Логика Гегеля в свете инверсионной теории происхож

 

                Известное не есть познанное.
                Г. Гегель.

                Одно и то же есть мысль и то,
                о чем мысль существует.
                Парменид.

        Начало есть ничто, желающее стать нечто.
                Книга УФС.


Инверсионная теория происхождения человека, сознания и языка В. В. Тена (2005 – 11), явилась серьезным научным прорывом, который пока не замечен современниками, а его значение для философской антропологии и философии в целом не осмыслено и не оценено. Между тем только с позиции диалектики и в сопоставлении с новейшими открытиями можно дать оценку той и другой теории в качестве ступеней самопознания человека.

Принцип инверсии или колебательного явления широко распространен в реальности и отражает ее волновую природу. Вместе с этим мир един и в нем нет противоречий, а сознание живых существ и человека устроено так, что воспринимает и осмысливает его как двойственный субъект-объектный. Это является эволюционно выработанной особенностью восприятия реальности живыми существами, которая служит для выживания в ней. В едино воспринимаемом мире невозможно осуществлять жизненный процесс.

Можно утверждать, что все двойственное инверсионно, то есть любая пара противоположностей едины в непрерывности и существуют одновременно в разном контексте восприятия. В динамических процессах они связаны так называемыми фазовыми переходами, которые могут быть почти незаметными и ощутимыми мгновенными. К ним относятся всем известные количественно – качественные переходы. В любом эволюционном процессе инверсия есть качественный скачок, подготовленный всем ходом  предшествующего развития и закономерным накоплением необходимых и достаточных факторов. Принцип инверсии или логической эквивалентности также является одним из самых фундаментальных принципов организации разума, показывающим, что если верно одно утверждение, то верно и противоположное в соответствующих условиях. Это было известно уже давно и отражено в древнегреческой диалектике и принципах даосизма.
 
Наивысшее развитие принципы диалектической логики получили в системе философии Г. Гегеля, которую он сам называл «абсолютным идеализмом» и, которая, по своей сути, являлась наукой о мышлении, создаваемой на строгой логике формализованного диалектического подхода. Сущность его подхода заключалась в том, чтобы связать условные формы мышления в форме логических понятий с динамикой их перехода в противоположность и далее показать их в качестве эволюционирующих от самых абстрактно обобщенных понятий до конкретных явлений действительности. При этом процесс движения идеи от абстрактного к конкретному происходил как противостояние противоречий и снятие их в ходе развития. Упрощенно, диалектика Гегеля состоит в столкновении противоположных дефиниций (определений), а их разрешение заключается в их объединении. Главная идея гегелевской диалектики есть утверждение через отрицание, при котором сохраняется логическая целостность (завершенность) понятия, как объединенной двойственности. Это соединение подтверждения и опровержения в одном придающее подобной логике высокую убедительность, хотя сложно для понимания.

В универсальной философской системе (УФС) принцип инверсии или противоречия моделируется маятником, который имеет три характерные точки. При этом крайние точки есть противоположности, а средняя их единство. Это является основанием применения логики с включенным третьим и делает УФС частным случаем диалектики Гегеля. УФС есть опыт создания нового философского основания мировосприятия, в котором осуществлен переход от узкого сугубо материалистического подхода к более широкому взгляду, базирующемуся на единстве материи и сознания, в качестве двух сторон реальности или двух сущностей. Эти две фундаментальные сущности называются энергия и информация. Универсальность основания заключается в использовании квантовомеханического подхода, позволяющего рассматривать все явления реальности, как «материальные», так и «идеальные» с позиции их единой волновой природы. Это диалектически снимает противоречие материя – сознание, объединяя его в понятии волны. Именно с этой позиции, позволяющей на единой основе обобщать любое накопленное знание, следует сопоставить гегелевскую диалектику мышления с реальным процессом возникновения сознания человека.

