Город, в котором я не жил. Гермонасса

ГОРОД, В КОТОРОМ Я НЕ ЖИЛ
Античная Гермонасса
(Очерк  участника  археологической Таманской  экспедиции  1960-1970-х гг.)

          Боспорское царство принадлежало к древним государственным образованиям Северного Причерноморья. Его формирование было связано с  греческой колонизацией земель киммерийцев, синдов, меотов, сарматов, скифов с VI века до н.э. и в первые века н.э. Источники об этом процессе малочисленны и они не дают достаточных  сведений для формирования картины античного мира на Боспоре.  Большое значение в дополнении истории этого времени имеют археологические исследования, позволяющие сформировать представления  о социально-экономической, политической и духовной жизни людей, населяющих эту территорию.

      Жизнь каждого человека в процессе его формирования как личности, специалиста и профессионала связана с именами учителей, оставивших след и воспоминания на долгие годы. Такими наставниками в моей студенческой жизни были археологи-античники, крупные ученые И.Б.Зеест, Н.И.Сокольский, руководители Таманской археологической экспедиции Института истории и археологии АН СССР и преподаватели  ивановского пединститута историки  М.И.Гусева, Л.В.Венкстерн, А.В.Конокотин и др.

     Участие в археологических экспедициях и научные семинары, проводимые их руководителями, превращали античную историю в реальность, позволяли прикасаться к древней истории и формировать более широкий взгляд на мир людей, на историю человеческой цивилизации. Каждый из названных ученых был уникален пониманием философии истории, общение с ними формировало научные интересы у студентов, участников экспедиций. Труды этих ученых изучались студентами-археологами, выбравшими специализацию «античная история и археология». Память об этих людях послужила основанием для написания  очерка об античном городе Гермонассе.

   Изучение истории города-колонии Гермонассы является составной частью исследований проблемы влияния греческой цивилизации на  народы, проживающие на территории Северного Причерноморья, и в частности,  азиатской части Боспора, в настоящее время территории современного Таманского полуострова.

   История города является малоизученной вследствие малочисленности письменных сведений о нем и трудностей осуществления археологических раскопок. В письменных источниках о Боспоре Киммерийском (Таманском полуострове) античными авторами Страбоном, Дионисием, Евстафием Византийским и другими историками, географами того времени  сообщается 20 наименований различных поселений греков и синдов (города, эмпории, селища, святилища), среди  которых  упоминается и Гермонасса. Все эти поселения, в большинстве своем, располагались по берегам Пантикапского (Керченского) пролива, и представляли собой небольшие самостоятельные полисы

   Вопрос о местоположении Гермонассы был долгое время проблемной темой для историков-античников, исследователей Боспорского царства, и археологов. Первые сведения о местоположении города мы находим у Страбона, упоминавшего о Гермонассе  - городе, лежащем на острове по левую руку путешественника, вплывающего из притока Антикита, Гипаниса в Корокондамское озеро.  Евстафий и Дионисий, Аммиан Марцеллин  и Стефаний Византийский при описании побережья азиатской части Боспора местоположение города определяли на острове  Гермонасса, находящегося  по правую сторону Пантикапского пролива, причем название острова происходило от имени города. Севернее находился остров Фанагор, на котором располагались города Фанагория, Кепы и другие небольшие поселения.

    Археологические раскопки, проводимые учеными Института истории и археологии АН СССР, долгое время не могли четко указать на расположение города,  и  это дело было не простым.  Предстояло изучить не только сведения древних авторов, но и проследить ландшафтные изменения в географии Боспора. Все дело объяснялось тем, что на территории Боспора в I-м тысячелетии нашей эры произошли крупные природные катаклизмы, землетрясения, повлекшие  морфологические изменения по всему побережью Пантикапского (Керченского) пролива. Вследствие этих стихий произошло отступление моря от правого побережья пролива и подъем уровня суши у побережья азиатского Боспора (Таманского полуострова). Это также  повлияло на изменение рельефа его территории и направления реки Гипанис (Кубань), которая стала впадать в Меотиду (Азовское море). Наряду с этим изменилось и островное положение  Гермонассы и Фанагора, они перестали быть разъединенными городами-островами.  Часть побережья оказалось затопленным, что повлекло частичное разрушение городов и их затопление. В первую очередь, под воду ушли портовые, частично жилые и общественные сооружения Фанагории и Гермонассы. Подводная часть бывших островных городов становится объектом подводных археологических исследований, о чем свидетельствовали находки 70-х годов Таманской археологической экспедиции. Островные территории превратились в единый полуостров, позднее названный Таманским. Все эти обстоятельства сказались позднее при поисках точного местонахождения Гермонассы. В настоящее время оно определено на месте современной станицы Тамань.

