Псков заветный. Городище Велье. Пушкиногорский р-н

 04.10.2015г.
-Только не надо путать Велье Пушкиногорского и Велье Опочецкого района. - Говорит Сергей.
Темнело быстро. А нам срочно нужно было устанавливать палатку и готовиться к ночлегу.  Особенно было важно выбрать место для ночлега. Мы хотели заночевать в г. Красногородске. Потом, по мере пути, просто в поле. Село Велье хотели посетить поутру. Но очень хотелось проснуться рядом с озером, да и засыпать в палатке кажется надежнее рядом с озером и мы рванули до озера Велье.
  Это была гонка со временем и быстрыми сумерками.  А Велье, судя по карте, располагалось около дороги.  Даже в темноте мы надеялись найти к озеру подъезд и место для ночевки.
    Мы испытали огромное облегчение, когда увидели сквозь ветви кустарника и лиственных деревьев большое озеро и свернули на первый к нему поворот.  Тут же прояснилось, что подъезда как такового нет. Озеро имело болотистые берега. Оно только казалось близким.
   Разглядывая карту, мы нашли место, где озеро находилось  около дороги, и поехали туда. Но и там нас ждало разочарование. Местные жители перегородили подъезд к берегу, да и сам подъезд оказался очень крутым.  Село Велье жило своей жизнью. Мне хотелось уединенное место, совсем не прельщала перспектива заночевать в самом селе. Так мы свернули еще на два поворота словно бы ведущих к озеру. Там было и вовсе мрачно, а сами дорожки оказались почти непролазными. Ветви деревьев скребли по кузову и крыше Москвича. Разглядеть что-то в темноте не представлялось возможным. Да и выходить из машины в лес совсем не хотелось.
  Сумерки сгустились настолько, что стоило въехать в лес и начинало казаться, что уже ночь. Грунтовые дорожки были узкими, поросли кустарником, в некоторых местах рядом лежали поваленные деревья.
  Была середина октября и стемнело быстро, ещё не ударили морозы и листва на деревьях была яркой и нарядной.  Вечер был необыкновенно тёплым для октября. 
  Я была под впечатлением от рассказов о четырех медведях, которых якобы видели в Островском районе.  Возможно это был только один медведь, которого видели разные люди, но эта мысль нисколько не утешала меня.
Сложно было представить себе ночевку под открытым небом рядом с дикими животными. А кругом был совершенно дикий лес. Мы заехали в самую чащу и дорога неожиданно закончилась, даже не было места для разворота, такой она была узкой.
 Сергей вышел из машины, чтобы послушать звук воды и определить далеко ли озеро. Но никаких похожих звуков не обнаружилось. Сосенки росли  густо и теснили лесную дорожку. При свете дня мы вряд ли бы завернули в это место. 
Пока мы искали подъезд к озеру, окончательно стемнело.  Я уже очень боялась сворачивать в лес. В тот момент дорога выскочила к высокому холму. Этот холм был совершенно голым  с обкошенной травой, его высота казалась мне надежной защитой от диких животных. Почему-то в темноте это место произвело на меня впечатление надежного приюта и защиты.
  Но Сергей, сразу, как увидел этот холм, захотел свернуть обратно  в лес.
Так мы исследовали еще две лесные дорожки. Стоило уехать от холма и страх встретить медведей начинал одолевать меня.
- Давай останемся около холма. – Умоляла я Сергея.
- Ты что рядом с вурдалаками хочешь ночевать? – Спросил меня он.
   В тот момент я не придала этой фразе никакого значения. Вурдалаки совсем не казались опасными. А вот медведи стали навязчивой идеей.
  В конце концов, Сергей согласился с тем, что придется ночевать около холма.  Сергей уже был раньше в Велье, он знал, что это за холм и что на нем находится, но мысли про вурдалаков развивать не стал. Наверное, он просто устал, а место около холма было чисто выкошенным. Здесь было очень удобно разбивать палатку и устроиться на ночлег.   
  Сергей заядлый турист. Все  действия у него отточены до предела. Он очень быстро ставит палатку  раскочегаривает самовар и  мангал. Всего пятнадцать двадцать минут и на мангале жарятся окорочка, и самовар  уже кипит. Я пытаюсь помогать, но пока это получается плохо и неумело. Главным для меня кажется охранять наше пристанище от медведей и я беру в руки лопату и хожу с лопатой вокруг палатки, постукивая острием лопаты по пожухлой траве.
Над моей головой мириады звезд и черное ночное небо.
  Сергей посмеивается надо мной. Он шутит о том, что медведи, увидев меня с лопатой, непременно разбегутся.
 Октябрь, а денек был солнечным,  да и вечер не кажется совсем холодным, хотя, даже в полной темноте я вижу пар из своего рта. За холмом ни ветринки. Здесь природа кажется заторможенной в вечном спокойствии осеннего бытия.  Наш островок палаточной жизни освещается только фарами нашего Москвича. А так, темнота полнейшая и только млечный путь, полосой светлых точек, горит в бескрайней чёрной бездне.
  Я пытаюсь вглядываться в темноту. На холм ведет крутая, поросшая травой дорога. На этой дороге я ясно различаю силуэт человека. Почему-то мне кажется, что он спустился с горы и наблюдает за нашими действиями. Этот человеческий силуэт немного смущает меня.
- Сергей, смотри, человек. Он спустился с этого холма.
- Это кустик. – Говорит Сергей. Он продолжает заниматься хозяйственными делами. Жарит окорочка и накрывает походный стол.
- Там человек!
- Нет, кустик.
