Глава 2

Портос мялся на пороге, не зная, как начать разговор. Это так было не похоже на милейшего Портоса, что Атос проснулся окончательно. Обычно, у достаточно бесцеремонного гиганта, не было проблем заявиться с утра пораньше к другу, и поднять его с постели. Но для этого, как правило, была причина: свидание со знатной дамой, которой Портос хотел пустить пыль в глаза, проигрыш, дуэль, наконец. Однако, после возвращения из-под Ла-Рошели, Портоса словно подменили. Он стал робеть перед Атосом. Имя графа де Ла Фер не было незнакомо для уроженца Пикардии, а Портос и был истинным пикардийцем. Но узнать его в лучшем друге! Это было слишком даже для не знавшего сомнений в собственной персоне Портоса.

И, тем не менее, он явился ни свет ни заря к Атосу с явной просьбой.

- Прежде всего, с добрым утром! - улыбнулся граф. - Позавтракаете со мной, Портос?


- Да!.. Нет! Простите, дорогой друг, но я пришел пригласить вас к себе на завтрак.


- Меня? К вам? Господи, да что такое у вас случилось? Что за церемонии между нами, Портос? - опешил мушкетер.

- М... Я хочу посоветоваться с вами, граф!

- Так чем для этого плох мой дом, Портос? - удивление сменилось беспокойством, но Атос не хотел выказывать его. Поведение друга озадачило графа. - Раньше вас не смущали эти стены? Что у вас случилось, Портос?

- Я вам все объясню, Атос. Только мне легче будет это сделать у себя дома.

- Если вам так хочется, пожалуйста! Я только приведу себя в порядок.

Через четверть часа друзья вышагивали по дороге к дому гиганта, и Портос, непривычно молчаливый и задумчивый, даже не пытался завязать разговор. Только когда за ними закрылась дверь его апартаментов, Атос, побывавший в доме у друга всего раз, да и то в самом начале их знакомства, изумленно уставился на открывшуюся ему картину. Посреди совершенно пустой гостиной красовался стол, уставленный всевозможными яствами. Мушкетон расстарался на славу, но стол был накрыт только на двоих.

- Портос, что это значит? А где наши друзья? - Атос придержал за рукав товарища, уже направившегося к столу. Портос отчаянно покраснел и почему-то раскашлялся.

- Ммм... сегодня мы с вами позавтракаем вдвоем, госп.. господин граф.

- Это что еще за новости, Портос? У вас появились секреты от наших друзей?

- Я им скажу потом, господин граф. А пока я хочу сообщить вам кое-что. И посоветоваться.

- Мне это не слишком нравится, но, впрочем, поступайте, как считаете нужным, Портос. Только сделайте мне одолжение: прекратите обращаться ко мне, как к графу. Только этого еще не хватало! Чтобы после стольких лет вы увидели во мне не товарища, не Атоса, а какого-то графа! Думать забудьте о таком! - Атос почувствовал, что начинает беспокоиться. Странное поведение Портоса, который всегда был открыт для друзей, начало пугать Атоса. Сотня мыслей и подозрений вихрем закружилась у него в голове, но гостеприимный хозяин чуть не силой усадил его за стол.

- Давайте с вами выпьем, Атос! - он налил другу бокал хереса, отлично зная, что это - любимое вино Атоса.

- За что вы предлагаете выпить, Портос?

- За нашу дружбу! За нашу с вами дружбу!

- Я охотно выпью с вами, дружище, но еще с большим удовольствием я бы выпил в компании всех четверых! Что случилось, Портос? - напрямик спросил мушкетер, пристально глядя на гиганта. - Не темните, говорите прямо!

- Я женюсь, Атос! - выпалил Портос, и откинулся на спинку стула, отдуваясь, словно от затащил на вершину горы камень Сизифа.

- Даже так! - Атос отложил вилку и нож и, откинувшись, в свою очередь, на стуле, стал разглядывать Портоса, как нечто диковинное. - И на ком же, если не секрет? На вашей герцогине?

Портос поперхнулся. - Видите ли... моя герцогиня... она не совсем герцогиня, Атос. Она.... как бы это вам объяснить... она была замужем за чиновником... за... Короче, это не столь важно!

- А что важно, друг мой? - Атос спрятал улыбку в усы.

- А важно то, что скончавшийся супруг оставил моей невесте кругленький капитал! И, сами понимаете, я ...глупо было бы не воспользоваться случаем. Тем более, что у меня не предвидится конкурентов! - и Портос самодовольно закрутил усы.

- Я от души желаю вам счастья.

- Спасибо, дорогой друг! Но я бы очень вас попросил никому не говорить, что моя невеста...

- Не герцогиня?

- Увы!

- Но Портос, вас же увидят в церкви?

- Я хотел, чтобы вы были моим свидетелем на бракосочетании.

- Только я? - лукаво улыбнулся Атос.(он уже начал понимать, что происходит. Тщеславный Портос свою тайну боялся доверить кому-то другому.)

- Ну, да! - забеспокоился Портос. - А вы отказываетесь?

