Джон Дир

В этой истории три главных действующих лица: американец Джон Дир, советские миллионер и изобретатель лапы. Участвуют также жена изобретателя и его собака. В виду конфиденциальности истории, кроме американца, имена всех участников, включая собаку, изменены, и все совпадения событий случайны.

Вечером Анатолий подошел к книжному шкафу: он любил почитать в постели. Жене мешал свет его лампочки, но она терпела. Его взгляд скользнул по корешкам знакомых книг, многие были прочитаны не один раз. Он вынул один из томов сочинений Конан Дойла, это был «Затерянный мир». Анатолий наугад раскрыл книгу, и из нее выпала на пол какая-то бумажка. Он ее поднял, это была ассигнация в 100 долларов.
- Альма, Альма, - закричал Анатолий, -  смотри, что я нашел!
Альмой звали его собаку. Он любил с ней беседовать. В отличие от жены, Альма его никогда не перебивала и во всем с ним соглашалась.
- И что же такое ты нашел? - подошла жена, - о, деньги! Это что, заначка? Я их немедленно реквизирую, нашей внучке нужна новая куртка.
- На эти деньги нельзя купить куртку, - сказал Анатолий, - видишь надпись «Джон Дир». Это фирменные деньги, на них можно что-то купить только в магазинах этой американской компании для сельского хозяйства, например, серп.
- А молот? Откуда у тебя эти деньги?
- Ты ведь знаешь, еще до того, как мы познакомились, я ездил в США.
- Ты не рассказывал мне об этой поездке.
- Еще не пора спать? А где Альма? Я хочу, чтобы она тоже послушала. Альма! – позвал Анатолий.

Подошла собака и легла у его ног. Анатолий замолчал, собираясь с мыслями.
- Слушай, значит так. Это было в последний год существования Советского Союза, когда уже начали зарождаться рыночные отношения. В один из дней я задержался на работе, наколол на кульман, (у нас тогда еще не было компьютеров), чертеж придуманной мной лапы, которая перевернет весь мир. И положил перед собой на стол две лапы. Да, лапы бывают не только у животных, но и у культиваторов. Тебе это интересно? Культиватор - это сельскохозяйственная машина, с помощью которой готовят поле к посеву, а главной частью культиватора являются лапы, рыхлящие почву. От постоянного трения о землю лапы быстро изнашиваются и их все время надо менять. Моя идея заключалась в том, чтобы сделать лапу долгожительницей. Для этого я придумал… это я пропущу. Наиболее известными в то время были лапы американской фирмы Джон Дир. Так вот я провел испытания этих двух лап, и, пока исправно работала моя лапа, американскую пришлось трижды менять!

Пока я размышлял, я увидел, что сотрудники моего научного отдела начали спешно, как  на пожар, выходить из комнаты.
- А ты чего сидишь? - хлопнул меня по плечу приятель, - быстро в зал, сегодня встреча с советским миллионером Некрасовым, мы его выдвигаем депутатом в Верховный Совет. Будет бесплатное угощение, занять тебе место?
- Я занят, срочная работа, - сказал я.
Когда комната опустела, я отошел от кульмана, чтобы взглянуть на мою лапу чужими глазами. Это надо срочно запатентовать и внедрить в жизнь. Моей лапой непременно заинтересуется заграница. Я уже вижу как знаменитый американец Джон Дир, продающий лапы всему миру, немедленно попросит меня продать ему мой патент. Но для реализации моей мечты нужны деньги. А почему бы мне не обратиться за помощью к советскому миллионеру? Услышав шум за дверью, я понял что собрание окончилось и быстро вышел из комнаты. В коридоре, окруженный толпой наших сотрудников стоял невысокий интеллигентный мужчина в иностранном свитере и узких модных брюках. Я подождал и подошел к нему. 
- Могу я задержать вас на пару минут, вам это будет интересно!
- Ну что ж, задержите, - улыбнулся он, - в чем ваш вопрос?
Я по возможности коротко изложил ему суть дела.
- Я понял, вам нужны инвестиции в перспективный проект. Да, это интересно. Зайдите завтра утром ко мне в офис, вот моя визитная карточка.
Иностранное слово «инвестиции» только начало входить в наш лексикон. Я взял визитку и поблагодарил.

