С

САБИРОВСКАЯ школа  –  была создана в начале XX в.  азербайджанским  поэтом-сатириком Сабиром  (Мирза Алекпер, 1862 – 1911). Его заслугой стало соединение в поэзии народной речи с литературным языком. С.ш. являлась энциклопедией азербайджанской народной  жизни, все важные проблемы эпохи решались ею высоким языком искусства. Яркие представителями  С.ш.  поэты Мирза Маджус (1873-1934), Назми (1882-1946), Гамкюсар (1880-1918) и Б. Аббасзаде (1859-1926).

САВРАДЫМ (саврадымка) – украинские песни о том, как  муж учил ленивую жену.

САД –  средневековое  дидактическое собрание сведений по разным областям знаний. Наиболее известен «Сад наслаждений» аббатиссы Геррады Ландсбергской (1130-1195).

САДАН  –  в бирманской литературе мужская жалоба.
САДР – таджикские народные похоронные песни.

САГУНПАНТХИ – направление в поэзии бхакти (Индия), путь почитания конкретного божества.

САЗЕНДЕ – у  каракалпаков народный сказитель, создатель песен.
САЙНЕТ –  филиппинское название формы сонета.
САЙН эр –  в монгольской литературе XIX в. песни о благородных разбойниках.

САКРАВА – в сиамской литературе лирическая песенная форма.

САЛИТА1  (слово, сказание) –  по-тагальски (Филиппины) сказания или поэмы,  чаще всего на испанские средневековые сюжеты (Конкиста, Реконкиста).

САЛИТА2 (пана банг, банг, сарита) –  слово, сказание. По-илокански (Филиппины)  песни на средневековый испанский сюжет.

САЛОКА – в пенджабской литературе (Индия) двустишие.

САЛОН (кружок) – общность, на основе сходства социокультурных интересов и позиций участников. Литературные объединения в Европе возникли ещё в Древней Греции; а в I в. до н.э. в Риме был известен кружок Мецената, куда входили Вергилий и Гораций. При дворе Карла Великого был кружок «Академия». Во Франции в XVI в. был придворный С. Маргариты Наваррской. Культура С. расцвела во Франции в ХYIII– ХIХ в.  Участники литературно-художественных кружков собирались в частном доме, читали и обсуждали свои произведения, полемизировали. В России появление С. относится к XVIII в., в них читались литературные произведения, исполнялась музыка, обсуждались вопросы общественной  жизни. С возникновением Союза советских писателей (1934 г.) литературно-кружковая деятельность или прекратилась, или переносится на крупные предприятия или в учебные заведения.

САЛЮТ – в куртуазной поэзии послание влюблённого своей даме.

САМАВЕДА –  в Индии сборник песнопений, состоит из 1549 гимнов.

САМИЗДАТ – форма нелегального распространения произведений художественной и философской литературы в СССР в виде машинописных копий. Термин возник в конце сорокового года, когда поэт Н.И. Глазков (1919-1979) стал называть так свои печатные книжки. Эта форма получила распространение в 1966 году. Так издавались романы А. Солженицына (1918-2008) и Б. Пастернака (1890-1960). Известность получил самиздатовский литературный альманах «Метрополь», изготовленный в восьми экземплярах, его авторы подверглись преследованиям со стороны властей.

САМОБЫТНОСТЬ – характерные черты национального характера или образа мышления. Уникальность культуры народа.

САМОЗАРОЖДЕНИЕ сюжетов (антропологическая теория) –   в мировой практике эта теория объясняет зарождение сходных по сюжету произведений фольклора у разных народов тем,  что  у разных наций единообразный характер мышления,  единая человеческая природа. Теория была  создана во второй половине XIX в.

САМОЛЮБИЕ – моральное качество, означающее уважение к самому себе. Оно не позволит автору напечатать слабое произведение или произведение антигуманное, пятнающее его репутацию.

САМООСОЗНАНИЕ – понимание субъектом самого себя в отличии от других людей. Осознание значения своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, оценка самого себя как личности. Кроме того, художественное творчество в ряде случаев выступает в сотворении художником своей собственной личности, как деятельность жизнетворческая.

САМООЦЕНКА – то же самое, что автокритика.

САМОПОЗНАНИЕ  автора – художественное творчество выступает и как  самопознание, а в ряде случаев  и  актом сотворения автором самого себя, как деятельность жизнетворческая. Это особенно ярко видно в таких средневековых произведениях, как «Исповедь» (св. Августин, 354-430), позднее это «Трилогия» (Л.Толстой, 1828-1910), трилогия – «Детство, Отрочество, Юность». С.а. часто носит исповедальный характер и составляет важный пласт литературы XIX-XX вв.

САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ  образ –  такой образ, который обретает самостоятельное, не зависящее от автора, бытие. Такой образ живёт в литературе согласно складу своего характера и окружающих обстоятельств.
САМОРАЗВИТИЕ -- комплекс действий человека, направленный на развитие сильных сторон своего характера, получение  новых знаний, повышение уверенности и самооценки.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ – наиболее полное проявление автором своих способностей.

САМОРЕФЛЕКСИЯ – отражение человеческой психикой самого себя в разных аспектах.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ – утверждение себя, как самоценной личности в литературе.

САМХАТЫ –  в Индии сборники гимнов, молитв, заклинаний и магических формул (чинига).

САМХИТА – в Индии систематизированное собрание поэтических или прозаических текстов.

САНАТ (синат, мудрость) – вид народной дидактической поэзии, песня, состоящая из изречений, афоризмов, поучений в таджикской поэзии.

САНГИ – древнейшие академии литературы у тамилов (Индия, Южная Азия). Их было три: первая существовала 4400 лет, вторая охватывает период в 3700 лет, третья существовала 1850 лет.

САНСКРИТСКАЯ драма – индийская драма на языке санскрита. Зародилась в период рабовладельческого строя. Основа С.д. лежит в диалогических гимнах Веды. Начиная с I тыс. н.э. языком С.д. становится пракрит, разговорный язык. Большого развития С.д. получила в IV- VII вв.  Авторы брали сюжеты из народной мифологии. Главным качеством С.д.  является единство чувств (настроения). Постепенно героями пьес становятся разорившийся купец и куртизанка, осуждается брахманизм.

САНСКРИТСКАЯ литература – в I-м тысячелетии была ведущей в Индии. Наиболее ранние её представители – поэт и драматург Ашвагхоша (II в.) и драматург Бхаса (ок. ?в).   С.л. не только отразила противоречивость культурного развития народа, но и развила аристократические и демократические тенденции, связанные с прогрессивными течениями общественной мысли. С.л. принадлежит важное место в мировом литературном процессе. Народные книги «Панчатантра» , «25 рассказов Веталы», «70 рассказов попугая» и др. были восприняты и переработаны литературами других стран.

