Коменты на Послание к римлянам апостола Павла. 3 г

«1 Итак, в чем же превосходство иудеев, или какая выгода от обрезания?
2 – Великое превосходство, и во всех отношениях, и прежде всего в том, что им вверено Писание Божье.»

Обрежешь конец и можешь хорошие тексты писать?!! Заточили евреи все свои карандаши – а заодно и концы! Никому ничего не вверял Бог – что за бред? Любой может дерзать и писать! Но факт в том, что именно евреи написали самую интересную, жизненную, умную и проблематичную книгу древних времен – что, однако, не помешало им в последующие века писать уже отменную лабуду, Каббалу и прочее (даже названия не запоминаются). Да и Библия, разумеется, никаким «священным» писанием не является! Более того, именно статус «священности» и губит Библию! – как и любые хорошие книги. Потому что в этом статусе они уже не учат людей быть живыми и умными, сильными и волевыми, а учат лишь рабству и идолопоклонству. И уже нет разницы между Библией или обыкновенным кирпичом… т.е. что я говорю, обыкновенный кирпич приносит малюсенькую пользу, а вот от книг в сакральном статусе один большущий вред (что, кстати, понимал еще Толстой… Да и Павел, конечно, понимал… - просто надо еще понять самого Толстого и самого Павла! Да и путались они, разумеется, без путаниц ни один человек на этой земле не живет…) Как известно, Бог никаких книг не писал и не надиктовывал – писали «пророки», местные еврейские дервиши и жрецы, многие из которых очень плохо кончили… Более того, Библия – это исторические хроники еврейского народа, его, по сути, дневники…. Что же касается Богобоязненности, которой Библия пронизана, то ею же страдали абсолютно все народы в древние времена – что совершенно естественно, ведь когда ты еще только являешься в мир, который непонятно кем и для чего создан, то тут без страха никак… (у меня самого была масса аналогичных ситуаций в детстве и молодости, когда что-то делал впервые и куда-то попадал впервые – испытывал сильный страх…) У тех древних людей не было перед глазами опыта еще более древних поколений – как он есть у нас… Люди тогда жили и исчезали, ничего не оставив после себя – в том числе, и в качестве наглядного опыта,  на который можно опереться…
 