- Человек!
- Кустик. Женщина смирись. Там кустик. Возьми фонарик, сходи и посмотри.
Эта простая мысль почему-то сразу утешает меня. Я беру фонарик и иду смотреть. Действительно. Около дорожки ведущий на холм стоит деревце. Оно молодое и невысокое. Стоит отойти от него в темноту, и оно сразу становится похожим на человеческую фигуру. Но я уже не боюсь его и даже привыкла. Пусть стоит. Кустики не опасны. Я готовлю палатку ко сну и складываю туда лопату и топор.
 Сергей смеется, что это очень поможет нам в случае нападения диких зверей.
  Ночью мне снились пугающие сны. Но стоило проснуться, и взору открылась необычайная, красивейшая осенняя картина. Взошло солнце, бриллиантами сверкала роса в высокой пожелтевшей траве. Жёлтые листочки на берёзах трепетали от несильного ветерка. Воздух был немного холодным, но солнце уже начинало согревать его. Хотелось дышать и дышать, таким чудным и восхитительным был здесь воздух, такими тонкими и приятными были запахи. Хотелось прислушиваться к звукам, это где-то недалеко началась самая обыкновенная деревенская жизнь:  мычала корова, кукарекал петух, кто-то стучал молотком. Звуки приходили издалека и, казалось, что они звенят  в воздухе. Воздух был кристально чистым.
 А рядом был высоченный холм. Мне тут же захотелось забраться на него и рассмотреть окружающие окрестности с высоты.
  Сергей занялся утренними делами, а я надела высокие сапоги, взяла фотоаппарат  и полезла на вершину холма.
Холм оказался очень странным. Оказалось, что верхняя поверхность холма имеет ровную площадку, огороженную огромным земляным валом, на этой площадке я увидела кладбище с новыми и старыми крестами.
Так вот почему Сергей спрашивал меня о вурдалаках! Оказалось, что мы устроили ночлег рядом с кладбищем.
И тут стало понятно, почему Сергей, который и раньше бывал в этом месте, не хотел устраивать здесь ночлег. Он-то знал, что на холме находится вполне современное кладбище и что мы устроились ночевать рядом с таким местом. Вот почему он хотел уехать в лес. Как хорошо, что ночью он не стал развивать тему про вурдалаков. Вероятно, я бы совсем перепугалась и пришлось бы сворачивать лагерь и ночевать в поле.
   Я сфотографировала вид с холма, поразилась, как высоко я забралась и как далеко видна даль. Прямо передо мной открывался вид на необозримое болото. Когда-то оно было озером Чадо. Потом озеро заболотилось и заросло. По кромке болота широкой  полосой тянулся строй берёз и тонких сосенок. В это время года листва на берёзах была зелёной и жёлтой. Яркими оранжевыми пятнами, горели гроздья ягод рябины. Капли росы прибавляли насыщенности цвету всего полотна, что открылось моему взору.   
Мы быстро позавтракали и отправились гулять. Поднялись на холм, походили по кладбищу, искали там каменные кресты. 
Пока мы гуляли по холму, в церкви, в селе шла служба, по окончании которой мы услышали переливчатый колокольный звон. Казалось, что он слышен с болота с другой стороны холма.
- Это - эхо. - На мой вопросительный взгляд ответил Сергей.
Городище Велье находится в Пушкиногорском районе, имеет очень удачное расположение между трех озер Чадо, Чёрное и Велье.  Высота вала около 13 метров. Крепость стояла на земляном валу и была каменно-деревянной.  Когда стоишь на древнем валу, то очень понятно, почему этот вал не покорялся врагам. Подходы к нему закрыты со всех сторон, а подниматься наверх по гладкой поверхности не имея специального снаряжения очень тяжело. Озеро Чадо стало теперь болотом, а Велье видно вдалеке, озеро Чёрное тянется вдоль городища с южной стороны.  На территории крепости находилась церковь Архангела Михаила. Пока мы гуляли по площадке городища, нашли остатки фундамента церкви.
Обыкновенно, сидя у компьютера мы смотрим на мир глазами фотографа. Я давно убедилась, что разные люди, бывая в одном месте делают совершенно разные фотографии, так, словно снимают разные места. Когда я приехала из первой поездки с Сергеем я нашла, что сделала очень мало фотографий, а мне казалось, что я все время фотографирую. Оказалось, что только глазами))))). Теперь я стараюсь сделать панораму места и обязательно даю фотографировать Сергею. Или спрашиваю его, что привлекает его внимание. Это он все время ищет каменные кресты. Это он пытается рассмотреть надписи на старинных могильных плитах.
 В наш приезд в городище оживленно. Скоро праздник Покров и на кладбище приезжают люди, они прибирают могилы и место вокруг. Еще приехала бригада молодых людей, убирать прилегающую территорию.  Мимо нас проехал трактор с  повозкой наполненной ветвями и срубленным кустарником.
   Я понимаю, почему меня привлекло это место для ночлега. Городище тщательно убрано. Почти нет кустов. Трава на холме  выкошена.
Люди тоже обращают на нас внимание. Им интересно, что в такую пору мы отдыхаем с палаткой.
На холм приезжают туристические группы. Звук хорошо слышен. И нам слышно, что экскурсовод говорит туристам, показывая окружающие красоты.
Сергей замечает, что любит так остановиться около какой-нибудь группы и послушать, что говорит экскурсовод. Иногда это замечательные рассказчики, с очень неординарной подачей исторических фактов.
- Вот там, вы видите болото. - Говорит экскурсовод. - А это, туристы с палаткой. - Показывает он на нас. 