Инверсионная теория В. В. Тена принципиально отличается от других теорий антропогенеза, поскольку не основывается на общепринятой, но не подтвержденной гипотезе симиализма, а выводится от ископаемых лемуров, которые были общими предками хвостатых обезьян и зубатых китов (акродельфидов). При этом появление человека явилось итогом эволюции неотенических форм древних предков дельфинид на основе педоморфоза. Упрощенно, человек произошел от четвероногой формы детенышей предков дельфинов, существовавшей в тот период, когда они не совсем отдалились от сухопутной формы и имели 4 ластообразных конечности, но уже вели в основном морской образ жизни, наподобие современных котиков и морских львов. При этом они выводили свое потомство в мелководных лагунах под присмотром взрослых особей, а их детеныши на определенной стадии развития походили на людей. Специфические условия обитания в прибрежной зоне в условиях изоляции от моря, направили эволюцию подобных предковых форм на освоение именно этой экологической ниши и тем разделили эволюцию от общего предка дельфинид и людей. При этом закономерно сложились три основных фактора эволюции: 1) особый мозг, доставшийся от дельфинид и состоящий из двух полушарий способных к работе независимо друг от друга; 2) особое обильное питание, преимущественно панцирными моллюсками, при отсутствии межвидовой конкуренции за пищу, которое способствовало формированию тела и развитию гиперсексуальности; 3) ландшафтная обстановка сочетания трех сред обитания воды, суши и воздуха (скалы, деревья), расширявшая сферу поведенческих реакций и способствовавшая развитию универсальности.

В процессе своей эволюции к человеку пресапиенс испытал три инверсии или эволюционных скачка. Первая инверсия заключалась в переходе от инстинктивно-рефлекторного поведения к психопатогенному состоянию-поведению, которое происходило одновременно с педоморфозом или формированием, телесной структуры, на основе детской формы, приспособленной к прибрежной среде обитания. По-другому, изоляция среды обитания детской формы предка дельфина, привела к освоению им именно прибрежной зоны обитания. Фактором выживания в этой зоне явилась гиперсексуальность и способность к воспроизводству в раннем возрасте. А жизнь на суше послужила импульсом к нарушению межполушарного баланса или последовательной работы обоих полушарий и переходу к их одновременной работе, в новом качестве двойственности восприятия в одной телесной системе. Это было сумасшествием животного, но не в крайней форме, а в виде разновидности шизофрении или устойчивого психопатологического состояния (УПС), которое в форме внутреннего неосознаваемого диалога совмещалось с повседневной деятельностью.
 
Оно напоминало состояние блаженного, при котором человек полностью погружен в свой внутренний мир в процесс самоосознавания и по-своему счастлив в нем. Это тихое хроническое помешательство, находящееся на стыке биологического и социального. По-другому его можно назвать состоянием «сам в себе», а его рецидивами (реликтами) в сознании современных людей как раз и являются УПС и «детский аутизм». Это была неосознаваемая борьба полушарий за доминирование. С научной позиции эти явления есть отражение филогенетических процессов в конкретном онтогенезе. Так возник человек безумный (Номо asapiens), хотя возможно, его лучше было бы назвать человеком блаженным (Номо beatus), поскольку он и не подозревал о своей исключительной и трагической судьбе.
 
Широкая распространенность неотенических форм эволюции отражает факт того, что эффективно могут эволюционировать только ранние или детские видовые формы. Детство есть возможность эволюции к новому, а взрослые формы консервативны в силу эффективной специализации к среде обитания. Этому способствует возможность продлить детство настолько, насколько выше возможность эффективнее спасаться от врагов, меняя среду обитания. Для пресапиенса это была троекратная возможность.

Продолжение эволюции этого существа привело ко второй инверсии или ароморфозу (сапиентации) пресапиенса, который заключался в завершении борьбы восприятий двух полушарий, разделении их функций и возникновении доминирования одного полушария. Это и было возникновением самосознания, когда их противоречие было вытеснено вовне и которое стало расщепления восприятия на условные «Я» и «Оно». Однако для того чтобы подобный процесс был возможен требуются определенные условия.

Установлено что основным показателем развития мозга является не количество и сложность нейронов и их связей, а количество и сложность межполушарных связей, определяемых площадью сечения мозолистого тела и  достигающее у человека 753 мкм2, что означает отличие от животных на один – два порядка. Поэтому именно интенсивное развитие мозолистого тела, которое заключалось в количественном росте и усложнении межполушарных контактов, было главным морфологическим содержанием второй инверсии. При этом только у предков дельфинов возник мозг, состоящий из двух полушарий, способных работать независимо друг от друга, что означало как бы два мозга в одной голове. Поэтому для появления «самосознания» им не хватало объема и разнообразия связей между ними. Это и было достигнуто в процессе второй инверсии под непрерывным воздействием стрессового фактора расщепленного восприятия. Таким образом, по В. Тену, «ОСНОВНЫМ ФАКТОРОМ СИНТЕЗА СОЗНАНИЯ БЫЛ СТРЕСС ВЫЗВАНЫЙ НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОЙ АСИММЕТРИИ И ПООЧЕРЕДНОГО СНА, КОТОРЫЙ ВЫЗВАЛ УСКОРЕННЫЙ РОСТ КОМИССУРЫ МОЗГА И ЗАКРЕПИЛСЯ НА ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ, КАК НАСЛЕДУЕМЫЙ ПРИЗНАК». Отсюда следует, что самосознание человека есть условный информационный стереоэффект одновременной работы двойного мозга и этот эффект никоим образом недостижим в эволюции других животных.