Утром, когда я вошел в приемную, там уже сидели трое посетителей кавказской  национальности. Они тихо переговаривались. Я с ними приветливо поздоровался и пошутил:
- Тоже за инвестициями?
Они не засмеялись. Я подошел к секретарю, показал визитную карточку и сказал, что мне обещана встреча. Пока я разговаривал с секретарем, хлопнула дверь и раздались выстрелы. Это была автоматная очередь. Я сам по молодости лет не воевал, и как стреляют видел только в кино. Когда я обернулся, все было кончено. Стрелявший исчез, оставив на полу три трупа.
- Проходите, - невозмутимо, как будто в приемной каждый день стреляли, сказал секретарь.
Я вошел в большую прохладную приемную. Некрасов встал и подал руку. От увиденного руки мои дрожали.
- Садитесь, вы испугались? Ничего страшного, это внутренняя разборка. Вы знаете, что такое рэкет? Ладно, можно более подробно, в чем ваша идея?
Я показал чертеж, рассказал о назначении лап, не забыл упомянуть про Джона Дира. Моя идея была в следующем: запатентовать мою лапу, отвезти в США партию таких лап и выставить на ярмарке сельхозпродукции. Потом встретиться с Джоном Диром и предложить ему купить мой патент.
- Я профинансирую ваш проект, - сказал Некрасов, - сделаем так: вы запатентуете вашу идею за нашими двумя фамилиями, изготовите опытную партию лап и съездите в США. Там у меня есть представитель, вам помогут выставить наши лапы на продажу и установить контакт с Джоном Диром. А дальше все будет зависеть от вас. Сумеете раскрутить этот проект, я возьму вас к себе в штат. Извините, у меня срочная встреча.
Он встал и быстро пошел к выходу. В приемной было пусто. Не приснились ли мне эти три трупа? Я догнал его в коридоре.
- Спасибо. Большое спасибо. А как же деньги, то есть инвестиции?
- Ах, да, деньги.
Он достал из кармана пиджака газету, повертел ее в руках, оторвал угол и на свободном месте написал: «Выдать подателю сего 2000 долларов». И расписался.
- Вот, идите в кассу, секретарь вас проводит…

Через полгода я съездил в США, куда привез партию лап, которые перевернут весь мир. Советское представительство дало рекламу новых лап и выставило их на сельскохозяйственной выставке. Партия была куплена, но цену пришлось заметно снизить. Это была почти себестоимость.
- В чем дело, - спросил я через переводчика у фермера, - у Джона Дира вы покупаете лапы по шесть долларов, а мои берете только за четыре?
- Мы вас не знаем. Когда ваша фамилия будет Джон Дир, мы у вас тоже будем покупать за шесть.
Мне надо обязательно встретить с Джоном Диром, решил я, к тому же у меня была идея продать ему мой патент. С трудом удалось уговорить переводчика съездить со мной в город Милан, штат Иллинойс, где находился главный офис его компании. В приемной я поздоровался, сообщил, что прилетел из Москвы, и попросил о встрече с Джоном Диром.
- Вы не можете с ним встретиться, - сказал секретарь, - он умер сто лет назад. Вот в этом проспекте вы можете познакомиться с историей нашей фирмы. Не знаете английский? Тогда в двух словах: Джон Дир был кузнецом, создал новый тип плуга и основал фирму для выпуска сельхозпродукции. Сейчас в фирме работают более 2000 человек. Хотите встретиться с нашим президентом? Какова цель вашего визита?
Нас принял президент, с которым состоялся разговор о продаже патента. Он с интересом рассмотрел мой чертеж и патент, потрогал лапу, которую я положил ему на стол.
- Сколько сезонов может продержаться эта лапа? – спросил он
- Испытания уже идут, - сказал я, - мы поставили на один культиватор ваши лапы, а на другой мои. За время испытаний ваши лапы пришлось сменить уже три раза, а мои выглядят как новенькие.
- Так, так, - сказал президент, - вы может оставить нам эту лапу? Мы должны рассмотреть ваше предложение. Это займет примерно месяц. Сначала будет проведена экспертиза, потом мы посмотрим ее в работе, далее оценим стоимость изготовления на наших предприятиях и возможную прибыль. Сколько вы хотите за ваш патент?
Я назвал сумму, и он сделал пометку в своем блокноте.
- Отлично, о нашем решении мы вам сообщим. Оставьте почтовый адрес. Рекомендую вам посетить дом-музей Джона Дира, побывать на выставке нашей продукции, и, если захотите, то покатаетесь на первом американском тракторе и пообедаете в заводской столовой. Вот наши проспекты. В Советском Союзе еще очень мало знают о нашей компании и ее продукции.

