Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 31. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 31. ГЛАВА 11. СТ.1-15. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ГЛАВА 31. ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА.

1.Арджуна сказал.
Я полностью принимаю высшие сокровенные знания, называемые духовными, которые Ты поведал мне и этими своими словами уничтожил мою иллюзию.

КОММЕНТАРИИ:

Надо знать, что в материальном мире было не мало людей, через кого Бог Кришна под разными Своими именами в ту или иную религию передавал Совершенные духовные знания. Это всегда люди, непременно не случайные, но избранные Богом на некоторый период для передачи через них человечеству тем или иным путем тех или иных религиозных Писаний, объявляемых Святыми Писаниями. Так передавался Коран, Книга Мормона, Старый Завет, Новый Завет, Бхагавад-Гита. Непременно это передается, происходит через диалог с Богом. Человек готовится Богом ряд своих материальных жизней, где основное внимание уделяется его родословной и по матери, и по отцу, развиваются необходимые качества человека, его проявления себя в материальном мире в текущей жизни и в прошлых рождениях, его религиозность. Имеет значение и то, как человек готов начать диалог с Богом, предусматривается его смирение, не многословие перед Богом, подчинение, умение внимать Богу, правильно и уравновешено мыслить… Таким людям Бог непременно дает очень не простую судьбу, достаточно сконцентрированную на страдания и преодоления и достаточно помогающую человеку перед началом разговора с Богом себя проявить, осознать свои качества, свои убеждения, проявить непременно добродетель и аскетизм, как и тяготение к простому образу жизни и милосердие к живым существам,  к людям, к близким, умение прощать и быть готовым следовать Воле Бога незамедлительно, вручая себя Богу и адекватно реагируя на то, что с тобой Говорит Личность Бога, что есть очень не простой путь для многих достаточно религиозных и поклоняющихся Богу людей.

Разговор Бога с человеком для передачи через него людям совершенных духовных знаний есть изначальный путь, который спускает Новые совершенные духовные знания через избранных людей или дополняет уже существующие, или более глубоко их разъясняет, или обновляет с учетом ступени развития человечества на данный период и обозримое ни одно тысячелетие. В разные эпохи это происходит по-разному, неповторимо, в определенной ситуации, длительный период, через и мыслительный процесс, где Бог Себя обозначает через ум и мыслительный процесс человека, адаптирует его к такому состоянию внутренней непрерывной связи и приводит его в ту норму, которая подходит, чтобы начать процесс передачи знаний. Это происходит и через Явления Бога в приемлемой для человека и его религиозному направлению форме, происходит путями мистическими, сокровенными, много раз повторяющимися событиями, убеждающими человека, что он избран и ему предстоит выполнить ту или иную Волю Бога, быть ведомым Богом и выполнять точно Божественные требования и Указания.

Непременно, человек подготавливается на таком уровне, чтобы в этих знаниях в свою меру мог разбираться (в противном случае передавал эти знания один к одному через диктовку Бога, что значительно реже), чтобы внимал Богу с интересом, с пониманием, чтобы возможно было эти знания в нем как бы освещать, расширять, углублять, чтобы человек мог Милостью Бога получать понимание, подходящее, чтобы их доносить другим, оперировать как бы ими самостоятельно, следуя своим качествам, своему религиозному убеждению, как если бы эти совершенные духовные знания исходили и от него тоже, комментировать и проповедовать. Это значит, когда Бог Говорит, передает Знания, человек, будучи подготовленным, Милостью Бога внутри себя видит более обширно, более детально, может как бы эти знания тотчас комментировать, проповедовать, разъяснять, принимать их за свои, но также должен знать, что эти знания ему дал и дает Бог, и Бог этими знаниями в нем Управляет Божественными средствами.

Т.е. именно Бог в человеке есть источник Совершенных Духовных Знаний и даже одним Словом или только через внутренние Божественные энергии Бог в человеке как бы поднимает в нем некоторые пласты материальных и духовных знаний, опыт, сильнейшую религиозность, природу которых в себе человек не помнит или не знает, но констатирует, что ему Слова Бога понятны, и каждое Слово Бога он может в себе углубить и расширить неограниченно. Но также знает, что всем в нем Управляет Бог и видит работу Бога в себе необъяснимой и непостижимой. В таком случае он может и один стих Бога в себе комментировать как бы своими словами, своим как бы естественным мыслительным процессом. Но Бог постоянно Указывает ему, что и в таком случае понимание и мыслительный процесс дает ему Лично Бог. И если Бог замолчит, человек не помыслит, не добавит, не поймет. Иногда Святые Писания просто диктуются Богом. Но и в таком случае человек постигает их суть, становясь передатчиком Слов Бога.

Иногда Святые Писания передаются в определенных условиях, созданных Богом, как это было с Арджуной (или Мухаммедом, когда Бог Кришна под именем Аллаха передавал или диктовал ему Коран). Иногда Бог передает Святые Писания через людей, обозначенных, как святые, давая им Совершенные Знания через Дух Святой, т.е. Лично, но это выглядит, как собственный мыслительный процесс, легко исходящий от человека как вдохновение или Богооткровение, и в состоянии или экстаза, или глубочайшей благости. Некоторые Святые Писания даются Богом, как запись событий или духовных речей посланника Бога теми, кто также являются свидетелями. Они же и святые люди..

Но всегда непременно есть выход Бога строго на человека, как миссию, как и предварительная работа с ним в той или иной мере. Это – колоссальный труд Бога, где человек полностью ведом, управляем, входит в определенное состояние, понуждается Богом к смирению, терпению, пониманию ответственности перед Богом, к состоянию старания, желания внимать Богу и следовать Словам Бога. Каждое мгновение человек управляется Божественными энергиями извне и изнутри, на каждое Слово Бога должен быть направлен и в то же время все должно быть в рамках человеческих возможностей и понимания. И в то же время будет напряженность. Некоторая временами усталость, некоторое осмысление, некоторое сомнение… Человек почти не будет осознавать, что все в нем, полностью под контролем. Он не может сказать ни слова лишнего, не может допустить и мысль, неугодную Богу, не может произвести лишнего движения, но и не чувствует себя как бы в тисках. Также, Бог не только следит за тем, чтобы правильно шел диалог и передача совершенных знаний, но и дает этому диалогу свидетелей, дает тех, кто может этот диалог зафиксировать или делает самого человека носителем передаваемых ему Божественных совершенных знаний.