САНСКРИТСКАЯ поэтика — истоки С.п. уходят в глубокую древность. Уже в первых памятниках индийской литературы – Ведах, созданных на рубеже второго и первого тысячелетий до н.э., – встречаются гимны и философские диалоги, отражающие взгляды их творцов на поэтическое искусство. Подобного рода отрывки включены и в древнеиндийский классический эпос «Рамаяну» и «Махабхарату». От первых веков нашей эры до нас дошёл индийский трактат по драматическому искусству «Натъяшастра», приписываемый мудрецу Бхарате (1363-1643) , в котором впервые была предпринята попытка изложить древние поэтические учения как законченную и стройную систему. С 7 в. н.э. и до конца 18 века были созданы сотни сочинений об искусстве поэзии. В своём подавляющем большинстве эти поэтики были написаны на санскрите. Они оказали значительное влияние не только на индийскую литературу древности и средневековья, но и Нового времени. В целом это была нормативная поэтика, имеющая дело не с индивидуальным произведением или автором, но с поэзией и литературой как таковыми. Авторы ранних поэтик – Бхамака(вторая пол. VII в.),  Дандин, (VII в.) , Удбхата, (XIII в.),  Рудрата (IX в.) и другие – считали основой поэзии фигуры или аланкары (украшения);  санскритские теоретики уже на первых порах не ограничивались лишь перечислением украшений, а пытались обнаружить кардинальные принципы употребления фигур.

САНСКРИТСКИЕ надписи – один из образцов кхмерской литературы. Это были гимны богам и славословия царям и героям. С.н. писались, как правило, в стихах. Иногда достигали размера 162 строк.

САНСЭРЖИМ – в Монголии стихи религиозные, исполняемые при совершении жертвоприношения, воскурении.
САР –  в арабской поэзии песнь мести.
САРАБЁСИ – исполнительницы песен и плясок. Выступали в мужской одежде.               
САРИКАТ  ШИРИЙЙА –  поэтическое заимствование у арабов.         
САРСУЭЛА –  на Филиппинах жанр музыкальной комедии.
САРЫН – лирические песни кумыкского народа в Дагестане. Хакасская застольная песня. Исполнитель – сарынчи.

САТАНИЗМ – демонические мотивы в европейской литературе играют значительную  роль. Вся подобная литература может быть разделена на три части. Основную образует фигура Сатаны, далее – попытка человека связаться с ним и, наконец,  судьба демонического  человека–-богоборца. В русской литературе истолковательницей всех демонических мотивов была М.Лохвицкая (1869–1905).
«САТАНИНСКАЯ школа» — понятие, применённое к творчеству Байрона(1788-1824), Шелли (1797-1851) и Китса (1795-1821) английским поэтом-лауреатом Р.Саути (1774-1843) в предисловии к его поэме «Видение суда» (1821). Он называет творения Байрона «чудовищной помесью ужасов и насмешки, распутства и нечестивости», считая этих поэтов безнравственными. Демократическая пресса выступила в защиту Байрона.

САТИРИЧЕСКИЙ пафос – негодующе-насмешливое отрицание определённых сторон общественной жизни.
САТИРОВСКАЯ драма — первоначально весёлые представления древнегреческого театра, главными действующими лицами которых были козлоногие сатиры, обжоры и пьяницы, спутники Диониса. Хор сатиров и дал название жанру. Постепенно С.д. стала исчезать, но в 515 г.(?) до н.э. её возродил в Афинах греческий трагик Пратин из Флиунта. Сохранилась только одна С.д. Еврипида «Киклоп». В римском театре С.д. не прижилась. В средние века она находит отголоски в масленичных играх «фастнахшпили» – комедийные представления в канун Великого поста.

САУДАДИ – сольная португальская песня.
САУДАДИЗМ – тоска, томление. Поэтическое движение в португальской поэзии XX в., крупнейшим поэтом которого был Т.Пашкоайш (1877-1952). Этому движению был свойствен лирико-мистический пантеизм (отождествление бога и природы).
СВАСОРИЯ (свазория) – у древних греков совещательно-увещевательная речь,  обращённая к колеблющемуся человеку.
СВЕРХСЛОВО – слово, которое состоит из нескольких других слов: змея двухметроворостая (В. Маяковский).

СВЕРХСОЗНАНИЕ - разновидность неосознаваемого, эмоционально-образная активность по разрешению сложных задач.

-СВЕРХСХЕМНОЕ ударение – ударение на слабой доле стиха. Слоговой объём слова со С.у. не должен выходить за пределы слабой доли, чтобы не нарушать «запрет переакцентуации», когда ударный слог слова приходится на слабую долю, безударные слоги не могут приходиться на смежное сильное место. Поэтому С.у.  в двусложных размерах (ямб, хорей) образуется обычно односложными словами, а в трёхсложных размерах (дактиль, амфибрахий, анапест) используются односложные и двусложные слова. В трёхсложных размерах С.у. чаще встречается на первом слоге анапеста: «ЦЕлый гОрод с какИм-то испУгом». Дольники и тактовики также имеют сверхсхемное ударение. 
СВЕРХТЕМА -- важнейшую, доминирующую С. искусства и литературы составляет человек в различных ипостасях. Здесь и его универсальные свойства и черты, сформированные культурной традицией и окружающей средой и неповторимо индивидуальные качества.
СВЕРХТИП -- это авантюрно-героический герой. Он занимает активную жизненную позицию. Ему хочется славы и признания. Такие персонажи всегда борются и побеждают. Имеется четыре модификации С.: это бог и народно-этнические герои; бунтари-романтики; безнадёжные идеалисьты; авантюристы.
СВЕРХЧЕЛОВЕК -- этот образ введён Ф.Ницше в книге "Так говорил Заратустра". Он
представляет существо, по своим качествам превосходящее всех современных людей.

«СВЕТЛИЦА» — литературно–художественное и философское объединение, созданное  в Гельсингфорсе (Финляндия) по инициативе П.Ф.фон Светлика (1880-1956?) в 1924 г. На своих собраниях члены Объединения обсуждали книги русских классиков, писателей русского зарубежья и Советской России. В дальнейшем из его круга выделилась группа гуманитариев, образовав содружество  с тем же названием, «Светлица», которое занималось культурно-просветительной деятельностью. Членами содружества в разное время были Ю.А. Григорков, Л.М. Линдеберг, М.Б. Виднэс, О.Г. Парланд и др.; на своих собраниях они представляли свои новые произведения. В 1933 г. ими была устроена выставка русской книги. К началу 1940 г. содружество перестало существовать.

СВИНЦОВЫЕ книги – христианские тексты, найденные в начале XXI в. в иорданской пещере. Общее количество их 70; из этого числа 15 написаны на свинцовых листах, скреплённых свинцовыми кольцами.

