Введение

В последнее время стало модным рассуждать на тему эксплуатации животных и защиты их прав. (Очевидно, со всеми подобными проблемами человеческого общества мы уже разобрались!) Держать дома диких животных – негуманно, выводить новые породы – тоже, не говоря уже о том, чтобы заточать кошек в клетки на выставках или заставлять собак перенапрягаться на соревнованиях...
       При слове "эксплуатация" представляется, в первую очередь, слепая лошадь, вращающая ворот или так называемый "приют" для бездомных животных, в которых кошки и собаки, получают не уход, а быстренько переправляются на изготовление шкурок... И сердца наши переполняются гневом, и нам хочется немедленно отправиться в крестовый поход на поиски справедливости (или все-таки славы? Или – потешить собственный невроз). В общем, хочется немедленно что-то делать, кого-то спасать...
       Мне же хочется поступить, как принято в науке: провести серию экспериментов, а если это невозможно, то хотя бы проанализировать имеющиеся данные.
      Для начала определимся в терминах. "Гуманизм" – это воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность; он декларирует его свободу и всестороннее развитие. Честно говоря, в философии гуманизма о животных не говорится ничего. И у меня возникает провокационный вопрос: а может ли вообще один вид понять другой? Способны ли мы постичь этику тараканов, если она у них есть? Мы боремся с тараканами посредством инсектицидов и радуемся, когда они – несчастные, травленные, с дрожащими усиками и лапками падают в мойку...
      Можно сколько угодно не любить тараканов, но нельзя не отдать дань уважения "братьям нашим старшим". Ибо тараканы древнее нас на столько миллионов лет, что и подумать-то страшно! Они известны с каменноугольного периода – времени древовидных папоротников и летающих в воздухе гигантских стрекоз. Когда появился человек и изобрел огонь, они пришли погреться к его костру, урвать крошку пищи... Да так и остались с человеком навсегда.
        Нет, я не экстремист и не призываю всех дружно возлюбить тараканов и начать их подкармливать. Прежде всего потому, что в наше время эти насекомые не бедствуют, несмотря на всю нашу войну с ними.
      Я только хочу сказать, что главным понятием гуманизма является антропоцентризм – в центре всего мироздания стоит человек. И никакого отношения к охране диких или защите домашних животных данная философия не имеет. Мы называем "гуманным" такое отношение к животным, которое удобно нам, и пытаемся создать искусственную среду, жить в которой на практике оказывается совсем непросто! Ведь мы не знаем всех параметров того, чего нам действительно нужно. Разумеется, нельзя (да и совершенно бессмысленно!) пытаться вернуться к примитивному существованию. Однако в условиях сверхкомфорта жизнь для нас почему-то теряет всякий смысл. Нам надо преодолевать природные трудности и опасности, чтобы вновь ощутить радость.
       Вторая сигнальная система (речь) вместе с хорошо развитым абстрактным мышлением приводит к созданию многочисленных виртуальных миров, которые – по обратной связи – сильнейшим образом влияют на наше существование. У нас есть религия, философия, искусство... Быть может, это главное достижение нашего разума. Однако не всегда наши биологические структуры справляется с огромным потоком информации. Жить в целиком искусственной среде может только робот, а среди информационных фантомов – информационный фантом. Об это любят рассуждать философы и фантасты. А люди... заводят животных, чтобы напомнить самим себе, что они – часть природы.
      Они выводят новые породы домашних животных не только для хозяйственных нужд, но и как произведения искусства. Ничего нового в этом нет. Вспомним историю золотых рыбок. В китайских летописях упоминается, что в 968 г. один чиновник держал у себя в пруду карасей красной и золотой окраски. В тех же летописях упоминается, что и в речках провинции Ханчжоу встречаются рыбки необычной окраски. Люди ничего не создали искусственно – они просто закрепили природную мутацию, скрещивая между собой ее носителей. С Х по XV век любовь к рыбкам охватила всю китайскую знать. Из "Срединного цветка" (так называли Китай) они попали в Японию, где пришлись по вкусу тамошнему императору и его самураям. Способы разведения декоративных рыбок сохранялись в тайне, как приемы боевых искусств. В XVII веке рыбки было тайно вывезены в Европу. Ими увлекались Фридрих Великий и госпожа Помпадур. В России, во времена А.