Также, непременно Бог следит за тем, чтобы миссия, избранный Богом человек никак перед Богом не согрешил, чтобы знал свое положение перед Богом, свою миссию, понимал, что Личность Бога стоит очень Высоко, чтобы выстраивал с людьми достаточно правильные религиозные отношения и не зависел от них кардинально. Невозможно, категорически нельзя не внимать Богу, говорить без почтения, без понимая, что ты перед Лицом Личности Бога. Но иногда бывает и так, что человек внимает Богу, но постигает совершенные знания именно в процессе диалога, ибо подготовлен так, чтобы эти знания и в него самого входили не сразу, были откровением, чтобы было некоторое сомнение или сопротивление, чтобы естественней выглядели вопросы и ответы, чтобы человек несколько был озадачен, но и непременно был готов принять, легко или почти легко убеждался, был заинтересован в некоторой мере и выглядел несколько и понимающим, и невежественным. Примерно так передавались Святые Писания Арджуне. Это был тот случай, когда невозможно сказать, что эти знания в нем в ходе диалога с Богом утвердились, или даже что он просто в них пребывал. Знания Бхагавад-Гиты из всех совершенных знаний не входят в человека без преданного служения, без жизни, направленной строго на Бога и посвященной Богу. Необходим очень долгий путь преданного служения, чтобы человек Милостью Бога в эти знания вошел. Ибо просто чтение просто, слушание  не утверждают знания в человеке до уровня его образа жизни, качеств, желаний и без альтернативы. Поэтому, Арджуна в Слова Бога еще не проник. Это все – впереди.

Арджуна должен был сказать, что он полностью принимает слова Бога. Он обязан был так сказать Волей Бога, понуждением Бога. Это важнейшая составляющая диалога с Богом, без чего передача духовных совершенных знаний невозможна или будет прекращена.  Но у Бога все под контролем. Так обязан сказать каждый человек. Принять - это еще не все. Это – начало, также основание продолжить диалог, и в нем по мере возможности проникать в Слова Бога. Их надо очень хорошо и теперь и впоследствии усвоить, так усвоить, чтобы, никого кроме Бога и Воли Бога для человека не оставалось в условиях материального мира; и в то же время все это его внутренний обращенный к Богу процесс, не устраняющий материальный быт, связи, работу, долги, воспитание детей… другие дела.

Но утвердиться в совершенных духовных знаниях он, Арджуна, еще не мог. Но и обратного пути не могло быть также. Но и иллюзии пока не уничтожены. Человек вообще без иллюзий жить не может. Речь только о том, в какой мере и от каких иллюзий он не свободен. Но это Знает только Бог. Однако, осознание Величия Бога, полного присутствие Бога в материальном мире через Божественный труд и качества, многое в человеке Милостью Бога через энергии Бога проясняют. Все, что связано с Личностью Бога – не иллюзия. А Бог – везде и в каждом. Человек полностью окружен Богом, сопровождается во всех внутренних состояниях и мыслительном процессе Богом. Нет ничего и нигде, кроме Бога…Как только человек забывает о Боге, он тотчас попадает под влияние иллюзии. Поэтому, Бог требует памятование о Себе хотя бы через Божественное присутствие везде и во всем и Божественные качества, тем более через преданное служение, которое все в себя включает. В какой-то момент это осознание Бога абсолютно везде в материальном мире может быть очень ярким в человеке пониманием, как вспышка молнии, неотвратимо и поражающе или потрясающе.

Но человек в Боге должен быть устойчиво, спокойно,  с полным осознанием, без паники и торжества, непременно внутри себя всегда направленным на Бога, имея готовность подчиняться Богу, хорошо понимать Мнение Бога в себе, постоянно связывать с Богом все свои желания, будучи в Боге смиренным, строгим, трудолюбивым, аскетичным, не претендующим, добродетельным, идущим по пути изучения Святых Писаний, посвящающим Богу плоды любого своего труда… А это только и единственно достигается в долгом и непрерывном процессе преданного служения. Поэтому все у Арджуны впереди. Никаким чудесным образом Бог не даст ему освобождение от иллюзии, но только через духовный труд, практику, старание перед Богом и в процессе преданного служения. Но в некотором роде потрясение и за ним пробуждение Бог дал, и Арджуна этот факт воспринял эмоционально, как Божественное в себе откровение, возбудившее его ум, приведшее в состояние сказать. Так его повел и направил Бог, ибо надо было проявить реакцию, восхвалить Бога, констатировать, что он внимает, провозгласить это вслух и мобилизовать на продолжение диалога, которым от начала и до конца полностью управляет Бог, изнутри и извне. И что надо сказать, то и будет сказано Арджуной. И где надо будет промолчать, он промолчит. Ибо он здесь не главный, не от него, он просто тот, через кого.

2.Я в подробностях услышал от Тебя о появлении и уничтожении живых существ, о, Камалапатракша, а также о Твоем Неисчерпаемом Величии.

