Сердце памяти

Сон застал меня врасплох. Стук колес смешался с успокаивающим запахом горячего травяного чая, который заварил полноватый пассажир напротив. Знакомые ароматы... мелисса... ромашка... пустырник... В промежутках между дремой я заметил, как сосед отрезал две пластинки от корня имбиря и тоже кинул в чай. Купе наполнилось букетом сочетаний, который бы свалил слона, и я перестал бороться с усталостью.
Прямой луч из окна заставил проснуться. Близился закат. Яркое солнце и оранжевые облака.
Сосед напротив уже попил чай, перед ним стояла пустая чашка. Он безразлично смотрел в окно. Поезд прибыл на очередную станцию. До Амстердама оставалось полтора часа.

* * *
Все-таки мы познакомились. Соседа по купе звали Александр, и он тоже ехал в Амстердам к матери.
- Мне нужно навещать ее. Особенно теперь, когда Лукас пропал.
Александр вот уже почти год разыскивал своего сына, которого внезапно украли прямо во время отдыха. Лукас вышел из воды первым и побежал вытираться. Полотенце лежало совсем близко от берега, и на пляже не было ничего, что могло бы скрыть ребенка, но каким-то образом злоумышленнику удалось украсть семилетнего мальчика буквально на глазах у отца. Александр замешкался всего на минуту, но когда он вышел на берег, сына нигде не было.

* * *
- А вы чем занимаетесь? - спросил Александр, и я подумал, что он задал вопрос из вежливости, а не и любопытства.
- Я - таролог.
В глазах собеседника зажегся интерес.
- А вы... вы не посмотрите? Не разложите карты? Вдруг они покажут, что произошло?
Я не мог отказать, видя, с какой надеждой смотрит на меня безутешный отец.
Первой картой выпала Папесса: личная глубокая привязанность, а также совет обратиться к подсознанию и интуиции.
- Что подсказывает вам внутреннее Я? Вы кого-то подозреваете?
- Да. Я точно знаю, кто это сделал. У меня была жена, которая после исчезновения Лукаса ушла от меня. У меня был друг, к которому ушла моя жена. Он как-то сказал мне в давней беседе, когда влюбился в очередной раз в очередную чужую жену, что, если бы не ее ребенок, он бы был настойчивее. "Нет ребенка - нет проблемы" - его слова. Какое-то время спустя он все же добился той женщины, но отношения не продлились и полгода... У нас с женой на тот момент и так были трудности. Обычно подобный период называют кризисным, но я уверен, что смог бы его преодолеть. И она бы смогла. Но он был таким любезным, внимательным, и так, и сяк обхаживал Эмму, а когда Лукас пропал, она не особо церемонилась со мной. Да и он до сих пор даже не извинился.

* * *
Второй картой легли мечи, двойка, когда все воспринимается в штыки, общее нервное состояние и восприятие мира враждебным. И третьей картой на стол легла Шестерка кубков, на которой три кубка были пусты, а два - полные. Смотря, как относиться. Но полное понимание этой карты я осознал уже после разговора с Александром.
На вопрос о друге карты ответили Умеренностью - нейтральность, отчужденность. За ней последовала карта Любовников и Императрица.
- Скорее всего, ваша бывшая жена беременна.
- Да, это так, - бесцветно сказал Александр. - Но так даже лучше. Ей будет легче пережить потерю.
- И он не причастен к краже Лукаса. Во всяком случае, в этом уверены карты.
Александр посмотрел на разноцветные картинки, которые ничего ему не говорили, вгляделся и посмотрел на меня:
- Вы уверены? Он мог нанять кого-то.
- Я давно занимаюсь Таро, и эта колода со мной на ты. Она отвечает довольно прямо. Может, вы подозреваете кого-то еще?
Александр задумался, почесал короткую щетинистую бороду и через несколько мгновений начал медленно озвучивать воспоминания:
- Кажется, один из соседей обвинялся в педофилии. Но это было три года назад... Нет, я не хочу об этом думать! Даже предполагать!
- Как его звали?
- Мартин.
И я разложил карты на Мартина.

