Христос-исцелитель

ПАВЛОВ А.Н.

ХРИСТОС-ИСЦЕЛИТЕЛЬ


СВИДЕТЕЛЬСТВА  АПОСТОЛОВ
Обмануть – значит преступить одну
из заповедей Закона Божьего.

     Чтобы учение, которое принёс народам новый Мессия, стало жизненным, Иисусу из Назарета нужна была доверяющая Ему достаточно широкая аудитория, которая бы могла стать основой будущей паствы христианства 
    Перед ним стояла задача показать людям божественные истоки новой религии:
 – Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
           – Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. [Евангелие от Иоанна. Гл.5, п.п. 30,31].
     Свою связь с Богом Он мог доказывать только с помощью явления чудес. Наиболее  сильными и убедительными из них, стали акты многочисленных исцелений, которые Он демонстрировал перед людьми.
     Заметим, Он не врачевал, а делал немощных здоровыми. Иногда даже воскрешал мёртвых, как в случае с Лазарем. Это всегда происходило на глазах людей.
Как после этого можно было не верить его словам.

В четырёх канонических Евангелиях все факты таких исцелений приводятся.

ОТ МАТФЕЯ

Глава 4
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

Глава 8
2 И вот подошел прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им.
16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

Глава 9
2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял её за руку, и девица встала.
26 И разнесся слух о сём по всей земле той.
27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Глава 12
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех.
22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

Глава 14
14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Глава 15
30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

Глава 17
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

Глава 20
30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
31 Народ же заставлял их молчать; но они ещё громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

Глава 21
14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

Глава  24
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

Глава 27
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

ОТ МАРКА

 Глава 1
23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял её, взяв её за руку; и горячка тотчас оставила её, и она стала служить им.
32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
40 Приходит к Нему прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

Глава 2
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав её, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Глава 3
1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Глава 5
22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла ещё в худшее состояние, –
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

Глава 6
55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.
56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

Глава 7
32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись.
35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

Глава 8
22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

Глава 9
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

ОТ ЛУКИ

     Лука-евангелист. Главное отличие его Евангелия от остальных – это  литературное изящество. Лука сочетает разные стили: тут и изысканная греческая проза, и поэтические гимны (единственные во всём Новом Завете), и торжественное повествование в стиле Ветхого Завета, и афористические изречения. Лука явно писал для взыскательной и образованной эллинистической публики, которую надо было не просто удивить новыми мыслями, но и преподнести им эти мысли в изящной форме. [Интернет].

Глава 4.
33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему

Глава 5.
12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

Глава 7.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7 потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13 Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

Глава 9.
38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
42 Когда же тот ещё шёл, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

Глава 13.
10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Глава 18.
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идёт.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он ещё громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

ОТ ИОАННА

Глава 9.
1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

Глава 11.
1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра её.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; 
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ,
52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

     В приведённых выдержках из Евангелий, помимо перечисления самих актов исцеления, присутствуют два важных обстоятельства.
1. Дар исцеления был даден Иисусу Богом. Даден только ему, без права и возможности передачи кому-либо ещё. Этому дару нельзя было научить.  Больные и страждущие этого не понимали и обращались к близким ученикам Иисуса. Но те не могли им помочь.
2. Дар исцеления «работал» только при условии, что больной и немощный или его близкие веровали, просящие о помощи, искренне веровали в божественное призвание  Иисуса. Исцеление могло совершаться только через веру.


ФАРИСЕИ И ИНКВИЗИЦИЯ

Трактовка эксперимента – дело вкуса. П.Капица.

    В современном понимании фарисейство  обычно трактуется как лицемерие.
Во времена же Иисуса слово фарисей обозначало принадлежность к иудейской секте, открытой для всех верующих и отличавшейся особым догматизмом и ортодоксальностью в исполнении правил благочестия.
    Для них естественным было отрицание чудес Иисуса как божественного явления. И основным доводом для них служил тот факт, что Иисус часто исцелял по субботам. Согласно же Ветхому завету Бог заповедовал субботу как день, в который надлежало отдыхать, а не трудиться.
• И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. [Бытие. Гл.1, п.31].
• И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. [Бытие. Гл.2., п.2].
• И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. [Бытие. Гл.2., п.3].