СВОБОДНАЯ  сцена –  театр, созданный в Берлине в 1889 г. О. Брамом. С.с. ставились пьесы Ибсена, Толстого. Пропагандировалось творчество Г. Гауптмана.
 
СВОБОДНЫЕ мотивы – те, которые при пересказе содержания можно опустить.

СВОБОДНЫЕ  стихи –  это борьба с «застывшим» и измеренным материалом  (Ю.Сорокин «Почему живут и умирают книги»). 
лицо девушки сад 
лицо женщины дом
дом  полный забот             В.Соснора               

СВОБОДНЫЕ театры –  в 80-х гг. XIX в. движение, охватившее многие страны – оно порывало со сценическим академизмом. Его принцип «либеральный эклектизм» в формировании репертуара и отсутствие цензуры. В результате стали появляться «комнатные», «подвальные», «карманные» театры, не коммерческие, экспериментальные, принимавшие к постановке пьесы молодых или отвергнутых авторов.

СВОБОДНЫЙ театр – был создан во Франции А. Антуаном (1858-1943)  в 1887 г. Он положил начало театральной реформе в Европе.

СВОЕОБРАЗИЕ творчества – оно состоит в умении сочетать опыт мировой литературы со своим национальным своеобразием, с социальной действительностью и социальными проблемами.

СВОЯ тема в литературе – тема, которую тот или иной автор в большей или меньшей степени будет разрабатывать в течение всей своей творческой жизни, хотя это не исключает работы и над другими темами. Такая тема в наибольшей степени покажет  творческие возможности данного автора, раскроет его душевные качества как поэта.
СВЯЗАННЫЕ мотивы – такие, которые при пересказе содержания опускать никак нельзя.

СВЯТОЧНЫЙ рассказ – жанр литературы XIX в. Писался он о чудесах, происходивших в ночь под Рождество. Такие рассказы есть у А. Куприна («Чудесный доктор»), у Н. Лескова («Зверь») и т.д. Все подобные рассказы имели счастливый конец. Есть такие рассказы и у зарубежных авторов.
СВЯЩЕННАЯ пародия — получившая распространение в средние века форма игрового отношения к священному слову – травестирование библейских сюжетных образов и богослужебных ритуалов на латинском и «народных» языках, а также на их смеси. Один из наиболее древних образцов С.п.– анонимная латинская «вечеря Киприана». В этом симпосионе (этикет застолья) на пиру в честь свадьбы королевского сына сходятся персонажи Ветхого и Нового Завета.  Все события получают пародийное преломление: Иуда всех целует, воду для омовения приносит Пилат. Это – как бы праздничный аспект всего мира во всех его моментах, как бы второе откровение о мире в игре и смехе. (М.М.Бахтин)

«СВЯЩЕННЫЕ представления» – жанр итальянской драматургии XV в., напоминающий миракли. Постепенно он приобрёл светский характер.
СДВИГ – акустико-фонетическое явление, случающееся в стихах, когда два стоящих рядом слова образуют при чтении третье: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…» (А. Пушкин). Здесь слова  «ль + вы»  образуют слово "львы".
СДХЛ – Союз деятелей художественной литературы. Был создан в 1918 г. в Петрограде. В него входили М. Горький, А. Блок, Е. Замятин, А. Куприн, К. Чуковский и др. Объединение ставило задачей защиту деятелей художественной литературы и помощь начинающим авторам.

«СЕВАМОНО» – одна из категорий пьес театра Кабуки. Это бытовая драма с сентиментально-дидактическим уклоном. Создателем «С» является драматург Т. Мондзаэмон (1653-1725).
СЕВДАЛИНКИ – южно-сербские любовные песни.
«СЕВЕРНОЙ звезды союз» – берлинский кружок поэтов-романтиков ХIХ в. Организаторами союза были А. фон Шамиссо (1772–1829), К.А. Фарнгаген фон Энзе (1771–1833), Ла Мотт-Фуке (1777–1843), И. Хитциг (1780–1849) и др.

СЕГА – у креолов Реюньона (Африка) импровизационный сюжетный спектакль с танцами и пением.

СЕДЖАРАХ – в  Малайзии родословные хроники, где до XIX в. исторические данные заменялись фольклором.
СЕЙОЗИС – вид тропа, уменьшение.
СЕКВЕЛ – использование чужого текста в качестве отправной точки для создания произведения, которое продолжает его по сюжету.
СЕКЕТБАЙ – киргизская народная песня о любви.

СЕКУНДНЫЙ  стиль1 – стиль конца XIX в. Он предполагал отображение малейших крупиц действительности, что, в конце концов, превращалось в произвол субъективного восприятия.
СЕКУНДНЫЙ  стиль2 – в немецкой литературе XIX–XX вв. стиль поэта И.Шлафа (1862-1941), который делил реальность на множество моментальных восприятий («Весна»). Импрессионистическая техника помогала ему передавать тончайшие и переменчивые состояния его героев («Летняя смерть», «Тихие миры» и др.)
СЕЛАПИТ – у малайского народа сказитель.

СЕЛЕБРИТИ (восхвалять) – знаменитость – как одна из составляющих современной массовой культуры. Это люди, знаменитые тем, что они знамениты.
СЕЛЬКИЧЕК – киргизские народные игровые песни.
СЕМАНТИКА  («указываю», «означаю») – смысловая сторона языка,  слов,  частей слова, словосочетаний. С. –  раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средство выражения смыла (правила интерпретаций знаков и составленных из них выражений).

СЕМАНТИКА возможных миров – это метод логического анализа семантических конструкций, так называемых возможных миров – мысленных положений дел (идеальных альтернатив, описаний состояний, точек соотнесения). Играет важную роль в поэтике постмодернизма.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ двуплановость произведения  –  это собственно языковая, лингвистическая, составляющая область обозначенных словами предметов и глубинная, собственно художественная, являющаяся сферой постигнутых автором сущностей и запечатлённых смыслов.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ эстетика –   зародилась в ХХ в. Основные проблемы – искусство и язык. Сторонники С.э.  используют накопленный научный материал для обоснования новейшей формы идеализма в эстетике.Он заключается в одностороннем объяснении гносеологических основ образования и функционирования знаков в отрыве от внешнего мира и практической деятельности. Они сводят существование художественного образа к понятию «знак», «текст», «структура».