* * *
Увы, но расклад и на этот раз ничего не принес. Судя по картам, у Мартина давно уже были серьезные отношения с какой-то женщиной, и дело даже шло к свадьбе. Про похищения и детей в его голове не было места.
И тогда я снова разложил карты на Александра, но задал конкретный вопрос: "Причастен ли он к исчезновению Лукаса?"
Все карты выпали в прямом положении - это означало бескомпромиссное "да".
Шут - начало пути или аркан, указывающий на наивного человека, чуть ли не ребенка.
Башня - поворот в жизни, неприятное стечение обстоятельств, удар.
И последней картой была Смерть. Лишь однажды мне выпадал этот аркан в буквальном значении, когда знакомый спрашивал о судьбе друга. Последний погиб, сорвавшись на машине в овраг, и карты об этом сказали.
Я вытащил дополнительную карту и положил поверх третьей. Паж жезлов - молодой энергичный человек. Сомнений быть не может - этот аркан указывал на Лукаса.
- Что вы помните из того дня? Постарайтесь описать подробнее. Это важно.
Александр сложил руки на столе и ссутулился.
- Все, как в тумане. Мы пошли купаться. Наш дом недалеко от берега. Его не видно, но все равно дойти можно. Дорога всего одна, никуда не петляет. Мы пришли, купались где-то час или полтора. В последний заплыв Лукасу стало холодно, и он решил выйти раньше. Кричал мне что-то, но я не помню что, море мешало. Я видел, как он вышел на берег, стал вытираться. Окунулся в последний раз и тоже решил выйти. Приближаясь к берегу, я увидел какого-то мужчину в черном. Он тащил Лукаса за собой. Я выбежал на берег, кричал, но Лукаса уже увели. Его следов я не нашел. Обыскал весь пляж. Я искал целый день. Позвонил Эмме. Она тогда была в супермаркете. Начала обвинять меня, что я упустил ребенка. Угробил его... Но клянусь..!
- Успокойтесь, - остановил я Александра, видя, что его голос дрогнул, и он вот-вот заплачет от отчаяния. - Вы уверены, что ничего не помните? Ничего, что могло бы указать на примерное направление поиска? Дело в том, что наш мозг довольно часто притупляет воспоминания, когда случается что-то тяжелое. Это нормально. Поищите в глубине подсознания. Возможно, что-то... малейшая деталь...
Александр тяжело вздохнул и, расправив плечи, закрыл глаза.
- Нет... простите. Я не могу...
- Не волнуйтесь. Просто соредоточьтесь. Я понимаю, что это тяжело, но вы ведь хотите его найти. Найти Лукаса.
Александр снова выдохнул воздух из легких и углубился в воспоминания рокового дня.
- Простите. Я ничего больше не помню. Я и раньше пытался вспоминать, но в голове дыра. Просто дыра. Черная дыра потери и горя, которое я не могу забыть. И не знаю, что делать. Я знаю, что мне нужно найти похитителя во что бы то ни стало! Хотя бы выяснить, что стало с сыном, ведь незнание хуже всего. Оно убивает и заставляет голову рисовать страшные картины. Мне постоянно снится сон, что сын тонет... Он кричит мне, а я не успеваю его спасти. Подплываю и не нахожу. И так каждую ночь. Он тонет, а я ничего не могу сделать. И это мучает меня. Каждую ночь.

* * *
- Я могу вернуть вас в тот день. Я могу ввести вас в транс и вытащить из памяти события того дня.
- Вы меня загипнотизируете?
- Не пугайтесь. Я буду полностью контролировать процесс. Ничего страшного не случится. Если я почувствую, что дальше продолжать опасно, я немедленно разбужу вас.

