Малые подлодки

Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н. Н. Исанина (АО СПМБМ «Малахит») разработало новое поколение малых ПЛ водоизмещением от 220 до 950 тонн, сообщает Warspot .Фактически это реинкарнация советского проекта 865 «Пиранья». Всего в СССР были построены две подлодки этого проекта (МС-520 и МС-521). Они вошли в состав флота в 1988 и 1990 годах. Однако в 1999 году эти корабли были списаны «из-за недостатка финансирования и отсутствия подходящих для них задач», говорится в материале.Водоизмещение советских «Пираний» составляло 319 тонн, их длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м. Подлодки были способны развивать скорость до 7 узлов и погружаться до 180 метров. На борту предусматривались места для 6 десантников. Экипаж – 3 человека. Сейчас разработана целая серия подлодок семейства "Пиранья" от 220 т и до 950 т. Практически все эти лодки могут быть вооружены торпедным, ракетным, в том числе, "Калибрами", и минным оружием. Некоторые из них имеют шлюзовые камеры для выхода боевых пловцов, рассказал замгендиректора «Малахита» Николай Новоселов. По его словам, подлодки «могут выпускать ракеты из торпедных аппаратов калибров 533 и 400 мм, кроме того, в их арсенале имеются минно-сбрасывающие устройства, которые позволяют осуществлять бесшумную постановку мин за счет их выхода под тяжестью собственного веса». Скорость новых ПЛ по сравнению с российскими предшественницами возросла (у базовых моделей) до 15 узлов. По желанию заказчика скорость может быть увеличена до 20 узлов. Малые субмарины разработаны для российского флота, однако могут найти свою нишу и на зарубежном рынке. При серийном производстве их цена будет сравнительно недорогой.

Итак

Это очень эффективное направление вооружений, которое очень актуально в будущем.

Приложение

Во флотах крупных стран еще со времен первой мировой войны находятся специальные подводные аппараты для действий подразделений разведчиков-диверсантов. В настоящее время наибольшее развитие подводные силы специальных операций получили в США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и России, также подобные формирования активно создаются в ряде стран Азии, Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. На малые подводные лодки (МПЛ) в современных условиях может быть возложено решение следующих задач: действия против кораблей и судов в прибрежных районах и пунктах базирования, доставка и высадка подразделений спецназа, ведение разведки, постановка мин в фарватерах, охрана подводных сооружений. Причем прогресс позволил части наркоторговцев, контрабандистов, армиям малых государств, повстанческих объединений овладеть технологиями, в том числе подводного судостроения. Это делает актуальным как развитие подобных технологий для армии и флота, так и средств реакции на данные угрозы.!
  Инцидент в Желтом море, имевший место в марте 2010 года, когда торпеда CHT-02D, вероятно, выпущенная одной из северо-корейских ПЛ, потопила южно-корейский корвет Chon An типа Pohang, обладавший противолодочным вооружением. Поэтому в настоящее время активно развивается рынок недорогих, быстро строящихся и экономичных в эксплуатации малых подводных лодок, которые даже малому военно-морскому флоту дают возможность уничтожить противолодочный корабль, вторгнувшемуся в национальные Информация по реальной численности МПЛ и их тактико-технических элементов весьма противоречивая. Если по боевым имеется некоторая информация, то по транспортным, создаваемым частным образом для криминального бизнеса, точная информация практически отсутствует. Ряд аппаратов имеют двойное назначение, например, разработаны туристические и исследовательские ПЛ. Проектированием и/или изготовлением занимаются ряд компаний: Cos.Mo.S. SpA, Fincantieri, Vogo, HDW / Kockums, TSNW, MarItalia / GSE, DCNS, Northrop Grumman, Abeking & Rasmussen, Vickers, ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит» и др.