КОММЕНТАРИИ:

И снова Бог понуждает Арджуну подвести диалог к достаточно важной теме, Которую Личность Бога намерен осветить. Далеко не все Арджуна в ст. 2 привел из того, что услышал уже от Бога. Но и больше он сказать не может. У него эти знания ни на столько усвоились и улеглись, чтобы он мог ими в себе оперировать. И потому Бог, зная истинное положение дел в совершенных знаниях Арджуны, помог ему назвать из всех озвученных Богом тем лишь две и то в обобщающей форме. Ибо и не должен Арджуна на данный момент повторять слова Бога, акцентировать внимание на том направлении Святых Писаний, но должен как-то проявить некоторую активность процесса усвоения и показать готовность к новому этапу разговора, тем более, что в нем Бог уже через его мыслительный процесс осветил еще одну тему и постепенно к ней начинает подводить через малое обобщение предыдущей части диалога. Получив от Бога направление интереса в диалоге на новую тему, Арджуна несколько успокоился и воодушевился, ибо ему теперь задавать вопросы из той области, которая ему несколько знакома; и в таком случае он в себе легче находит точки опоры, ибо хорошо понимает, что отмалчиваться нельзя, но и говорить бесполезное не может. Но Бог в нем мельком показал Формы Бога на уровне внутреннего зрения. И теперь понятно, куда дальше будет направлен разговор и что Бог теперь от него ожидает. Но предварительно Бог дает Арджуне несколько подытоживающих сказанное Богом предложений, логически завершая другие темы и выводя на довольно-таки обширную часть диалога, которая не только полезна, но и насущна для людей времен Арджуны, ибо здесь было много разнотолков и непониманий многих постулатов и тех знаний, которые на тот период проповедовались, распространялись, были основой мышления религиозных людей.

3.О, Высший Ишвара, теперь передо мной Ты в той форме, в которой Ты Сам Себя описал (в человеческой). О, Пурушоттама, я хочу видеть Тебя в Божественной форме.

КОММЕНТАРИИ:

Надо знать, что на момент диалога с Арджуной Бог Кришна присутствует в материальном мире в форме тела человека, в этой форме он восседает с Арджуной в колеснице и ведет сокровенный разговор, т.е. передает ему Совершенные Духовные Знания, описывает также Себя, Свои качества, через которые присутствует в материальном мире, через которые развивает Свое творение, которые следует использовать, памятуя о Личности Бога в материальном мире, понимая качества Бога, как не Личностные, но те, что направлены на творение и его развитие, которые можно также трактовать, как проявление Бога, труд Бога в творении, Милость Бога.

Бог Кришна Говорит с Арджуной через Свое воплощение, Свою Божественную энергию, неотличную от Самого Бога, присутствуя в диалоге Своим полным целым и в то же время отсутствуя, будучи полностью отрешенным. Бог представляет в этой форме Самого Себя, но прияв форму тела человека. На это и обращает внимание Арджуна, подчеркивая Волею Бога, что это именно человеческая форма, которую Бог использовал, чтобы прийти через такое воплощение в материальный мир; по сути, с целью дать через Арджуну Бхагавад-Гиту, ориентированную на ступень развития и понимания современного человека, привнося в нее те знания, которые были и утрачены и отсутствовали, ибо сокровенные знания Бог дает человечеству с ориентацией на ступень его материального и духовного развития, от чего и зависит восприятие непосредственно самих Святых Совершенных Знаний.

Но о какой Божественной форме говорит Арджуна, какую форму Бога он хочет увидеть? Сам Бог дал Арджуне понимание поднять эту тему, касающуюся Формы Тела Божественной Личности. Этот вопрос на тот период был достаточно насущный и обсуждаемый среди знатоков религии и самих Вед. Считалось, что помимо человеческой формы, двурукой, есть в некотором роде непривычные взгляду и восприятию человека Божественные Формы, такие, как четырехрукая форма, Вселенская Форма, многие другие, привлекательного и устрашающего порядка; и каждый мог поклоняться избранной им форме Тела Бога, испытывая именно к такому проявлению Бога влечение и желание служить Богу, как и поклоняться, как и памятовать, как и приносить жертвоприношения и устремлять постоянно мыслительный процесс на Личность Бога  именно в такой форме.

Арджуна просит Бога Кришну проявить, показать Себя именно в Вселенской Божественной Форме, в той, что поражает сознание Своим Величием, приводит человека в состояние великого страха или паники, показывает человеку могущество Бога через эту Форму Бога, потрясает человека, ибо это очень не просто и почти невероятно увидеть простому человеку; также, невозможно постичь этот Вселенский Образ Бога и, так сказать, могущественным Божественным существам, через которых, как считалось, Бог также Управляет материальным миром. Речь о полубогах, о реальности которых у Арджуны было достаточно уверенное понимание, ибо единоличие Управления, Власти и Могущества Бога Кришны ему было не очень понятно.

Это желание увидеть Вселенскую Форму Бога, уверенность в его осуществлении дал Арджуне Сам Бог. Ибо надо было людям того времени дать определенные религиозные здесь знания, способствующие утверждению в религии, что было вопросом назревшим и неотвратимым. На самом деле Бог может принять любую форму. Но это делается только для работы над человеком и его сознанием, для религиозной цели, имеющей отношение к той или иной эпохе. Сам Бог на самом деле не привязан ни к какой форме Божественного Тела и не имеет такую форму, ибо не нуждается в ней, она не нужна Личности Бога, как таковая, ибо Бог есть Всепроникающий Дух, творящий и развивающий Свое творение Своими качествами, через свои многочисленные энергии, обладая Могуществом, Знанием, Отрешенностью, пронизывая Собой Свое творение и оставаясь в нем полным Своим целым и в то же время вне всего.

4.О, Властитель, если Ты полагаешь, что я способен увидеть Тебя этими своими глазами, тогда, о, Владыка мистических сил, покажи мне Себя Извечного.

КОММЕНТАРИИ:

Эта глава и основана полностью на этой просьбе Арджуны. Просьбу, желание увидеть Божественные Формы дал Арджуне Сам Бог. Это не праздное любопытство, это не слишком большая самонадеянность Арджуны, это и не случайно. Такова Воля Бога дать всем через Арджуну еще одни дополнительные знания о Личности Бога, о качествах Бога, о том, как надо Говорить с Богом, может быть некоторым медитировать на Бога, понимать, каково положение всех живых существ перед Богом изначальное. Эта глава, по сути, воспевающая Творца, Качества и труд Бога. Но и эти качества не личностные, ибо Личные качества Всевышнего не обозримы, Непостижимы, никогда не могут выноситься на обсуждение с человеком, это рабочие качества, внутренний труд Бога, где нет речи о Божественном Великолепии, ибо Бог полностью от таких вещей отрешен в Себе.