* * *
Александр оказался внушаемым. Он легко поддался гипнозу и довольно быстро заснул. Но когда дело дошло до рокового дня, его мозг запротестовал.
- Что вы видите?
Александр ответил не сразу. Его лоб хмурился, веки дрожали.
- Пляж, - выдавил он из себя.
- Вы один?
- Мы вместе с Лукасом. Идем купаться.
Вроде он расслабился, и дальше рассказывал спокойнее.
- Море спокойное?
- Да. Есть небольшие барашки, но в целом нормально.
- Кто-нибудь еще есть на пляже?
- Нет, только мы двое.
- Что происходит дальше?
- Лукас кидает полотенце на песок и торопится в воду. Я останавливаю его, говорю, чтобы он подождал меня. Он останавливается, и мы вместе входим в море.
- Рассказывайте, что происходит дальше. С вами ничего не может случиться, вы в полной безопасности. Вы можете мне доверять. Это просто воспоминания. Это уже было, и вы просто об этом рассказываете.
- Лукас бросает мне надувной полосатый мяч. Мы играем. Плечи начинают подгорать, и я предлагаю поплавать. Лукас кидает мяч в направлении к берегу, и я вижу, как его подгоняет волной.
- Вы плаваете вместе.
- Нет, просто рядом. Лукас старается далеко не отплывать.
- Вы видите кого-нибудь на пляже?
- Нет, никого нет. Пляж пуст.
Александр дернулся.
- Что происходит сейчас?
- Лукас решает выйти на берег. Он говорит, что замерз.
Я вижу, как Александр не хочет отпускать сына. Он будто порывается остановить его, но не может повлиять на прошлое.
- Отпустите его. Мы должны выяснить, кто его похитил.
- Я не вижу никого. На пляже никого нет!
- Подождите. Скорее всего, он где-то прячется.
- Лукас плывет к берегу, но на пляже его никто не ждет.
- А что делаете вы в этот момент?
- Меня поминутно накрывает водой. Я ныряю. Плыву баттерфляем.
- Вы видите сына?
- Нет.
- Как вы себя чувствуете?
- Я спокоен. Собираюсь проплыть еще пару метров и пойти за сыном.
- Где сейчас Лукас?
Лицо Александра внезапно стало похоже на лицо старика, хотя ему было не больше пятидесяти. Это был испуг. Похожие ощущения мы испытываем, когда ёкает сердце.
- Лукас? Я его не вижу. Лукас? Лукас! О, Боже мой! Какой-то мужчина тащит его к деревьям. Они уже довольно далеко. Лукас! Оставьте его в покое!
- Вы узнаете, кто это?
- Нет, но мужчина высокий, худой и вроде молодой.
- Вы точно его не знаете?
- Нет! Лукас!
В купе заглянула проводница и с опаской посмотрела на меня и спящего Александра. Я сказал ему лечь полностью и накрыл простыней, так что он походил на обычного человека, которому снился плохой сон.
- Кошмары... - объяснил я спокойно, держа книгу в руках и делая вид, что читал. - Нет, не будите его. Он не спал ночью.
- Он переполошит весь вагон.
- Сейчас я его успокою. Не волнуйтесь.
Проводница пожала плечом и вышла, закрыв дверь.

* * *
Мне пришлось разбудить Александра, но результат нас пока не устроил. Нужно было вновь погрузиться в транс, иначе мы так и не докопаемся до правды.
Упомянутый молодой похититель не показался Александру знакомым. Его друг был младше, но всего на пять лет, а темный силуэт принадлежал мужчине не старше тридцати. Александр предполагал, что друг мог нанять кого-то, но мы уже выяснили, что он ни при чем.
Мы решили выпить чаю, а потом снова приступить к сеансу.