Диалектичность этого процесса, по В. Тену, заключается в следующем. «ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ, СПИРАЛЕВИДНЫЙ ПРИНЦИП ИМЕЕТ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ТАКОЙ ВИД: НОРМАЛЬНАЯ ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ, ИМЕЮЩИХ ДВА МОЗГА В ОДНОЙ ЧЕРЕПНОЙ КОРОБКЕ (ТЕЗИС) – ПСИХОПАТОЛОГИЯ, СВЯЗАННАЯ С РАЗРУШЕНИЕМ НОРМАЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ (АНТИТЕЗИС) – СОЗНАНИЕ (СИНТЕЗ)». Это не только показывает синтетический характер сознания, но и выводит на диалектическую философию Г. Гегеля, которая, тем самым, обретает естественность как образ мышления. Взаимопоглощение  и адаптация друг к другу двух сознаний создало самосознание, как единый орган управления организмом. При этом, так называемое «бессознательное» существует на переходе, в мозолистом теле, а не в пресловутой «подкорке». «ОНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ «ВОЛНУ», ПРОХОДЯЩУЮ ПО ВОЛОКНАМ И СУЩЕСТВУТ ПОДОБНО ФОТОНУ, ТОЛЬКО В ДВИЖЕНИИ». В этом заключается волновая природа сознания, которое является естественной частью всеобщей волновой реальности мира. Возникновение сознания было не просто разделением на внешнее и внутреннее, а стало возникновением пред-я, поскольку становление личности долгий и уже не биологический, а исторический процесс.
 
Третья инверсия пресапиенса заключалась в становлении личности, и она происходила в неразрывной связи с возникновением языка и социума. Возможно, главным в этом процессе, было возникновение логических представлений, установивших первичные причинно-следственные связи явлений, обозначивших понятия и положивших этим начало процессу познания. Отсюда самосознание всегда есть самопознание. При этом любое явление возникает в разуме как «мое во мне» или «свое в себе» и всегда несет на себе эмоциональный отпечаток личности или уровня сознания, познающего мир посредством себя. Суть третьей инверсии в переходе от животной стихийности, руководимой желаниями и страхами к соблюдению условностей социальной жизни. Это творческий процесс, заключающийся в осознанном создании оптимальных правил поведения не стада или стаи, а организации самосознающих существ. Именно в этом принципиальное отличие социальных организации людей от подобных организаций животных, чего не замечает и не хочет понять социобиология.

По В. Тену, «ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ВНУТРИ ЖИВОТНЫХ СООБЩЕСТВ ЗАДАЕТСЯ СПОСОБОМ РАЗМНОЖЕНИЯ» и проявляется в половом диморфизме. При этом в качестве индикативного признака он выбирает особенности вторичных половых признаков, которые позволяют уподоблять первичные социумы людей сообществам львов, бизонов, а более всего морских львов, слонов и котиков, которые вели сходный прибрежный образ жизни. Общим для них является то, что все они общественные животные, живущие небольшими устойчивыми группами с численным преобладанием самок. Главные роли в таких сообществах: у самцов – защита территории и самок, а у самок – защита потомства. Поэтому первичные социумы людей во многом напоминали коллективы морских или сухопутных львов и носили гаремный характер и были структурами с жесткими связями, основанными на праве силы. В дальнейшем на основе социального творчества, использовавшего гибкость социальных связей, основывающихся на осознании смыслов жизни, сформировалось то многообразие форм социумов, которое не может создать никакое животное.