С.Пушкина, они все еще оставались заморской диковиной. Вот поэт и вывел в своей сказке золотую рыбку, исполнительницу желаний. А к XIX веку российские селекционеры уже ничем не уступали древним китайским мастерам: например, у нас появился черный вуалевый телескоп. Первоначальный облик и биология карасей настолько изменились, что, попади золотые рыбки обратно в естественные пруды, они бы не выжили. К счастью, в те времена не нашлось "гуманиста", которому бы пришла в голову мысль, что в аквариуме они несчастливы...
       Домашние кошки начинали свою "карьеру" в качестве священных животных. Человек хотел видеть в них тайну. С помощью этих миниатюрных леопардов и тигров он мечтал "заключить договор" с крупными и опасными хищниками. В Древнем Египте кошки были посвящены богине Баст. Отсюда они начали поступать в другие страны. Отношение к кошкам всегда было двойственным. Их и любили, и боялись. В средневековой Европе в рисунках на голове кошечек "дикого" окраса  христиане времен первого Крестового похода видели вензель Девы Марии. А потом – принялись сжигать на кострах, особенно черных, рассматривая их как пособников дьявола. Между прочим, черных кошек в городских популяциях стало больше – они не так выделялись на фоне закопченных труб, но и вообще оказались более стрессустойчивыми.
      Доместикация настолько изменила биологию кошки, что это животное стало почти таким же социальным, как и собака. И мурлыкающий на руках владельца (или даже играющий на судейском столе!) бесшерстный сфинкс-интерчемпион "страдает" не более, чем его пра-пра-прапредок, дравшийся с соперником на крыше. Как и в случае с золотыми рыбками, бесшерстные сфинксы или бесхвостые бобтейлы – это закрепленная человеком природная мутация, и эти кошки – вовсе не несчастные уроды. Все они прекрасно приспособлены жить рядом с человеком.
     Собака - первое одомашненное существо – долгое время нужна была человеку для практических целей: охранять место стоянки от диких зверей или чужих людей, преследовать по следу дичь. Такие взаимоотношения были выгодны обеим сторонам: человек не оказывался застигнутым врасплох, да и охотился более успешно, а собаке – перепадали остатки его трапезы. Со временем возникла потребность в самом разном использовании четвероногих друзей; и собака оказалась настолько пластичным видом, что смогла приспособиться к любому образу жизни. Трагедией становилось, скорее, отмирание разных служб. Что может быть грустнее, чем лежать на диване, если ты – охотничья собака! Поэтому в наше время жестоким является не эксплуатация собак, а их неиспользование, хотя различные виды спортивных дрессировок предоставляют большие возможности для получения радости как собакой, так и ее владельцем.
     Мы страдаем, видя беспризорную собаку. Но... ведь так жили ее первобытные предки! Они не имели конкретных хозяев, а следовали за отдельными группами людей, лишь изредка получая от них ласку и еду. Почему же "гуманисты" не радуются, что животное обрело свободу? Мало кто задумывается, что человеческие поселения, в том числе мегаполисы – это те же биоценозы (сообщества животных и растений), хотя и с сильно  обедненным видовым составом по сравнению с природными. Многие синантропные (приспособившиеся жить рядом с человеком) виды животных сами предпочли такой образ жизни. Это – мыши, крысы, голуби и вороны. Беспризорные собаки и кошки заполняют нишу хищников, охотясь на них. А вся пирамида покоится не на растений, как в ненарушенной природе, а на наших отходах. Беспризорные собаки и кошки существовали всегда. Например, на Ближнем Востоке имелись целые города собак-париев, располагавшихся рядом с человеческими городами. Сейчас из собак-париев создана... новая порода со своим стандартом. То есть мы сначала даем животному одичать, потом начинаем его охранять в таком виде (вспомним мустангов Камарга – одичавших лошадей на границе Испании и Франции!), потом – создаем новую породу на основе одичавшей! История кошачьего сообщества Портсмутских доков в Англии насчитывает свыше 250 лет. Не менее почтенным возрастом может похвастаться кошачья колония в Римском Коллизее: кошки живут за счет многочисленных кафе, обслуживающих туристов, а приносят котят в древних развалинах.