    В начале процесса греческой колонизации в VI-V вв. до н.э. на этой территории постепенно сформировался город, который  играл значительную роль в торговых и политических связях. Позднее, по сведениям исторических источников, он передал пальму первенства другому городу Фанагории. Однако при этом город сохранил широкие социально - экономические связи с материковой и малоазийской Грецией, а также с Синдикой, территорией населенной племенами синдов (современный Таманский полуостров).

     Малочисленными являются источники об основателях города. По сведениям Арриана,  Гермонасса была основано Семандром, выходцем из города Митилены, располагавшегося на острове Лесбос. По версии этого автора, после смерти Семандра городом правила его жена Гермонасса, в честь ее и был назван город. По другой версии (сведения Евстафия со ссылкой на историка Дионисия), город был основан и назван в честь Гермона, который возглавлял колонию ионийцев, высадившихся на этой территории. По сведениям этих же авторов, город Гермонасса характеризовался как «прекрасно обустроенная колония ионийцев». Такая оценка городу – колонии была дана, вероятно, в связи с тем, что при его строительстве  была применена Гипподамова система расположения улиц и  кварталов. Известно, что эта система была широко применена при обустройстве малоазийского города Милета.
В связи с этим интересно отметить, что раскопки города, производимые  в 1960-1970-е годы, подтверждали  вышеуказанные сведения, о благоустройстве города. Так, в ходе раскопок были открыты фрагменты улицы города, которая была покрыта керамидами (керамическими плитами), жилые помещения  строились из обработанного известняка, методом, так называемой сухой рустованной кладки, блоки угловых частей кладки скреплялись пиронами (отверстиями) в виде хвоста ласточки,  заливавшимися расплавленным металлом.  Такие строения могли принадлежать только богатым людям, грекам-колонизаторам и, по всей вероятности, не представителям местных племен. Рустованная кладка известна и в материковой Греции, она имела также и декоративное назначение, создавая игру света и тени с внешней стороны здания в солнечный день. Такой вид кладки имел применение в Митилене и Милете, городах азиатской части Греции. Внутренняя часть дома, жилые помещения покрывались полихромной окраской, что также отражало строительные и декоративные традиции материковой и азиатской Греции.

    Многолетние археологические экспедиций  позволили обнаружить в прибрежной части станицы Тамань останки города, которые находятся на глубине 8-10 метров от дневной поверхности. Над античным культурным слоем лежат значительные напластования более позднего времени. В ходе исследований территории городища и описания его ареала был обнаружен некрополь города, который  располагался на низменной части городской территории противоположной морскому побережью, что облегчало его исследования. Фрагменты некрополя города были обнаружены в разных местах современной станицы Тамань, а также  вокруг находящегося в центре поселения Сухого озера. По предположению археологов, это озеро в античный период истории Гермонассы, было внутренней гаванью для приплывающих в город судов, привозивших и увозивших товары. Об этом свидетельствуют находки на территории Сухого озера, относящиеся и к более позднему периоду истории.

    Глубина залегания остатков городища от дневной поверхности и мощный культурный слой, обнаруженный в процессе археологических раскопок,  свидетельствовали о долгой на протяжении ряда столетий, но и достаточно активной жизни античной городской среды. В городе происходила постоянная перестройка зданий и сооружений. При строительстве новых зданий и жилых домов нередко использовались строительные материалы из останков разрушенного города. Так, постоянно происходило наслоение культурного слоя, в котором сохранялись следы жизни людей.

    В процессе археологических раскопок обнаружилось интересное обстоятельство, касающееся оценки активности жизни города. Самый насыщенный слой культурного напластования в стратиграфии городища составлял более трех метров, он относился к раннему античному времени в колонизации территории города.  Различного рода находки в этом слое  датировались VI-V вв. до н.э., что позволило археологам-исследователям городища, сделать вывод о более раннем его освоении греками,  нежели, территории рядом находящихся городов,  Фанагории, Кепы, Патрея, Тирамбы и Горгиппии. В связи с этими находками было высказано предположение, о том, что выходами из Гермонассы были Археанактиды, род, установивший первую династическую власть на Боспоре. Примерно через 50 лет эта власть была свергнута и с середины V в. до н.э. установилась власть Спартокидов.

