Путь Асхата

Недавно встретил своего старинного друга ш ж Асхата Звкировича Гарипова. Не виделись мы с ним почти тридцать лет. Сразу его и не признал. Постарел Асхат. Постарел. Коротко стриженная бородка, бакенбарды белые. Даже в густых черных бровях заметно прибавилась седина. А вот лицо его, как и прежде, светилось умом и добротой. В молодости мы с Асхатом долгие годы трудились на строительных площадках Уфы. Сооружали цеха и установки на Новоуфимском и XXII съезда партии нефтеперерабатывающих заводах. Биографию Асхата.
Родился Асхат в феврале 1923 года в небольшой комнатушке общежития Урманского леспромхоза. Родители его Закир и Татьяна Гариповы мечтали построить свой дом, завести хозяйство, но судьба распорядилась по-своему - жестоко. Закир умер от полученных на производстве травм, когда Асхату было 4 года. А через год, в день смерти Закира, Татьяну обнаружили мертвой на могиле мужа: не выдержала потери - отравилась.
Осиротевшего пятилетнего Асхата взял в свою семью брат отца Дамир. Дамир был начальником пожарной охраны Жена его Земфира - воспитателем в детском доме. Так попал Асхат в город. В новой семье малыш быстро освоился В семье Гариповых было трое детей: Равиль, двумя годами старше Асхата, Руслан его ровесник и маленькая Гульнарочка. Добросердечная Земфира делала все для детей. Как-то она краем уха услышала разговор. Равиль разъяснял младшим: «Асхат нам двоюродный брат».
- Сынок, откуда ты взял это слово - двоюродный? - вмешалась Земфира. - Асхат - ваш родной братик. Вы все мне родные. И она прижала к себе детей.
Прошло время. Асхат и не заметил, как стал называть Земфиру мамой, а Дамира папой. Промчались годы. Асхат закончил шестой класс отличником. Долгожданные летние каникулы. Вот он со своим лучшим другом Витькой Быстровым в своем «штабе». Они осматривают арсенал оружия - деревянные сабли, ружья. Даже три пулемета имеются - «максимы» со встроенными фанерными трещотками, имитирующими стрельбу. Ребята любуются ружьем - как настоящее, даже прицел есть. Витька приставил его к плечу, и вдруг его осенила мысль: «Асхат, а что если нам сделать ружьё, чтобы из него можно было пальнуть по-настоящему? Асхат загорелся такой идеей.На другой же день друзья добыли где-то бронзовую трубку и сконструировали ружьё. Витька принёс из дома пороха., завёрнутого в тряпицу. Ружьё зарядили и пошли на поляну испытывать. Вот тут и произошло неожиданное.
При выстреле трубку разорвало в клочья, и Асхата с окровавленной левой рукой увезли на «скорой» в городскую больницу.После трехмесячного излечения тринадцатилетний Асхат стал инвалидом третьей группы. Тут надо бы было пацану согласиться с приговором судьбы и начать тихую, спокойную жизнь. Но это было не в его характере. Асхат начал еще упорнее заниматься спортом. Поступил в ДОСААФ и через год выполнил все нормы и получил значок ГТО. Потом он увлекся парашютным спортом и в шестнадцать лет имел на счету четырнадцать прыжков. В это же время усердно занимался освоением боевого оружия. Регулярно ездил на военный полигон для участия в стрельбах, где показывал отличные результаты.
Асхат превосходно стрелял из автомата ППШ, из пулемета Дегтярева. Без промаха поражал мишени на макетах из ПТРа. Но никто не знал, какими гму это доставалось. Однажды после стрельб к нему подошел инструктор, старший лейтенант Ковалев.
- А ну, Асхат, покажи мне левую руку.
Асхат держал ее прижаой к груди.
- Асхат, нельзя же так, - произнес инструктор, - увидев кровоточащие раны на руке. - Сегодня же вечером зайди ко мне, я сведу тебя с мастером-протезистом.
И вскоре у Асхата появилась перчатка-протез, теперь он мог надежнее и крепче держать в руках оружие.
Настойчивому и целеустремленному Асхату занятия в ДОСААФе и на погоне никак не мешали в учении. В 1940 году он с отличием закончил 10 классов. Но дальше продолжить образование ему не довелось Началась война С первых дней старший брат Равиль ушел на фронт, а осенью призвали и второго брата. У Асхата было страстное желание пойти на фронт за ними. Но он инвалид... Асхат пишет заявление за за-явлением в военкомат. Но комиссия его бракует. Тогда он обратился к председателю ДОСААФа Селезневу: «Василий Федорович, поговорите с военкомом. Вы же знаете, как я владею оружием. Только отцу не говорите о моей просьбе».
Асхат не знает, что ему помогло добиться цели. Но в ноябре 1941 года его за-числили курсантом Стерли- тамакского училища по подготовке молодых бойцов. Затем он занимался на Тоцких полигонах. А в январе сорок второго в училище была сформирована шестая стрелковая рота в количестве 136 человек и отправлена на фронт. 18 января состав с пополнением прибыл в Подмосковье. Эшелон по-ставили в тупик под разгрузку в четырнадцати километрах южнее Звенигорода. Несмотря на глубокую ночь, полустанок кипел прифронтовой жизнью. Раздавались голоса команды. Шестой роте предстояло сделать десятикилометровый марш- бросок и занять позиции на подступах к городу Руза. А с рассветом они должны были вступить в бой.
Утром, чуть забрезжил рассвет, началась артподготовка. Гром орудий слился в единый оглушительный грохот. У Асхата даже дух захватило от восторга. Ведь вся эта масса огня обрушилась на головы ненавистного врага. У него даже мысль промелькнула: «После такого массированного огня нам нечего будет делать». Но когда начался бой, Асхат на себе ощутил, с каким упорством защищались фашисты. Бой продолжался несколько часов. Лишь к полудню наши части ворвались в город. Начались уличные бои. К исходу дня город Руза был полностью очищен от фашистов.
Это был первый победный бой Асхата. После него Асхат почувствовал себя взрослее на несколько лет. Он понял и другое: это не детская игра в войну, где можно спорить до хрипоты, кто кого убил первым. На вой-не убивают молча.
- После изгнания фашистов из города, наша рота разместилась в полуразрушенном здании школы, - вспоминает Асхат. - Крыша местами пробита снарядами, окна выбиты.
(Продолжение следует).






 


Рецензии