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ассонанс – строится на отдалённых ассоциациях, часто нелогичных.
В кабаках, в переулках, в извивах,
В электрическом сне наяву,
Я искал бесконечно красивых,
И бессмертно влюблённых в молву.        А. Блок
СЕМАНТИЧЕСКИЙ олреол метра -- свойство "культурной памяти" накапливать представление об образах,мотвах и темах, связанных с тем или иным стихотворным метром, на основе которых они использовались раньше. Вереница смысловых ассоциаций, исторически связанных с этим размером.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ореол стиха – эмоциональное воздействие размеров и их разновидностей сопряжено с культурно-художественной памятью поэтов и читателей. «В основе использования традиционных для данной темы или данного жанра метров обычно лежит стремление напомнить читателю те образы и переживания, которые связаны с прочитанными ранее произведениями сходного типа и тем усилить впечатление от данной вещи» (М. Гаспаров).

СЕМАНТИЧЕСКИЙ плеоназм –  избыточность, касается употребления служебных частей речи: «Я знаю, он придёт, я знаю, что он придёт». –  Плеоназмом является слово «что».
СЕМАНТИЧЕСКИЙ уровень  –  смысловой уровень стиха составляет строфа, а смысловой уровень прозы – абзац.
СЕМАСИОЛОГИЯ (или семантика) – раздел языковедения, изучающий значения слов – их изменения, использование фигур и тропов.

СЕМЕЙНАЯ повесть – жанр японской литературы конца XIX в.
СЕМЕНОВСКИЙ Дм. и поэты его круга – кружок, существовавший в Иванове до Великой отечественной войны. Руководил им поэт Д. Семеновский (1894-1960). В состав кружка входили А.Ноздрин (1862-1938), И. Назаров (1878-1962), А.Сумароков (1883-1936?), А.Благов (1883-1961), М. Артамонов (1888-1958), Д. Фурманов (1891-1926) и др. Крестьянско-рабочая среда создавала особую почву и атмосферу для творчества, исключавшую крайности, свойственные поискам «чистого» пролетарского искусства. Отсюда широкое тяготение к природному миру, к поэтике, к языку, берущему начало в народном творчестве. Но поэты не прошли и мимо художественных поисков современных поэтов, и это было для них плодотворно.

СЕМИНАРИЙ – в литературоведении и библиографии пособие, посвящённое определённой литературной теме, предназначенной для самостоятельной работы студента. С. содержит отчёт об изучении  темы и очередных задачах её разработки, он  возник вначале XX в. Существуют два вида С.: проблемно-тематический (о творчестве писателей) и персональный (хронология жизни и творчества писателя и др.).
СЕМИОЗИС – процесс зарождения и функционирования значения термина.
СЕМИОСФЕРА – – понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю.Лотманом (1922-1993), по своему объекту равное культуре. Сюда можно отнести и сферу знаний, выраженных и существующих на разных языках.

СЕМИОТИКА  –   теория,  изучающая разные свойства знаковых систем. Основные аспекты: синтактика, семантика и прагматика.

«СЕНАКЛИ» (содружество) — литературная группировка во Франции; содружество поэтов образовалось на базе журнала В.Гюго «Литературный консерватор». В журнале печатались также А. де Виньи(1797-1863), Эмиль (1791-1871) и Антони (1800-1869) Дешан. Они были весьма религиозны и придерживались монархических взглядов. Им казалось, что французская литература истощена философией и её нужно возродить в христианских традициях. В кружке Гюго были выношены идеи «романтической битвы», произошедшей на первом представлении пьесы В. Гюго «Эрнани». С 1830 г. существовала также группа «Молодая Франция». В неё вошли Ж. Дюсеньер, Т.Готье (1801-1872), Жерар де Нерваль (1808-1955) и др.; они продолжали выступать за утверждение романтической традиции, против рутины, за кардинальное обновление литературы.

СЕНСАЦИОННЫЕ романисты  – группа писателей в Англии второй половины XIX в.  , которые придерживались традиций Ч. Диккенса, но выпрямленные и упрощённые в философско-этическом плане. Одним из таких авторов был Чарльз Рид (1814-1884).
СЕНСАЦИОННЫЙ  роман – роман, содержащий сложную, запутанную интригу, с какой-н. тайной, убийством, получивший широкое распространение у читателей.
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ натурализм –  сентиментальное течение внутри «натуральной школы» 40-50-х гг. XIX в. Вождём его был Ф.М.Достоевский (1821-1881).
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ пафос – создаётся изображением переживаний человека, разуверившегося в пустой, суетной жизни своего общества.
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ романтизм –  в Норвегии второй  половины XIX в. псевдонародный стилизаторский характер искусства почвенников. Примером С.р. является творчество А. Мунка (1811-1884).

СЕПА (сепха) – в сиамской литературе жанр устно-декламационный. Иногда его относят к жанру народного театра XV в. Распевное произведение в стихах, клон со сказочным и бытовым сюжетами.
СЕРИЙНОЕ мышление – присутствует в том риторическом построении, которое называется «текст в тексте». Автор комментирует известный роман, создавая свой роман.
СЕРМОЦИНАЦИЯ – имитация чужой речи от первого лица: «Так вот, кабы был господь бог всемогущ, всеблаг и всемилостив, как об этом в книгах пишут, пусть призвал бы он такого человека и сказал: «А дай-ка мне ответ, для каких нужд  втравил ты в войну миллионы народов?» (А. Гайдар, 1904-1941).

СЕРРАНИЛЬЯ – песня португальских трубадуров  XII-XVI вв.
СЕРТАНИЗМ – движение в бразильской литературе XIX в. Оно получило название по роману «Сертаце» Ж.Аленкара (1829-1877). Писатели этого течения  показывали жизнь людей сельской местности.  С. (сертана – степь)  зародился в лоне романтизма, но затем эволюционировал к реализму.
СЕРЬЁЗНЫЙ жанр –  разработан в  XVIII в. западноевропейскими драматургами-просветителями – теоретически обоснован Д.Дидро.  С.ж. синтезирует свойства традиционных трагедий и комедий, занимая среднее место между ними. Он выдвигает на первый план общественные положения.

СЕТЕВАЯ литература (сетература)– вид творчества, основанный на использовании письменности, его результат (произведение) размещается в  компьютерной сети и может быть доступным всем. Выделяются три свойства С.л.: гипертекстовость, возможность коллективного творчества, динамичность переработки текста.  Но произведения С.л. не могут быть перенесены на бумагу так как при перенесении они обесценятся. Таким образом, гипертекст,  многоавторность и автообработка текста могут рассматриваться как самостоятельное динамическое искусство, присущее сетевой литературе.