В иудаизме – суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
А вот выдержки из Евангелий:
• И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. [От Луки. Гл.14, п.п. 2,3,4].
• И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы. [От Марка. Гл. 2, п.27].
• Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. [От Иоанна. Гл.9, п.16].
• Фарисеи, вышедши, немедленно составили с иордианами совещание против Него, как бы погубить Его. [От Марка. Гл. 3, п.6].
• Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, Который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? [От Луки. Гл.5, п.21].
•   16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
• 17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
• 18 И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. [От Иоанна.Гл.5].
• И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
• Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
• Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. [От Иоанна. Гл.9, п.п. 39,40,41].

Фарисеи связывали чудеса исцеления с бесовским началом.
• А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя [От Марка. Гл. 3, п.22].

 В конце концов составился против Иисуса заговор и они погубили Его.
• 6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
• 7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. [От Иоанна. Гл.19].

       ***
ЖЕРТВЫ ИНКВИЗИЦИИ

Когда же христианство окрепло и распространилось по всей Европе, фарисейство, по-существу, переродилось в  иезуитов. Они считали, что чудеса, за которые, вообще говоря, и был распят Христос, это проявление божественной воли, но явленной только одному человек – сыну Божьему. Появление же похожего дара у обычных людей – это уже от Дьявола. И таких чудесников  сжигали на кострах.
Термин «инквизиция» произошёл от лат. Inquisitio, означающего «розыск».
У раннего христианства и христианской церкви было два врага:
• римские императоры и
• внутренние раздоры, опиравшиеся на теологические разногласия (различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее).
В связи с этим православию (греч.:;;;;;;;;;, правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч.:;;;;;;;, выбор, подразумевается, что ошибочный).
Особый церковный суд  католической церкви  под названием «Инквизиция» был создан папой Иннокентием III.
В 1908 году переименована в «Конгрегацию по делам вероучения» (Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

          В истории Инквизиции различаются 3 последовательных периода развития:
1) преследование еретиков до XIII в.;
2) доминиканская Инквизиция со времени Тулузского собора 1229 г. и
3) испанская Инквизиция с 1480 г.
• В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер;
• во 2-м были созданы постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов;
• в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями её государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом вместе с иезуитским орденом являясь боевой силой католической реакции XVI в. против протестантизма.
 
Преследования тех, кто думал иначе, чем остальные, были всегда, но на заре истории религии, когда люди, казалось, были менее цивилизованными, не было ничего, подобного ужасам инквизиции. Много писали о преследованиях римлянами христианских мучеников, но подсчитано, что число жертв инквизиции при Филиппе II Испанском на многие тысячи превосходит количество погибших по приказу  римских императоров. К тому же римляне были язычниками и не имели заповеди любить друг друга.
По подсчётам историков общее число жертв инквизиции в Европе доходило до 10–12 миллионов.
Основными формами отступничества от истинной веры, по мнению инквизиции, были колдовство и ересь. Ересь – это отклонение от догмата, а волшебство – служение дьяволу. И то, и другое одинаково подлежало искоренению. От преследования «ревнителей веры» не мог быть застрахован ни один человек. Даже самые известные люди своей эпохи. Среди них могут быть названы:

• Святая Орлеанская Колдунья (Жанна д’Арк (1412-1431))
Рассматривалась инквизицией как служительница дьявола, колдунья. Впоследствии была причислена к лику  святых, национальная героиня Франции, возглавившая борьбу своей страны с Англией и возведшая на французский трон наследника престола принца Карла.

• Николай Коперник (1473-1543), и Джордано Бруно (1548-1600)
Теория Коперника рассматривалось католической церковью как ересь, и именно поэтому в 1616 году книга Коперника «Об обращении небесных сфер», опубликованная в 1543 году, была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 года.
           Труд учёного вышел «в свет», как мы теперь говорим, в день его смерти. Вероятно, это обстоятельство спасло его от кары инквизиции.
Сторонником гелиоцентрической системы Н.Коперника был Джордано Филиппо Бруно, итальянский философ и мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной.
Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров.
Итог оказался обычным – его судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Взойдя на эшафот Бруно сказал: «Сжечь – не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!»
Ученый оказался прав и на этот раз: в XIX веке на месте казни Бруно был поставлен памятник – человечество действительно по достоинству оценило труды великого мыслителя.

• Данте Алигьери (1265 - 1321)
Данте боролся за независимость своей родной страны. Его заочно приговорили к сожжению на костре инквизиции. Однако когда к поэту пришла мировая слава, Флоренция предложила поэту вернуться на родину.

