Новое в Род. Гл. 7 Константин Ч. 3 Бог. Д. Училище

В Главе 4 АНАНИЙ, ЧАСТЬ 7-4  СКУФЬЯ – мы уже публиковали фотографию  Бугурусланского Духовного училища. Но тогда мы не смогли  ничего найти в части истории здания училища.

В этот раз мы отыскали немного новых исторических данных. А потому посчитали возможным повторить публикацию фотографии Бугурусланского Духовного училища, добавив следующий текст…

"Здание духовного училища в Бугуруслане построено в 1862 г.
Училище развивалось и вскоре появилась необходимость в дополнительных помещениях.
В середине 1880-х гг. к зданию главного корпуса пристроили двухэтажный каменный придел. После Октябрьской революции 1917 года духовное училище было закрыто, в его здании размещался военный комиссариат, детский дом №1, летное училище им Еромасова.

 В настоящее время здание духовного училища возвращено Русской Православной церкви".

Источник: bugadmin.orb.ru

----------------------------------------
 

ИСТОКИ
НОВОЕ  В  РОДОСЛОВНОЙ
ГЛАВА 7  КОНСТАНТИН
ЧАСТЬ  3  БУРУГУСЛАНСКОЕ  ДУХОВНОЕ  УЧИЛИЩЕ

Константин Ананьевич Покровский – дедушка Владимира Николаевича Покровского.
Кому, как не родному внуку знать историю своей семьи.

Поэтому здесь и на протяжении дальнейших двух Глав: о родителях и своей биографии – все документальные данные собраны и предоставлены Владимиром Николаевичем Покровским.

Нам остаётся лишь добавлять некоторую дополнительную информацию, добытую из интернета и играющую роль иллюстраций к официальным данным.

Вот и теперь, эту  3-ю Часть Главы 7 мы начинаем с того, что Константин Покровский сначала окончил в 1884 году подготовительный класс Бугурусланского  духовного училища по первому разряду. 

А старший брат Венедикт в этом же 1884 году окончил это училище.
Брат Николай продолжал учёбу и следил за младшим – Константином.

В 1886 году Николай оканчивает училище и Константин остаётся без их присмотра и помощи.

Отсутствие опёки старших братьев не замедлило сказаться на успехах обучения Константина.

В 1887 году Константин  – уже по второму разряду окончил  третий класс этого училища.
В то же время в этом году он оставлен на повторный курс обучения.
Что-то не заладилось у него с каким-то предметом.

Может быть, сказалось то, что он был третьим сыном в семье Анания Иоанновича, причём не намного моложе двух своих старших братьев, а потому был избалован ими и в учёбе немного заленился, когда их обоих не оказалось рядом?

После того, как старшие братья окончили училище, Константин встречался с родственниками, приезжая на каникулы в родную семью, которая в это время уже жила в селе Ибрайкино.

А семья была большая.

1887 год. По клировой ведомости о Христо-Рождественской церкви села Ибряйкино  за 1887 год села Ибряйкино сведения о семье священника Анания Покровского:

Жена его – Евгения Матвеевна, священническая дочь, 38 лет;
Дети их - 5 сыновей и 2 дочери:

Венидикт обучается в Самарской Духовной Семинарии на епархиональном содержании, 17 лет;
Николай обучается в Самарской Духовной Семинарии на содержании отца, 16 лет;
Константин обучается в Богуруславском духовном училище на содержании отца, 13 лет;
Антонина обучается в Самарском епархиальном училище на содержании отца, 12 лет;
Алексей находится при отце, 8 лет;
Александра находится при отце, 5 лет;
Григорий находится при отце, 1,5 года;
Мать его, вдова Степанида Павловна Покровская, пособия ниоткуда и никакого не получает;
Тёща его, Любовь Петровна Зефирова, 62 года, пособия ниоткуда и никакого не получает.