    Несмотря на разрушительный характер землетрясения в I-м тысячелетии, часть городских сооружений Гермонассы,  располагавшихся на возвышенной части городской территории, частично сохранилась,  жилые и общественные здания также были  восстановлены, город продолжил существовать и развивать экономические связи с внутренней Синдикой и материковой Грецией вплоть до IV века нашей эры.

    Об активной экономической жизни города с малоазийской и материковой Грецией свидетельствуют многочисленные археологические находки. Среди находок, особенно много было фрагментов керамической краснолаковой и чернолаковой посуды, пухлогорлых амфор из островной Греции, датируемых  VI - IV вв. до н.э., монеты из сплавов и благородных металлов  II-I вв. до н.э.  По мнению исследователя Гермонассы И.Б.Зеест, импорт греческой расписной художественной керамики, амфор из различных городов Греции и бытовой керамической посуды  отвечал потребностям, как самих греков-колонизаторов, так и местной синдской знати. Из наиболее часто встречаемых типов амфор в Гермонассе были сосуды с широкими красными полосами, относящимися к VI веку до н.э., производимыми в мастерских острова Хиос, а также керамика родосско-милетского и самосского производства. На внутреннем рынке имелась керамическая продукция синдов, однако она, в большей мере, имела бытовое предназначение, и ее производство не отличалось художественным вкусом. Следует отметить, что характер импорта в VI-V вв. до н.э. в города  Боспора был, практически одинаковым, т.е. скорее всего импортная керамика ввозилась из эргастерий городов-метрополий и какого-то разнообразия керамики не наблюдалось. В последующие столетия характер импорта стал изменяться. Анализ многочисленных фрагментов керамической тары, проведенный И.Б.Зеест, показал на широкую географию импорта в город, датируемого IV-III вв. до н.э. Так, среди клейменной керамической тары (амфоры) уже доминировала керамика из Гераклеи, Фасоса, Родоса, наряду с ней присутствовала и местная пантикапейская керамика, находки которой, свидетельствуют о ее использовании, в большей степени, в сельских поселениях.       

    Импорт из Греции в Гермонассу постепенно приобретал все более широкий размах, он дополнялся продукцией, которая была позволительна для греческой и синдской знати, а также для строительства зданий общественного значения. Например, среди импорта появились предметы, изготовленные из мрамора. Это подтверждает предположение о расцвете городов Боспора в период IV - III вв. до н.э.   В городской жизни осуществлялось строительство различных общественных сооружений, об этом свидетельствуют найденные фрагменты скульптур и декоративных украшений (например, акротерии, антефиксы зданий). В городе были святилища почитаемых культов Афродиты и Дельфиния - Врачевателя. Культ Афродиты был широко распространен на азиатской части Боспора, об этом свидетельствуют находки фрагментов святилищ Афродиты в Фанагории и селении Апатур. В Гермонассе находился храм Аполлона Врача, на это указывают посвящения, выбитые на погребальной плите гермонасских граждан Демофанта и Акии. Вероятно,  в городе имелось и святилище, посвященное греческому герою Гераклу, культ которого был перенесен сюда из Греции. Об этом свидетельствует находка скульптурной группы Геракл с яблоками (есть и другое предположение, наиболее вероятное с нашей стороны, этот скульптурный фрагмент с Гераклом был элементом украшения святилища Афродиты). Для обустройства этих значимых для жителей города святилищ из метрополии ввозились и другие различные  предметы из мрамора, об этом также свидетельствуют находки фрагментов  мраморных колонн и мраморной черепицы.  На Боспор ввозились также постаменты для  памятников и надгробий, стелы с рельефами фигур, которые устанавливались на местах погребений  знатных греков или эллинизированных синдов. На стелах высекались надписи с посвящениями  культам,  признаваемым на территории азиатского Боспора. Многие стелы, обнаруженные в ходе археологических экспедиций, в настоящее время находятся в керченском музее - лапидарии. Тексты, прочитанные на стелах, систематизированы и изданы под названием «Боспорские надписи». 

