Ступени времени. картина 4

                Тифлис.  Конец сентября 1919 года. Середина дня. За столом в конторке сидит и
                рассматривает чертежи Антон. Входит Бабаян–

Бабаян – Мои люди привезли партию табака от поселенцев горного района Вале, но он, видимо, плохо просушен, там последние дни шли дожди. Как бы не сопрел в тюках.

Антон – Срочно приобретем мелкую сетку и в свободной от оборудования части цеха установим стеллажи из этой сетки. Температура цехового воздуха позволит лежащему на сеточных полках табаку высохнуть до нужной кондиции.

Бабаян – Ну что ж, пусть на этот раз все так и будет. Но в дальнейшем у нас свободное место в цеху займут ещё две поточные линии по изготовлению папирос, а табак всегда может прийти недосушенный.

Антон – Построим что-то в виде ангара и установим там стеллажи. Температура в амбаре будет регулироваться. Но если мы скупаем табак по весу, то не лучше ли подумать о том чтобы требовать от поставщиков сухой табак?

Бабаян – Ну тогда такие амбары должны быть у них.

Антон – И эти амбары будут строиться за их счет.

Бабаян – В таком случае есть риск потерять поставщиков – вдруг они найдут более сговорчивого покупателя?

Антон – И в этом предвидении весь смысл преуспевания предпринимателя. Что ж срочно начинаем строить амбар. Я думаю отапливать его надо электричеством, а для этого нужно получить разрешение на использование дополнительной электрической мощности, а с этим в данном районе сложновато.

Бабаян – Обратимся за помощью к Надежде Симфориановне, в конце  концов, мы же работодатели и создаем ещё несколько рабочих мест.

Антон – Верно, не будем откладывать. Придется переговорить с Надеждой по этому поводу.

Бабаян – Пока нам все удается. Поблагодарим Господа за это.

                Бабаян очень довольный собой уходит. Антон тут же выходит из комнаты – нужно
                распорядиться насчет постройки стеллажей –

                Вечер того же дня – Антон с семьей сидят за столом и пьют чай –

Борис – Сегодня я узнал, что в нашей гимназии учится русских -358, грузин – 178, армян – 239, татар – 37, евреев -38, других -40. Кто эти другие?

Вера – Я думаю, это в первую очередь немцы – очень уж много немецких фамилий в моей гимназии. Это и Зейдлиц, и Гинце, и Шмальцер.

Борис – А кто ещё? Ведь сказано – другие.

Антон – Конечно поляки, их сюда высылали в ссылку, и, быть может, горцы.

Борис – Да, со мной рядом сидит Феликс Гасневский, вероятно есть и другие.

Вера – Вероятно? Не всем же сидеть с тобой рядом, конечно, есть.

Ксения – Татары, это кто?

Антон – Интересный вопрос! Подозреваю, что под татарами в гимназии Бориса подразумевают азербайджанцев. На улицах то и дело слышится азербайджанская речь и напевы.

Борис – Я разглядел на Мтацминда (Святой горе), возвышающейся над городом, какое-то строение. Что это может быть?

Антонина – Я успела узнать, что это верхняя станция канатной дороги, которую построило бельгийское акционерное общество в 1914 году. А там, на горе большой парк.

Ксения – Папенька, маменька, а нас вы покатаете по этой дороге, ведь интересно?

Антонина – Обязательно прокатимся, это в наших ближайших планах, до наступления холодов.

Ксения – Ура, папенька, а Елену с собой возьмем?

Антон – Если Елена и Настя захотят, то обязательно возьмем.

Ксения – Настя не захочет, я её знаю, ведь ей не купили шляпку как у её мамы.

Антонина – Не надо выставлять Анастасию такой зловредной, она добрая, приветливая девочка.

Ксения – Да, когда хочет.

Антонина – И даже когда не хочет, делает то, что говорит её мама.