    Программа стерилизации беспризорных собак и последующего выпуска  их в места прежнего обитания, принятая в Москве, – была и есть утопия. Животные после операции требуют тщательнейшего ухода: им нужно вводить сердечное, чтобы вывести из наркоза, одевать попонки, чтобы они не сорвали швов, делать инъекции антибиотиков и вообще обеспечивать постоянным присмотром, любовью и лаской. Кроме того, стерилизованные суки становятся агрессивнее, ведь у них выпадает только половое поведение, а территориально – остается, а количество мужских половых гормонов увеличивается. Я – за кастрацию и стерилизацию тех животных, которые не представляют племенной ценности, но живут в домах любящих хозяев, способных позаботиться о них. Впоследствии хозяева не будут озабочены проблемой устройства "личной жизни" своих питомцев и необходимости либо уничтожать ненужный приплод, либо мучительно пристраивать его в первые попавшиеся руки. Но осуществлять подобный контроль над беспризорными (или даже дикими) животными – бессмысленно. Вероятно, следует искать гуманные способы сокращения их численности.
     Судя по всему, самая горячая борьба за "гуманное" обращение с животными разворачивается там, где она не представляет никакой опасности для "борцов" и не требует никаких особых знаний, не нуждается в дополнительных исследованиях, в которые вкладываются деньги, то есть – на пустом месте.
     Пару лет назад меня поразила несоразмерность запрещения купировать хвосты и уши собакам ряда пород (это, якобы, жестоко!) и тотальное уничтожения племенного скота в Европе в связи с эпизоотией ящура. (Не путать с "коровьим бешенством" – губчатой энцефалопатией; это заболевание еще недостаточно изучено и пока неизлечимо.) Ящуром действительно может заболеть человек. Однако это заболевание излечимо, и, что самое главное, предотвратить эпизоотию можно с помощью вакцинации животных. Но, оказывается, что мясо и молоко неимуннизированных животных считается "экологически чистым", а, значит, стоит дороже. Лучше забить целое стадо, уничтожив многолетний труд фермеров и загубив, прежде времени, жизнь невинных животин, чем снизить цены. Более бедные страны, такие как Россия и Монголия, всегда шли по пути вакцинации. Правильность этого пути европейские страны признали, когда истерия по поводу ящура схлынула...
     К подобным же экономическим, а не гуманным проблемам относится борьба западных кинозвезд и прочих знаменитостей за использование искусственного меха. Никто не может возразить, что недопустимо истреблять виды из Красной книги (к ним, например, относятся все крупные кошки). Но при разведении норок или нутрий на зверофермах вред природе наносится меньший, чем от загрязнения среды при химическом производстве синтетического меха! Однако производители искусственного меха подсчитывают прибыль, играя на человеческих эмоциях. Что касается северных стран, то там, как ни старайся, от настоящего меха никуда не денешься: в искусственном – просто замерзнешь! Да и при носке он полезнее, чем искусственный, настолько же, насколько ткань из натурального хлопка по сравнению с синтетикой.
       С моей точки зрения, к ярчайшим проявлениям жестокости относится, в первую очередь, очеловечивание животных, приписывание им наших, чисто человеческих желаний, навязывание своей воли и отсутствие попыток понять их истинные потребности.
     Отсюда – растет количество домашних любимцев (тех же собак и кошек), с которыми хозяева не находят общего языка, передают из рук в руки, чем вызывают настоящий стресс, а то и усыпляют или просто выкидывают на улицу.
     Именно поэтому я не поддерживаю никакие компании "за" или "против", а стараюсь писать о поведении животных.
     Антропоцентризму пришла пора смениться на иное мировоззрение, подразумевающее поиски гармонии между человеком и природой. Животные – наши старшие, а не "меньшие" братья и являются нашими полноправными соседями по планете.