Любой мужской  дневник будет столь же поучителен как Библия, если ты будешь вести его в ситуации собственной бурной жизни – каковая была тогда у всех народов, в том числе и евреев? Однако, мужики обычно молчат о своих переживаниях, не верят, что их можно адекватно изложить в письменном виде… Т.е. главная заслуга еврейских пророков в том, что они развивали письменность на земле – и само мышление… Правда, повторю, сакральность превратила эту заслугу в мумию… – людишки не должны объявлять священными – и даже «классическими» - никакие свои писанины!! Величайший грех – приписывать свою писанину Богу! Именно Библия в сакральном статусе, как кирпич, веками и тысячелетиями тянет людей на дно?! По крайней мере, не она ли так заставляет евреев тщеславиться, мнить о себе и выдумывать все новых и новых «великих» евреев… Т.е. тут мусульмане правы – и не надо статус Бога путать с земными вещами, даже и «искусством»? Да, но с одной стороны так было и у древних евреев, и у всех прочих древних народов (совсем-совсем древних! – потом-то все начинали строить «храмы» - т.е. сакрализировать, освящать дома!), а в с другой, мусульмане, как известно, уже давным-давно сакрализировали свой собственный Коран (книгу нечитабельную на мой скромный взгляд – кто знает, может быть, и просто бестолковую) и своего собственного жуликоватого Мухамеда… (читай: Александр Попов. «Полная история ислама и арабских завоеваний». Он же, кстати, написал лучшую книжку про «полеты на Луну» - что «совершались» другими «правоверными», «православными» и «избранными», а так же весьма «богобоязненными» людишками, а именно америкосами…) Кроме того, надо понимать и обратное: Бог живет во всех земных вещах! Все – искусство! Если уж на то пошло, то весь мир, вся земля сакральна и священна! Любой муравей на ней… (любой пердеж на ней?! Похоже, все-таки где-то сакральность заканчивается! – ничто гнилое на земле не священно? Причем, надо знать, что вся земля – это перегной! Т.е. священны все-таки не вещи сами по себе, а дыхание жизни и смысла в них…) Если мы все вокруг будем освящать и жить на земле, так сказать, благоговейно, то мы вернемся в древний первозданный рай? – но это уже невозможно! (наверное, и никогда не было возможно… Ведь не только любая стройка не благоговейна – хотя бы потому, что сопровождается ударами, напрягами и т.д. и т.п., но даже и собирательство – это в некотором роде война с растениями, нужно мачете, чтобы среди них пробиваться!) Поэтому нам нужно превращать себя в духов жизни и смысла, максимально оживлять и окрылять свои души – чтобы улететь с этой планеты, для сакральности никак не приспособленную… Все цивилизации – всегда претендующие на сакральность – все культуры и религии – сакральные чуть ли не по своей сути – как и все прочие «тысячелетние царства» - на этой земле обязательно заканчиваются крахом – как обычные вавилонские башни. Ведь чем прочнее материя, тем она и губительнее – я, например, помимо жесточайшего железа и тяжеленных камней, больше всего опасаюсь с виду безобидной пластмассы…  (про микропластмассу в нынешней воде, к примеру, слыхали?) А вот Библия писалась в такой древности, такими юными и непосредственными евреями, которые еще о сакральности не думали, которые еще не гордились делом рук своих, а действительно думали о высших материях, о Боге – и о жизни своего народа… Хотя, с другой стороны, страх, которым они были пропитаны, все же неизбежно порождал сакральность… Начинали с сакрализации небольшого ящика, «ковчега», мать его…  Сакральность столь же неизбежна, как и страх? Они порождают друг друга. Сакральные предметы и книги могут только пугать…; «благоговение» - это благоговейный страх; это сакрализация самого страха! (Страх заставляет поклоняться – т.е. порождать сакральность -  а поклонение лишает тебя половины ног или награждает скрюченной спиной, т.е. делает почти беспомощным инвалидом! – что, конечно, лишь увеличивает страх…)