СЕЧЕНТИЗМ – барочное литературное направление. Поэты старались удивить читателя, используя жестокость и площадную буффонаду.
СИБИРСКИЙ союз писателей — объединение писателей, созданное руководством журнала «Сибирские огни» в 1925 г.  «Платформа Сибирского союза писателей» была ориентирована на резолюцию ЦК РКП(б) «о политике партии в области художественной литературы». Согласно этой платформе С.с.п. не присоединился ни к одной литературной организации. Союз не ограничивал своих членов «исключительно сибирскими темами». С.с.п. сформировался как организация писателей–«попутчиков». Параллельно с этим в Новосибирске сформировалась местная ассоциация пролетарских писателей. Лидеры ассоциации провозгласили борьбу с сибирской «литературной реакцией», проявлениями которой называли аполитичность, замкнутость и академичность С.с.п. На втором съезде С.с.п. (1930 г.) союз был реорганизован в Сибирский отдел Всероссийского союза советских писателей и прекратил своё существование.

СИБОНЕИЗМ – новое поэтическое течение, созданное на страницах кубинского журнала «Ла пирагуа» в конце XIX в. Суть его – идеализация фигуры индейца. Сибоней – индейское племя, жившее на Кубе до прихода испанцев.
СИГУСА БУСИ – жанр японских народных песен. Зародился в XVIII в.
СИДЖО – в корейской литературе жанр средневековой поэзии, небольшие трёхстрочные стихи. Строка С. распадается на два полустишия, состоящие из двух стоп за исключением пятого, как правило трёхстопного. Стопа – смысловая единица с константным ударением и определённой интонацией. Начало С. содержит от 2 до 3 слогов, конец – от 3 до 6 слогов. На концах полустиший могут быть созвучия.

СИДЗЕНСЮГИ ундо – в японской литературе движение за натурализм в 900 гг. Оно утвердило натурализм и реализм.
СИДЛЛЫ – в древней Греции сатирические стихотворения или произведения сатирического характера.
СИКВЕЛ (продолжение) – произведение, продолжающее сюжетную линию какой-либо популярной книги. Обычно его пишут другие авторы.
СИЛА автора – проявляется в масштабах его измерения человека. Если художник ограничивает широту своего взгляда на мир, то его изображение носит одномерный характер, оно ветшает. Великое произведение живёт в веках потому, что оно всеобъемлюще.   Писатель может вести речь  «с пятачка», но в большом произведении он должен быть сопряжён с универсальным смыслом бытия, с вечностью проблем, волнующих человека.
СИЛА поэзии -- состоит в том, что можно коротко и ёмко передать то, о чём пишут в больших романах.
СИЛА рифмы – определяется количеством звуковых единиц: две единицы род – год, три единицы тиши – души, четыре единицы лорду –  морду и т.д.

СИЛЛАБАРИЙ – словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ цезура – такая цезура, когда последнее ритмическое ударение первого полустишия может падать на неударный слог. При этом на последней строке первого полустишия возможен пиррихий: Внимая важному сужденью знатоков… А.Пушкин.
СИЛЛАБО-КВАНТИТАТИВНОЕ стихосложение –  тип стиха,  который основан на распределении  слогов по долготе и краткости, одинаковых для всех строк:
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной – случай берегут.        М. Ломоносов

СИЛУЭТ –жанр, возникший в русской литературной критике импрессионистского направления после выхода книги Ю.Айхенвальда (1872-1928) «Силуэты русских писателей». Центром С. является внутренняя и духовная жизнь писателя. С. более эскизен, менее сюжетен по назначению. Основной сюжет повествования – обобщённая характеристика, обилие эпитетов, отсутствие глаголов, важно лишь указание на образ.
СИЛЬВА – одна из классических метрических форм испаноязычной поэзии. Она состоит из свободно варьирующихся семи- и восьмисложных стихов. Так писали молодые поэты Америки.

СИМУЛЬТАННОСТЬ – совмещение разновремённых и разнопространственных образно-художественных элементов: героев, событий, места действия и т.д.
СИМФОНИЯ или КОНКОРДАЦИЯ – книга, содержащая места из одного или нескольких сочинений, состоящих из одних и тех слов или имеющих общий смысл.

СИНАЛЕФА – слияние рядом стоящих гласных в один слог  на стыке двух слов. Эльдорадо: Эль-дорадо – золотая страна. Слияние слов, самостоятельного и служебного, в поэзии может служить, как стихотворная вольность.

СИНАТРОЙСМ – перечисление вещей: «И пращ, и стрела, и лукавый кинжал…»  (А. Пушкин)

СИНГУЛЯРНОСТЬ –  оригинальность, неповторимость художественного произведения.

СИНЕЗИС – пренебрежение грамматическими правилами согласования слов в предложении: «Вокруг стоит стража, топорики держат» (А. Пушкин).

СИНЕРГЕТИКА – научно-исследовательское направление, возникшее в 70-х гг. XX в., направленное на поиск общих закономерностей в сложных нелинейных системах различного характера и происхождения. Сторонники этого направления  адаптируют его к области культуры.

СИНЕСТЕЗИЯ1 (одновременное восприятие) – в искусстве специфическое восприятие, при котором художественные элементы и образность одного вида искусства ассоциируются с образами другого. Термин С. в литературоведения, искусствоведения, культурологии – обозначает специфические стороны эмоционального восприятия мира. При изучении художественного творчества, под С. понимается построение художественного мира через образное воспроизведение совокупности чувственных восприятий, стремление найти гармонию во взаимодействии микро и макро космоса. Это восходит к мифологической традиции и получило своё осмысление ещё в античной эстетике

СИНЕСТЕЗИЯ2 – рокировка, структурная перестановка живописного и поэтического отображения мира, которая вовсе не означает «параллелизма искусств». М. Волошин так писал корреспондентке о своих «Надписях на акварелях»: «Представьте себе, что вы идёте с раннего утра до поздней ночи по тропинке, погружённая в свои мысли и созерцание, и иногда в вас возникает стих или строфа: она не соответствует тому, на что Вы смотрите, но она связана с общим настроением пейзажа. Их сочетание не параллельно, а иррационально. Возникающий стих вовсе не описывает видимый пейзаж, но загорается от него… Здесь главное стих, акварель служит только музыкальным аккомпанементом».

СИНЕЦИОЗИС (объединение) – вид оксюморона, основанный на сочинительных связях:   : Ты и убогая,/ Ты и обильная,/ Ты и могучая,/ Ты и бессильная,/ Матушка Русь!   (Н. Некрасов). То серьёзный, то потешный, / Нипочём, что дождь, что снег, – / Он идёт, святой и грешный, /Русский чудо-человек (А. Твардовский).
   

СИНИЦЕЗА – в древнегреческой метрике слияние в долгий слог двух гласных в одном и том же слове. В русской поэзии слияние двух одинаковых гласных в одну.
Чадаев, помнишь ли былое?
Давно ль с восторгом молодым
Я мыслил имя роковое
Предать развалинам иным?             А. Пушкин 

СИНКАНКАКУХА – в японской литературе течение неосенсуализма (разновидность модернизма).