Антон – Ксюша, ты лучше расскажи о своих одноклассницах, нравятся тебе некоторые из них?

Ксения – Все девочки первый раз в гимназии, но ведут себя по-разному – некоторые смело, другие робко.

Антон – А в чем проявляется смелость этих  некоторых?

Ксения – Они первыми отвечают на все вопросы учительницы.

Антон – А ты как ведешь себя? смело?

Ксения – Если вопрос понятен, то смело.

Антон – Это когда понятно, что на него отвечать?

Ксения – Ну да, а как же иначе?

Антон – Выходит, что смелыми ты называешь знающих и умных. Но ведь к смелости это отношения не имеет.

Ксения – Почему же? Некоторые может и знают, но робеют – как бы не ошибиться.

Антонина – Дорогой, не слишком ли философский спор завел ты с 6 летним ребенком?

Антон – Мне кажется, в самый раз, ведь у неё на все есть свой ответ.

Вера – Папенька, а почему мы сняли квартиру далеко от квартиры тети Нади и девочек?

Антон – Видишь ли, Надежде ту квартиру предложила сдать её же сотрудница. Причем это близко от места работы, вот Надежда и согласилась.

Борис – А мы как тут очутились?

Антон – Боря, что значить очутились? Я понимаю, хотелось бы чего-нибудь получше, но в данных обстоятельствах и эта 3-х комнатная квартирка вполне подойдет. Мне её подсказали в гостинице и, узнав, что отсюда до твоей гимназии и гимназии девочек примерно одинаковое расстояние, я и решил снять её.

Антонина –Дорогие мои, будем учиться приспосабливаться. Все далеко не так плохо – и у отца приличный заработок есть, и вы в гимназиях  учитесь. Дай-то Бог, чтоб так всегда было.

Ксения – А приличный заработок - это какой?

Антонина – Такой заработок,на который мужчина может содержать семью.

Ксения – Содержать - это значит кормить и одевать детей и жену?

Антонина – Не только, ведь нужно ещё обеспечить жильем, летним отдыхом на природе, оплачивать учебу, развивать путем устройства походов в театры и, например, Ботанический сад и другие достопримечательности.

Ксения – Но мы ни разу не были в театре, разве что в кино, а оно считается?

Антонина – Театры летом не работают, их сезоны только- только открываются. Успеем сходить и не раз.

Вера – Выходит мы здесь надолго и нескоро вернемся в Москву.

Борис – Все зависит от того – останутся ли в России у власти большевики или нет.

Антон – Давайте не будем строить далеких планов, а будем обживаться здесь. Мне кажется, здесь неплохо – и климат мягкий, и народ довольно приветливый и нам с Надеждой удалось неплохо устроиться с работой. А если хотите завтра можем отправиться в Ботанический сад.

Борис – Завтра я не могу, наш учитель истории предложил классу отправиться на экскурсию в старый город.
 
Антон – О, какой он у вас энтузиаст и верно любит свой город. Вероятно грузин или армянин?

Борис – Я еще не научился их различать, но мой сосед шепнул мне, что наш учитель польский еврей.

Антон – И как же зовут вашего учителя?

Борис – Яков Самойлович.

Антон – Ба, вот так штука, ведь это и есть наш вновь обретенный родственник – супруг нашей Татьяны Даниловны!

Антонина – Да, интересно обернулось, ведь мы даже и не знали, в какой  гимназии он преподает. Даже не знали и того - в мужской или женской.

Антон – Интересное совпадение, но это ничего не меняет. Ты, Борис, не говори ему об этом. Он может даже и не знать нашей фамилии – Татьяна когда нас знакомила называла только наши имена и отчества.

Антонина – Давайте на этом и закончим наши сегодняшние посиделки. Ксения почти спит за столом.

                Через некоторое время все семейство отправляется спать.
                В это же время в своей квартире чаепитием заняты и Надежда с дочерьми -

Надежда – Вот и прошел ещё один мой беспокойный день, а как у вас доченьки этот день прошел?