• Ян Гус (1371(по другим данным 1369)-1415)
На всей территории Священной Римской империи в Средние века постоянно вспыхивали восстания против католической церкви и папы Римского. В XV веке началась эпоха борьбы за перемены, получившая в истории название эпохи Реформации.
Одним из первых деятелей этой эпохи стал чешский богослов Ян Гус. 6 июля 1415 года Гус по приговору инквизиционного суда в случае его отказа от покаяния и отречения от ереси, должны были отправить на костер. Гус произнес: «Не отрекусь!», после чего его повели на костер, сооруженный неподалеку на площади.
 Впоследствии Гус был объявлен святым.

• Галилео Галилей (1564-1642)
По требованию инквизиции Галилей был вынужден в феврале 1633 г. приехать в Рим. Против него был возбуждён процесс. На четырёх допросах – от 12 апреля до 21 июня 1633 г. – Галилей отрекся от учения Коперника, 22 июня принёс на коленях публичное покаяние в церкви Maria Sopra Minerva и 9 лет официально считался «узником инквизиции».

• Иоганн Кеплер (1571-1630) 
В роли астронома, Кеплер развивал учение Коперника о гелиоцентричности, по которому Земля двигалась вокруг Солнца. Согласно этому утверждению, Кеплер создал три нормы движения планет (законы Кеплера).
За эти труды в области небесных светил, против учёного восстала католическая церковь. Книги Кеплера были объявлены запрещёнными.
Дабы избежать преследований католицизма и наказания за свою деятельность, учёный был вынужден часто переезжать.
          Инквизиция, осознавая невозможность дотянуться до известного учёного пошла другим путём, и заставила Кеплера страдать. Церковь решила выместить сувою вражду на матери учёного – Екатерине Кеплер. Её объявили ведьмой и до сожжения бросили в тюрьму.
     Из письма от сестры астроном узнал, что его мать обвиняют в таких злодеяниях: она якобы колдовала, ночью ездила на соседских свиньях, никогда не плакала, пыталась достать череп своего мужа, чтобы сделать из него кубок и подарить сыну. Весь этот набор был обычным перечнем в приговорах инквизиции.
     Женщину продержали в тюрьме пять лет. А хлопоты сына не приносили результата. Тогда, он отправился в Штутгарт, где ускорил разбирательство. Конечно, если бы не его вмешательство, Екатерину приговорили бы к смерти на костре.
     В итоге, суд постановил, за неимением доказательств вины, «устрашать» подсудимую. По освобождению она прожила ещё два года.
Кеплер, после случившегося не смог восстановиться на кафедре математики и умер в нищете в возрасте 59 лет.

***
Подавляющее же число жертв инквизиции составляли так называемые ведьмы и колдуны. Как инквизиция толковала ведьмизм и колдовство можно показать на литературных образцах.

Н.В. Гоголь.
Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
…А ведьма, между тем, поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав.

Чорт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на всё, кинется в воду; а душу отправит прямо в пекло. Солоха была не так жестока, притом же чорт, как известно, действовал с нею заодно.

Не прошло нескольких дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь. Бывал ли кто болен чем, тотчас призывал Пацюка; а Пацюку стоило только пошептать несколько слов, и недуг как будто рукою снимался. Случалось ли, что проголодавшийся дворянин подавился рыбьей костью, Пацюк умел так искусно ударить кулаком в спину, что кость отправлялась куда ей следует, не причинив никакого вреда дворянскому горлу. [Ночь перед рождеством].
***
Жизнь не вжизнь  стала Пидорке. Страшно ей было оставаться сперва одной в хате, да после свыклась бедняжка  с  своим  горем.  Но  прежней Пидорки уже узнать нельзя было. Ни румянца, ни усмешки: изныла, исчахла, выплакались ясные очи. Раз кто-то уже, видно, сжалился над  ней,  посоветовал  идти  к  колдунье,  жившей  в Медвежьем овраге, про которую ходила слава, что умеет лечить все на свете болезни [Вечер накануне Ивана Купалы].
***
Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву... как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети, а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака.

     Кто он таков – никто не знал. Но уже он протанцовал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на-сторону, вместо карых, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак – старик.
 – Это он! это он!  – кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.
– Колдун показался снова! – кричали матери, хватая на руки детей своих.
Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:
– Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! – и зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.


Рецензии