    Крупным археологическим открытием в начале XX века, свидетельствующим о широком использовании мрамора для культовых целей, явилось обнаружение в ходе раскопок недалеко от Гермонассы, в местечке Лысая гора, мраморного саркофага, богато украшенного и орнаментированного растительным рельефом. К сожалению, к моменту раскопок саркофаг был уже разграблен, однако его художественная и архитектурная ценность являлась несомненной. Саркофаг был выполнен в виде греческого храма, по бокам его располагались позолоченные орнаменты. По мнению исследователей, подобного рода мраморных изделий известно всего семь экземпляров. Саркофаг из местечка Лысая гора был в изготовлен в малоазийском городе Сидоне, который специализировался на таком виде продукции. По предположениям ученых он предназначался для представителя боспорской греко-синдской знати. Учеными - антиковедами мраморный саркофаг по типу своего изготовления и фрагментам золотых украшений был отнесен к IV в. до н.э.

    Кроме торговли город развивал  активные общественные связи с метрополией, в нем сохранялись традиции греческой жизни по организации спортивных соревнований на Боспоре и участию в Олимпиадах в самой Греции. С определенной вероятностью, можно предполагать и о театральных представлениях, функционировании гимнасий. Об этом свидетельствуют редкие, но достаточно ценные фрагменты клазоменских ваз, вручаемых победителям спортивных соревнований, мегарских чаш,  чернолаковых ритонов, а также другой ценной ритуальной посуды для общественных мероприятий, золотых изделий привезенных из Греции и многое другое. Среди исследователей Гермонассы есть предположение, что в городе проводились спортивные состязания (агоны), посвященные Аполлону. На это обстоятельство указывает находка плиты с выбитым именем судьи состязаний (агонов) некого Местора и посвящением Аполлону.      
          
      Систематическое изучение Гермонассы началось еще в XIX веке. Так, в 1871 г. была составлена К. Герцем «Археологическая топография Таманского полуострова», позже дополненная М. Поночевным в  «Обзоре археологических исследований и открытий на Таманском полуострове с конца 18 века и до 1895 года».  Изученные археологические находки в курганах Лысая гора, Большая и Малая Близница свидетельствовали о высоком уровне эллинизации местной знати и богатстве синдской элиты. К сожалению, раскопки местных жителей, имевшие характер кладоискательства, приводили к исчезновению многих археологических ценностей.
         
      Эпизодические исследования Гермонассы предпринимались в начале XX века В. Шкорпилем. В результате был получен материал, свидетельствовавший о разносторонней жизни города. Обнаруженные фрагменты уникальных панафинейских амфор (они вручались только победителям состязаний) позволили сделать  предположение об участии одного  из горожан в общеэллинских спортивных соревнованиях в честь богини Афины. Граффити, обнаруженные на фрагментах панафинейской амфоры, дали возможность восстановить имя архонта Нейхама и время проведения Панафиней, 320-319 г. до н.э. В ходе археологических раскопок была обнаружена интересная посвятительная надпись Аполлону, датированная IV в. до н.э., что позволило археологам узнать имя одного из жителей Гермонассы, Местора – агнофета (судьи спортивных состязаний). Подобные находки приводят к предположениям о том, что в городе, по-видимому, организовывали соревнования в честь какого-либо древнегреческого божества. Это тем более вероятно, что в раскопках города были найдены надписи-обращения к  таким признанным божествам как Афродите Апатур, Аполлону Врачу, Аполлону Дельфинию, Артемиде Агротере и другим.
       
       В 1920-1930-е годы проводились обследования Таманского полуострова А. Башкировым. Тогда же на основе «карты древних поселений и могильников в районе станицы Таманской», составленной В. Соколовым в 1919 г., производились раскопки городища и некрополя Гермонассы. Найденные клазоменские вазы подтвердили значимость города в экономических связях Боспора с Грецией.

    Систематические исследования Гермонассы начались в 1950-е годы прошлого века в ходе работы Синдской экспедиции, руководимой В.Д. Блаватским. Несколько позднее проводились раскопки городища И.Б. Зеест (1952, 1955-1957 гг.) и некрополя Н.П. Сорокиной (1956-1957 гг.). В ходе экспедиций изучались связи между городами азиатской территории Боспора и сельской Синдикой. Материалы экспедиции дали обширный материал о развитии керамического производства, зернового хозяйства синдов, товарно-денежных отношениях в связях с городами метрополии, т.е. Грецией. Находки керамики из Родоса, Коринфа, Хиоса, Клазомен, Милета, Афин, Мегар, Гераклеи  являлись свидетельством интенсивных экономических связей города, импортировавшего вино, ювелирные изделия, чернолаковую керамику, стеклянные сосуды.
         