Елена – В гимназии на уроках скучно, на переменах девочки толкаются, мне кажется  многие понарошку.
 
Анастасия – В гимназии девочки то и дело переговариваются на своих местных языках, хоть это запрещено.
Говорят, с этим раньше было строже. На уроке музыки мадам Белецкая – наша учительница - наигрывала отрывки из опер Цезаря Кюи и подчеркивала наличие в них лиризма, изысканности, художественной красоты – что, впрочем, мной не всегда угадывалось. Но было интересно.

Надежда – Видно педагог музыки у вас хорошо знает русский музыкальный мир, раз помимо мировых шедевров знакомит вас с музыкой одного из членов «Могучей кучки». Цезарь Кюи не только выдающийся композитор и виднейший музыкальный критик, но и крупный ученый в области фортификации, дослуживший в армии до чина полного генерала (инженер-генерала).

Анастасия – Маменька, а «Могучая кучка» - это то же, что Балакиревский кружок, не правда ли?

Надежда – В общем-то да. Я рада, что ты это знаешь. Елена, а ты объясни, пожалуйста, отчего тебе скучно на уроках? Оттого, что тебе известно все, о чем говорят на  уроке?

Елена – Нет, не это, но учительница говорит не совсем ясно, нужно догадываться.

Надежда – Она неясно выражает мысль или неясно произносит слова?

Елена – Вот я вспомнила это слово – она шепелявит.

Надежда – Елена, мне думается ты несколько преувеличиваешь, когда я с ней знакомилась она не шепелявила.

Елена – Не знаю как тогда, но теперь она шепелявит.

Надежда – Хорошо, при случае загляну к тебе, посмотрю кто из вас с учительницей больше шепелявит, беззубая дочь моя.

Елена – У меня нет всего двух зубов. Но и те скоро вырастут.

Надежда – Сдается мне, что когда я попаду к вам, учительница не будет шепелявить и у нее появятся все зубы.

Елена – Так ты думаешь – у нее нет сейчас зубов?

Надежда – Не утверждаю, но очень может быть, если она их лечит. Всегда шепелявив- шую учительницу не держали бы в гимназии.

Елена – Так может быть её ещё и уволят! Вот здорово!

Надежда – Дочка, ты мне не нравишься – ты злобствуешь, и эту причину злобы на педагога мне надо определить, а то может быть придется убирать из гимназии тебя.

Елена – Как убирать, куда убирать?

Надежда – В другую гимназию.

Елена – Но я хочу быть в той, где все наши!

Надежда – Ну если ты тут ничего не понимаешь?

Елена – Я не говорила, что ничего не понимаю. Просто иногда приходится догадываться.

Надежда – Вот и хорошо. Значить я могу не ходить в гимназию?

Елена – Конечно можешь.

Анастасия – А ещё я слышала в гимназии, что Тифлис называют «Маленьким Парижем», с чего бы это. Эти местные дома с большими балконами с трех сторон окружающие крошечные дворики у меня просто вызывают уныние – жить там, значить быть все время на виду.

Надежда  – До прибытия сюда я этого выражения о Тифлисе не слышала, но здесь оно в обиходе. Им тешут себя местные жители. Хотя, откровенно говоря, в городе немало великолепных зданий, которые хорошо смотрятся, хотя и выстроены в смешанных стилях, как например, здание казенного оперного театра построенное архитектором  В.А.Шретером в ложно-мавританском стиле и открытом в 1896 году постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя». В городе есть строения в стиле псевдоренессанса, псевдоготики и псевдорусском стиле. Стилистическая пестрота  характеризует архитектуру Тифлисских построек второй половины ХIХ – начала ХХ века.

Елена – А вспомни гостиницу, в которой мы жили, с её атлантами у входа – разве не впечатляет?

Анастасия – Но Париж – там столько театров, столько зрелищ.