«Итак, в чем же превосходство иудеев»? – о, этим вопросом многие задавались в человеческой истории, с недоумением глядя на жирную жизню этих… э-э, превосходных товарищей. Главное, лютый блат? – но ведь он есть  у всех азиатских народов примерно в одинаковой степени… Главное, лютая  самореклама? – но ведь она есть у всех европейских народов примерно в одинаковой степени… - как и словесная грамотность…  А вот лютых блата и саморекламы вместе нет ни у кого! Но почему? Евреи жили и формировались в центре мира, на стыке Востока и Запада (в России, например, вечно западники побеждали и никакой центральной позиции не было; кроме того, глубочайшая географическая провинциальность России очевидна…; т.е. Россия – это провинциальная самореклама и не более того…; но иногда отставать в провинции очень даже хорошо – ведь мир движется совершенно не туда! Фасады излишне ангажированы и фальшивы, а внутренние дворы, хоть и грязны, хоть и унылы, но в них больше естества) …Все семиты, арабы таковы по натуре, склонны и к саморекламе и к блату, все живут в центре мира, вот только письменность у всех, кроме евреев, была недостаточная – какая самореклама без слов?! – а воинственность избыточная – даже блат в таких условиях гибнет!… Если же говорить о настоящих превосходствах, то все они дарованы не народам, а личностям – и евреям в этой связи приходится даже тяжелее других: как выбиться в личности из «превосходного» народа?!  «Успешную» армию не бросают… - ведь тогда и она тебя не бросит, поможет  блатом и  в организации саморекламы… При том, что личностный потенциал у евреев, как и всех арабов, огромный, они идут не в личности, а в профессионалы, т.е. на служебные роли в общем «войске»… Как отличить «народный тип» от личности, простеца от мудреца (при том, что все истинные мудрецы стремятся к опрощению!)? Наверное, способность к проявлению независимости и своеволия отличает личность; сколько воли – столько и личности (сколько привычки и инерции, столько и «народности») Т.е. в каждом живут оба этих начала, только в разном соотношении? И наше активное, волевое начало действует не только вовне, но и вовнутрь – на нашу натуру пассивную! Я, например, ежедневно изо всех сил тяну своей пассивности тяжелую ношу… Зачем еврею воля, когда налаженная система блата и саморекламы и так выдвинет его на первые места? Вот почему они производят впечатление слизняков и вот почему несведущие люди в недоумении: как эти эмпирические землеройки («народный тип номер два»)  заняли все первые места?! А с другой стороны, разве не естественно, что пассивный народ возглавляют пассивные же «руководители»?  «Излишне» активные, настоящие революционеры и вожди  слишком многого требуют! И на первых местах, и на вторых и везде должно быть одно и то же! – везде вода или везде кисель… А слишком гордых и умных всегда укорачивали на голову… (или вешали просушиться на крестах и в петлях)  Т.е. евреи, допустим, неприятны народу, как кровососы, но ведь и комар кровосос – приходится терпеть, отмахиваться; в принципе, комар не заставляет встать и что-то менять, хотя и неприятен… Т.е народ удобен евреям как матрас, пусть и комковатый - а евреи народу, «матрасу» удобны как какая-никакая голова – они ведь какие-то фиктивные цели «матрасу» все-таки подбрасывают – «коммунизм», блин, «демократия», на хер - даже  полет на марс! (об этом только матом!) И всегда можно «матрасу» новую набивку предложить! Для наилучшего сна… (бабам же  - матрасные полоски другого цвета, ширины и направления!) Собственно, Библия  без еврейской рекламы тоже никогда бы не стала «священной книгой всех времен и народов»!! сколько, к примеру, я знаю отличных фильмов, никак не менее библейского пророка  интересных и полезных, пусть и в своем роде, но про которые вовсе никто не знает ничего! Да и сам я со своей писаниной и прочим разве не яркий пример влияния рекламы – точнее, ее отсутствия… «Проповедники» - это же обычные рекламщики; и совсем немногим удавалось рекламировать или проповедовать истинно хорошие продукты, ценности, идеи – обычно таковые не требуют специальной рекламы, лишних слов, их должен распространять «народный телефон» - по крайней мере, в своем случае я именно на это надеюсь (надеялся раньше, сейчас-то на людишек совсем уже махнул рукой…) Причем, не имя автора должно так распространяться, а сами идеи, сам дух, сам продукт… (если в реальности добровольно тебя почти никто не читает, то ты уж никак не должен именоваться «знаменитым» писателем! – хотя если бы и читали, то таковое наименование - зло… Павел для меня не знаменитый, не великий, не  святой – он сильный, умный и искренний, т.е. правдивый…) То, что христианство пришлось рекламировать-проповедовать, означает, что оно нежизнеспособно и в нынешнем виде тоже относится к категории благих намерений; наши дела, будь они в наличии, проповедовали бы на порядки сильнее… Но Павел, конечно, не мог не попытаться хотя бы словесно что-то исправить, что-то удержать – у него еще не было горького опыта, как у нас… Нигде ведь нет ни одного реального свидетельства каких-то особенных деяний тех общин или тех христиан; то, что их убивали, так выбивающихся из стада всегда убивали! Не только на голову укорачивали выбивавшихся вверх, но и в стороны ходить не моги! Даже вниз если пойдешь – объявят преступником и посадят в тюрьму… Народ требует однородности, потому как всякая неоднородность есть диссонанс, неудобство, она требует осмысления и исправления – а всякое осмысление или действие мешает спать, жить по инерции… Да и евреям неоднородности очень не нравятся – ведь любая из них может вырасти и объявить себя новой головой… Или хотя бы руками… Но с другой стороны, Павел не мог бы возникнуть на пустом месте…; он сам и является свидетельством, что те общины были не совсем фиктивными, они  что-то создавали; столь жестокие преследования могли возникнуть только в ответ на что-то реальное… Т.е. письма не могут не быть, если ты находишься в разъездах – и Евангелия не могут не писаться, если речь идет о столь исключительных событиях – но вся писанина должна не просто проповедовать-рекламировать, но  писать о проблемах, раз и подавать образцы для подражания (которые сами ничего не писали), два. Нынешние проповеди – это же сплошные славословия и пустословия, оторванные от болевых точек реальности конкретного человека и всего человечества… (обычно сводятся вот к чему: верь в Иисуса и голоси Ему аллилуйя! Т.е. это проповедь голого имени, авторитаризм и сакрализация…)