Но то, что Бог делает для творения, есть Высочайшее проявление Бога, Высочайшая Милость Бога, не имеющая аналогов. Эти качества, направленные на человека, на творение есть абсолютные, также фактически Непостижимые, но должны осознаваться человеком, как великолепные именно по их цели и методу работы с творением, по Высочайшему Милосердию, по своей уникальности, по тому, какое великолепие для живых существ дает Бог Своим трудом и этими Своими качествами в материальный мир, по пути развития живых существ, по скрупулезной работе Творца с Творением, вкладывающего в творение Высочайшие Божественные Силы. Эта глава – Восхваляет эти качества Бога, эта глава – достойна того, чтобы стихи были выучены наизусть, и на санскрите и на родном языке.

Непременно надо эту главу изучать, вовлекаться на ее основе в медитационный процесс, памятовать о Боге через такое описание Божественных качеств, но и помнить, что сказано было все для людей времен Арджуны. Современному человеку надо все воспринимать несколько иначе и на это будет постепенно указываться в комментариях, данным Лично Божественной Личностью в этом труде.

5.Шри Бхагаван Сказал.
Смотри же, о, Партха, Мои Формы, сотни, а также тысячи многообразных Божественных и Многоцветных Форм.

КОММЕНТАРИИ:

Формы Тела Бога ни есть то, что реально существует, проявляет себя, есть стабильная и неизменная форма, есть то, что может быть приложимо к работе Бога в материальном мире. Но на духовном плане Бог дает Себе те Формы, то духовное и энергетическое проявление, которое использует для общения с живыми существами.

И на духовном плане живые существа стоят на разных ступенях материального и духовного развития, обладают индивидуальными качествами, формой духовного тела, определенным уровнем развития интеллекта, каждое живое существо имеет свои вкусы, склонности, свое понимание и восприятие красоты, свои реакции, свое положение и свое восприятие Верховной Божественной Личности; и поэтому каждому живому существу Бог дает Себя в супруги в строго определенной Форме Духовного Тела, максимально отвечающего цели и Плану Бога на данное живое существо, давая ту Себе Божественную Форму, которая привлекает живое существо, эмоционально воздействует на него и достаточно, чтобы можно было с ним вести диалог, и таким образом через преданное служение Личности Бога, как супругу, вести по ступеням материального и духовного развития.

Речь о материальном развитии на духовном плане здесь уместна, ибо любая деятельность живых существ, направленная на поддержание своего быта, своего духовного тела, на отдых и увеселение, есть материальная деятельность, ибо не направлена на Бога постоянно.

Таким образом, сколько на духовном плане живых существ, столько и Форм Духовного Тела Божественной Личности, но и это далеко не все. Но эти формы есть ничто иное, как работа иллюзорных энергий Бога, есть работа Бога, где Бог в любое мгновение любую Свою Форму может убрать, изменить, привнести туда, вызвать ею восхищение, потрясение, какое угодно чувство. Эти формы Бог создает из Своей внутренней энергии в мгновение и точно также она уходит или уничтожается, переходя или трансформируясь в другие энергии, полностью подчиненные Богу и используемые согласно Божественной мысли; мыслью и творится вновь и вновь…

Но есть те формы Бога, которые провозглашены людям через Святые Писания, которые могут быть и показаны человеку на уровне его веры и ступени материального и духовного развития. Также, человеку показывается та Форма Бога, которая соответствует его религии; так могут создаваться также образы святых старцев, ангелов, демонов, даже Бог может показывать образы умерших или инопланетных живых существ. Это те формы, которым человек может поклоняться, даже лицезреть, видеть такие видения, изображать, согласно своей ступени развития. Но все эти формы в большом разнообразии создаются только Богом и, собственно, и за такими формами также стоит Личность Бога и принимает поклонение, адресованное потусторонним силам.

Но формы Личности Бога в материальном мире не имеют большого разнообразия, отличаются великолепием, сиянием, Божественными доспехами, шлемами, украшениями, великолепными одеждами… Это все – символика Бога. Это все ни есть Сама Личность Бога, это та форма или те формы, которые должны потрясти человека, до человека надо через такие формы Бога донести Могущество Бога, Славу Бога, Величие Бога, Милость Бога. Человек только через чувства воспринимает окружающий его мир, через потрясение, через большие масштабы и силу, через признание своей ничтожности и беспомощности… Поэтому все эти Формы Бога во времена Арджуны направлялись на величайшее потрясение человека, на передачу этого видения из уст в уста, через чувство величайшего ужаса или страха… О явлении Бога в материальный мир в Божественных Формах ходили легенды, люди желали поклоняться Богу, видя Его, направляя на Него свои чувства… держа образ формы Бога на уровне ума или изображения… На тот период ступень развития людей требовала такое проявление Себя Верховной Божественной Личности, и это надо было поддерживать в человеке, подкрепляя его религиозность и так направляя по пути преданного служения.

Но современный человек должен уже понимать, что ни за какой Формой Бога Сам Бог, как есть, не стоит. Бог имеет Изначально Духовное Тело, это – Личность, Высочайший Дух… У Него нет привязанных и неотъемлемых от Него Форм. Богу по большому счету нельзя поклоняться в какой-либо Форме. Бог – везде, в каждом. Его нет больше ни с права и ни с лева, ни спереди и ни сзади, ни на востоке, ни на западе, ни на юге, ни на севере. Бог – Везде равно пронизывает Свое творение, весь материальный мир. Нельзя рисовать Бога и поклоняться изображению. Нельзя поклоняться ничему и рукотворному, символизирующему Личность Бога. Это уже низшее понимание. С таким пониманием Бог не даст полноценное преданное служение. Бога нельзя изображать никакими средствами, удобными для восприятия на уровне чувств человека. Молясь Богу, можно встать на колени лицом в любую сторону, не имея перед собой никаких изображений или обозначений Бога, даже условных. Главное, чтобы место было подходящим или неоскверненным.