В целом эти МПЛ с глубиной погружения 200–300 метров, с экипажем два – шесть человек, обладают автономностью до 20–30 суток, дальностью плавания в надводном положении до 2500 миль. Вооружение – торпеды (крылатые ракеты) калибра 533 мм в торпедных аппаратах или транспортно-пусковых контейнерах, мины в забортных минно-сбрасывающих устройствах. Немногочисленный экипаж за счет высокой степени автоматизации управления системами и оружием обеспечивает преимущества малых ПЛ как в габаритах, так и по необходимой для обеспечения их жизнедеятельности береговой инфраструктуре. Малая численность экипажей и, соответственно, численность личного состава соединения позволит базироваться постоянно либо в положении дежурства (временного базирования) у одного причала или плавбазы даже в точке укрытой якорной стоянки, либо закрытой бухте. При этом малые габариты позволяют осуществлять транспортировку по железной дороге или авиационным транспортом. Для этого стандартное водоизмещение МПЛ часто о! граничивают для возможности транспортировки на военно-транспортных самолетах (с частично снятым вооружением и оборудованием или в боеготовом состоянии) на любой театр военных действий, а постоянное их базирование вместе с легководолазами-спецназовцами организовать в одном месте. Для удобства транспортировки некоторые аппараты имеют разборную / модульную конструкцию, например аппарат SSX-1 и “Оrcа”.Ряд МПЛ имеют возможность стыковки с ПЛ-носителями, что, в принципе, дает возможность решать и задачу по поиску затонувших подводных лодок и спасанию их экипажей , но чаще используется для перемещение МПЛ в зону действия, однако при этом чаще всего ограничивается скорость и глубина погружения носителя.Навигационное оборудование МПЛ может включать в себя следующий комплект приборов: гиромагнитный компас, гидроакустическую станцию, гидроакустические маяки-ответчики, эхолот, лаг, приемник спутниковой системы GPS (в виде всплывающей антенны или телескопическое выдвижное устройство), аппаратуру звукоподводной связи, автоматическую систему наведения на носитель, систему бортового переговорного устройства. Часть аппаратов имеют непроникающие в прочный корпус подъемно-мачтовые устройства.МПЛ действует на шельфе с глубинами до 200 метров, спасение экипажа обеспечивается методом «свободного всплытия». При этом экипаж имеет малую численность и не имеет возможность эффективно бороться за живучесть, то есть реализуется концепция «безопасность прежде спасения», кроме того у поврежденной или аварийной ПЛ в условиях противодействия противника мало шансов вернуться .Основным недостатком МПЛ периода второй мировой войны были малые дальность плавания, мореходность, скорость хода и автономность. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, развернувшиеся за рубежом с 1952 по 1963 годы по улучшению этих качеств, привели к созданию ряда проектов нетрадиционных конструкций. Так в Англии и Франции были разработаны проекты на подводных крыльях и воздушной подушке. В 1962-1963 годах американская фирма General Dynamics Corporation предложила проект летающей сверхмалой ПЛ.С ростом эффективности противолодочной обороны к середине 70-х годов назрела необходимость резкого повышения боевых возможностей имеющихся и создания новых типов МПЛ. Особое внимание было обращено на создание воздухонезависимой энергоустановки (ВНЭУ). Причем такие работы идут по двум направлениям. Первое связано с переходом на использование только электродвижения с применением аккумуляторных батарей с более высокой плотностью мощности и к.п.д.. В рамках второго ведется поиск и внедрение наиболее оптимальных ВНЭУ на основе тепловых двигателей . На МПЛ часто применяется двигатель внутреннего сгорания по замкнутому циклу. Так к 1980 году некоторым итальянским, немецким и шведским компаниям удалось разработать несколько серийных образцов достаточно надежных в эксплуатации установок. Кроме того получили распространение следующие технологии: топливные элементы, двигатели с внешним подводом теплоты (Стирлинга). Возможно также применение паровой турбины замкнутого цикла (MESMA). Ряд!  МПЛ оборудованы ядерной энергоустановкой, так в США еще в 1969-м был создан малогабаритный вариант АЭУ и построена малая ПЛА NR-1 (водоизмещение 400 тонн), в СССР/России в 1981–1995 годах построена серия из трех ПЛА специального назначения проекта 1851 (водоизмещение 550 тонн). Кроме того разрабатываются различные установки на основе высокометаллизированного безгазового топлива .