СИНКРЕТИЗМ художественной деятельности – нерасчленённость познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентировочной и коммуникативной деятельности. 

СИНКРИЗИС – 1. Антитеза, усиленная параллелизмом: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок» (С.Есенин). 2. Сравнение предмета с несколькими другими, имеющими одно и то же свойство. «Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну из сетей, как птицу из западни, как утёнка из когтей ястреба, как овцу из пасти львиной» (Даниил Заточник).   

СИНМУНХАН – прозаический жанр, возникший в Корее в 1910 г., отражал чувства протеста против захвата страны японцами.

СИННИХОН БУНГАКУКАЙ (общество новой японской литературы) – создано в 1945 г. В него вошли передовые писатели: Миямото Юрико (1899-1951), Курахара Корэхидо  (1902-1999),  Накано Сигэхару (1908-1979),  Суна Токунага (1899-1968) и др. Писатели выступают за развитие демократической литературы, борются против реакции. Несмотря на внутренние споры по вопросам развития литературы, сохраняют единство и занимают большое место в литературной жизни страны.

СИНОЙКИОЗИС – 1. Сближение двух разных понятий, указывая на  сходные черты. «Лохмотья всегда имеют какое-то сходство с роскошью: в обоих есть что-то броское, так что издали, в темноте или при близорукости легко впасть в ошибку» (Дж.Свифт). 2. Неожиданное сравнение: мот и скупец – друг другу сродни: что имеют, того не ценят (народная мудрость).

СИНОНИМИЯ –  1. Сходство слов по значению, но различных по звучанию. 2. Употребление нескольких синонимов рядом или близко друг к другу.
СИНОПСИС (гр.«обозрение»)– принятое название заявки на создание какого-либо произведения искусства с кратким изложением его сути.

СИНОТЦЯ – у народа айну бытовые народные песни с импровизационным текстом у каждого исполнителя.

СИНРИЛИ –  в макассарской литературе (Индонезия) поэмы, изобилующие метафорами, параллелизмами, изощрённой синонимикой. Рифмы в них нет.

СИНСИ – в Корее движение за «новый стих», развернувшееся в 1910--1920 гг.

СИН СОСОЛЬ1 –  в древней Корее стихи, написанные на языке  хангыле.

СИН СОСОЛЬ2 – жанр корейской литературы конца XIX в., в котором отражается внутренний мир человека, его земные радости и беды. Это дальнейшее развитие средневековой литературы. 

СИНТАГМА – часть комедии. Так называли в политической комедии (Аристофан) её главную часть, где излагается основная мысль (соответствует катастрофе, полному изменению  ситуации) в трагедии и позднейшей комедии.

СИНТАГМАТИКА – линейные отношения между единицами языка в речи или тексте (противоположно парадигматике). 

СИНТАКСИЧЕСКАЯ  изобразительность – такая форма рассказа, когда синтаксис неразрывно связан с семантикой развития сюжета (В. Виноградов).

СИНТАКСИЧЕСКИ связная метонимия –   используется для сокращения фразы. Вместо: читать стихи Пушкина – читать Пушкина.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ искусства – соединение нескольких видов искусств в одном произведении. Так на Востоке в художественную прозу вставляют  стихи (У Чэн-энь «Путешествие на Запад»).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ средства изобразительности   –  риторический вопрос, риторическое восклицание, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, эллипсис, умолчание, смещение синтаксических конструкций, присоединительные конструкции, именительное представление, парцелляция (дробление на мелкие части), период, многосоюзие/бессоюзие, градация.

СИНТАКТИЧЕСКИЙ изоколон – стихообразующее членение текста  по границам его синтагм.

СИНТАКТИЧЕСКИЙ параллелизм – обычно соответствует интонационному параллелизму. «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (В.Брюсов).

СИНТАКТИЧЕСКИЙ плеоназм –  состоит в нагромождении параллельных конструкций или используется, как амфитеза:
«Утихает светлый ветер,/Наступает серый вечер» (А.Блок).
Всё прошёл я: Трудные дороги,
Злой навет и горькую беду.              А.Жигулин

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ритм – способ структурной организации текста.

СИНТАКСИЧЕСКОЕ однообразие стиля – явление, характерное для стиля художественного произведения. Оно проявляется то в большей, то в меньшей степени.

СИНХИЗИС – разновидность гиперболы. Слова в предложении стоят так, что смысл их не сразу бывает понятен: «Подите счастья прочь возможны» (Г. Державин). То есть – уйдите прочь возможные несчастья.   

«СИРАКАБА» (белая берёза)–  литературная группа в Японии, существовавшая в 1910-1923 гг., В неё входили молодые писатели из состоятельных семей: Мусянокодзи (1885-19776),  Арсима Такеа (1878-1923) и др. Они были сторонниками учения Л. Толстого. Их целью являлось развитие нравственных сил, духовного самовыражения через литературу, которые должны отличаться предельной искренностью, ясностью, простотой. Постепенно  члены группы пришли к выводу о необходимости перестройки общества, но не путём классовой борьбы.

СИРО-АМЕРИКАНСКАЯ школа –  создана в конце XIX начале XX в. сирийскими писателями, эмигрировавшими в Америку. Своеобразие С-А.ш. состоит в том,  что её представители, не порывая связей с Сирией, тесно смыкаются с культурой Запада и отдают меньше дани арабским литературным традициям.

СИСИНДИРАН  – в сунданской литературе (Индонезия) рифмованные пословицы, поговорки, загадки.

СИСТЕМА подражания  –  принятое классицизмом понятие искусства.

СИСТЕМА  стиха – стихи – это художественно-речевая система. Метрический уровень стиха строится на элементах; играющих роль супросегментных фонологических различителей: ударение и слог. Система, образующаяся при помощи одного или нескольких просодических единиц, называется системой стихосложения. В системе стиха их может быть несколько. Систем стихосложения в русском стихе четыре: силлабо-тоника, тоника,  силлабика и свободный стих.

СИСТЕМАТИКА архетипов Юнга –  выделенные Юнгом базисные архетипы. Среди них важнейшие: 1.  «Тень» – самое примитивное, тёмное в человеке. В мифах тени характеризуются в виде антигероев – Мефистофель у Гёте. 2. «Персона» – маска, используемая человеком либо вступая во внешние сношения, либо создавая свой образ для себя. «Персона» –автономное порождение сознания, желающего выделить свою индивидуальность. 3. «Самость» – бог внутри нас, синтез и гармоническое сочетание сознательного и бессознательного.  «Самость» – есть источник света. 4. «Анимус», «Анима» –  бессознательное начало противоположного пола; «Анима» – женственность в мужском, «Анимус» – мужественность в женском. 5. Архетип «Мудреца» (старца, старухи) – проявление духа, смысла, скрытого в хаосе жизни, символ волшебника. 