«3 Так что же? Если некоторые не уверовали, неверие их упраздняет ли верность Божью?
4 Быть не может! Бог истинен, каждый же человек – лжец, как написано: чтобы Ты оправдан был за слова Свои и победил, если будут судить Тебя.
5 Если же неправда наша выявляет правду Божью, то, по-человечески рассуждая, неужели мы скажем: Бог не прав, проявляя гнев Свой?
6 Быть не может! Как же тогда Бог будет мир судить?
7 Итак, если благодаря моей лжи истина Божья, к славе Его, преумножается, почему же я все-таки осужден как грешник?
8 И, – как некоторые, злословя о нас, утверждают, будто мы так говорим, – не творить ли нам зло, чтобы вышло добро? Осуждение таковых справедливо.
9 Так что же? Имеем ли мы превосходство? Не вполне, ибо, как я уже показал, и иудеи, и эллины – все под грехом,
10 как написано: нет праведного, нет ни единого,
11 нет разумного, нет взыскующего Бога,
12 все сбились с пути (истинного), все вместе пропали; нет творящего добро, нет ни одного.
13 Гортань их – гроб отверстый, и языки их разносили ложь; змеиный яд течет с их губ,
14 полны уста их горечи и злобы;
15 они не медлят при пролитьи крови,
16 на их путях – лишь боль и разрушенье,
17 путь мира им не ведом
18 и страха Божьего у них перед глазами нет.»

Стилем напоминает эти мои коменты?! Легкая хаотичность, эмоциональные метания… «Каждый человек – лжец» - это великие слова, все три слова великие… «Святых» людей на земле не бывает и безусловным авторитетом на земле никто пользоваться не должен – даже сам Павел не должен! (Но он и не претендовал на самом деле! Хотя и проклинал кого-то…) Или взять Путина – он очень мудр в тактике, но стратегически  всего лишь держится в фарватере, в мейнстриме (проповедует, к примеру, «цифровую экономику» - которая приведет нас к тому, что людьми будут править компьютеры – и верховным правителем будет компьютер. И эти компьютеры наконец-то наделают из нас исправных  винтиков без сучков и задоринок!! – даже самая худшая нынешняя армия покажется сладким сном! Люди станут эдакой розовой пластмассой, кисельком с химическим усилителем вкуса… Многие, наверное, видели подобные фильмы-антиутопии…) Если у человека есть авторитеты, то он еще народный тип и довлеет над ним безволие (он еще баба!) Толстой, Достоевский, Павел и т.д. для меня не авторитеты, а уважаемые люди, примеры для подражания в целом, а не в деталях… (хотя деталью ли является, например, то, что Достоевский писал романы, а я их не пишу и даже ни разу не собирался?!) Такова же и Библия в целом (я тоже пишу дневники! Тоже создаю свое собственное царство и веду собственные духовные войны…)
 
«Каждый человек – лжец» и «некоторые не уверовали» - т.е. хоть некоторые и уверовали, но и они солгать способны!

О чем все-таки здесь пишет Павел? О том, что хоть мы все и лжецы, иногда даже прямо со змеиным ядом на губах и так далее, по тексту, т.е. с пути истинного, невзирая даже на Павла или Иисуса, постоянно сбиваемся – как, к примеру, апостол Петр сбивался – все же мы не должны прекращать свои попытки исправиться, не должны смиряться перед грехом и утешать себя только тем, что мы все-таки словесно славим Бога! Или даже не только славим Бога, но и себя еще унижаем!  И крестики носим! Нет, дело не в самоуничижении или в превозношении Бога – дело в реальном подъеме человека! Человек не должен отделываться словами, он должен на деле чего-то достичь – и пойти даже на смерть ради этого… Словами мы отделываемся от креста… - ведь на самом деле реальное исправление человека возможно, просто на этом пути нас ожидают океаны лукавства и смертельные трудности; хочется ограничиться словами! Тоннами слов! Самой настоящей халвы! Хочется башку расшибить в раболепных поклонах, лишь бы в реальности ничего менять не пришлось… И поэтому только Бог гневается на нас, грешников, что мы не идем по этому реальному пути… (и поэтому, например, меня восхищают крестьяне, особенно, мусульманские, непьющие – они больше с реальностью связаны и если уж верят в Бога, то и на деле могут показать свою честность. А наименее честными мне кажутся городские мусульманские священники! И вообще городская мусульманская интеллигенция! Ничтожества те еще…)

