9. Китайские церемонии

         Как-то я посетила выставку Общества птицеводов, отпраздновавшего свой 120-летний юбилей. На этой выставке приз зрительских симпатий, если бы его догадались учредить, достался бы не экзотическим фазанам или павлинам или декоративным породам кур, с шелковыми, похожими на шерсть, перышками, а обыкновенным индюкам. Белый и серый индюки мясной породы сидели в клетках рядом друг с другом. Между этими клетками висела мешковина, но в одном месте она была отогнута, образуя окошечко. И два самца, заглянув в него, вдруг узрели соперника. Их "сопли" налились кровью, перья распушились; с угрожающим "болботаньем" птицы ринулись друг на друга. Добежав до решетки, индюки изящно развернулись, будто танцевали вальс, вернулись в противоположные концы своих клеток, опять приняли  боевой вид и пошли в следующую атаку. Угрожающие позы обыкновенных индюков оказались столь завораживающе-красивыми, что около их клеток собралась толпа зрителей. Она рассосалась, когда служитель поправил мешковину, птицы успокоились и начали рыться в опилках, подбирая рассыпанные там зерна.   
           Язык демонстраций – третий вид коммуникаций, известный у животных. Танцы журавлей прославлены поэтами ничуть не меньше, чем пение соловьев. Демонстративные позы имеются у всех живых существ, способных мало-мальски видеть и двигаться. И не просто застывать в определенных позах или, наоборот, кружиться в танце, повторяя одинаковые па, но использовать различные приспособления, чтобы усилить зрительные эффекты! 
        В Альпах водится вид комара-толкунчика, который не только собирается в рой, чтобы самцам и самкам было легче найти друг друга: самцы умеют плести ажурную шелковую вуальку из паутины, которую растягивают между задних ножек. Они танцуют в воздухе, а вуалька блестит и развевается, как знамя, "очаровывая" самок. И такие комарики вполне могли послужить прообразами эльфов – сказочных  крылатых человечков, пляшущих над  цветами... На Черноморском побережье Кавказа водятся жуки – светлячки мингрельские, которые в теплые и темные южные вечера устраивают целую иллюминацию – как по команде, то зажигая, то выключая свои фонарики. По себе знаю – это незабываемое зрелище! Как они "договариваются" и по какому коду "перемигиваются"? Оказывается, периоды свечения и затухания и траектория  полета специфичны для вида – по этим признакам самки узнают самцов. Подмосковный светляк – "иванов червячок" – ведет совсем другой образ жизни. Свет есть только у самки, похожей на червяка, а точнее – на личинку старшего возраста. Она мигает, сидя в траве, а самец, не умеющий светиться, но зато умеющий летать, спешит к ней.   
            У различных животных в ходе эволюции складываются так называемые комплексы фиксированных действий: набор движений или поз, одинаковых для особей данного вида; такие движения или позы стали социально значимыми сигналами. Сам процесс превращения тех или иных движений в сигнал называется ритуализацией. (Тут можно провести параллель с ритуалами у людей, принадлежащих к разным культурам; ритуалы, как известно, играют важную роль при общение и передаче традиций от родителей к детям).
             Ученые проводили опыты: разделяли плодовых мушек – дрозофил одного вида на две разные популяции и выращивали в изоляции друг от друга в течение многих мушиных поколений. И что же? При встрече эти мушки, не могли нормально скрещиваться: самки "не понимали" ухаживания самцов и относились к ним равнодушно, как к представителям чужого вида. То есть в изолированных популяциях с течением времени происходит накопление мелких различий, что является составной частью процесса микроэволюции, которая затрагивает, в первую очередь, комплекс фиксированных действий. 
        Из чего же образуются демонстрации у животных? Во-первых, из интенционных, т.е. подготовительных, незавершенных движений. Например, перед тем как взлететь, птицы приседают и поднимают хвост. Различные "па" с приседанием и поднятием или распусканием хвоста входят во многие птичьи танцы. Во-вторых, из смещенной активности, когда животные совершают действия, не соответствующие ситуации. Возбужденные кошки и мышки, чтобы успокоиться, начинают умываться. Это называется грумингом. Иногда животные умывают лишь себя, иногда – друг друга. И в третьих, из переадресовочных действий. Собака, которая сидит на цепи и не в силах добраться до чужака, грызет цепь. Иногда такая цепь бывает "воображаемой" –  дрозд (вспомним дрозда или скворца, который, одновременно хочет напасть и боится соперника, клюет сухие листики, валяющиеся вокруг него на земле). Самый эффектный случай подобного рода описан у Д.Корбетта, который был не просто охотником, но и превосходным натуралистом-наблюдателем: легко раненый, скорее, контуженный, тигр набросился на... молодое деревце и буквально растерзал его!
        В ходе эволюции социально значимые сигналы складываются из любых  форм поведения. Обмен кормом весьма характерен для птиц. Любители знают, как "милуются" волнистые попугайчики и неразлучники: они подолгу кормят друг друга теми зернышками, которые могли бы взять из кормушки сами, если бы действительно были голодны. Приветствие обезьян включают в себя элементы защитного поведения, которое проявляется при действии неожиданных и неприятных стимулов – они как бы пытаются закрыть голову руками. Комфортные движения у птиц – чистка перышек, отряхивание, потягивание – стали частью ритуала ухаживания. А распушение перьев или поднятие шерсти характерно как для терморегуляции, так и для поз угрозы противнику. (Этому есть физиологическое обоснование: при стрессе, какими бы факторами он не был вызван, происходит спазм сосудов, то есть шерсть или перья взъерошиваются).
          Собственно говоря, ритуализация закрепляет схематичные  и эмансипированные (ставшие независимыми от первоначального поведения) движения и сопровождается демонстрацией бросающихся в глаза структур (гребней, шлемов, капюшонов, которые можно поднять, раскрыть, раздуть). Все эти гребни и шлемы работают как сверхрелизеры; их обладатели выигрывают призы в виде лучших территорий и большего количества самок, следовательно, оставляют больше потомства. И хорошо развитые, бросающиеся в глаза структуры, достаются детям в качестве генетического наследства.       
       ...Встреча двух знакомых псов на прогулке – обнюхивание в строго определенных местах, виляние хвостами и поочередное мечение одного и того же кустика с двух сторон – то же самое, что и встреча их хозяев – вежливое приподнимание шляпы, рукопожатие и разговоры о погоде... Все движения заранее запрограммированы и понятны обеим сторонам!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.