Надежда  – Кстати, сюда приезжали и будут впредь заезжать не только русские, но и итальянские группы артистов с постановками «Ромео и Джульетты», «Травиаты», «Тристана и Изольды», «Тоски». Ставятся здесь и оперы местных авторов: «Даиси» и «Абесалом и Этери» З.Палиашвили; «Кето и Котэ»  Долидзе. Давай довольствоваться тем, что есть, не так все плохо. Тифлис не глухомань, ваше развитие не пострадает.
Анастасия – А мои занятия музыкой?

Надежда  – Эту проблему я на днях разрешу – мне предложили купить немецкое пианино, фирмы «Беккер»? Устраивает?

Анастасия – Но оно не новое?

Надежда  – Конечно нет, но уверяют - оно в отличном состоянии.

                После окончания этих разговоров девочки пошли спать, но и Надежда не очень
                задержалась –

                Вечер следующего дня. Члены семьи Антона за чаепитием обсуждают то, как у
                кого прошел день –

Антон – А поведай-ка нам Борис, как прошла ваша сегодняшняя экскурсия – что повидали, что узнали?

Борис – Ходили много, устали очень. Яков наш оказался неутомимым ходоком и рассказ- чиком. Конечно, всего я не запомнил, но на долгий рассказ меня хватит.

Антонина – А сколько было вас экскурсантов, неужели пошел весь класс?

Борис –Почти все, даже мой сосед по парте Феликс пошел. Мы потом с ним вместе возвращались, он где-то в нашем районе живет.

Вера–Так этот красивый мальчик, с которым я сегодня видела тебя на Кирочной и есть Феликс Гасневский?

Борис –Если будете задавать мне разные вопросы, я никогда не смогу рассказать об экскурсии.

Антонина – Больше никаких вопросов не будет. Начинай.

Борис – Основная правая часть старого Тифлиса – Кала, простирается от Эреванской площади до квартала серных бань. В Кала сохранился средневековый вид – узкие улочки с мощенной булыжной мостовой, небольшие дворики, окруженные галереями- балконами, почти соприкасающиеся балконы противостоящих домов, крутые улицы-лестницы – такова эта часть старого города.

Вера – Ну все это нам не внове, хотелось бы услышать описание отдельных достопримеча тельностей.
 
Борис – На улице Шуабазари (Серединный базар) сохранилась еврейская синогога, армянский храм Норашени, грузинская церковь Джварис-мама. С отступом от застройки улицы расположен кафедральный собор Сиони, посвящен ный Успению Богородицы.

Антон – Насколько мне известно, во всех странах храмы Сиони посвящены Успению Богородицы.

Борис – Постройка данного храма была закончена в начале  VII века. Сиони представляет собой центрально- купольное здание сооружение. Купол покоится на сводах, опирающихся на алтарные стены и два столба. Собор неоднократно подвергался врага ми разрушению и вновь отстраивался.Первоначальный интерьер не дошел до нас. В середине ХIХ века храм был расписан художником Г. Гагариным. Им же выполнен проект иконостаса.

Вера–А еще какие достопримечательности вы осмотрели?

Борис – Осмотрели базилику Анчисхати, расположенную около набережной Куры. Церковь построена в VI века. Трехнефная базилика дошла до нас с сильными передел ками  ХVII века. Апсида базилики, а также люнета и аркада сохранили первоначаль ную подковообразную форму, характерную только для раннего периода грузинской архитектуры.

Вера – А что значит трехнефная и что значит апсида?

Антон – Первые базилики представляли собой прямоугольные в плане строения. Большие по размеру базилики делились рядами колонн на несколько продольных частей – нефов (нефов бывает 3 или 5). Средний неф всегда выше и шире боковых.

Вера–А откуда поступает свет в такие строения?