«Так что же? Имеем ли мы превосходство? Не вполне» - ха-ха! Неуклюже, хотя и замысловато Павел политиканствовал! Вообще-то он кажется чисто европейцем по духу – чуть ли не первым европейцем и демократом! -  но в таких выкрутасах все-таки сказывалась азия… - хотя в европах при дворах потом тысячелетия царила именно такого рода витиеватость (заимствованная из азии – как заимствован был и сам принцип иерархии, царизм…) Хотел-то он сказал вот что: «какое еще превосходство, евреи?! Вы поглядите на себя» - и далее по тексту пророка… - причем, этот текст ни на йоту не потерял актуальность за многие тысячелетия!... Хотя я все же думаю, что и еврейские крестьяне – которых тогда было еще полно – наверняка были  вполне достойны человеческого звания (что и подтверждает пример учеников Иисуса). Павел-то тут пишет к римлянам, к горожанам! – отсюда такой негативный настрой (боюсь, словами горожан не прошибешь - а все дела у них регламентированы) Да, но почему так негативно были настроены Давид и Исайя (это их отрывки Павел цитирует по памяти), ведь в их древности с крестьянством вообще был полный порядок? – потому что оба они были дворцовыми людьми, а дворцы – это первогорода; они хоть и общались с крестьянами, не придавали им большого значения…

Снова: по мне, так именно Павел принес на землю демократию! И именно Иисус принес на землю народничество! Афинские граждане, на которых все ссылаются, слишком мало чего после себя оставили – никаких демократических по духу текстов, например. Они были цивилизаторами, а не демократами. При слове «греки» представляется Парфенон со своими колоннами, а вовсе не демократия. Рим же бы продолжением греков и ничем более; массовым производством после штучного товара, образца… Дух демократии – это дух свободы и равенства, но ведь освобождает нас только Иисус, а уравнивает только Бог. У цивилизаторов вместо духа свободы и равенства всегда господствуют городские извращения и болезни, дух интриг и тщеславия… С другой стороны, почему Иисус первый народник, а не те же еврейские пророки, к примеру? Или Иоанн Креститель? – потому что Иисус совсем не отделял себя от народа, от крестьян – а пророки все-таки отделялись, любили вещать на возвышенных местах и удаляться в пустынные места. Впрочем, это и Иисус любил – да и нагорную проповедь он произносил, стоя на горе… - все равно, контакт с народом у него на порядок больший, а контакт с дворцами на порядок меньший… И он на порядок больше любил этих людей, вот что главное! Пророки людей не очень-то любили, заботились только о Боге и благополучии царства…

«нет праведного, нет ни единого,
11 нет разумного, нет взыскующего Бога» - что такое праведность? Это разумность вкупе со взысканием Бога – не один лишь холодный рациональный разум, но и горячее взыскание Неведомого – но и не одна ли горячая вера в это Неведомое, но и настоящий, конкретный разум…
«все сбились с пути (истинного), все вместе пропали» - толпой легче идти, но толпой легче и падать – увлекает за собой толпа… Точнее, есть две толпы: горячих «верующих» и холодных рационалистов (часто это одни и те же люди?! Многие похожи на геометрические постройки, но с горячим костром во дворе! Выглядит это все очень странно… - чем им удается разделять свой лед и свое пламя?! И как им живется с двумя химерами сразу… - выглядят так точно неважно! Железобетонные  люди с бензином и спичкой?)
«нет творящего добро, нет ни одного» - вот она, сердцевина всего, ключевой критерий для оценки, и никакая легендарная «избранность» ничто перед ним…
«13 Гортань их – гроб отверстый, и языки их разносили ложь; змеиный яд течет с их губ,
14 полны уста их горечи и злобы» - если кто не знал про это, так теперь интернет демонстрирует именно такую картину в полной наглядности…
«15 они не медлят при пролитьи крови,
16 на их путях – лишь боль и разрушенье,
17 путь мира им не ведом
18 и страха Божьего у них перед глазами нет» - вояки, ничего не прощающие, вроде америкосов, которые вечно кого-то убивают или грозятся убить, оставляя после себя только боль и разрушение…  - причем, настропаляют их именно еврейские языки, гробы отверстые…