Но Арджуна жил в свое время, ему так мыслить (через Формы Бога, как и поклоняться в некотором роде) полагалось, такие просьбы он мог озвучить перед Богом, и Бог его направил на это Лично, ибо в тот период так было дано Богом всем, и на тот период эти знания были Закон Бога, Требование Бога, Воля Бога, и этому надо было следовать непременно, как и сами знания Бог давал, как употребить. Но в этой главе суть в провозглашении Высоты Бога, Могущества Бога и только через эту призму следует смотреть на ценность здесь приведенных Богом ответов Арджуне, но не на сами Формы..


6.Увидь сыновей Адити, Васу, Рудр, Ашвини, также Марутов, многое из того, что ты не видел прежде, все чудеса увидь, о, Бхарата.

КОММЕНТАРИИ:

Надо понимать, что речь идет о Формах Тела Бога не ради самого Арджуны, а для того, чтобы донести людям, идущим по пути материального и духовного развития, еще одну сторону качеств Бога. Это достаточно специфический прием воздействия на человека с использованием самых мощных инструментов, самых также убедительных и не имеющих себе аналогов ни в материальном мире и ни за его пределами. На духовном плане этот метод в таком представлении не имеет необходимости. Там Бог Управляет людьми теми методами, которые есть оптимальны, абсолютны, доступны каждому, дают неизменный и не устрашающий эффект, где нет необходимости потрясать людей, привлекать их к вере или утверждать в совершенных духовных знаниях, или их устрашать, или как-то усмирять. Тем более, что на духовном плане человек может общаться с Богом постоянно, и Бог Сам контролирует этот процесс, давая и отдых от преданного служения, давая и свой быт, и свои наслаждения не слабого порядка, и потом снова призывая к преданному служению, что также есть наслаждение и непременно труд и непременно долг, и непременно способствует развитию живых существ.

Поэтому речь о Формах Тела Бога, о том, чтобы эти Формы  показать, этот вопрос был поднят только для того, чтобы усилить религиозность человека в материальном мире на тот период, показать ему, что Бог – Высочайшая Личность, что все трепещут перед Богом, что Бог карает за грехи, Бог неотступен, решителен, тверд, может быть неумолим, и другой дороги для человека нет и не может быть, но к Богу, но через преданное служение, но через страх перед Богом, но через контроль своих желаний, чувств, устремлений, мыслительного процесса.

Надо было дать начало великому и всеобъемлющему процессу религиозного движения к Богу, предшествующему выходу людей за пределы материального существования. Нужны были совершенные знания, нужна была усиленная духовная практика, должен был быть всеохватывающий аскетизм  и добродетель… Надо было усилить понятие о присутствии Бога в материальном мире, разъяснить качества Бога, показать Могущество Бога не на примере условных мистических героев, а именно через все известные, но отчасти, на тот период Божественные инструменты, задействовать их, направить на умы, на духовную практику, на устремленность ни к полубогам, ни к предкам, ни на райский план. Этот путь, это развитие уже себя отработало и, что надо, привнесло. Но теперь надо было четко Указать на Личность Бога, на Могущество Бога, и все другое отмести, как вещи, которые более ничего не привнесут и не дадут практическое направление религиозному движению в материальном мире. В данном случае речь идет о Вселенской форме Бога, описанной в Ведах, на Которую медитировали, с Которой связывали многие и свое поклонение Богу и к Которой обращались в молитвах, ибо и такое направление присутствовало и некоторый период поддерживалось Богом. Но это направление было не столь открыто всем и было доступно лишь духовным наставникам и учителям преимущественно. Доподлинные знания о Формах Бога было в некотором роде сокрыты или не считались авторитетными или к ним относились с недоверием.

Но человек нуждался в образности, в некотором конкретном виде, понятном, приемлемом, доступном для медитации, все в себе отражающем и поясняющем касательно материального мира, наглядно связывающим образ Бога с самим материальным миром и творением. В Вселенской Форме Бога можно было чудесным образом показать человеку всех известных ему мистических героев, легендарные личности прошлого, персонажи ведического эпоса, всех, на ком строилась религия, вера, давались примеры высочайшей веры и преданного служения. Надо было использовать постулаты прежней веры, ее как бы ведическую основу в понятной для человека форме.

В современном мире для человека приведенные в стихах имена ничего не значат, ни на что не настраивают. И совсем не обязательно ради этого перечитывать Ведическую литературу и проникаться этими сказочными сюжетами и тем, что из них надо извлечь. Не столь много времени у человека в современном мире и не так устроен его ум, не вырос он на этих легендах и не подпитывал ими себя ни на одном этапе своей жизни. Это все должно уйти в прошлое. Но на тот период… Сыновья Адити, Васу, Рудры, Ашвини, Маруты… - Это было необходимо видеть Арджуне, передавать его современникам. И Бог на основании их знаний, их религиозного пути выстраивал в них именно для них предназначенный религиозный мыслительный процесс, направленный на Личность Бога, тем так вводя в Бога, напоминая о Боге, давая понимание о Могуществе Бога и укрепляя саму веру, что есть цель Бога на творение во все времена.

7.В этом одном месте ты можешь немедленно увидеть всю вселенную со всем движущимся и неподвижным, в Моем Теле, о, Гудакеша, и все другое, что ты пожелаешь увидеть.