Антон – К примеру, базилика Санта– Мария-Маджоре (Рим, IV век) уподоблена кораблю и как любая базилика представляет собой вытянутое прямоугольное здание. Своды - плоские деревянные перекрытия со стропилами - напоминают киль корабля. Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа. Когда в V веке появились высокие купола, то окна устраивались  в них, благодаря чему интерьер хорошо освещался. Такие купола устанавливались на внутренних колоннах.
 
Борис – Что касается апсиды, то этим термином обозначаются алтарные объемы в церков- ной архитектуре. А еще мы в Кала видели шиитскую мечеть и осмотрели остатки храма огнепоклонников, так называемого «Атешги».

Антон – Есть различие между шиитской мечетью и суннитской?  Ты подчеркнул, что видели мечеть шиитскую?
 
Борис – Яков об этом не упомянул, а спросить я не удосужился.

Антон – А в левобережной части старого города вы побывали?

Борис – Мы только перешли мост и вышли к Метехи , а левые части города Исани, Авлабар уходят  за Метехскую скалу.

Вера – Боря вам понадобится еще одна экскурсия.

Борис – Мы в этот раз увидели немало. Колыбель города окружена горными склонами, скальными обрывами и выглядит всеочень живописно – на западе вид на развалины бастиона цитадели Нарикала. Немного в стороне сферические своды бань, а еще дальше – силуэт горы Мтацминда с белой церковью Мамадавити на склоне. Далее просматривается слобода на Авлабарской возвышенности, вертикальная Метехская скала, которую венчает храм Метехи, с нависающими над пропастью балконами старых домов.

Антон – Уж очень живописно ты излагаешь - чувствуется влияние Якова Самойловича,  по-видимому он первоклассный рассказчик.

Борис – А я и не скрываю, мне его речь очень нравится и может быть, я употребил его выражения.

                Утро следующего дня. Антон решил переговорить с Надеждой относительно
                дополнительной электрической мощности, но в её кабинете её не обнаружил.
                Ему подсказали где она в данный момент находится, и он постучал в указанную
                дверь –

Алиса – Войдите.

Антон – (входя, с порога) Извините, мне нужно повидать Надежду Симфориановну и мне сказали, что она у Вас.

Надежда – Алиса Георгиевна, разрешите мне Вам представить ворвавшегося в Ваш кабинет человека,  моего брата Антона Симфориановича.

Алиса – Очень приятно, быть может и ему будет полезно послушать мною излагаемое.

Надежда – Антон, Алиса Георгиевна, по моей просьбе, любезно согласилась прочесть мне маленькую лекцию по истории становления Грузии.

Антон – Если Алиса Георгиевна не против – я с удовольствием. Этих знаний мне очень не хватает.

Алиса – Этногенез и последующая история грузинского народа протекала на пространстве между Главным Кавказским хребтом на севере, Малым Кавказским – на юго-востоке и бассейне реки Чорохи – на юго-западе. В целом в сегодняшней Грузии горы занимают здесь 53% поверхности, предгорья 33%,низменности – 14%.
Первое государственное образование сложилось здесь в VI веке до нашей эры, когда в Западной Грузии возникло Колхидское царство.
 
Антон – (как бы для себя) Ну да, Колхида была известна в европейских центрах культуры -поход аргонавтов за золотым руном, описанный в «Одиссее».

Алиса – Примерно в тот же период VI веке до нашей эры – в Восточной Грузии возникло Иберийское (Картлийское) царство - густонаселенная страна (по античным авторам) с множеством городов –Мцхета, Уплисцихе, Урбниси и др. В Грузии уже в то время шел неуклонный процесс формирования единой грузинской национальности.

Антон – То есть еще в дохристианский период?

Алиса – Да, процесс начался раньше. Иберийское царство провозгласило христианство официальной религией в IV веке нашей эры.

Надежда – А Колхида, западная часть, которая уже давно была известна Европе?

Алиса – В Западной Грузии аналогичный акт произошел позже - в VI веке.

Надежда – А когда ж они объединились?