 Мы собрали палатку к обеду, уезжать не хотелось. Я не могу передать вам, как там было хорошо.  В дер. Велье мы остановились около собора Воздвижения Креста Господня и обошли вокруг него. Обыкновенно, мы обходим церковь кругом, потому, что на территории могут находиться каменные кресты и плиты. Около церкви обнаружили одну каменную намогильную плиту. В дер. Велье сохранилось несколько строений каменно-валунного типа. Эти постройки были очень красивыми. Пишут, что в Велье процветали купеческие династии. В XIX веке здесь проходили ярмарки. Через Велье проходил тракт Полоцк - Новгород.
Это была одна из первых наших с Сергеем поездок по Псковскому краю. Всё увиденное оказалось таким притягательным, что уже невозможно было остановиться. Мы ещё не вернулись домой, а уже планировали новый маршрут. Вперёд! Нас манят «змеи дорог».
« Да, легко мне скользить по земле.
Души не оставив нигде,
Так просто ступив за порог.
Да, мимо улиц пустых.
Прохожих, похожих на бледных святых.
И их тоже мучают змеи дорог.

Да, уже начинает светать.
Неужели я смею летать.
Не чувствуя тяжесть оков.
Да, может так замыкается круг,
И только медные струны отбились от рук
Да звенят высоко высоко».
Песня группы Пикник.
Фотографии из этой поездки и многих других наших поездок можно найти в моём блоге. https://24naville.blogspot.ru/


Рецензии
Здравствуйте! С интересом прочитал! Часто бываю в тех местах ! Красиво там.

http://www.proza.ru/2019/09/12/1475
С уважением и интересом, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   17.12.2019 15:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.