Деньги кончались, и я вернулся в Москву. Через месяц пришло письмо из США.
«Дорогие друзья. Мы внимательно рассмотрели ваше предложение, изучили патент и опробовали ваше изделие в работе. Ваша лапа нам понравилась, она действительно может выдержать несколько сезонов. Кое-что наши инженеры возьмут на вооружение. Однако наш департамент по продажам не рекомендовал приобрести ваш патент, так как повышенный срок работы таких лап приведет к падению объема продаж и серьезным убыткам. Если лапы начнут работать втрое дольше, то их станут у нас покупать втрое меньше. В связи с этим мы, к сожалению, не сможем приобрести ваш патент. Благодарим вас за интерес  к нашей компании и прилагаем в подарок нашу фирменную ассигнацию, которую принимают во всех магазинах Джона Дира.»
С этим письмом я снова пришел к Некрасову. Опять в приемной сидели три лица кавказской национальности. На этот раз я воздержался от шуток и быстро прошел в кабинет, где рассказал о моей неудачной поездке в США. Выслушав с непроницаемым лицом мой отчет, он спросил:
- Вам хватило денег? Есть новые идеи?
Мне показалось, в его тоне сквозила ирония.
- Есть, я могу сделать новую партию лап и с ними съездить в Канаду.
- Я подумаю, - сказал он, - зайдите ко мне через неделю. Нет, через две недели.
Через две недели я зашел в знакомый офис и узнал, что Некрасов уехал за границу и когда вернется неизвестно. Видимо, его таки достали. Своих лап я больше сделать не смог. Цех, который их выпустил, приватизировали, и он перешел на сейфы для новых русских. Подарочной ассигнацией я заложил страницу в книге и потом об этом забыл. Вот и вся история…

- Значит ты промотал две тысячи долларов и вернулся ни с чем, - сказала жена, - оказывается ты и раньше был неудачником.
- Альма, ты слышишь, - обратился Анатолий к собаке, - моя жена меня назвала неудачником. Как тебе это нравится?
- А как еще тебя назвать? – съязвила жена, - я тебя кормлю, пою, делаю все по дому, а ты сидишь себе и пишешь свои рассказы. Живешь, как у Христа за пазухой. Разве не так?
- И после этого ты считаешь, что я неудачник? Да любой мужчина согласился бы быть на моем месте! Отдай мне эту ассигнацию, пусть лежит в книге. Альма, мы с тобой сегодня еще не гуляли перед сном. Хочешь погулять с неудачником?
Собака встала, вильнула хвостом и пошла к двери.
















Рецензии
Ефим, не удивляйтесь: Ваш салат оливье я съел прямо в письме, а сюда заглянул в поисках новой добычи... Вот наткнулся на миллионера Некрасова...

Кроме шуток, рад, что мы оба живы, и готов пообщаться. Вы - молодец, фонтанируете сюжетами. Я этим похвастаться не могу: привязан крепко-накрепко к жизни собственной и окружающей...

По поводу салата мне бросилось в глаза то невероятное, что герой Ваш, принадлежа к уроженцам совка, впервые встречается с патентованным совковым блюдом лишь теперь, - такое вряд ли было возможно: так называемые оливье (конечно, далёкие от истинного рецепта петербуржского француза) готовили все хозяйки в СССР на 1 Мая и на Октябрьские, а также на каждый домашний день рожденья. А вот имя Имма - в самом деле редкое, за всю мою долгую жизнь встретилось мне лишь однажды, оно принадлежало красавице одесситке, героине одного из трёх моих юношеских романов, - по счёту - второго, третий закончился (но не завершился!) свадьбой (после которой я прожил в счастливом браке 60 лет, с 1954 по 2014 - год смерти моей дорогой жены)... Но с героиней второго, Иммой, мы дружили, вместе с женою, всю жизнь, и вот, она в этом году перестала откликаться, а жила в последние лет 35 - 40 с мужем по имени Светлан, по фамилии Юрист, в Лос-Анджелесе... Увы, видно, нет их уже...
А вот первый, добрачный, роман продолжается, и героиню зовут Нина, и она на 7 мес. старше меня и живёт в Хайфе, и мы иногда даже видимся! Во - дела! Как Вам нравится такая "рецензия" на Ваши рассказы?

Кстати, Имма на иврите означает "мама". Только и всего, ничего странного!Спасибо за рассказы, оба - хороши!


Феликс Рахлин   01.11.2017 13:58     Заявить о нарушении