«19 Мы же знаем, что, когда говорит закон, он обращается лишь к тем, кто под законом, дабы закрылись все уста, и весь мир оказался виновен перед Богом,
20 поскольку исполнением предписаний закона не будет оправдан ни один человек, ибо грех познается благодаря закону.
21 Ныне же, независимо от закона, стала явной праведность Божья, о которой свидетельствуют закон и пророки, –
22 праведность Божья, через веру в Иисуса Христа предназначенная всем и достигаемая всеми верующими, ибо нет различия,
23 так как все грешны и не имеют надежды на славу от Бога,
24 будучи оправданы даром – по благодати Его искуплением Иисуса Христа,
25 Которого Бог принес в жертву очищения кровью Его, – чрез веру, чтобы восторжествовала справедливость Божья, так как прежде совершаемые грехи прощались
26 по долготерпению Его; дабы и сейчас восторжествовала справедливость Его (Бога) праведного и оправдывающего верующих в Иисуса.
27 Итак, где же похвала? – Уничтожена. Каким законом? Законом дел? – Нет, но законом веры,
28 ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Разве Бог – Бог иудеев только, но не язычников? Конечно, и язычников!
30 Если же Бог един, то Он оправдывает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру.
31 Итак, упраздняем ли мы закон верою? Быть не может! – Мы закон утверждаем.»