Архитектурный облик МПЛ, с точки зрения гидродинамики, близко подошел к оптимуму, при этом некоторые МПЛ выполняются практически без ограждения или с рудиментарным ограждением выдвижных устройств или рубки. Для обеспечения плавания ПЛ в надводном положении разрабатываются конструкции выдвижного мостика для несения ходовой вахты. В качестве движительной установки используется традиционный гребной винт, в том числе в кольцевой насадке, ряд МПЛ оснащены резервными средствами движения типа откидных или выдвижных колонок. Однако отношение времени смены курса к общему времени работы движителя стремится к нулю, поэтому на некоторых перспективных проектах конструктора полностью отказываются от рулей и внедряется система Distributed Pump Jet Propulsor / “разнесенный” водомет. Основными направлениями являются: «один винт – один поток» – изменение направления приложения силы осуществляется аналогично авиационным двигателям с изменяемым вектором тяги; «один винт – несколько потоков» – и! зменение направления приложения силы осуществляется перекрытием сопел; «несколько винтов – несколько потоков» – изменение направления приложения силы осуществляется изменением скорости вращения двигателей. Кроме того преимуществом «разнесенного водомета» является обеспечение управляемости ПЛ на малой скорости вплоть до нулевой. Также были проведены работы по созданию магнитогидродинамического движителя, работы были начаты американскими фирмами в 1966 году, однако дальше стадии опытной модели не продвинулись. В 1989 году компания Mitsubishi построила экспериментальную ПЛ «Yamato 1» длиной 27 м. На испытаниях она развила скорость 8 уз. Однако большой вес и энергопотребление ограничивают применение движителя этого типа на СМПЛ в ближайшее время. Предлагались и другие варианты, например, роторные движители или движители на «эффекте Коанда».Все современные сверхмалые подлодки строятся в разведывательно-диверсионном или в многоцелевом варианте. В общем случае пусковая установка предназначена для отделения оружия от носителя, включая операции его шлюзования при «сухом» хранении оружия и открытия волнорезного щита, и требует соответствующего обеспечения со стороны корабля энергетикой (ВВД, гидравлика, электропитание). Хранение оружия внутри пусковой трубы предопределяет необходимость организации транзитных связей носитель – оружие в виде систем диагностики, ввода данных, телеуправления и т.д. Очевидно, что все эти взаимосвязи требуют соответствующего управления с необходимым аппаратурным оформлением. Фактически это отличает «ударные» МПЛ от «транспортных» (разведывательно-диверсионных). Часть МПЛ имеют возможность применения «настоящих торпед» и ракет «Harpoon» или «Exocet», например Sang-O (Shark), MS-29 Yono, Viet P-4 (Yugo), IS-120 Ghadir, MG120/ER.Следует отметить, что схемно-техническое решение подводных пусковых установок во многом определяется хранением на их направляющих. Рассматриваются два основных варианта:· «мокрое» хранение оружия, когда оно постоянно находится в жидкости (иногда в ингибиторе) под забортным давлением;· «сухое» хранение в герметичном контейнере (в пусковой трубе), что обуславливает необходимость шлюзования оружия перед его пуском.Основная проблема отделения заключается в следующем: необходима энергия, достаточная для того, чтобы переместить оружие из статического положения, в котором оно хранится, в динамическое положение вне ПЛ, с соблюдением требований по безопасности носителя и гарантированному выходу изделия на запрограммированную подводную траекторию его движения.К перспективным компоновочным решениям можно отнести проекты серии SMX компании DCNS, например SМХ-24, предусматривающей размещение оружия вне прочного корпуса в сменных модулях вооружений и на двух внешних консолях. SMX-26 предназначен для действий в прибрежных водах. Длина – около 40 м, вооружение – 10 торпедных аппаратов, 20-мм пушка и устройство для пуска зенитных ракет на выдвижной мачте. В проекте 3-GST9 был применен тороидальный корпус, полая часть которого предназначалась для хранения окислителя (кислорода) в газообразном состоянии и продуктов сгорания двигателя внутреннего сгорания.Однако, в настоящее время большее количество проектов относятся к классическим компоновочным решениям: S300CC, TR300, MS-29 Yono, Viet P-4, SMX-23 «Andrasta», Амур-950, S-1000, П-130 (170, 550, 750), «Пиранья-Т».