Девятый круг свободы отрывок 2
Зарплаты у сотрудников музея нищенские. Кто ж сюда из серьёзных людей пойдёт.
Ну, а я студентка ещё. Учусь в Литературном институте. Как бы решила подработать. Так что на ставку экскурсовода меня взяли с дорогой душой.
- Будь осторожна, - предупредила смотрительница, похожая на оживший рембрантовский портрет старухи: целый роман-эпопея написан на лице, видно, жизнь не щадила, закручивала сюжеты. – Смотри, улицу нашу не зря называют приворотной. Кто сюда забрёл, - свою судьбу обрёл. Только не всегда эта судьба счастливая.
И верно. В начале ХХ века здесь недалеко миллионер и меценат Николай Тарасов возвёл изумительное палаццо в стиле флорентийского Возрождения. Но вскоре его возлюбленная, актриса Оленька Грибова, ушла от него к корнету, юному и беспутному. Корнет тут же проигрался в пух и прах. И актриса умоляла Тарасова спасти её нового любовника. Тарасов выставил её вон. И разорившийся корнет застрелился. А на следующий день наложила на себя руки и Оленька. Когда Николай узнал об этом, он последовал за своей возлюбленной, покончил с собой в двадцать восемь лет.
Что вы хотите – Серебряный век. Век страстей и суицидов.
За флорентийским палаццо следует замок готический, красоты тёмной и потусторонней.
Построил его ещё один миллионер и меценат, Савва Морозов, для жены. Но вскоре переметнулся к Марии Андреевой, - вот совпадение! – ещё одной роковой женщине. Уехал с ней во Францию и зачем-то сделал её получательницей огромной суммы по своему страховому полису, тысяч в сто, кажется. Это во времена, когда квалифицированный рабочий получал двадцать рублей в месяц и вполне прилично содержал на эти деньги неработающую супругу и множество отпрысков.
Сразу же после этого Морозов как-то очень кстати сошёл с ума и застрелился. Андреева стала счастливой обладательницей капитала, а, поскольку она отвечала за добывание для большевиков финансовой помощи, почти все деньги в партийную кассу и перекочевали.
Многие историки, правда, подозревают, что это было убийство и что влюбчивого мецената застрелил в гостиничном номере в Ницце Красин, который там, тоже очень кстати, отирался.
В готическом замке Морозова служители до сих пор слышат по ночам чьи-то шаги в пустых залах.
Говорят, убиенный Савва всё никак не обретёт покой.
А ещё в замке этом исследователи видят дом булгаковской Маргариты. Тоже история, ничего хорошего не принесшая ни героине романа, ни её прообразу.
Между прочим, и Патриаршие пруды, и нехорошая квартира, где тёмные силы резвились, отсюда в двух шагах.
Буквально напротив, в шехтелевском гаражном флигеле, наслаждался жизнью красный граф, Алексей Николаевич Толстой, со своей четвёртой женой, красавицей Людмилой Баршевой, которая была моложе мужа лет на тридцать. История вполне счастливая: дом – полная чаша, королевские бриллианты для любимой. Правда, неизвестно, что думала об этом третья супруга, Наталья Крандиевская. Она на мужа жизнь положила, как декабристка какая-нибудь. Но ради молодой жены бросил Наталью с двумя детьми суженый.
А с другой стороны прямо в окна вступает церковь Вознесения, где, по преданию, венчались Екатерина II и Григорий Потёмкин. А вскорости императрица усвистела от тайного мужа к молодым красавцам.
И главное, здесь поженились Пушкин и Гончарова. Финал этой трагедии ещё со школьной скамьи помнят все.
- Смотри, осторожней, - повторила старуха, которую родители в незабвенные тридцатые записали в метрику Марксэной (Маркс, Энгельс) Сократовной Платоновой. Обрекли девчушку быть символом мировой философии.
Впрочем, эта пламенная коммунистка с лицом убеждённой протестантки ХVII века – опоздала.
Я уже увидела его.
Он продавал брошюры о старообрядцах и рекламные буклеты у подножия чёрной лестницы.
И был похож на херувима, который обожает отрывать мухам крылышки, просто из любопытства.
Голенастый, вихрастый. Асимметричное лицо принца Гамлета, пошедшего по кривой дорожке. Лоб гения. Глаза детские, распахнутые, невинные. Улыбка на резких губах то ли нежная, то ли злорадная. Принц-лягушонок, уродливый, но милый. И при этом Анубис, прекрасный бог смерти. Студент-перестарок, инфантильный и увядший одновременно. Казалось, то ли его недокармливают, то ли он репетирует роль чахоточного художника девятнадцатого века.
Вы думаете, любовь? – Загадка.
Мужчина слегка за тридцать, с зарплатой, на которую и пенсионеры с трудом выживают…
Что он здесь делает?
***
Свидетельство о публикации №217092800020