КОММЕНТАРИИ:

На самом деле, не существует Вселенской Формы Тела Бога. Божественная Личность не ограничивает себя никакими формами. Но человек устроен так, что он хочет все же и на уровне своего слабого ума понять, как устроен Бог, человеку нужно какое-то визуальное, логическое, осязаемое, пусть даже схематическое обозрение Бога, ибо вопрос стоит о поклонении, о вере, по служении Богу Кришне… Мыслительный процесс требует на что-то в себе опираться, на что-то в себе медитировать, как-то углубиться в Личность Бога. Но как, если Бог – невидимый Высочайший Дух. Это для верующего не малый камень преткновения. Человек хочет, чтобы Бог проявил Себя как-то иначе, чем через Свои качества или не только через Божественные качества, объявленные Богом Арджуне. Бог Знает, что человек остро нуждается получить от Бога или доказательства, или чудеса… А лучше всего увидеть Бога глазами… Или нужны абсолютные описания Личности Бога через Авторитетное Писание… И это непременно должно быть связано с Телом Бога, с образом Бога, со всеми Божественными атрибутами, с указателями на Могущество Бога. Этот образ должен потрясти, должен быть грандиозным, ослепляющим, не имеющим никаких аналогов…

Такое желание Бог закладывает в умы тех, кто устремлен к Богу, кто полоняется Богу… И, давая так направленный мыслительный процесс, Бог также дает и Свои Формы Высочайшего Божественного уровня, удовлетворяющие чувства души, ибо Бог Знает, что ей показать, что предложить ее запросам. Ибо они естественны, ибо на своей ступени развития человек нуждается в такой помощи, в таком Управлении собой, ибо человек религиозный не хочет иметь в себе сомнения. Ибо Бог есть его постоянная надежда, Спаситель, более негде найти убежище… Но нужно, просто необходимо, чтобы хоть кто-то созерцал хоть какой-то образ Бога и поведал Всем, необходимо, чтобы существовало такое Святое Писание, которое бы подробно описывало Бога и чтобы более не возникало сомнений; необходимо, чтобы этот образ Бога был нагляден, мог собою растолковывать качества Бога, Могущество Бога, Непостижимость и Величие Бога. Душа испытывает потребность понимать, что Бог – Высочайшая Личность, что Бог Невозмутим, Отрешен, что Он - Высший Управляющий, что Он – Источник всего, что Он не имеет Себе равных… Арджуна знает, что Бог Собою пронизывает все материальное творение, входит в него Своим полным целым и остается в нем Своими качествами, что есть искра Великолепия Бога. Но Арджуна не может это постичь, никто не может это постичь, объять умом, тем более проверить, или просто увидеть… Но Вселенская форма Бога отчасти такое устремление Милостью Бога может удовлетворить. Хотя все это – видение, работа иллюзорных энергий Бога, обеспечивающих наглядное обозрение качеств Бога. Чтобы так Себя показать Арджуне по тому образу Бога, который ему известен, Бог употребляет Свою мистическую Силу, показывая то Арджуне, чего фактически не существует, но что отражает как бы суть Божественного Тела, через некую Вселенскую Форму. Потому
что этот образ как бы и напрашивается у человека, понимающего, что все в себя может вмещать некая форма. Но как это происходит и что это за форма, которая объемлет весь материальный мир, где каждому есть место…

И Бог такую условную форму создал и предупредил в Святых Писаниях, что ей поклоняться не следует… Но так описал, что и не поклоняться многие не могут… Ибо это отвечает и потребности, и уровню мышления, и пониманию и, собственно, религиозности, как и ступени человека. И потому от некоторых преданных Бог принимает даже теперь поклонение Себе во Вселенской Форме… Но этот путь есть окольный, но в некотором смысле препятствует духовному развитию человека, ибо он видит вещи ни так, как есть на самом деле, и не следует в этом плане Указаниям Бога. Но кому надо, тот Милостью Бога именно отсюда черпает знание о Величии и Могуществе Бога, как и о своем извечном положении перед Богом.

8.Но, несомненно, ты не можешь увидеть Меня этими своими глазами. Я дам тебе Божественное зрение. Узри Мое мистическое могущество.

КОММЕНТАРИИ:

Сложно понять, как можно в одном месте увидеть всю вселенную с движущимся и неподвижным и все другое, что пожелаешь увидеть… Это кажется нереальным. Здесь без мистики не обойтись. Но на самом деле Бог – не мистик. Бог просто Управляет Божественными иллюзорными энергиями. И это непостижимо. Для человека все выглядит, действительно, как непостижимое или мистическое действо, но Бог – Высочайшая Личность и Абсолютно Знает, как надо управлять своими энергиями, чтобы получить тот или иной результат, с точки зрения человека абсолютно не понятный, необъяснимый, не подлежащий логическому осмыслению. Деяния Бога в этом плане и не могут иначе трактоваться, как мистическое могущество; так и принимается, так и описывается в Святых Писаниях, так люди и передают друг другу, как необъяснимые чудеса, мистика, потустороннее… Но все есть работа Бога, Знание Бога, Управление Бога Своими многочисленными энергиями через мыслительный процесс Бога. Бог может таким образом показать человеку любой образ, форму, видение, любые чудесные и необъяснимые явления, случайности, имеющие непонятную для человека природу.

Также Бог, будучи Высочайшей и Могущественной Личностью, может показать любую Форму Своего Тела, которая может поразить человека в огромной степени, также может дать глубокое понимание, что именно это и есть Форма Бога, если человек в этом нуждается, если такова его ступень материального развития. Может далеко не каждому дать увидеть Формы Своего Тела, но через Божественные энергии убедить человека, когда он слышит рассказ другого… Бог вносит веру в сердца, и укрепляет эту веру самыми разными путями, и через Свой духовный образ также. Все это, и тем более изложенное в Святых Писаниях, есть инструменты Бога, направленные на упрочение религии, на достижение цели Бога на творение, что есть преданное служение и развитие тех качеств, того проникновения в Бога, что поможет человеку Милостью Бога оставить материальный мир и быть отправленным на духовный план.

Поэтому будет правильно воспринимать все формы Тела Бога, как еще одно средство Бога или методику Бога, или инструменты Бога вести к Себе. И также надо понимать, что, как бы великолепной Форма Бога не казалась, истинное Величие, Могущество и Славу Бога никакими средствами, пригодными для уровня человека, не передать.