СИСТЕМАТИКА словесно-художественных образов в литературе – самый нижний слой предметности – деталь. На этом уровне выделяются образы детали статичные, описательные, фрагментарные образы: пейзаж, портрет, интерьер. Второй уровень строится на динамике событий. Это образы движения, поступков, событий. Третий уровень – образы характеров и обстоятельств. Четвёртый уровень – образ судьбы и мира, глобальные образы бытия в понимании автора.
СИСТЕМНОСТЬ художественного текста – она создаётся несколькими средствами: доминантой, образностью, интертекстуальностью. Их можно рассматривать как частные его признаки.

СИСТЕМЫ стихосложения – построение  поэтической речи с учётом повторяемости какой-либо ритмической единицы речи: тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая, акцентная, дольник и т.д.

СИСТРОФА  – перечисление качеств или проявлений предмета без его объяснения, нагнетание характеризующих эпитетов, перифраза.
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.            А.Пушкин

СИЦЗЕНСЮ ГИ – в японской литературе в 10-20-е гг. ХХ в. движение за натурализм.
СИЦИЛИЙСКАЯ комедия – творец жанра Эпихарм (Др.Греция V в.до н.э.) – травестийное изображение мифов,  а позднее и не мифических сюжетов.
СИЧЖО – в старой Корее жанр лирических песен. Состоял из трёх строк, в которых выражались  в сжатой форме мысли или чувства.
СКАЗОЧНИКИ – в России – бахари, скоморохи. Профессиональные рассказчики сказок. Отличаются друг от друга репертуаром, социальной направленностью содержания, стилем и языком.

«СКАМАНДР» (бог троянской реки у Гомера) — поэтическая группа, сложившаяся в Варшаве в 1920¬–28; 1935–39 гг. В группу входили К.Вежиньский (1894-1969),  Я.Ивашкевич (1894-1980),  Я.Лехонь (1899-1956),  А.Слонимский (1895-1976),  Юлиан Тувим (1894-1953) и др.;  «С.» не имел общей теоретической платформы, пропагандировал свободу творчества, «поэзию повседневности». Позднее обращение к «повседневности» привело к появлению нового лирического героя, так называемого «простого человека» – рядового обывателя, городских мотивов, разговорного языка, а также иронии, сатиры, абсурдного юмора.  Общество «С.» оказало влияние на развитие польской поэзии ХХ века.
СКАНДАЛЬНОЕ (богемное) поведение – направление в испанской литературе начала XX в. Смесь комического и серьёзного бытует в литературе. Кто-то за смехом скрывает духовную безвыходность (Мигель де Унамуно, 1864-1936), а кто-то – ярость, социальный протест (Р.Валье-Инклан, 1866-1936). Шуточное начало намекало читателю на нешуточный смысл. У серьёзных писателей (Х.Валера (1882-1975 и А.Паласио 1853-1938, П.Вальдес 1853-1938) юмор был способом наладить связь между разумом и верой, между необходимостью социального прогресса и уродством, конфликтностью экономического прогресса.

СКАНДИНАВИЗМ1 –  фольклорное начало в литературах скандинавских стран, влияние саг и песен, непобедимый дух викингов и нерасторжимость дружбы скандинавских народов. В литературе Исландии сильно  влияния Эдды. Романтические идеи были распространены в Дании.
СКАНДИНАВИЗМ2 – течение в 40-60-х гг. XIX  в. в Дании, Швеции и Норвегии за политическое и экономическое  объединение. Это течение поддерживали и некоторые литераторы, благодаря чему данный период получил название «Литературный скандинавизм».
СКВОЗНОЙ сюжет – такое произведение, сюжет которого ни чем посторонним не прерывается, где рассказ ведётся об одной теме с начала и до кеонца.

СКВОЗНЫЕ модели – повторяющиеся в разных разделах курса «Истории русской литературы» проблемы и темы, характерные для разных периодов отечественной литературы.
«СКВОЗЬ» — литературное объединение писателей натуралистов, основанное в Берлина в 1886 г. В него входили братья Г.Харт (1855-1906) и Ю.Харт (1859-1930), А.Хальц (1863-1929), Г.Гауптман (1862-1946) и др. Основной задачей члены «С.» считали создание теоретических основ натурализма.
«СКИТ» («скит поэтов») — литературное объединение русских поэтов и прозаиков в Праге (1922–1940).  Идею названия руководитель («настоятель») А.Л.Бем (1886-1945) объяснял стремлением объединения идти своим самостоятельным путём, сохраняя собственное творческое лицо. За всё время существования через него прошло около 50 человек. Часть скитцев вернулась в Советский союз.

«СКИФЫ» — общественно-литературная группа, заявившая о себе двумя одноимёнными сборниками, политически тяготевшая к партии левых эсеров, но не формулировавшая никаких строгих предписаний для своих членов. В группу входили А.Белый, С.Есенин, Н.А.Клюев, А.М.Ремизов, Е.И.Замятин, О.Д.Форш, М.М.Пришвин, П.В.Орешин, К.С.Петров-Водкин, писатели и деятели искусства и культуры, объединившиеся вокруг критика и публициста Р.В.Иванова-Разумника (1878-1946). Группа была создана в 1916 г. Своеобразным манифестом группы стала пронизанное романтическими революционными настроениями введение к первому сборнику «Скифы», написанное Мстиславским и Ивановым-Разумником. Там провозглашалась «неудовлетворённость и непримиримость» к «проповеди тихого, умеренного приятия жизни, тихого размеренного житейского горения»;  «вечная революционность» исканий «непримирённого и непримиримого духа»; главным врагом «скифов» объявлялся «всесветный», «интернациональный» «Мещанин». Выделяют три периода в деятельности группы: первый – охватывающий подготовку сборника «Скифы» (1916–18); второй – сотрудничество с левоэсеровскими газетой «Знамя труда» и журналом «Наш путь» (1917–18); третий – участие в работе Вольной философской академии (1919–24). Со временем почти все «скифы» отошли от морального релятивизма. А.Белый в одной из своих статей призывал вернуться к традиционным этическим ценностям.

СКЛОННОСТЬ – устойчивая способность автора к вполне определённой области литературной деятельности.
СКОЛЬЗЯЩАЯ рифма – переплетение нескольких (более двух) рифм, звенья которых чередуются в определённом порядке: абв, абв или абвг, абвг и т.д.
СКОМОРОШИНА – термин без чёткого определения границ. Им определяются виды стихотворного фольклора, созданного бродячими актёрами-скоморохами. К С. относятся: пародийный эпос, плясовые и игровые песни.

