфозу новозаветной легенды в уральских сказах может лишь не желающий видеть.

         То же самое можно сказать о метаморфозе ветхозаветного мифа о “Ковчеге Завета” с драгоценными камнями и золотым цветком-светильником в “Малахитовую шкатулку” (в уральских сказах). Я, как канонический геолог, легко вижу любые метаморфозы, как в истории камней, так и в истории людей. И, соответственно, легко нахожу общий язык с другими каноническими геологами и биологами (крестьянами). А вот с апокрифическими священниками, геологами и крестьянами, попавшими на занимаемые места СЛУЧАЙНО, общего языка я не нахожу. Точно так не находили общего языка с начальством и Данила-мастер, и Катерина, и большинство персонажей из сказов Бажова. Если, однако, герои сказов возлагали вину за отсутствие общего языка на “верхи”, то “верхи”, очевидно, возлагают вину за отсутствие общего языка на “низы”: “У нас народ такой...”. Истинная же причина – в БОЛЬШЕВИЗМЕ. Большинство “верхов” воображают, что вверх идут “умные”, а внизу остаются “глупые”. Большинство же из “низов” воображает, что “вверх” всплывает “дерьмо”. Понятие же мифов и сказов показывает, что из народа есть ДВА РАВНОПРАВНЫХ ПУТИ: одним из нас Единым Богом дан талант к Естествознанию, а другим – к Искусству. Бажов – человек Искусства, возлюбивший Естествознание.

Итак, выше мы рассмотрели разделение сказов на канонические и апокрифические и показали, что в апокрифических сказах между сказителем и сказуемым, или, по научному, между Субъектом и Предикатом, наблюдается НЕРАВЕНСТВО. В канонических же сказах между субъектом и предикатом соблюдается РАВЕНСТВО (каждому принадлежит не больше половины). Далее нами (мне принадлежит лишь малая часть сказанного про эту тему) показано, что канонические сказы делятся на исповедческие и проповедческие. Исповедческие сказы идут от камней (Природы) к горщику, от горщика – к каноническому священнику и, далее, к публике. Проповедческие сказы идут в обратном направлении (от священников к горщикам и, через их труд, в Природу). Независимо от этого ДВОЙНОГО деления сказов есть ещё и известное по библейским мифам ТРОЙНОЕ их деление: мифы принято делить на Исторические, Учительские и Пророческие. В Новом Завете, к примеру, “Деяния апостолов” относят к историческим, Евангелие и письма апостолов относят к учительским, а “Откровение Иоанна” считают пророческим произведением. То же тройное деление легко можно заметить и в сказах Бажова. Поскольку сам Бажов обладал талантом учителя (то есть был каноническим учителем), то все его сказы пронизаны этим даром. Если тот или иной человек нашел СВОЁ МЕСТО В ЖИЗНИ, то в его работе появится знаменитая “живинка в деле”, которая “впереди человека бежит и путь ему освещает”. Или, говоря иначе, обнаруживший свой талант человек (термин “талант” в современном понимании ввёл в обиход Иисус Христос) может идти вперёд НЕЗАВИСИМО ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. Апокрифический же путь – торный путь, ведущий в погибель. Вот суть учения Христа и его тайного ученика Павла Бажова (“поклоняйтесь тайно, а Бог воздаст явно”). Ведь Христос и его первые ученики – талантливые учителя. Учительский талант Бажова виден во всех его сказах, в том числе и исторических. Но особенный интерес в сказах Бажова представляют элементы канонических пророчеств.