9.Саньджая сказал.
С этими словами, о, царь, Самый Могущественный Мистик Бог Хари показал Партхе Величайшую Божественную Форму.

КОММЕНТАРИИ:

Когда речь идет о передаче людям Святых Писаний, то Бог всегда дает рядом с избранным человеком или мистическим путем тех людей, которые и прямо и косвенно являются свидетелями этого священного акта, ибо это способы, удостоверяющие человечеству передачу совершенных духовных знаний Богом через человека. Иногда сам человек провозглашает всем, что он на связи с Богом, иногда Бог приводит других людей и те могут засвидетельствовать факт события. Непременно Бог дает, сообщает совершенные духовные знания всем людям, не ради одного человека. Это исключено; и потому обставляет это событие теми или иными доказательствами, которые важны, будут использоваться в дальнейшем, обусловят прием этих Писаний и следование им. Поэтому Диалог полностью обозрим в случае с Арджуной, каждое слово достигает ушей и Саньджаи, секретаря царя Дхритараштры, который поставлен в условия крайней заинтересованности в том, что происходит на поле сражения, ибо там речь идет о его собственных сыновьях. И потому он просит Своего слугу, обладающему от Бога таким мистическим даром все видеть и слышать на расстоянии, данным ему предусмотрительно Богом, чтобы тот держал его в курсе всех событий; и невольно таким образом и Саньджая и Дхритараштра становятся свидетелями передачи Богом через Арджуну Святых Писаний,  как и того, что происходит во время разговора в плане и других Божественных проявлений; в частности речь идет о Божественных формах, их трактовании, обо всем, что в каждый данный момент Милостью Бога имеет место.

10-11.Бесчисленные рты и глаза, бесчисленные удивительные видения, бесчисленные украшения, бесчисленное поднятое вверх Божественное оружие, великолепные гирлянды, надетые на платья, в Божественном благоухании, в Божественном ослепительном сиянии, в безграничной Вселенской Форме.

КОММЕНТАРИИ:

Бог показывает человеку в этом вселенском образе по сути не Себя, не Свое Тело или его Форму, а то, как можно представлять Форму Тела Бога тому, кто стоит на такой как бы материальной ступени восприятия Личности Бога. Кто хочет в этом образе увидеть нечто понятное или очеловеченное – руки, глаза, ноги, животы и тут же могущество, Славу, Источник Вселенных… хочет видеть восхитительный образ, достойный Бога, но сияющий, величественный потрясающий.

Не может человек никак представить себе Дух, Высочайший, но невидимый и неосязаемый. Ступень человека всегда желает видеть хоть какое-то понятное в чем-то себе тождество, пусть в очень огромных размерах, но хоть в чем-то понятное, определенное, конкретное, приемлемое, где можно было бы что-то осознавать своим умом, хоть как-то осмысливать, что-то в уме перебирать, как-то видеть и свои эмоции, свое потрясение…

Бог знает ступень развития людей, Бог Знает, что надо показать и как, на что в такой условной Форме заострить внимание и как, в какой Форме Бога разрешить мыслить о Боге, но так, чтобы это было в меру, чтобы это не было очень большой иллюзией, которая отводила бы человека от более точного понимания Личности Бога, как Высочайшего духа, у Которого руки, ноги, глаза, слух ничего общего не имеют с формой тела и чувств и органов человека, ибо все делается в Боге Силой Божественного Ума, качествами и непременно через многочисленные Божественные энергии.

Но показанный образ говорить человеку должен о том, что нет предела Божественным глазам, рукам, ногам, Бог в любом мгновении присутствует в любой точке пространства и вершит Волю Бога, все видя, слыша, Зная, творя, развивая. Но все это не отдельной частью тела. Таковых нет в помине. Это энергии. Абсолютно подчиненные Богу.


Но донести человеку можно и образно, через метафоры, аналогии, сравнения, через чувства человека передать ему хоть в не очень большой степени Величие Бога, Могущество Бога…

На самом деле для Бога что такое солнце или луна? Меньше пылинки… Вообще ничего. Ноль. Но эта энергия, эта мощь светила… в понимании человека хоть как-то соизмерима с Личностью Бога. Ну, хоть так донести... Будет малое понимание, Бог в свое время даст и большее. Просто надо непременно глубоко осознать, что Бог - несравнимая Сила и Мощь, ни с чем не сравнимое Могущество, живое существо перед Богом – мизер, абсолютно подчинено и Управляемо Богом.

Это надо полностью признать, на это, только на понимание этого направлены все религии, все чудеса, все Божественные откровения. Но такому маленькому творению это донести нельзя в один присест. На это направлен долгий труд Бога, ибо энергии, душе, не передаются совершенные знания, а должны в нее входить определенным путем, в нее врастая именно через долгую духовную практику, через них душа учится, перестраивается, постепенно входит в Бога, ибо это путь обожествления, путь развития, путь, который необратим.

Человек в Форме Бога получает видение Бога как бы схематическое, условное, очень упрощенное, соответствующее его ступени материального и духовного развития, соответствующее его возможному мыслительному процессу, его знаниям духовного порядка, также его личному восприятию Бога, не входя в особое противоречие с тем, как понимал и что увидел.
Но каждый одну и ту же Форму Бога мог бы увидеть по-своему, со своей данной Богом трактовкой, со своими эмоциями и согласно своим духовным знаниям и представлениям о Личности Бога. Каждому Бог дает и свое состояние, свои переживания, свои и акценты, но все они дают и свой итог, касательно Высоты Бога; и этот итог Бог закрепляет в человеке, как основу религиозного мышления на такой форме Бога.