СКОН (шут) – англо-саксонский менестрель раннего средневековья. Дружинный поэт, хранитель исторических преданий рода.
СКОРОГОВОРКА – жанр народно-поэтического творчества, построенный на аллитерациях. Заключается  в подборе трудных при быстром произношении слов: Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
СКРЕП – см.АНАФОРА.

«СКРИБЛЕРУС» — литературный клуб английских писателей эпохи Просвещения, основан в 1713 году и назван именем вымышленного любителя древностей Мартина Скриблеруса, немца из Мюнстера, который читал все книги, но не имел о них суждения.  В «С.»   входили А.Поуп (1688-1745), Дж.Свифт (1667-1745), Джон Арбетнот (1667-1735) и др. Их цель – сатира на педантизм и лжеучёность. Они  выступали против Дж.Аддисона (1672-1719) и журналистов его лагеря, сделав посмешищем ложные вкусы, создав образ человека, который углубляется во все виды искусства и науки, но оказывается профаном в каждом из них.

СКРИПТОР –  в постмодернизме термин, сменивший слово «автор». Согласно постмодернистской текстологии «не существует субъект письма» (Ж.Деррида 1930-2004). «С. рождается одновременно вместе с текстом и у него нет никакого бытия до и вне письма, он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому книга была бы предикатом»(Р.Барт, 1915-1980).
СЛАВЯНСКОЕ фэнтези – жанр, возникший в XIX-XX в на основе соединения фольклорных жанров, мифологии и литературной традиции. Воспроизводит и творчески переосмысливает традиционные образы славянской мифологии.
СЛАДКИЙ УЖАС (сладкая меланхолия) –  понятие, входящее в эстетическое содержание элегической (кладбищенской) поэзии. Меланхолия, таинственность, скорбь об утрате.

СЛЕД – Ж.Деррида сделал вывод, что слово, обозначающее понятие, никогда не может быть  идентично обозначаемому объекту, ибо обозначаемое не присутствует в знаке.
СЛЕЗЛИВЫЙ ЖАНР – драма, фэнтези, мелодрама.
СЛОВА-ПАРАЗИТЫ – слова или словосочетания, вставляемые в речь, когда говорящий затрудняется продолжить разговор или ищет подходящее слово. В этом случае он чаще всего «экает» или «мекает». В литературе такие слова могут служить характеристикой персонажа или обстоятельства. В поэзии такие слова вставляются ради сохранения поэтического размера. Чаще всего это междометия.

СЛОВАРИ и энциклопедии литературные —  издания справочного характера, включающие биобиблиографические очерки о писателях, литературоведах, критиках, занимавшихся вопросами истории и теории литературы. Описание литературных явлений и процессов, разъяснение литературоведческих терминов и категорий литературного процесса. Основные типы С.и э.л.: универсальные, (включают творческие портреты писателей, критиков, литературоведов, обзоры национальных литератур), биографические (биобиблиографические) посвящённые описанию жизни и творчества писателей, индивидуальные («лермонтовская энциклопедия»), проблемно-тематические («энциклопедия литературных героев»). Энциклопедические издания могут быть для взрослых и для детей, краткими или расширенными.

СЛОВАРЬ современного русского литературного языка – толковый и нормативный словарь, наиболее полный свод общеупотребительной лексики русского литературного языка от пушкинской поры до 2-й половины XX в. Содержит свыше 130 тыс. слов (1-17 тт.).  Словарь  даёт филологические толкования слов, значений, особенности употребления которых показаны в цитатах из литературы. Есть сведения по истории слова и указания,  из какого  языка заимствованы.

СЛОВАРЬ языка Пушкина –  представляет собой лексикографический памятник. Это четырёхтомник, в котором собрано около двадцати тысяч слов, встречающихся в произведениях А.С. Пушкина.
СЛОВАРЬ языка Ленина – содержит около тридцати восьми тысяч слов; печатался как приложение к полному «Собранию сочинений В.И. Ленина».
СЛОВЕСНАЯ живопись – умение в слове передать ту или иную картину: пейзаж, натюрморт, жанр. Для этого автор использует тропы, фигуры, звукоподражания и т.д.

СЛОВЕСНАЯ пластика  –  предельное обогащение выразительности слова. Хотя слово и лишено наглядности, но словесно-художественные образы живописуют вымышленную  реальность и апеллируют к зрению читателя.
СЛОВЕСНО-художественная ткань – соотнесённость и расположение в произведении предметного и словесного рядов, т.е. композиция.

СЛОВЕСНЫЙ аспект литературы –  искусство слова как таковое. Оно двупланово. Речь предстаёт, как средство изображения внесловесной  действительности, и в качестве предмета изображения кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний.

СЛОВО в литературе – любое слово в литературе (особенно в поэзии) имеет три значения: буквенное (написание), смысловое (то, что обозначает) и звуковое (как ощущается на слух) – от этого зависит его употребление в литературном тексте.
СЛОВО и образ – художественное отражение с помощью слова человеческих характеров, событий, явлений в конкретной индивидуально-образной форме. С.и о. может состоять из слова, словосочетания, абзаца, главы и даже из всего литературного произведения.
СЛОВО сигнал – слово, устанавливающее прочную связь между литератором и читателем единомышленником: вольность, тиран, кинжал, закон и др. С.с. особенно свойственно поэзии декабристов.

СЛОВОРАЗДЕЛ – междусловная граница (пауза) в художественной речи, важный элемент строения стиха: строки «весна, весна! пора любви» и «обманы, сплетни, кольца, слёзы» (А.С.Пушкин) тождественны по расположению ударений и не тождественны по словоразделу и оттого звучат очень различно (в первой строке С. подчёркивают стопоразделы, во второй – стушёвывают их). Обычно самые сильные словоразделы в стихе приходятся на строфоразделы, потом на стихоразделы, потом на цезуры, потом на начальную, потом на конечную часть стиха. Нарушение этой последовательности ощущается как выразительный приём.
СЛОГОВОЙ повтор – состоит в повторе слога, используется для эмфатического выразительного выделения слова: Коло-коло – колокольчик! Колокольчик голубой… (В.Боков).

СЛОЖНАЯ антитеза –  использование ряда антонимических пар: ужасное и нежное, прекрасное и безобразное, громкое и тихое.
СЛОЖНАЯ перифраза – состоит из нескольких простых: бледные обитатели каменных джунглей – «горожане»
СЛОЖНЫЙ метр – во французской поэзии силлабический метр более восьми слогов. Соответственно «простой метр» имеет ровно восемь слогов, а «краткий метр» – менее восьми слогов.
СПЕЦИФИКА художественной речи -- доминирующим в искусстве является эстетическая функция.Цв.Тодоров в этом вопросе опирался на  понятие дискурса. Тут выделяется
обиходно-порактический, официально-деловой, лиратурно-художественный, напучный дитскуорсы.


Рецензии