Механизм ИМ. Карты на стол

от Олеся Сидоренко, редактура: Полина Дубникова

Закончить наш цикл знакомства с механизмом ИМ не просто.
Мы могли бы много чего рассказать, однако скорее это больше вас запутает. Поэтому решили подвести промежуточный итог того, что было уже сказано. И в большей степени соединить с известной вам соционикой и психософией там, где параллели прямые, и разъединить там, где параллели не прослеживаются.

Давайте выложим карты на стол.
Как нам известно, в соционике существует 8 информационных аспектов, и признак рациональность-иррациональность. Тем самым создается 16 типов. В психософии получается 4 функции и 4 элемента, которые создают 24 типа.
Нет никакой корреляции между типами (по крайней мере её никто пока точно не проводил) и мы получаем 384 типа при соединении соционики и психософии.

С одной стороны, такая сумма звучит реалистично, ибо каждый человек уникален, и не может сводиться к каким-то 4, 8 или 16 типам. С другой стороны, такая цифра отменяет саму суть типологии, и приближается к «карте личности», что подразумевает индивидуальное типирование и непригодность для использования типологий для моментального определения кто есть кто.

Типологии по сути должны служить 2 целям:
1. Познать самого себя. Понять каким человеком ты являешься, и на что ориентироваться в своей жизни.
2. Познать других. Понять кто они, и быстро подстроить под это знание своё поведение.

; Если тип нужно вычислить из 384 типов, при этом во многих случаях грань между типами невероятно тонка, то по сути такая типология сводит на нет второй пункт. А для удовлетворения первого пункта 384 становится слишком малым значением. Слишком много важных деталей личности могут подгоняться под стереотип.

В итоге для пункта 1, скорее подойдет настоящая психодиагностика, а для пункта 2, наверное, больше подойдет типология DOPE (западная типология, различающая людей на орлов, павлинов, сов и голубей), т.к. она удобна, проста, и помогает сразу же сориентироваться в том, как нужно себя вести с тем или иным человеком.

Механизм ИМ предлагает провести соединение соционики и психософии в тех моментах, где есть дублирующие признаки, например как результативная воля и рациональность, эмоция и темперамент, соционическая логика и психософская логика и т.д. — объединить так, чтобы уменьшить количество типов, но при этом создать более развернутую систему для саморефлексии. Т.е. удовлетворить как пункт 1, так и пункт 2.

На данный момент в соционике 2 логики, которые в человеке стоять на 8 позициях, а в психософии — 4 логики. Итого 20 видов логик.

В механизм ИМ элемент логики всего имеет 4 вида (2 аспекта восприятия и 2 суждения), но также может быть на одной из 3 функций. Получается всего 12 видов логик, почти в 2 раза меньше, чем в нынешней системе.

В соционике находится один аспект этики, второй аспект эмоций немного не может определиться с тем, будет ли он этикой или эмоцией, во многом потому что психософия забирает себе интенсивность эмоциональности на себя. Тем самым получаем: 1 этика у которой может быть 8 позиций, 1 эмоция, у которой так же может быть 8 позиций, и 4 эмоции по психософии. Итого 8 видов этики, 12 видов эмоций.

Эта несимметричность и обеднение этики в вариантах проявления никак не объясняется. В механизм ИМ эмоция выделяется отдельно в темпераменты и сохраняет 4 позиции, как в психософии. А этика интегрирует информацию получаемую от эмоции и создает свою сферу влияния. Мы также выделяем 4 вида этики, которые могут стоять на 3 позициях. Итого 12 видов этики. В какой-то степени получается, что в механизме ИМ происходит переворот, и этики становится 12, когда эмоции всего 4 вида. Но у этого есть оправдание в том плане, что этика включает в себя интерпретацию эмоций, а не наоборот.

Еще более странный процесс происходит с интуицией и сенсорикой.
В соционике есть 2 вида интуиции, каждый из которых может быть на одной из 8 функций. А в психософии вообще нет интуиции. Итого всего 16 видов интуиции.

Т.к. интуиция не выделяется как отдельный элемент в механизме ИМ, и по сути считается достоянием каждого человека (или проклятием, кому как нравится больше), а так же может быть связана с каким-то элементом, то существует всего 3 вида интуиции, каждая из которых может быть на одной из 3 функций. Итого 9 видов интуиции, вместо 16, но эти 9 типов уже посчитаны в этике и логике.

К сенсорике в соционике прибавляется психософская физика, которая как бы связана и не связана с сенсорикой. И тем самым «сенсо-физишный» аспект насчитывает не 16 типов, а опять же 20.

Физика в механизме ИМ не является физикой в психософском понимании, а скорее связана с соционической сенсорикой. А в аспектах суждения плавно перерастает в психософскую волю.Получается 12 видов физики, которая включает в себя 20 видов сенсорики и физики, и к тому же 4 вида воли.

Посмотрим, что мы имеем.
соционика + психософия создают 20 логик + 8 этик + 12 эмоций + 16 интуиций + 20 сенсорико-физик + 4 воли = 80 признаков.

механизм ИМ = 12 логик + 12 этик + 12 физик + 4 эмоции = 40 признаков.

Мало того, в механизме ИМ все аспекты взаимодействуют друг с другом, и все это сложное многообразие 40 признаков объединяется в 15 интеллектов и 15 черт Супер-Эго. Однако это не дает 15х15, т.к. проявление Супер-Эго связано с интеллектом общими функциями. Т.е. на каждый интеллект приходится только 3 разновидности проявления Супер-Эго.

Так получается всего 45 типов вместо 384 в соционике и психософии.
При этом большинство «упразднённых» признаков описаны через взаимодействие 40 выделенных.

На данный момент нам удалось уменьшить количество «расплодившихся сущностей» в 8,5 раз!

Конечно, на самом деле признаков внутри механизма ИМ намного больше, и раскрываются они при понимании своего типа, и того, как протекают те или иные процессы. Но удобно то, что они в большей степени взаимосвязаны. Правильно определив буквально 3-4 признака, вы можете постепенно раскрыть суть другого человек в полной мере.

По крайней мере задача механизма ИМ именно в создании подобной типологии.


Рецензии