Оказывается, Константин обучался, находясь на содержании отца.
Видимо, если бы Ананий не оплачивал обучение Константина в училище, за неуспеваемость могли бы его и отчислить?

В 1888 году Константин, повторно проучившись в 3-м классе училища, окончил 3-й класс по второму разряду при условии переэкзаменовки в августе месяце по русскому языку.
Переэкзаменовку он выдержал и был переведён в 4-ый класс.
Ну вот и причина его затруднений – русский язык.

А у кого из нас (не круглых отличников) легко давался русский язык в школе? Многие до сих пор пишут с ошибками, хотя и окончили уже не один университет знаний…

А у Канстантина дальше происходит следующее…

В целом по результатам годичных испытаний за третий класс Константин причислен ко второму разряду.
Но он опять остаётся на повторный курс по прошению…

Что означает это слово – по прошению?

Один из вариантов – строгий отец Ананий недоволен был успехами Константина и именно он мог обратиться с прошением – ещё раз  пройти Константину обучение в третьем классе,  учёбу в котором Ананий оплатил.

А как оно было на самом деле – нам уже теперь не узнать.

И вот, наконец, в 1890 году Константин окончил 4-ый класс (полный курс училища ) по второму разряду и был включон в списки учеников духовных лиц, принятых в первый класс Самарской духовной семинарии…

Итак, Константин, вместо положенных четырёх лет обучения в Бугурусланском Духовном училище, проучился в нем с 1884 по 1990 год.

Официальные данные об обучении Константина Покровского в Бугурусланском Духовном училище приведены в Самарских епархиальных ведомостях за соответствующие годы.

1884. Константин Покровский окончил приготовительный класс Бугурусланского духовного училища по первому разряду. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1884 года, стр. 333.

1885. Константин Покровский окончил первый класс Бугурусланского духовного училища по второму разряду. Переведён во второй класс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1885 года, стр. 282.

 1886. Константин Покровский окончил второй класс Бугурусланского духовного училища по второму разряду. Назначена переэкзаменовка в августе месяце по арифметике. Переведён в третий класс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1886 года, стр. 303.

1887. Константин Покровский окончил третий класс Бугурусланского духовного училища по второму разряду. Оставляется в том же классе на повторительный курс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1887 года, стр. 330.

1888. Константин Покровский окончил третий класс Бугурусланского духовного училища по второму разряду. Назначена переэкзаменовка в августе месяце по русскому языку. Переведён в четвёртый класс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1888 года, стр. 379.
 
1889. По результатам годичных испытаний учеников Бугурусланского духовного училища. класс третий Константин Покровский причислен ко второму разряду. Оставляется в том же классе на повторительный курс, по прошению. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1889 года, стр. 384.

 1890. По разрядным спискам учеников Бугурусланского духовного училища, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в мае и июне 1890 года. класс четвёртый Константин Покровский окончил полный курс училища по второму разряду. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 12, 15 июня 1890 года, стр. 386.

 1890. По списку учеников духовных училищ, принятых в первый класс Самарской духовной семинарии в августе месяце 1890 года. Выпускник Бугурусланского духовного училища, разряд второй Константин Покровский. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 20, 15 октября 1890 года, стр. 618.

--------------------------------------------

Попробуем теперь что-нибудь подробнее узнать о Бугурусланском Духовном училище.
Как всегда, нас интересует много сопутствующих вопросов. Не на все, но на часть из них, мы постараемся найти ответы.

------------------------------------------------------

Для начала нас, сегодня не смыслящих в вопросах Духовного обучения  интересует вопрос – а что даёт и чем отличается учёба в Духовном училище от учёбы в семинарии?

-----------------------------------------------------

Отсутствие одного общего начала в организации преподавания и хорошо подготовленных учителей, преобладание формализма и схоластики в обучении, господство латыни, материальная необеспеченность и т. п. — недостатки духовных школ замечались многими авторитетными лицами, и ещё в XVIII в. митрополиты московский Платон и санкт-петербургский Гавриил представляли проекты преобразования духовно-учебных заведений.