Одновременно с формированием социумов происходило возникновение смыслов реальности в противостоянии двух восприятий. В итоге победа одного над другим означала появление «нечто» или представления, отдельного от внешнего вообще, и в том числе и от среды обитания в частности. Это было процессом, когда вместе с понятием о себе  возникли понятия чистых природных сущностей в их диалектическом единстве. Это было началом познания вещей по триаде вещь – мысль – понятие. Возникала простая логика – логика форм как ступень к логике содержаний. В общем виде таким путем происходило становление человека и общества по теории В. Тена. Это действительно научная теория, существенно выделяющаяся среди множества необоснованных гипотез, поскольку она полностью удовлетворяет трем основаниям научности: 1) актуализма – одновременно охватывать всю полноту фактов, 2) эволюционизма – охватывать все способы их динамики, 3) гносеализма – иметь высокую объяснительную и предсказательную способность.

Кроме того на ее основе можно по-новому, с неожиданной позиции, истолковывать философию Г. Гегеля и тем самым расширить ее понимание. Вот как описывает Гегель в «Науке логики» (Глава 3 Для себя бытие)  противостояние сознаний в двойственном мозге пресапиенса, в новом прочтении с использованием современных понятий.
 
«СОЗНАНИЕ ЕСТЬ «ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ», В КОТОРОМ ОНО КАЧЕСТВЕННО ЗАВЕРШЕНО И ЯВЛЯЕТСЯ БЕСКОНЕЧНЫМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ В СЕБЯ. (В этом суть УПС). ЭТО СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИ СЕБЯ, РЕФЛЕКТИРОВАННОСТЬ В СЕБЯ, В СВОЮ ИДЕАЛЬНОСТЬ (субъективность) В КОТОРОЙ ОДНОВРЕМЕННО СОХРАНЯЮТСЯ ИДЕАЛЬНОСТЬ СЕБЯ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТА И ИМЕННО В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИСТИННЫЙ ДУАЛИЗМ. В САМОСОЗНАНИИ ДУАЛИЗМА НЕТ, ПОСКОЛЬКУ «СВОЕ В СЕБЕ» ИДЕАЛЬНО И БЕСКОНЕЧНО. ПРИ ЭТОМ БЫТИЕ ДЛЯ ОДНОГО ПРОЯВЛЕНО В СООТНОШЕНИИ  С ДРУГИМ».
 
«БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ И ОДНОГО СУТЬ НЕРАЗДЕЛИМЫЕ МОМЕНТЫ «СВОЕГО В СЕБЕ». ОДНО В НЕМ САМОМ ЕСТЬ СОСТОЯВШЕЕСЯ ОТРИЦАНИЕ НАЛИЧНОГО  БЫТИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОСТИ С ДРУГИМ. ОТРИЦАНИЕ, СООТНОСЯЩЕЕСЯ С САМИМ СОБОЙ, ИЛИ ОДНО И ПУСТОТА ЕСТЬ АБСТРАКТНОЕ СООТНОШЕНИЕ, ОЗНАЧАЮЩЕЕ, ЧТО В ОТРИЦАТЕЛЬНОМ ВООБЩЕ ЛЕЖИТ ОСНОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ. СТАНОВЛЕНИЕ – ПЕРЕХОД БЫТИЯ В НИЧТО, В ПОТЕРЮ ОСОЗНАВАНИЯ «СВОЕГО В СЕБЕ» И ОБРАТНЫЙ ПЕРЕХОД В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ТЕЛЕ. ОДНО, ФИКСИРОВАННОЕ «ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ», КАК ОДНО СУЩЕЕ, НАЛИЧНОЕ, А В СООТНОШЕНИИ С НЕКИМ СУЩИМ С НИМ ОДНОВРЕМЕННО СТАНОВИТСЯ РАВНЫМ ОДНОМУ».

Это означает что в состоянии патологии происходит внутренний диалог не ощущаемый как диалог, а как общение с пустотой самого себя. Поэтому в шизофрении одно с самим собой есть отталкивание или выход из самое себя. В этом процессе отрицание самого себя или двух одних к друг другу есть некое слияние тождеств, преодолевшее отталкивание. Это внутреннее снятие различий есть притяжение или утверждение.