               


Рецензии
Людмила, здравствуйте.

Не знаю, умышленно или случайно так у Вас получается, но Вы вводите читателя совсем в другом направлении от целей и задач зоозащитного движения. Да и с неведомыми (мне) целями складываете всех 'в однукорзинку".
Итак, для начала разделим животных на диких и домашних; одомашненных в свою очередь, на сельскохозяйственных и компаньонов. Когда же заходит речь о правах животных, то подразумевается то, что они точно также способны испытывать боль и страх и имеют право на жизнь в максимально возможной комфортной среде обитания. /Попутно, что типично для Африки или Востока, собаки-парии, то совсем не гуд для стран с морозными зимами/.

Плюс к тому - особенность российской ситуации, когда впору кричать о зоофашизме и зооциде. Это в Штатах нарушением прав диких животных в большинстве штатов считается сбор дикорастущих ягод и грибов, а в Европарламенте решают нравственность употребления в пищу виноградной улитки.

Итак. Дикие животные: океанариумы и дельфинарии. Проблемы связанные с охотой: ИТС и только что нарисовался проблема с разрешением вольерных расстрелов. Зверофермы.

Так называемые "зоопаркоовые формы" животных: цирк, контактные зоопарки. Контактные зоопарки это чисто российский наворот. Между прочим, Украина уже их запретила. Это я к делу "о Володе", взбудоражевшем мне сообщество!

Домашние животные.
С/х: изуверское содержание на большинстве ферм/птицеферм. Конный спорт, прокат.

Компаньоны. Догхантерство, негласно поощряемые государством; "спящая" 245 Статья УК РФ, так сказать, законодательство для зоофобов и некрофилов (2го в первую очередь и 3го типов). Саботаж принятия законов о Жестоком обращении и Ответственном содержании (с обязательным привлечением зооактивистов и специалистов)
Отсюда и приюты-концлагеря, фабрики смерти.

Как-то так...
Попутно: не клетки-палатки на выставках, а клеточное содержание в питомниках.

Да и реплика о страданиях охотничьих собак на диване выглядит достаточно циничной.

Юлия Григорьева 2   14.12.2018 08:02     Заявить о нарушении
Юлия, здравствуйте. Людмила, автор этой книги, в настоящее время не может Вам ответить, поэтому я отвечаю за неё. Книга написана в 2001 году, когда проблемы, затронутые Вами, были не так остры или их совсем не было. Автор ведь совсем не собирался решать все до единой проблемы, связанные с защитой животных. Книга совсем не об этом.
С уважением, Владимир

Людмила Чебыкина   14.12.2018 20:55   Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Владимир.

Как я поняла, книга называется "Занимательная этология", то есть, в увлекательной форме рассказывается о поведении животных. По некоторым главам я прогулялись, естественно.
Но если во введении автором рассматривались некоторые аспекты проблемы взаимоотношений человека и живого мира, то и написала я именно об этих проблемах.

К сожалению эти проблемы как были актуальны для России, так и остались.

Другое дело, что с распространением интернета, (что привело к консолидации как зоозащитного сил, так и бионенавистников /догхантерство, кроукиллеры и т.д./), появилась возможность обращения в разнообразные инстанции с просьбами о помощи, ознакомления с прогрессивным зарубежным опытом и достижениями зоопротеционизма в развитых странах и странах третьего мира

Юлия Григорьева 2   14.12.2018 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.