              Явно выраженные канонические пророчества содержит лишь один сказ Бажова: “Ключ земли”. Сюжет его, по цитатам из сказа, таков.
…Открылся у Васёнки большой талан на камни. Прозвище ей придумали – Счастливый Глазок. Какой начальник подойдёт, тот первым делом и спрашивает:
          - Ну, как, Счастливый глазок? Обыскала что?
Подаст Васёнка находку, а начальник и затакает, как гусь на отлёте:
          - Так-так, так-так. Старайся, девушка, старайся!
(Точно так и сегодня относятся к трудящимся “новые русские”, приватизировавшие все ценные находки русских геологов).
Далее в сказе говорится о том, что за свой талант Васёнка подвергалась гонениям. Когда она скрылась от преследователей и осталась наедине с Природой, было ей ОТКРОВЕНИЕ свыше.
…Появился на каменном столе один камешек. Ровно вовсе простенький, на ПЯТЬ ГРАНЕЙ: три продольных и две поперечных. И тут сразу тепло да светло стало, трава и деревья зазеленели, и река заблестела, засверкала, запоплёскивала. Где голый песок был, там хлеба густые да рослые. И людей появилось великое множество. Да всё весёлые. Как будто и с работы идёт, а тоже песню поёт.
Васёнка тут закричала:
        - Это кому, дяденьки?
Снизу ей и ответили:
        - Тому, кто верной дорогой народ поведёт. Этим ключом-камнем тот человек землю отворит, и тогда будет, как сейчас видела. Тогда все богатства земли откроются, и полная перемена жизни будет. На то надейтесь!

Как и всякое “откровение свыше”, ключ-камень открылся талантливому геологу тогда, когда он остался один на один с Природой (ушёл в “пустыню”). Если в “Откровении” Иоанна предлагается открыть тайну “звериного числа 666”, то в сказе “Ключ-камень” предлагается раскрыть тайну Пяти Граней: трёх продольных и двух поперечных. Если, однако, в “Откровении” одни числа и нет геометрических образов, что даёт возможность лишь вероятностных толкований “звериного числа”, то числовая загадка “Ключ-камня” имеет и ОБРАЗ (грани). И если в Васёнкином “Откровении” есть реальный смысл, то он очевиден: речь идёт о Пяти Гранях Таланта. На что тут НАМЕКАЕТСЯ? Каков урок доброму молодцу?

Тот факт, что Васёнкино “Откровение” каноническое, – очевиден: хотя содержание пророчества Бажову заведомо не принадлежит, но заслуга Бажова в формальной публикации пророчества очевидна. И, следовательно, заслуга пророка и поверившего ему Бажова в опубликованном пророчестве оценивается ДВУМЯ СТОРОНАМИ одной монеты. Это и есть доказательство КАНОНИЧНОСТИ пророчества. А вот “Откровение” Иоанна по этим же критериям – апокрифично. Каноническое пророчество независимо подтверждают минимум ДВОЕ, а апокрифическое принадлежит одному человеку.

О “гранях таланта” сегодня говорят многие. Но при этом ОБЫКНОВЕННО сходятся в том, что число граней неопределённо большое: талант многогранен. На фоне таких представлений понятие Васёнкиного “Откровения” выглядит НЕОБЫКНОВЕННО: число граней определено и содержит две поперечных и три продольных грани. Именно такими числами описывается геометрия НЕОБЫКНОВЕННОГО, поляризованного света, для которого прозрачны все обыкновенные камни в Природе.

Тот, кто изучал свет в Природе, знает, что свет бывает “обыкновенный” и “необыкновенный” (поляризованный). Описывать геометрию поляризованного света в данной статье нет смысла. Но приложить понятие его геометрии к жизни и рассмотреть в поляризованном свете канонические сказы можно и нужно.

Начать следует с того, что “камень”, по-гречески, - “Пётр”, и, следовательно, знаменитый по новозаветным легендам “ключ Петра” от Рая и каменный “ключ земли” из уральского сказа – синонимы. Очевидно, что “ключ земли” есть, по вышеупомянутому содержанию сказа, “ключ от Рая”. И, таким образом, “ключ земли” можно рассматривать и как результат глубокой переработки новозаветной легенды о ключе от Рая в руках Петра (камня). В этом свете уральский сказ говорит нам о том, что ключи от Рая – в руках не легендарного апостола Петра, а в руках понимающего камни Петролога. Если описание камней – задача науки Петрографии, то понятие законов мирного сосуществования горных пород – задача Петрологии. Именно этой наукой занимались мой отец и я. Судя по легенде и сказу, конечная цель Петрологии – извлечь из камней Логику и применить её к понятию психологии людей. Если в быту говорят о “железной логике”, то в реальности царит не “железная”, а КАМЕННАЯ ЛОГИКА. Именно “каменная логика” в сказах Бажова выступает как Хозяйка Гор[ных пород]. Во всех иных интерпретациях бажовские сказы – ПРЕКРАСНАЯ ЧУШЬ: форма красивая, а содержание лишено реального смысла (чушь). Сам Бажов так не думал, и его талант имеет Пять Граней.