       Постоянные археологические исследования Гермонассы осуществлялись в 1960-1970-е годы. Их участниками являлись студенты - историки Ивановского государственного педагогического института (будущего университета, ИвГУ). В ходе раскопок были вскрыты глубинные пласты культурного слоя на городище от дневной поверхности  до материкового слоя, который находится на глубине 10 метров.  Было подтверждено предположение о многослойной стратиграфии городища и доминирования в ней культурного слоя VI – IV вв. до н.э., что, в свою очередь, также подтверждало и предположение о более раннем заселении греками данной территории азиатского Боспора.  Вследствие раскопок был открыт участок города  с фрагментом улицы, здания с рустованной кладкой, на верхнем уровне которого сохранились следы покраски сырцовых стен, возводимых на каменной подкладке. Внутри помещения открытого здания были обнаружены сарматские стрелы и сильный слой пепла перемешанного с углями, что явно свидетельствовало о непростых отношениях жителей города с местными племенами, синдами. Массовые находки керамического материала подтверждали интенсивность экономических, торговых связей Гермонассы с сельской Синдикой и материковой Грецией. В раскопках на берегу Таманского залива экспедиция запретила строительство жилого дома, который врезался своим фундаментом в культурный слой IV века до н.э. На месте постройки дома были произведены раскопки, в ходе которых  были найдены достаточно хорошие фрагменты чернолакового древнегреческого ритона, расписанного мифологическими сюжетами, а также множество фрагментов расписной чернолаковой посуды, которая могла использоваться только по каким-то торжественным событиям в быту древних греков.   

    В период великих миграций IV – VIII н.э.,  Гермонасса потеряла свое значение одного из центров социально-экономической и политической жизни на Боспоре. Город стал часто испытывать на себе тяготы военных нападений со стороны различных племен Синдики, о чем свидетельствуют находки фрагментов различного рода оружия, а также большие слои пепла и углей от пожарищ. В ходе раскопок был открыт участок со следами пожарищ (0,5 м),  разбросанными монетами и трехгранными стрелами сарматского типа Постепенно утрачивалось и название города, оно трансформировалось в Матарху, Мататарху в салто-маяцкий период, а затем, в славянский период ее существования,  в Тмутаракань. На территории городища была найдена плита, на которой был славянский текст о том, что князь Глеб мерил расстояние по льду от Тмутаракани до Корчева (Керчи). Это позволило определить местоположение города-крепости Тмутаракань. Раскопки, производимые Институтом археологии АН СССР, под руководством академика Б.А.Рыбакова на территории городища выявили каменные остатки первого православного храма на Руси. По мнению того же ученого,  это был храм - памятник, воздвигнутый в знак победы славянского воина Челубея над косогожским князем Редедею.  Храм был освящен в честь Богоматери.

     Культурные напластования, прослеживаемые по стратиграфии городища, свидетельствовали также и  о том, что с конца IV века н.э. и до XVIII века, момента высадки на Тамань казаков во главе с Антоном Головатым, социально-экономическая жизнь города постепенно угасала. Город терял свое назначение и превращался в малое поселение, затем в суворовскую крепость, в сельскохозяйственную провинцию и позднее в возрожденную казаками станицу. Слова М.Ю.Лермонтова, увидевшего станицу в период своего пребывания в ней в первой трети XIX века «Тамань, самый захудалый городишко юга России, какой я видел в своей жизни». оправдывали ее состояние в то время. В настоящее время Тамань это процветающее поселение Краснодарского края, история которого восходит к седой древности, это интересный культурно-исторический и туристический центр юга России.            

                Литература
  1.Блаватский В.Д. Архаический Боспор  – М., МИА. N33.1954. С.27
  2.  Боспорские надписи – М.-Л. 1965. 
  3. Гайдукевич В. Боспорское царство – М.-Л. 1949.
 4. Зеест И. Керамическая тара Боспора – М., 1960; она же.
Экономические связи Боспорских городов//Проблемы истории северного Причерноморья – М., 1960; она же  Об одной особенности экономического развития Гермонассы / Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья – Л., 1968. С. 144-148.
  5. Карасев А.Н. Архитектура /Античные города Северного Причерноморья. Т.I. – М.-Л. 1965.   
  6.Латышев В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе – СПб., Т.I.1900; Т.2.1906.
 7. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Тамань.  – М,1973.
  8.Марти Ю.Ю. Новые эпиграфические памятники Боспора /Из истории Боспора – М.-Л.1934.


Рецензии