- Нет. Хотя подобные церемонии не внушают мне оптимизма. Я буду на вашем бракосочетании, и не стану расписывать достоинства вашей суженой никому. Обещаю вам !

- Спасибо, мой дорогой! - Портос, избавившись от серьезной проблемы, расцветал на глазах. - Давайте выпьем за вас, Атос!

- За меня? Что это вы надумали пить в такой момент за такого женоненавистника, как я? - изумился Атос. - Пить мы будем за вас, дорогой Портос! Кстати, а где вы собираетесь провести медовый месяц?

- Мы уедем ко мне на родину, в Валлон. Там и будем жить.

- В Пикардию? - до Атоса вдруг с пронзительной ясностью дошло, что Портос уходит в отставку. Их боевой братство дало первую трещину.

- Да, мое поместье именно там. Мы с вами можем быть соседями, если вы тоже бросите службу. Послушайте, Атос!  - воскликнул гигант воодушевляясь,- а почему бы вам не вернуться к себе в замок? Мы бы с вами отлично проводили время. Я бы удирал к вам и прятался у вас после охоты. Мы бы распивали с вами бутылочку анжуйского и вспоминали наши веселые деньки!

- Портос, мое место - подле короля! - покачал головой Атос. - Пока я в силах, я останусь на своем посту.

- Атос, а ведь и Арамис не сегодня-завтра уйдет в свой монастырь! - вдруг доверительно нагнулся к нему Портос. - Посмотрите, какой он стал последнее время. Что-то ходит мрачный, лишнего слова из него не вытащишь. Видно, племянница его богослова сменила милость на полное пренебрежение. Вот наш аббат и подумывает о Боге.

- Ну, это с ним не в первый раз происходит, - улыбнулся мушкетер. - Ничего, как только придет от нее весточка, все его благочестие вмиг улетучится. Но оставим Арамиса, поговорим лучше о вас. Чем вы думаете заниматься дома, Портос?

- Я надеюсь, что полученного приданого мне хватит, чтобы восстановить поместье. Если получится, хочу еще прикупить фермы. Буду заниматься тем, что положено сельскому жителю. Я ведь не из богатой семьи, Атос, так что в детстве насмотрелся, как вести хозяйство. Жаль, что вы не хотите поехать к себе в замок!

- Оставим это! - Атос сказал это негромко, но так властно, что Портос испуганно замолчал. С некоторым запозданием до него дошло, что замок в Ла Фере мог вызывать у его друга тяжелые воспоминания.

- Вы уже подали прошение об отставке? - после продолжительного молчания Атос вернулся к волновавшему его вопросу.

- Да, и Тревиль очень расстроился.

- Еще бы! Рота теряет одного из своих лучших солдат! И — одного из тех, кто был зачислен в нее при основании полка.

- Атос, так и вы же были тогда зачислены едва ли не раньше меня! - напомнил ему Портос.

- Тут нет моей заслуги! - пожал плечами Атос. - Капитан знал еще моих родителей.

- Правда? А откуда?

- Тревиль воспитывался одно время с нынешним королем. А моя мать была придворной дамой.

Бедный Портос только хмыкнул. Атос вырос в его глазах до немыслимой высоты. Хотя Атосу не очень хотелось продолжать эту тему, Портос все же рискнул спросить.

- Так и вы бывали при дворе, Атос, до приезда в Париж?

- Я одно время учился в столице, в Клермоне.

Портосу очень хотелось расспросить друга о семье, о знакомых по Клермонскому коллежу, где училась знать, но он так и не решился задавать вопросы. Даже такой неискушенный человек, как Портос, понял, что его старшему товарищу совсем не хочется вспоминать прошлое.

Завтрак они закончили, обмениваясь ничего не значащими репликами. Портос пообещал в самое ближайшее время известить Атоса, когда он понадобится и они расстались.

Однако полностью сохранить в тайне предстоящее бракосочетание Портосу не удалось: д'Артаньян, пришедший предложить ему патент лейтенанта мушкетеров, застал его за примеркой свадебного костюма. Скрывать дальше от друзей венчание и отставку было бы не прилично, и Портос сообщил новость гасконцу. Д'Артаньян не слишком удивился: он давно уже знал, с кем встречается его друг, а то, что ни Портос, ни мадам Кокнар не упустят своего, он был уверен.

- Наши друзья знают? - только и спросил он.

- Господин граф оказал мне честь быть моим свидетелем,- подчеркнуто торжественно заявил тщеславный гигант.

«Понятно!» - улыбнулся про себя д'Артаньян. - « Наш Портос решил сразить свою невесту наповал. Граф в свидетелях, да он еще родня Монморанси и Роанов. Такое вдове прокурора и не снилось!» А Арамис? - спросил он вслух.

- Арамису я сообщу сегодня. Он у себя?

- Я намеревался пойти к нему от вас.

- Сделайте одолжение, ничего ему не говорите - я сообщу ему сам!

- Ну конечно же вы, именно вы и должны сказать все нашим друзьям! - поддержал его без пяти минут новый лейтенант мушкетеров.


Рецензии