Также и стихи касательно увиденного Арджуной и переданного в Святом Писании будут даваться каждому в своем развитии, в своем извлечении, в своей плоскости и со своими акцентами. Каждый по-своему осознает, что есть бесчисленные рты и глаза, каждый сам будет иметь Милостью Бога понимание о бесчисленных удивительных видениях, каждый будет сам мыслью видеть и Божественные украшения, Божественное оружие, гирлянды, Божественные платья, представлять Божественное благоухание, как и Сияние Бога… Бог позволит это сделать на уровне мысли, материального опыта и духовных знаний, но предупреждает, что нет у Бога гирлянд, нет благоухания, нет Божественных платьев… и пр. Но таких образов, так наполненных Форм Он может создать бесчисленное множество. Но в этом нет необходимости. Просто следует себе уяснить, что Бог Непостижим, что Бог – это Высочайший Дух; и Великолепие и Могущество Бога не укладывается ни в какое человеческое понимание и за пределами всех этих иллюзорных, по сути, Форм.

12.Тысячи солнц должны были одновременно присутствовать на небе, чтобы излучать сияние, сколько-нибудь подобное этому сиянию Высшей Души.

КОММЕНТАРИИ:

Да, в человеческом понимании только многим числом солнц можно попытаться как-то мерить Великолепие Бога. Но для Божественной личности солнце, его сияние – менее, чем зажженная спичка, много раз менее… Ничто. Но человеку надо донести Великолепие и Могущество Божественной Личности, и других более значимых сравнений человеку в материальном мире не предоставлено. Поэтому Бог позволил Арджуне так выразить Сияние Бога. Бог дает Себя человеку хоть как-то осознать доступными средствами, но потрясающими и поражающими человека всегда. Бог вкладывает в уста Арджуны то, что дозволительно сказать, хотя солнце – есть тлен, есть ничтожество по сравнению с Великолепием Личности Бога. Но как выразить увиденное, как это передать другим… Поэтому только так. А далее Сам Бог с этим пониманием в человеке, будет работать Лично и, что нужно, уберет, что нужно, откорректирует, что нужно, удалит, оставив результат, что нужно – преумножит...

13.Там в одном месте сын Панду мог видеть в Теле Бога богов полностью всю вселенную, разделенную на множество частей.

КОММЕНТАРИИ:

Никогда Бог не дает человеку видение любого порядка просто так. Но если речь идет о Форме Тела Бога, о Божественной Личности, то это видение есть Высочайший План Бога, где все Божественно предусмотрено, все мыслью человека, как и вне человека ему разъясняется в самой подходящей или абсолютной форме, все есть Величайший План Бога на творение, есть Божественна строгая Необходимость, есть труд Бога в материальном мире, есть качество Бога, направленное на людей и связанное только с развитием творения, направления его к Богу, где это – одно из средств, и оно непременно свое привнесет, им в человеке Бог будет управлять и извлекать, это будет служить Личности Бога в плане направления к Себе творения, всех и каждого.

Бог правит глазами человека, направляет его мысль, дает эмоциональное восприятие, дает понимание великого потрясения в связи с этим видением, дает смирение, дает уход в себя и переосмысление своего существования. Бог показывает все, что человеку знакомо, но в необычном виде, в виде не существующем в материальном мире, но вносящим в сознание человека Непостижимость Бога, объемность Бога, Беспредельность возможностей Бога, где не остается места пониманию Бога, хоть малейшему, в связи с образом человека; несравнимы масштабы, несравнимо сияние, несравнимо проявление… почти невозможно описать, невозможно пережить или остаться, все увидев, живым и адекватным, невозможно устоять и на ногах… невозможно не задрожать, не впасть и в сильнейшее и непробудное состояние потрясения, как и выйти из него самому… Но и в этом, так Себя показывая, сопровождая это такими непростыми энергиями, Бог Знает меру и знает, как это процессе перевести в несколько более щадящее русло.

14.Тогда он, Дхананьджая, переполненный изумлением, с волосами, поднявшимися дыбом, преклоняясь головою перед Верховной Божественной Личностью, сложив руки, сказал.

КОММЕНТАРИИ:

Несомненно, Бог полностью Управляет Арджуной в каждый момент передачи ему совершенных духовных знаний, управляет его мыслительным процессом, его желаниями, чувствами, эмоциями, в полном соответствии с каждым этапом диалога. Поскольку Вселенская форма и была призвана поразить сознание Арджуны, то этот период Бог и дал особое состояние, где Арджуна испытал немалое потрясение, оцепенение, слабость, дрожь, вздыбленные волосы…состояние ужаса, абсолютной беспомощности, изумления… Бог дает ему как бы это свое состояние озвучить, ибо это состояние станет достоянием всех, усиливая эффект, давая хоть в некотором роде понимание Величия Бога, Непостижимости Бога, Божественной строгости или неумолимости… Некуда отступать. Бог показал Божественными средствами, Кто Он и что есть перед Ним творение.

15.О, Верховный Бог, в Твоем Теле я вижу всех полубогов, также все живые существа, собранные вместе, Брахму и Шиву, восседающих на цветке лотоса, также всех великих мудрецов и Божественных змеев.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог показал Арджуне яркое, насыщенное мистическими и не только образами видение, сосредоточенное в Теле Бога, запечатленное или вырванное из контекста материального существования, все в одном месте, все неотвратимо зависящее от Бога, все в совокупности прежде могущественное и прославленное, теперь жалкое и ничтожное, вопиющее, страдающее, умоляющее Бога, молящееся Богу, в великом смирении и ожидании своей участи… В принципе это все - символические видения, отражающие суть. Все полностью зависимы от Бога, все ничтожны, все, знают или нет, но без Воли Бога ни на что не способны, и пальцем не пошевелят, все есть греховное творение, все никуда от Бога не денется, все и каждый будет наказан, нет у Бога ни лучших и ни худших, нет избранных, нет успешных, нет недосягаемых… все не только на ладони Бога, все в Божественном кулаке. Это и более того надо было донести образно и Арджуне и всем, дать понимание неотвратимости Божественного присутствия и Наказания.


Рецензии