 В 1807 г. учрежден был с этою целью комитет, в состав которого вошли, между прочим, Сперанский и князь А. Голицын. Рассмотрев ранее составленные проекты (Братановского и Болховитинова), комитет представил в 1808 г. «Доклад об усовершении духовных училищ», составленный главным образом Сперанским.

Все духовно-учебные заведения предполагалось разделить на четыре разряда:

1. Духовные академии для высшего духовного образования будущих священнослужителей, а также учителей духовно-учебных заведений;
2. Духовные семинарии с средним курсом, для приготовления священников, а также воспитанников для академий;
3. Училища уездные — для приготовления в семинарии и вообще для низшего образования;
4. Училища приходские, для распространения однообразного обучения в самих селах (приходские училища в позднейшее время были большею частью соединены с уездными).

Все эти категории училищ были соединены в одну общую организацию, по началу подчинения низших высшим, и с новым составом наук, наполовину богословских, наполовину общеобразовательных.

 Все епархии России разделены были на четыре духовно-учебных округа, каждый под ведением своей духовной академии, которая через «внешнее академическое правление» управляла семинариями не только в учебном, но и в административном отношениях.

Семинарское «правление», в свою очередь, заведовало духовными училищами епархии.

 В каждой епархии полагалось по одной семинарии (всех 36) и по нескольку духовных училищ (уездных — 10, приходских — до 30). На содержание их назначено было 1 669 450 р. из средств Синода.

По утверждении в 1809 г. этого проекта учреждена была для его осуществления комиссия духовных училищ.

Наибольшее внимание обращено было на академию петербургскую, для которой собраны были лучшие ученые силы:
 на кафедру философии выписан был Сперанским из Германии Фесслер, впоследствии её занимал известный Фишер;
в числе профессоров богословия были Филарет (впоследствии митрополит московский), Иннокентий (впоследствии архиепископ херсонский), Г. П. Павский, И. С. Кочетов и др.

 В семинариях в течение шести лет, разделенных на три двухгодичных класса, кроме среднего курса наук богословских, преподавались науки общеобразовательные в размере, соответствовавшем курсу гимназий (старших четырёх классов), с присоединением логики, психологии, истории естествознания, сельского хозяйства и медицины (шла речь о введении в семинариях преподавания краткого курса законоведения).

В 1867—1869 гг. духовно-учебные заведения подвергнуты были новому преобразованию:
 духовно-учебные округи были отменены, административная власть академий по отношению к семинариям и семинарий по отношению к духовным училищам уничтожена.

В академиях, ввиду невозможности при современном состоянии наук изучения их всеми студентами в полном их составе, общеобязательными для всех студентов признаны лишь некоторые науки, остальные же разделены на три группы, из которых лишь одну, по собственному выбору, должны были изучать студенты.

Семинарии из трехклассных обращены в шестиклассные (по одному году в каждом классе);
медицина и сельское хозяйство исключены из числа учебных предметов, а вместо них введено изучение педагогики, с устройством при каждой семинарии воскресной школы.
 
Для управления всеми духовно-учебными заведениями учреждён учебный комитет при Синоде.

В 1884 г. устав и штаты духовно-учебных заведений подвергнуты новому пересмотру, причём в управлении академиями усилена власть епархиальных архиереев и ректоров.
 
Деление академий на факультеты — богословский, церковно-исторический и церковно-практический — отменено;
восстановлено наблюдение академий над семинариями и семинарий над низшими училищами.

В духовных академиях существуют в настоящее время, кроме кафедр богословских, три кафедры философии (логики, психологии и метафизики, истории философии), две кафедры всеобщей гражданской истории и по одной кафедре: русской истории теории словесности и истории иностранных литератур, русского и церковнославянского языков (с палеографией) и истории русской литературы, и языков греческого, латинского, еврейского, немецкого французского и английского.

