Самоуничижение паче гордости
«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие лю-ди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо вся-кий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:9-14).
Многие из нас, прочитав эти притчу и изречения Христа, с удовлетворением подумают: «Как хорошо, что я не таков, как эти фарисеи…». И, конечно, мы непременно соотнесём себя с мытарём, который бьёт себя в грудь и говорит о своей греховности, о своём несовершенстве.
Но при этом, если честно и глубоко посмотреть на самих себя со стороны, то мы можем увидеть в каждом из нас не только фарисея, но и мнимого мытаря. Порой мы мним себя достигшими более других и возносимся в самолюбовании, гор-дыне над ними, подобно фарисеям. Порой — осуществляем скрытое самолюбование и скрытую гордыню под покровами самоуничижения, пытаясь уподобиться мытарю по внешней видимости, а не по искренности сердечного устремления к совершенству. И тем уподобляемся снова «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Причем если порой под влиянием страданий мы и начинаем сознавать в самих себе фарисейскую закваску, то гораздо труднее нам заметить закваску мнимого мытарства, ложного самоуничижения и смирения. А раз труднее обнаружить эту болезнь души и духа, то и труднее поставить диагноз о причине болезни и определить лекарство. Поэтому и сказано, что «сомоуничижение паче гордости».
Если фарисейская болезнь становится в ярую оппозицию к совершенствованию, преображению духа, то ложное смирение можно уподобить скрытому врагу, который по внешней видимости кажется другом. И здесь мнимый друг оказывается хуже явного врага. Явный враг, являя противодействие, побуждает нас нагнетать силу к преодолению. Но мнимый друг усыпляет зоркость сердца и погружает в утончённое самообольщение достижениями прошлого или даже мнимыми достижениями.
«Община,130. К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе. Как следует нести Учение? Наедине. Как пройти между ханжеством и наглостью? Не ряды свидетелей, но лишь сам судья!
Каждый чтит свое достоинство, так же каждый оценивает жемчужину своего созна-ния. Учение жизни оценивается жемчужиной сознания. Можем ли извергнуть сокро-вище существования?!
Нужно уметь перед собою нести Учение, как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу. Явить нужно любовь и бережливость, как к послед-ней возможности и воде. Поступая наедине, можем показать меру преданности. Нужно уметь создать мир личной ответственности за свое сознание, тогда осуж-дение превратится в суждение правды».
Свидетельство о публикации №217092700862