Алиса – В ХI веке царю Баграту III удалось создать единое централизованное государство, которое достигло апогея своего развития при царе Давиде Строителе (1089-1125) и его внучки, царицы Тамар (1184-1213). В этот период грузинское царство очень расширило сферу своего влияния. В ХV веке некогда единая Грузия распадается на  Картлийское, Кахетинское, Имеретинское царства и княжество, включающее южные земли Грузии.

Антон – А как же Мегрелия, Гурия?

Алиса – Впоследствии из Имеретии выделяются княжества: Мегрелия, Гурия и Абхазия.В ХIII веке Грузия подверглась нашествию татаро-монгольских полчищ, а в ХIVв. её разорил Тамерлан. В ХVI – ХVII вв. нарастает агрессия Турции и Ирана, принес шая неисчислимые бедствия грузинскому народу. В этот период от Грузии были отторгнуты Месхет-Джавахети, Аджария.

Надежда – А когда Россия стала принимать участие в делах Грузии?

Алиса – В 1783 году в Георгиевской крепости на Северном Кавказе между Россией и Грузией был заключен «Дружественный договор» и два русских батальона были командированы в Тифлис.

Надежда – И с этой поры прекратились все набеги на Грузию?

Алиса – Увы нет, по подписанному договору царь Грузии Ираклий II отказывался (частично) от самостоятельной внешней политики, но в сентябре 1786 г. (в канун русско-турецкой войны – август 1787 г.) заключил сепаратный мир с Ахалцихским пашой о беспрепятственной торговле. В результате этих действий эти батальоны то ли  перебросили на Турецкий фронт, то ли ещё куда. В итоге -  Российских частей в Тифлисе не стало.
 
Надежда – И грянул гром?

Алиса – Да, в сентябре 1795 года полчища персидского шаха Ага-Магомет-хана, крайне раздраженного фактом подписания Георгиевского трактата, буквально стерли Тифлис с лица земли.

Надежда – Когда же произошло административное соединение Грузии с Россией?

Алиса – Картли и Кахети в 1801году, Имеретии -1810, Гурии -1828, Сванетии – 1854, Абхазии -1857, причем оттуда часть мусульман была выселена в Турцию.

Надежда – И Грузия зажила мирно до 1917 года.

                В это время на столе Алисы зазвенел телефон –

Секретарь –Алиса Георгиевна, управляющий просит Вас подняться к нему.

Алиса – Извините, мне нужно к управляющему, впрочем, мы же добрались до конца горемычной истории дороссийской Грузии. Больше и добавить мне нечего.

Антон – Алиса Георгиевна мы Вам бесконечно благодарны. Так блестяще изложить кратко историю Грузии не смог бы и мастистый историк.

Надежда – (шутливо)Даже сам Яков Самойлович?

Алиса – Так вы уже с ним знакомы?

Надежда – А что он разве местная достопримечательность?

Алиса – По сути – да. Всему городу он известен по экскурсиям с мальчишками по старому городу. Необыкновенный энтузиаст.

                Они втроем выходят из кабинета и расходятся, причем Надежда
                дает Антону ключ от своего кабинета–

Надежда – Антон, я подойду через пару минут.

                У кабинета Надежды Антон застает двух мужчин лет этак 35-40
                и когда он начинает открывать дверь ключом, один из
                незнакомцев спрашивает –

Незнакомец 1– А придет ли сегодня сюда госпожа, которая здесь работает?

Антон- Надежда Симфориановна скоро будет, а Вы по какому вопросу?

Незнакомец 1–  Она помогает нам оформить разрешение на постройку.

Незнакомец 2–  Она  так много делает для всех нас, беженцев. Мы её называем «Мендж маирик» (большая мама - армянский).

                В это время появляется Надежда и ходоки буквально бросаются к
                ней с вопросами

Надежда – Да, да, можете начинать строительство двух одноэтажных домов в намечен ном месте. Только не отклоняйтесь от проекта.