В настоящее время вероятность «большой войны» значительно снижена. Однако, не проходит ни одного дня чтобы в одной или нескольких точках земного шара не велись боевые действия. Причем боестолкновения ведутся как на суше, так и на море. Одним из результатов исследований и переосмысления существующих реалий явилась разработка новой стратегии ведения боевых действий — так называемой «сетецентрической войны» (Net-Centric Warfare).Северная Европа была увлечена поисками таинственной подводной лодки у берегов Швеции. Начавшись с полуразмытой фотографии некоего объекта, попавшего в объектив шведки Анне Берлин, эта история быстро приобрела международный резонанс, поскольку шведские военные развернули беспрецедентную со времен окончания «холодной войны» операцию по поиску «иностранной подводной активности» в районе Стокгольмского побережья. «Это может быть подводная лодка, может быть и легкая подлодка, а может быть и водолаз, который использовал скутер для передвижения», - заявил на одной из первых пресс-конференции по этому поводу командующий ВМФ Швеции контр-адмирал Андерс Гренстад.Поискав неделю, шведские военные ничего не нашли. И это дало основание многим экспертам говорить о том, что «иностранная подводная активность», якобы замеченная у берегов Швеции, на самом деле была поводом для того, чтобы увеличить оборонный бюджет этой страны. И в этом есть свой резон. За полгода до парламентских выборов в Швеции (они состоялись 14 сентября этого года), правоцентристское правительство Фредрика Рейнфельда объявило о том, что необходимо наращивать военные расходы. В 2014 году оборонный бюджет Швеции составил 47 млрд крон (7,1 млрд долларов), но уже в следующем году расходы на оборону должны были вырасти до 7,93 млрд долларов, а через 10 лет – вдвое. Однако, выборы 14 сентября в Швеции выиграла «красно-зеленая» оппозиция, состоящая из Социал-демократической и Левой партий, а также «зеленых». И ее лидер – нынешний премьер-министр Стефан Лёвен, довольно критически во время предвыборной компании отзывался об идее финансировать темпы роста военного бюджета за счет!  повышения размеров штрафов за нарушение общественного порядка и мелкие преступления или сокращение расходов на сотрудничество с Россией в области охраны окружающей среды. «Финансирование строится на том, что люди должны неправильно парковать свои машины (и штрафоваться за это) или платить штрафы за опоздание с выплатой налогов. Никто не может сказать, что это серьезное обращение с оборонной политикой» - передавало его мнение информационное агентство ТТ. И история с «иностранной подводной активностью» в Стокгольмском архипелаге, в данном случае, могла быть разыграна для того, чтобы убедить и новое правительство, и депутатов Риксдага не сворачивать темпы роста военных расходов Швеции.Однако, другие эксперты, в частности Йоахим фон Браун, утверждали, что шведские военные, действительно, могли искать сверхмалую подводную лодку «Тритон НН», которая, предположительно, в количестве 1 единицы стоит на вооружении российского подводного спецназа и может использоваться для проведения разведывательно-диверсионных операций. Поэтому на проходившей в эти дни во Франции международной военно-морской выставке Euronaval 2014 особое внимание военных моряков из 115 стран вызвали малые подводные лодки, представленные нашей страной.Скажем сразу – «Тритона НН» в числе экспонатов там не было. Об этом погружающемся катере-носителе водолазов, который способен передвигаться со скоростью до 40 узлов, вообще известно очень мало. Зато ЦКБ «Малахит» (Санкт-Петербург, разработчик атомных подводных лодок) по полной программе представил малые подводные лодки «Пиранья», которые, помимо высадки десанта, ведения разведки и спасательных операций, могут эффективно применяться для охраны побережья, борьбы с кораблями противника, уничтожения береговых сооружений и минирования акваторий. Семейство этих лодок начало создаваться еще в начале 80-х годов прошлого века. По проекту «Малахита» «Адмиралтейские верфи» в 1988-1990-х годах передало ВМФ две малые ПЛ «МС-520» и «МС-521» проекта 865 «Пиранья». У лодок были титановые корпуса, поэтому стоимость одной «Пираньи», по свидетельству очевидцев, была сопоставима с ценой двух бомбардировщиков Ту-22М. Но технические характеристики лодок были выдающимися. Длина двухкорпусной лодки!  