Программа курса духовных семинарий вместе с духовными училищами содержит в себе полный курс классических гимназий с присоединением к нему психологии, а также начальных оснований и краткой истории философии.
В некоторых семинариях к этому присоединяется преподавание медицины и сельского хозяйства.

Духовно-учебные заведения православного ведомства в России — все общесословные;
в них могут обучаться на одинаковых условиях с детьми клира дети всех сословий государства.

Всего в России в настоящее время четыре духовных академии, 55 семинарий и 185 духовных училищ.

В 1891 г. учащихся в академиях было 769 (в том числе 21 иностранец — из болгар, сербов, черногорцев, румын, греков, сирийцев и японцев.

Большая их часть (в 1891 г. — 455) содержатся в академиях на казённые средства.
В 55 семинариях в 1891 г. обучалось всего 17 246 воспитанников.

В 185 духовных училищах в 1891 г. учащихся было 29 619.

Учащих и начальствующих лиц в семинариях и училищах в 1891 г. было 3124.

На содержание всех мужских духовно-учебных заведений в 1891 г. израсходовано всего 5 211 411 руб.

Эта сумма составилась из процентов с духовно-учебного капитала — 1 341 469 руб., процентного церковного сбора 1 669 250 руб., пособия от государственного казначейства — 1 576 231 руб. и разных специальных источников духовного ведомства.

Н. Барсов. Духовно-учебные заведения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

------------------------------------------------------

Ну, что же! Основные положения – понятны.

На некоторые другие  наши вопросы - ответы нашлись на одном из форумов: -
Духовные учебные заведения - ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

http://forum.yar-genealogy.ru/

Первый вопрос – про систему духовного образования.

Что означают разряды, присуждаемые учащимся духовных училищ  в конце учебного года?

Мне думалось, первый разряд показывает отличную учёбу. Второй разряд – хорошисты и троечники.

Оказалось, что мы были близко от истины. Но, если точнее, то разряды присваивались следующим образом.

«Каждый ученик по успеваемости находился на определенном месте, ему присваивался номер: первые 14 учеников попадали в первый разряд, остальные - во второй. Окончившие  семинарию по первому разряду, т.е. в числе первых 14-ти учеников, удостаивались звания студента и получали аттестат, в отличие от второразрядного свидетельства. Конечно, студенты имели льготы при назначении на места".

"Страницы истории России в летописи одного рода. (Автобиографические записки четырех поколений русских священников) 1814-1937".
Москва: Отчий дом, 2004. С. 703-704.

---------------------------------------------------

Вопрос:

Те учащиеся, которые по окончании духовного училища получили  свидетельства – на какую должность могли рассчитывать?

Ответ…

«В то время училищ было мало – по одному на волость. Поэтому поступить в учителя могли немногие.

На последнем курсе обычно будущих священников посвящали в стихарь, так что они могли поступить на должность псаломщика. Только женившись, выпускник семинарии мог стать священником, но его рукополагали обычно уже на определенное место. Часто это было место священника "за невестой".

Т.е. девушки духовного звания наследовали место своего заштатного или уже почившего отца, а выходя замуж, оставались в том же приходе, в том же доме, на той же земле.

Поэтому поиск будущего места священника обычно совмещался с поиском невесты. Если будущие родственники устраивали друг друга, то составлялось прошение на имя архиерея, и в его власти было утвердить или отказать.

Отделения в семинарии: риторическое, философское и богословское. Каждое рассчитано на 2 года обучения. Но, бывало, учащихся оставляли на повторительный курс - то по болезни, то по малоуспешности - и 6 лет растягивались иногда до десяти».

Москва: Отчий дом, 2004. С. 101 – 102

-------------------------------------------------------

Этот вопрос мы задали, наверное, преждевременно.

Константину нужно ещё окончить семинарию, а потом уже определяться с местом службы.



Рецензии