С одной стороны, Бажов – Исповедник, к которому идут исповедаться услышавшие “шёпот камней” петрологи, но, с другой стороны, Бажов и Проповедник, ибо благодаря ему “шёпот камней” услышали ВСЕ. Если, однако, талант Исповедника у Бажова был силён с Детства, то способности Проповедника у него развились лишь после 40 лет (в тридцатые годы). Таланты Исповедника и Проповедника противоположны, поперечны друг другу. Иное дело три продольных таланта: Бажов одновременно Историк, Учитель и Пророк. Но, опять же, собственная грань из этих трёх продольных граней у Бажова лишь одна (учитель). Две остальные грани при своём развитии требуют ТРУДА и уважения к талантливым историкам и пророкам. Если талантливый историк не пытается стать пророком, а при разъяснении пророчеств не становится учителем, то это хоть и талантливый, но недоразвитый историк. Всякий талант, по учению Христа, предельного развития достигает на Третий День. И, надо заявить с предельной чёткостью: у Христа и Бажова от Бога имелся один и тот же талант, талант Учителя – Исповедника. Если, однако, у Христа ступень саморазвития Пяти граней таланта наивысшая (третья), то Бажов, как и персонаж из гоголевского “Вия”, до “Третьего дня” не дожил.  Собственных пророчеств у него нет. Но большинство других талантливых людей – однодневки. Чужих талантов они не ценят и у себя их способности не развивают.

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для меня давно прошло время массовых митингов у рукотворных памятников. А нерукотворные памятники, к которым относится и “Малахитовая шкатулка” Бажова, посещают только в ОДИНОЧЕСТВЕ: “Молитесь тайно, а Бог воздаст явно!” Вопреки пропаганде апокрифических священников, Богу нужен рост не денег, но тех ТАЛАНТОВ, которыми Он одарил каждого из нас: “Отдайте Богу богово, а кесарю – кесарево”. Слова МОЛИТВА и УМОЛЯТЬ происходят от глагола УМАЛЯТЬСЯ (делаться малым). Понять кого-либо без умаления себя в принципе невозможно. Если ученик мнит себя выше учителя, чему он научится? Публичное самоунижение в театральных богослужениях неискренне. Открытая молитва апокрифических священников явно ЛИЦЕМЕРНА! Об этом говорит Христос на каждом своём шагу. И Павел Бажов, будучи одарённым Богом священником, молился тайно. Он не ждал, когда с исповедью придут к нему и, тем более, не притаскивал на исповедь НАСИЛЬНО, но шёл к создателям фольклора сам. И трудящиеся ему действительно ИСПОВЕДЫВАЛИСЬ. Истинная исповедь идёт СВЕРХУ ВНИЗ (свыше). Если же исповедующий ставит себя НАД исповедующимся, то ему и рассказывают о своих низменных чувствах и грехах. Поскольку Бажову исповедовались не в грехах, то, очевидно, он действительно реализовал в своей священной деятельности умение УМАЛЯТЬСЯ (до ;). И, естественно, я пишу так, будто рассказываю о своих достижениях лично Павлу Бажову. К тем “священникам”, которые ждут от меня денег и априорно возвышаются надо мной, требуя унизиться и рассказать о грехах, я не пойду никогда! А вот к Толстому и Бажову я иду так, как они шли к Христу: “Придите ко Мне все затрудняющиеся и обременённые, и Я утешу вас. Я пастырь добрый, бремя Моё легко, а иго Моё – благо суть!” И, естественно, на исповеди я рассказываю то, в чём мне исповедалась матушка Природа, или, на полевском диалекте, Хозяйка медной горы. И в исповеди мне помогают и другие сказы и мифы.