составила чуть более28 метров, глубина погружения - 200 метров, автономность – 10 суток, скорость подводного хода – почти 7 узлов, дальность плавания – до 1 тыс миль. Экипаж – всего 3 человека. Плюс 6 легководолазов на борту. Снаружи к лодке привешивалось два аппарата для минных постановок и пуска торпед и два контейнера для водолазного снаряжения. Обнаружить такую лодку было практически невозможно.Для транспортировки «Пираний» для выполнения ими специальных задач за пределами СССР планировалось переоборудовать атомную подводную лодку. Однако, в 1999-2000 годах МС-520 и МС-521, задолго до окончания срока их эксплуатации, были выведено из состава Балтийского флота и разрезаны на металлолом на Кронштадтском морском заводе. Две уникальные лодки превратились в 200 тонн титанового лома.Однако, в «Малахите» с этим не смирились. На смену «Пиранье» в последние годы была разработана «Пиранья-Т». Она мало отличается от своей предшественницы по габаритам, но водоизмещение «Пираньи-Т» увеличено до 500 т, дальность плавания – до 2 тыс миль, мощность гребного электродвигателя – до 250 кВт, соответственно в два раза увеличена полная скорость – до 12 узлов. Автономность составляет уже 20 суток. «Пиранья-Т» вооружена четырьмя торпедными аппаратами. В составе боекомплекта могут быть две ракеты или торпеды калибра533 мм, восемь торпед калибра400 мми четыре мины. Это вооружение позволяет эффективно действовать в районах, где большое значение придается скрытности ПЛ не только по акустическому, но и электромагнитным полям. Экипаж – от трех до пяти человек. «Пиранья» оснащена специальной шлюзовой камерой. Скрытный выход боевых пловцов осуществляется при постановке лодки на подводный якорь методом шлюзования. Боевые пловцы забирают из внешних контейнеров оружие и специальную!  аппаратуру и приступают к выполнению поставленной задачи. Возвращение на лодку осуществляется также методом шлюзования.Более того. «Малахит» сейчас разработал четыре модификации «Пираний» водоизмещением от 218 до 750 тонн, с глубиной погружения до 300 метров и с экипажем от 5 до 9 человек (хотя специалисты утверждают, что «легчайшей» версией лодки может управлять и один человек). Плюс до 6 боевых пловцов на борту. И к этим лодкам проявляют устойчивый интерес представители южных стран, обладающие месторождениями углеводородов на шельфе, которые нуждаются в их охране и защите. По–прежнему свободна ниша для «Пираний» и как средства доставки разведчиков-диверсантов в мелководные прибрежные районы. «Лодки малого водоизмещения могут конкурировать с большими субмаринами в прибрежной зоне при решении диверсионных задач, охране конкретных районов или морских баз. С этой точки зрения их область применения — это Балтийское море, Черноморский и Каспийский бассейны, в общем, все, кроме Севера» - убежден генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев.
Проблема одна. Зарубежные потенциальные заказчики, естественно, в первую очередь, интересуются, стоят ли на вооружение подобные подводные лодки в России. Но за 15 лет, прошедших с момента утилизации двух действующих «Пираний», командование российского Военно-Морского флота так и не нашло им применения. «У нас флот более крупный, и задачи, которые эти лодки могли бы решать в другой стране мира, у нас в принципе решаются теми силами, которые есть. В будущем, если у нас будет более крупный флот, более специализированный, то возможно их и закажут. Но пока интереса нашего флота к ним фактически нет»,- передала «Русская планета» мнение на этот счет эксперта Владимира Щербакова. Поэтому шведы могут спать спокойно – по крайней мере, у их берегов «Пиранья» появится еще не скоро.
Источник: interpolit.ru

Причина снятия с публикации: нарушение пункта 3.1 правил пользования сервером: Размещаемые произведения должны быть созданы автором, имя которого указано на авторской странице. Цитирование текстов других авторов допускается только в объемах, оправданных целью цитирования, в соответствии со Статьей 1274 Гражданского Кодекса РФ. При оформлении пародий, объем цитаты не должен превышать объем пародии, либо вместо восприведения текста исходного произведения лучше установить на него гиперссылку.
 


Рецензии