* * *
- Лукас? Я его не вижу.
- На пляже его нет?
- Нет. Его нигде нет! Так, спокойно. Сейчас я выплыву и посмотрю.
- Посмотрите сейчас. На пляже точно никого нет. Никто не уходит и не приходит? Там нет мужчины? Никакого темного силуэта?
- Нет! Мне надо найти Лукаса!
- Может, он еще в воде? Оглядитесь.
- Нет! Его нет рядом со мной! Он пропал! Хотя стойте... Вот он! Я его вижу!
- Лукаса? - нахмурился я.
- Да... Темный силуэт... Мужчина. Молодой мужчина. Он тащит Лукаса.
- Вы можете его догнать?
- Нет, я еще в воде, и он далеко.
- Вы видите его лицо?
- Он обернулся, но я плохо вижу.
- Сейчас вы постараетесь разглядеть его лицо. Это воспоминание, а воспоминание способно хранить детали, которые вы не зафиксировали в памяти, но они там есть. Забудьте, что у вас плохое зрение. В подсознании есть его портрет, и вы можете его увидеть. Сейчас.
Александр нахмурил лоб.
- У него нет бороды... У него... у него нет лица.
Я пристально посмотрел на Александра. Он был в таком же недоумении, как и я.

* * *
- Вы уверены, что готовы?
- Да. Я должен узнать, что произошло.
- Это замещение. Наш мозг часто защищает нас от болезненного прошлого. Так и в этот раз он оградил вас от того, что вы не захотели принимать.
- Что же произошло?
- Мы можем это выяснить, но я не знаю, как дастся вам правда. Вы уверены, что хотите ее знать?

* * *
- Лукас? Я его не вижу!
- Успокойтесь. Сейчас вы слушаете только мой голос.
Я говорил медленно, будто клал на пластиковую чашу весов очередной грузик и ждал, когда весы успокоятся.
- Задержитесь в этом мгновении и постарайтесь проникнуть ЗА эту картинку. Вы должны захотеть увидеть, что было на самом деле. То, что вы сейчас видите, неправда. Вы должны договориться с самим собой, что готовы увидеть истинные события.
Александр дышал очень неровно, он нервничал, тело дергалось. Если бы он сидел, а не лежал, обязательно бы соскользнул на пол. Я больше не задавал вопросов, только поддерживал состояние транса, уговаривая, что все в порядке, и он сможет справиться. Я ждал, когда Александр сам разберется со своими демонами и откроет глаза.
За время сеанса из полноватого бородатого мужчины он превратился в осунувшегося старика, которого будто прижимало к земле огромным камнем.
Александр молча открыл глаза. У него по щекам катились слезы. Он не смотрел на меня, даже, наверное, не видел. Его лицо пугало. Казалось, он вот-вот поднимется и покончить с жизнью.
Александр действительно встал с места: наверное, просто для действия. Мы часто пытаемся занять себя элементарными вещами, когда не знаем, куда себя деть, как перестать думать о чем-то, что выводит нас из колеи. Александр смотрел в окно, мимо которого проносились окрестности. Он засунул руки в карманы джинсов. Когда он перестал плакать, тихо и хрипло произнес:
- Это я его убил. Я не услышал, как Лукас кричал мне о помощи. Ему свело ногу, а я не услышал.
Я не знал, что сказать. В тот момент нельзя было оставлять его одного и нельзя было говорить банальные вещи. Александр чувствовал себя уничтоженным.
Не знаю... С одной стороны, я помог ему, а с другой - сломал жизнь. Что чувствует человек, который упустил момент, когда случилось самое страшное: погиб его ребенок? Наверное, у этого нет описания. И даже время, которое так долго дарило надежду и лечило, потекло вспять.
Александр поблагодарил меня, и больше я не услышал от него ни слова. Это было единственное, что он сказал. "Спасибо". Бесцветное горестное "спасибо", которое не выражало ничего, кроме боли.
Я очень надеюсь, что с Александром ничего не случится, и он не станет принимать роковых решений, но как теперь избавиться от мысли, что я впервые мог не помогать? Иногда помощь причиняет больше горя, чем ее отсутствие.

2017


Рецензии