Наивно думать, что в предках уральских сказов - греческих мифах - записана ПРЕКРАСНАЯ ЧУШЬ. Подобно тому, как, в общественной пирамиде есть Верхи и Низы, так и в греческой мифологии есть Боги-олимпийцы и есть земные (хтонические) боги, к которым, в частности, принадлежал и Прометей (“пророк”, по-гречески). После длительной битвы богов-олимпийцев с хтоническими богами-титанами последние были вынуждены заявить пусть и в иной форме, так: “Велика земля наша и обильна, но порядка в ней нет. Володейте и правьте нами!” Просьба обратить внимание, что боги-олимпийцы владели не землёй (ею владели земные боги, к которым, в частности, относится и Хозяйка медной горы), а ЛЮДЬМИ. И когда русские земледельцы звали варягов, то речи о передаче им земли не было. Править предлагали людьми, а не землёй. Порядок, при котором талантливые геологи и биологи (= крестьяне) владений вообще лишены, может существовать лишь тогда, когда талантливые священники (из их числа Толстой и Бажов) от Церкви отлучены. Отсюда и все беды наши: Христа выгнали из Храма божьего и на его место поставили ИДОЛА (икону). Порядок, при котором экология сводится к надзору (“мониторингу”, по-иностранному) за творящимся на земле безобразием и жалобам (неизвестно, кому адресованным) суть БЕСПОРЯДОК. Землёй должен владеть не Высший, а Низший класс. Не исповедники, а ИСПОВЕДЫВАЮЩИЕСЯ. До тех пор пока представители Высшего класса мнят себя “господами” и исповедуются лишь друг другу, порядка на Земле не будет; Идейные потомки Толстого и Бажова (в том числе женского пола) должны быть введены в правительство, и тогда силовые министерства станут вообще не нужными. А талантливые Проповедники (к ним в первую очередь относятся Пушкин, Тютчев и Блок) должны возглавить, соответственно, не МВД, но МИД. Пушкин всю жизнь готовился к работе в МИД’е, а бесталанные цари в МИД набирали бесталанных Дантесов. Об этом и многом ином я исповедался в десяти номерах полевской газеты “Диалог” (начиная со “Дня геолога” 1998 года). А началось всё с загадки феномена могилы Бажова.

Внешне моя работа, как и всякая иная, выглядит как Проповедь. Внутри же себя все канонические работы суть Исповедь. Но соотношение между Исповедью и Проповедью в любом труде никогда не бывает СИММЕТРИЧНЫМ. Поэтому во “Введении” я среди писателей выделял Проповедников и Исповедников. Это же деление справедливо и для людей Науки. Классики геологии и биологии (а все классики продолжают дело классиков античности) больше Исповедники, а классики механики, физики и химии больше Проповедники. Но любые классики сходятся в любви к Фольклору. Безбожников среди канонических классиков нет вообще, ибо нет безбожного фольклора.

Когда говорят, что “глас народа есть глас Божий”, то речь, очевидно, идёт не об опросе публики, а фольклоре. Если за греческими мифами Орфей спускался в Ад, то Бажов за фольклорными притчами спускался в рудники. Я же, с помощью Исповедника Бажова и таких проповедников фольклора как Пушкин, научился выносить словесную руду на поверхность. Если, однако, я попытаюсь затаскивать свою руду на Олимп, то мой труд будет Сизифовым. Я отчётливо осознаю, что выше сырья мои труды оценивать нельзя. Труды мои на ; Исповедь, и лишь на ; - Проповедь (закон Менделя). Если дальние идейные предки мои были косноязычными, и их речь удавалось выразить лишь в форме мифов, то после Р.Х. и принятия христианства их речь удавалось записать в притчах. Теперь создатели фольклора, судя по моей работе, хотя бы научились ПИСАТЬ. Но как ни старайся обогатить словесную руду – руда остаётся рудой. Чтобы выплавить из руды металл и сковать из него Щит и Меч – нужен талантливый художник-Проповедник. Если уж Богу было угодно родить меня, то, очевидно, Он родил и мою вторую половину. И не где-нибудь, а в том же Екатеринбурге. Но поскольку в Уральском Доме сейчас беспорядок и к Св. Екатерине зачастили заморские женихи, то порядок в Доме может навести только задержавшийся в дальних странах Одиссей. Если Христос вернулся спасать Израиль из Египта, то теперь “плен египетский” для России – в Америке. Я стараюсь писать так, чтобы, прочитав мои менторские труды, вернулся в Екатеринбург уральский Одиссей – Эрнст Неизвестный. Я же прикован к Уралу “тягой земной” и уехать никуда не мог и даже не хотел. Рождённый Прометеем Одиссеем не станет: “Каждому своё!” или, по-русски, “Каждый сверчок знай свой шесток”.

сентябрь 1998 г., г. Полевской               


Рецензии