Текст путаный, малоубедительный, похожий на пускание словесных пузырей… В общем, так: законы – вещь вроде бы неплохая, но то ли у людей не хватает ума правильные законы написать, то ли у них не хватает душевной силы, чтобы их исполнить. Т.е. законы не работают, часто просто мешают и вредят, и ясно уже, что ими и мнимым исполнением их никто оправдаться перед Богом не может. Лучше, мол, пойти другим путем – путем подражания Иисусу, уникальному человеку и богу,  который тут жил недавно. В Него можно и стоит верить! У Него получилось, получится и у нас! Причем, получится и законы отличные написать, а также отлично их исполнить – чем мы эти законы и утвердим… Т.е. по сути, Павел предлагает законотворчество, деятельность рационального, но всегда абстрактного  разума дополнить живой верой, горячим чувством, жизненным примером. Законы сами по себе мертвы, а вера сама по себе хаотична и туманна, вместе же они могут образовать живого и горячего человека с позвоночником… Вроде правильная схема,  недалеко от нас и горячая кровь и ясное мышление – каждый с ними знаком! – но почему же в целом и она проваливается? Почему мы постоянно тухнем и омрачаемся? А кроме того, если вдуматься, разве древние люди были холодными рационалистами? Тем  более, в той южной, горячей стране?! Законом-то пытались обуздать имевшуюся душевную горячность и веру! И обуздывая ее, тоже наверняка надеялись достичь синтеза этих двух начал. С христианством маятник просто пошел в обратную сторону, а принципиально ничего не изменилось. Обуздывать уже надо было раздухарившееся законотворчество и крючкотворство, а оживлять скисающие в цивилизации души…  Подражать Иисусу? Но как, если с одной стороны Он делал сверхъестественные, недостижимые для обычных людей  вещи, а с другой мы все Его слишком плохо знаем, лично не были знакомы! Жил Он мало, был молчалив, что-то известно о Нем только в пересказе… Многие, как известно, вообще сомневаются, что Он существовал на свете, что это не обычные деревенские сказки и жития святых… Подражать самому Павлу, как он и сам советовал? Боюсь, сие приведет к жуткому переизбытку богословов и проповедников! Хотя городским жителям все же стоит это делать и даже становиться богословами – иначе в городе любой просто обречен! Деревенским же, конечно, лучше подражать самому Иисусу…   В общем, дарованы нам две ноги и две руки, с правой стороны разум, а с левой чувства и вера, а уж как мы будем ими пользоваться, зависит от нас, должны постараться – и в этом старании, конечно, и речи быть не может, что можно обойтись только одной рукой или одной ногой! Это старание, видимо, должно сформировать некую сферу посередине, некую голову из наших дел – которая, видимо, и будет нами в последующей жизни, в последующем сверхъестественном существовании… И если уж говорить о примере Иисуса, то важнейшими аспектами его являются распятие и воскресение: крест – это  раздвоенность между умом и чувствами, а воскресение – это оптимизм, позволяющий возрождаться после любых неудач, которыми не может не сопровождаться наша раздвоенность… «Был мертв, пропадал, но нашелся» - и мы тоже должны верить, что можем найтись… Т.е. я опровергаю, что человек оправдывается верой – и закон, и вера сами по себе инвалиды, закон хром, а вера слепа, оправдывает же человека лишь синтез того и другого, да и то не в теории только, а на практике реализованный – причем, во имя добра… Верующие, как известно, натворили в истории жуткие дела – все революции делались ими, все крестовые походы, все цивилизации, которые завели нас совсем не туда… А что сделали верующие с самой религией?  Да ничего, всюду мы видим все ту же обрядовость и все те же благие намерения. В плюс им можно поставить разве что концерт художественной самодеятельности, сопровождающий их собрания, да и то далеко не всегда… В общем-то, в нашу «христианскую эру» разум только прислуживал верующим, выполнял их заказы и прихоти; технари были слугами, философы - сущими идиотами (ни одного невозможно читать!). Не считая юридического крючкотворства, разум находил себе отдушину только в исследовании материи, в науке и изобретательстве, причем неожиданно достиг в этом больших результатов – которые, однако, сами по себе ничего не значат, как машина без водителя (или машина с водителем, но водителем без зрения) В наше компьютерное время вера – и вся «христианская эра» -  гибнет, поэтов, например, никто не читает и даже музыка вдруг сходит на нет; торжествует одноногий разум, рационализм; нужны новые Павлы… Ведь в нем на самом деле была гармония веры и разума – он разумно проповедовал веру и горячо защищал разум…  А иначе разум не менее жуткие дела наделает…

Обратишь внимание на свою душу – и увидишь, что это жалкая душонка, которая никогда не жила и не поймешь собственных чувств и вер; обратишь внимание на собственный разум – и та же картина, ничего-то не можешь увидеть ясно, использовать логику, что понять по-настоящему, а не фиктивно, как в школе… Или же допустим, у тебя все-таки есть одна сильная сторона – у тебя чувства и ты строчишь стихи или у тебя разум и ты шаришь в математике – вторую же сторону ты просто не видишь, иногда даже не понимаешь, зачем она нужна… А лучших раскладов, сильных, гармоничных личностей и не бывает в нашем мире… И что, предложите осознать себя бесчувственным чурбаном и форменным дурнем? Одноногим или безглазым  инвалидом? Односторонним спецом, подобным флюсу? Уж лучше завербоваться куда-то, поступить на службу, вступить в церковь, завести хобби – пусть даже футбол! – и автоматически,  вовсе без разума и чувств или с чем  одним, выполнять инструкции, законы, заповеди, не только писаные, но и неписаные правила…  Даже мне эта логика очень  хорошо знакома! Дома успеваешь замаять самого себя и  с облегчением двигаешь на службу… Вообще, мой опыт говорит о том, что если ты тратил десятилетия на безвольное просиживание штанов за учебными партами, если все детство проиграл в глупые игры, если по жизни тебе не встречались замечательные люди и мудрецы, то ты никогда не сможешь потом наверстать потерянное и стать настоящим человеком, гармоничной личностью, хотя бы даже и попытался «взяться за ум» или стать подобрее… (Я все же пытаюсь, но пока чувствую себя обреченным на маяту и страдание)

Еще речь опять идет про обрезание и про «очищение жертвенной кровью», но по-моему это все уже древняя архаика…


Рецензии