По сути, это описание первой инверсии в форме маятникового процесса спонтанного (спонтанойного у Гегеля) перехода сознания, в свою противоположность локализованного в одной телесной системе. Это естественный колебательный процесс в ходе, которого на основе двойственности восприятия путем отрицания одного самого себя  или рефлексии (воображении) в самого себя возникает утверждение в форме понятия себя. Вводя формальную логическую триаду: понимание – диалектическое суждение – спекулятивное суждение Гегель, по сути, достиг истоков возникновения мышления первых людей, которые воссоздавали свой внешний и внутренний мир из самого себя, из своего еще не установившегося представления. А далее именно из этого происходит известная триада Гегеля: тезис – антитезис – синтез и на этом принципе строится вся его диалектика.

«РАЗЛИЧИЕ И ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ СУТЬ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПРИМИРЯЮТСЯ В УТВЕРЖДНИИ ИХ ИДЕАЛЬНОСТИ, И ЕСТЬ ДВИЖУЩЕЕСЯ ЕДИНСТВО. ИДЕАЛИЗАЦИЯ ЕСТЬ НЕПРИЗНАНИЕ ЧЕГО-ЛИБО ИСТИННО СУЩИМ (формализация) И ВСЯКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ ИДЕАЛИЗАЦИЯ. ФИЛОСОФИЯ СТОЛЬ ЖЕ ИДЕАЛИЗМ,  КАК И РЕЛИГИЯ. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ». Это означает, что идеализация отражает всеобщее, а не конкретное в его чувственной единичности. По Гегелю, возникновение понятий в форме идеализации конкретных вещей есть переход к познанию реальности, и соответствует второй инверсии по Тену. Реальный осознаваемый мир объектов возникал из бытия сознания в самом себе и для себя. «ПРИРОДА НАЧАЛА ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ОНО БЫЛО БЫТИЕМ» утверждает Гегель, а это означает, что начало познающего мышления выводится из самого себя и не имеет ничего кроме самого себя. Таким образом, окружающая реальность возникла для мыслящего человека как субъективность, а движение  сознания шло от непосредственности к идеалу (обобщению) и от него к абсолютному знанию совершая цикл познания.
 
При этом чистое бытие – чистое знание – объект сливаются в единство, которое по мысли Гегеля есть объективное единство или объективный идеализм, который стал его главной теоретической разработкой. Основным понятием этой теории является абсолютная идея или Мировой дух: «в своей истине разум есть дух… он есть рассудочный разум или разумный рассудок». Это означает, что дух есть логический разум, а человеческая логика часть логики высшего разума или абсолютной идеи (Мирового духа). Поэтому если понимать под абсолютной идеей самосознание или «Я» человека, то три стадии развития духа по Гегелю есть три стадии динамики субъективного «Я» и три инверсии эволюции самосознания. На первой стадии дух разделяется на «Я» и «не-Я» внутри себя (в одной голове) – это тезис или первая инверсия. На второй стадии дух, ощутив свою внутреннюю противоречивость, вытесняет «не-Я» в окружающий мир, сотворяя его и других людей – это антитезис или вторая инверсия. На третьей стадии дух творит общественные законы, ведущие к установлению образцового порядка (божественной истины) в обществе – это синтез или третья инверсия. В этом полное подтверждение общих теоретических принципов философии Г. Гегеля и практической теории происхождения сознания человека и общественного процесса В. Тена. Философия Г. Гегеля изложенная в «Науке логики» по своей внутренней сути является теорией возникновения понятий в двойственном разуме первого разумного человека.

Это величайшее достижение Гегеля, который в своей философии смог вплотную в обобщенном виде подойти к истокам сознания человека, хотя и не осознавал этого. Только сейчас с появлением инверсионной теории происхождения человека открывается вся глубина и гениальность гегелевской философии значительно опередившей свое время. Для своего времен она действительно была высшим достижением философской мысли, а многие логические понятия разработанными в ней остаются актуальными до сих пор.

Далее если понимать под Мировым духом вселенское информационное поле (ВИП), принятое за основу всей реальности в универсальной философии (УФС), то УФС является попыткой описания эволюции Мирового духа в реальном субъективном бытии вселенной смыслов личности (ВСЛ) состоящей из трех планов: вселенной, человека и общества. Таким образом, инверсионная теория, объективный идеализм и УФС являются системами, непротиворечиво дополняющими друг друга и являющимися частями единого миропонимания, совпадающими с основным руслом научного познания мира.

                Список литературы

1.Гегель Г. Наука логики.
2.Мельников Г. А. Книга УФС.
3.Тен В. В. Археология человека. Происхождение тела, разума, языка.
4.Тен В. В. Прощай обезьяна.


Рецензии