                Мужчины от души её благодарят и уходят

Надежда – Жалко,что Алиса не успела рассказать новую историю Грузии.

Антон – Ты имеешь в виду период с1917г. по сей день? Я могу это сделать, я в курсе.

                Когда они расположились в кабинете Надежды, Антон начал –

Антон – В февралея 1918 года в Тифлисе был созван Закавказский сейм, который в лице своих армянских и грузинских представителей отверг подписанные большевистским правительством решения Брестского мира, по которому Турция получала области Батума,  Карса и Ардагана и объявили о состоянии войны с Турцией. А в начале апреля сейм принял резолюцию о провозглашении Закавказской Демократической Федеративной Республики.

Надежда – И вновь образованная республика начала бодро воевать?

Антон – Правительство ЗДФР не имело возможности дать отпор, а турки между тем овладели Эрзерумом, Карсом, Ардаганом, Батумом, Озургети, Ахалцихом.

Надежда – Нетрудно догадаться, что поэтому ЗДФР пошло на переговоры.

Антон – Да, при посредничестве Германии. На переговорах выяснились острые внешнеполитические разногласия между национальными Советами Армении, Грузии и Азербайджана, что и привело к созданию отдельных национальных государств. Грузия провозгласила независимость 6 мая 1918 года.

Надежда – Но между собой они оставались дружны?

Антон – Если бы. К сожалению, нет, начались стычки за пограничные районы, что сильно подорвало престиж этих республик.

Надежда – Какая опасность может грозить Грузии сейчас?

Антон – С конца 1918 года в восточной части Азербайджана и по сей день находятся английские войска. Но большевики вряд ли отдадут нефтепромыслы без боя, а если они займут Азербайджан, то значит придут и сюда.

Надежда – Милая перспектива. И что же нам тогда делать?


Антон удрученно пожимает плечами. Ответа на этот вопрос у него нет.

Антон – Будим молить Бога, чтобы этого не произошло.

                Этим же вечером дома после чаепития Антону снова пришлось
                окунуться в грузинскую тематику -

Вера – Папа, никак не могу разобраться с грузинскими фамилиями, которые не переделаны на русский лад.

Антон – Изменять фамилию на русский лад требовалось лишь тем, кто поступал на государственную службу в Российской империи.

Вера – Я это знаю, но когда я слышу фамилию – Бетанели, я думаю – она итальянская, а когда слышу фамилию – Векуа, то вспоминаю – Валуа, и думаю это французская и снова ошибаюсь, так как обе – грузинские.

Антон – Исчерпывающих пояснений я по этому вопросу дать не могу, так как не знаю сколько существует окончаний грузинских фамилий, но скажу то, что успел узнать. Когда-то по окончанию фамилии можно было сделать вывод из какой части Грузии происходит её носитель, но за прошедшие века произошло перемешивание населения. И все-таки можно сказать, что: 1) Наиболее распространено в Грузии окончание «дзе» - оно встречается почти в любой части Грузии; 2) окончание «швили» встречается в Картли, Кахети – реже в западной Грузии; 3) в Мегрелии встречается несколько окончаний: «иа» (в русском написании «ия»), например, –Саная; «ава» - Хурцилава; «уа» - Готуа; «ани» - Чиковани, но это же окончание есть и в Имерети – Иоселиани; 4) «ши» - в Аджарии (Халваши), в Гурии (Тугуши); 5) «ури» - у восточных горцев – в Хевсурети, Пшави, Тушетии и т.д. -  Чкареули, Гурули;  6) «ани» - в Западной Грузии: Сванетии –Дадашкелиани,  Лечхуми – Мушкудиани,  Раче –Ахвледиани.

Борис – Их оказалось такое множество, что я не запомнил.

Вера – Ну раз они сегодня ни о чем не говорят, то и запоминать нечего.

                На этом беседа глохнет, да и идти спать давно пора


Рецензии